Файл: При ведении мониторинга земель выявляются следующие задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшая задача государственного управления окружающей средой в целом и земельными ресурсами, в частности, состоит в организации мониторинга земельных ресурсов. Исходя из положений Земельного кодекса, государственное управление в области осуществления мониторинга земель, равно как и государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного кадастра недвижимости, является полномочием Российской Федерации. Согласно установленным Земельным Кодексом требованиям государственный мониторинг земель — это система упорядоченных научно обоснованных действий по наблюдению за состоянием земель. В данном случае имеется в виду наблюдение за качественным состоянием земель в Российской Федерации как природного ресурса. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации, вне зависимости от установленных категорий и права собственности. При осуществлении мониторинга земель следует обратить внимание на то, что рядом федеральных законов в свое время были установлены особые нормы мониторинга земель отдельных категорий. Так, ст. 21 ФЗ № 4 «О мелиорации земель» установлено, что мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственной системы мониторинга земель и представляет собой систематические наблюдения за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель, и дается их оценка. При ведении мониторинга земель выявляются следующие задачи:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного надзора, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется по трем основные направлениям: наблюдение за состоянием земель, оценка и прогноз их со стояния.


В зависимости от целей наблюдения и охватываемой территории мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Для получения информации при осуществлении государственного мониторинга земель используются и применяются:

  • 1) дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

  • 2) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

  • 3) наземные съемки, наблюдения и обследования (сплошные и выборочные);

  • 4) соответствующие фонды данных.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. В последующем они используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, а также для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) ,согласно указу Президента РФ от 25 декабря 2008 г. №1847.

Росреестр наделен функциями по государственному земельному и геодезическому контролю, по проведению кадастровой оценки и мониторинга земель.

Следует отметить, что до настоящего времени в рамках государственного мониторинга земель не удалось обеспечить полноценное наблюдение за земельными участками и полями севооборотов как производственным ресурсом и он все еще не осуществляется по ряду параметров, характеризующих плодородие почв, имеющих существенное значение для нужд сельского хозяйства.

В связи с этим разрабатываются предложения о том, что в целях:

1) предотвращения выбытия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство;

2) разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв;



3) обеспечения государственных органов, включая органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный контроль, юридических и физических лиц, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности. Достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании будет осуществляться государственный мониторинг сельскохозяйственных земель.

 Это предусматривает, в частности, концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 г., согласно распоряжению Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1292-р.

Необходимость проведения этой концепции заключалась в том, что началось активное снижение плодородия почв, состояние земель ухудшилось, деградация почвенного покрова, особенно это относилось к сельскохозяйственным угодьям, так как снизилась способность к восстановлению. Также там отмечается, что с появлением большого количества собственников земли и наличием различных форм сельскохозяйственных товаропроизводителей задачи управления производством стоят как никогда остро , а решение их невозможно без проведения государственного мониторинга сельскохозяйственных земель.

Важнейшие положения, фиксирующие основы земельных отношений и земельного строя государства, содержатся в Конституции Российской Федерации.

В Конституции РФ заложен один из основных принципов. Согласно конституционному предписанию земля и другие природные ресурсы в России используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории Российской Федерации.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами должны осуществляется без нанесения ущерба окружающей среде.

Существует ряд федеральных законов, которые затрагивают или регламентируют отношения в области мониторинга земель.

Основополагающим документом, устанавливающим процедуры системы государственного мониторинга земель и государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации, является принятый в соответствии с Земельным кодексом приказ Министерства эконономического развития РФ от 26.12.2014 № 852
«Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. От 28.12. 2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 01. 2014) Статья 67. Госудаственный мониторинг земель, государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В задачах осуществления мониторинга использования земель проводится наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением, а полученные по итогам мониторинга сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Существует ряд других документов, регулирующих мониторинг земель:

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды" в главе X поясняется, как осуществляется государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды, также порядок создания государственного фонда данных для экологического мониторинга,для чего создаётся единая система государственного экологического мониторинга.

Согласно федеральному закону от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" в статье 16 объясняется ,что составной частью государственного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1292-р "Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020" данная концепция предусматривает утвердить план мероприятий по исполнению концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий. Этот план был необходим из-за резкого снижения плодородия почв и ухудшения состояния земель.


В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 24.12.2015 N 664 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения», определяется механизм осуществления государственного мониторинга земель. Если рассматривать земли сельскохозяйственного назначения ,то мониторинг осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, подведомственными Министерству федеральными государственными бюджетными учреждениями.

Порядок организации государственного экологического мониторинга установлен Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2013 г. N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" (вместе с Положением о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)).

Общая координация работ по организации и функционированию единой системы мониторинга осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Информация, содержащаяся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в части государственного мониторинга земель должна включать: результаты сбора информации о состоянии земель, наблюдений за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; результаты анализа и оценки качественного состояния земель, прогноз изменения состояния земель, последствий негативных процессов.

Исходя из положений постановления Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" можно сделать выод о том, что Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Одновременно были упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, а их функции переданы Росреестру.

В связи с этим определены полномочия и порядок организации деятельности новой Службы.