Файл: Т гражданской защиты и пожарной безопасности ямалоненецкого автономного округа государственное учреждение дополнительного профессионального образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
Более простым способом, но не дающим выигрыша во времени, является подвеска штурмовой лестницы во второй этаж учебной башни с постановкой правой ноги на первую ступеньку и с последующим подъемом спортсмена по всем ступенькам лестницы. Энергичным движением спортсмен поднимает лестницу и, подавая се вперед и вверх, подвешивает в окно второго этажа. Подвесив
Необходимо помнить, что точная подвеска зависит от состояния предохранительной подушки. Если подушка очень мягкая, то при постановке лестницы башмаками на поверхность подушки у основания башни последние глубоко входят в верхний слой подушки. Вследствие этого подъем лестницы будет недостаточным, и лестница крюком ударится в стену башни или в подоконник снизу. Наоборот, если спортсмен тренировался на подушке с мягкой поверхностью, а на соревнованиях подушка более твердая, то при подвеске крюк будет находиться высоко над подоконником, следовательно, лестница от удара ее тетивами о подоконник будет отскакивать назад. Кроме этого, при мягкой подушке спортсмен, подвешивая лестницу в окно второго этажа, будет утопать в подушке, и ему нужно будет выше поднимать ногу при постановке ее на первую ступеньку лестницы.
Обучая технике подвески штурмовой лестницы в окно второго этажа учебной башни, следует обращать внимание на правильную подвеску лестницы.
Подвешивание лестницы в левую половину окна затруднит выход спортсмена в окно и посадку его на подоконник. А при неплотно подвешенной лестнице (когда тетивы ее не прилегают к подоконнику) затрудняется подъем по ней и выход спортсмена в окно.
Подъем спортсмена по лестнице и посадка его на подоконник окна
второго этажа проходит так. По окончании подвески лестницы в окно второго этажа, правую ногу спортсмен ставит на вторую ступеньку. Используя инерцию бега и подтягиваясь на руках, спортсмен отталкивается левой ногой и ставит ее на третью ступеньку, а правой рукой перехватывает седьмую ступеньку.
Последующие движения рук н ног (правой ногой на четвертую, а левой рукой за восьмую ступеньку и т. д.) надо производить с выносом коленей за тетивы лестницы. Корпус должен быть прижат как можно ближе к лестнице, поэтому локти рук нужно развернуть в стороны и опустить вниз.
Ставить ноги на ступеньки следует мягко, не поднимая их высоко над ступеньками. Смотреть необходимо на ступеньку, расположенную выше той, на которой находятся руки.
Скорость подъема по штурмовой лестнице зависит от согласованной работы рук, ног и правильного положения корпуса.
Подтягивание на руках, полусогнутых в локтях, и разведение коленей за тетивы обеспечивают правильное положение корпуса, близкое его расположение у лестницы, и это содействует быстрой работе ног. Необходимо добиваться, чтобы движения рук при хвате за ступеньки как бы опережали движения ног; это также будет содействовать быстроте подъема по лестнице.
Так двигается спортсмен до тех пор, пока не поставит левую ногу на седьмую ступеньку и не схватит правой рукой за одиннадцатую, после чего при толчке правой и разгибании левой ноги подтягивается на руках и перехватывает левой рукой за тринадцатую ступеньку.
15
Рисунок 8 – Пожарный демонстрирует положение рук и ног перед выходом на подоконник второго этажа учебной башни.
Правую ногу при этом движении ставит на девятую ступеньку, пропуская восьмую ступеньку. После этого в темпе, без остановки, отталкиваясь правой ногой, одновременно левую ногу движением вперед и вверх заносит над подоконником в окно и, поворачивая корпус налево, спортсмен садится на подоконник.
Рисунок 8 – Пожарный демонстрирует посадку на подоконник второго этажа учебной башни
При посадке на подоконник, не разжимая кисть левой руки, спортсмен делает ею вращательное движение вокруг тринадцатой ступеньки до положения ладони снизу. Правую руку переносит с тринадцатой ступеньки на левую тетиву хватом ладони сверху между одиннадцатой и двенадцатой ступеньками лестницы, или переносит на одиннадцатую ступеньку хватом снизу. При этом корпус наклоняет вперед. Левую ногу, согнутую в колене, спортсмен плотно прижимает к подоконнику с внутренней стороны, правую ногу, снятую со ступеньки, вытягивает вниз и прижимает плотно к стене. Посадка на подоконник производится при наклоне корпуса.
Не рекомендуется далеко и резко отводить корпус от лестницы при занесении левой ноги на подоконник окна второго этажа, так как это представляет некоторую опасность. Тетивы лестницы могут не выдержать дополнительной боковой нагрузки при отведении корпуса назад, расколоться и даже поломаться.
16
Подвеска лестницы в окно третьего этажа. После того как спортсмен сел на подоконник окна второго этажа, он должен начать подъем штурмовой лестницы для подвески в окно третьего этажа учебной башни.
Сильным рывком руками вверх, полностью разгибая корпус, поднимая голову и делая вздох, спортсмен выбрасывает лестницу вверх, одновременно поворачивая ее так, чтобы крюк стал над головой. Выбросив лестницу вверх, он быстро опускает руки вниз и левой рукой подхватывает лестницу за тетиву под седьмой ступенькой.
Рисунок 9 – Пожарный демонстрирует выброс лестницы из положения сидя на подоконнике второго этажа учебной башни
Сохраняя инерцию движения лестницы вверх, левой рукой поднимает ее на вытянутую руку, а правой подхватывает за левую тетиву над пятой ступенькой и правой рукой продолжает поднимать лестницу вверх. При этом левая рука перехватывает правую тетиву ниже уровня правой руки под пятой ступенькой. В таком положении крюк лестницы должен находиться чуть выше уровня подоконника окна третьего этажа. Далее лестницу поворачивает правой рукой на себя и подвешивает ее на подоконник.
При рывке лестницы и подъеме ее вверх руки напряжены, спортсмен рассчитанно производит быстрые и широкие движения вверх. Эти движения помогают удерживать лестницу в вертикальном положении. Во время подъема лестницы голова спортсмена поднята вверх. Он все время смотрит на крюк, контролируя вертикальное положение лестницы и рассчитывая высоту ее подъема.
Можно подхватывать лестницу снизу обеими руками после рывка ее вверх, а затем подвесить. При этом спортсмен подвешивает лестницу в окно третьего и четвертого этажей двумя движениями, затрачивая очень мало времени. Для такой подвески необходимо сделать рывок лестницы вверх, чтобы она поднялась крюком на 30—40 см ниже уровня подоконника третьего и четвертого этажей. После этого лестницу необходимо подхватить на уровне груди двумя руками за тетивы, поднять вверх и подвесить.
Этот способ требует тщательной отработки. При использовании его следует учитывать влияние ветра.
Кроме описанных, существуют и другие способы подвески штурмовой лестницы в окно третьего этажа, так, например, при рывке лестницы вверх левая рука может находится не на тринадцатой ступеньке, а в хвате за крюк. Кроме того, многие спортсмены рывок лестницы производят правой рукой за одиннадцатую
17 ступеньку, а левой, опираясь на подоконник и выпрямляясь, помогают выполнению движения. При подъеме лестницы ее можно подхватывать после рывка двумя руками с последующей подачей ее вверх частым перебором рук или поочередным подъемом лестницы вверх при подхвате ее обеими руками.
Применение того или иного способа подъема лестницы вверх зависит от индивидуальных особенностей спортсменов и от их технической подготовки.
Отрабатывая подвеску штурмовой лестницы в окно третьего этажа учебной башни, следует обращать внимание на правильное положение спортсмена в окне.
При этом учитывают, что глубокая посадка на подоконнике создаст неудобства в выбрасывании лестницы вверх и не дает возможности контролировать подвеску се в следующее окно.
Не снижая темпа спортсмен переходит с подоконника окна второго этажа
башни на лестницу. В момент окончания подвески штурмовой лестницы в окно третьего этажа правую ногу он ставит на первую ступеньку, a левой рукой перехватывает за правую тетиву или шестую ступеньку с внутренней стороны лестницы.
Подтягиваясь на руках и выпрямляя правую ногу, стоящую на первой ступеньке лестницы, он ставит левую ногу на подоконник возле левой тетивы с разворотом носка во внутрь башни. При этом правой рукой он берется за седьмую ступеньку и, отталкиваясь левой ногой от подоконника, правую ставит на четвертую ступеньку и перехватывает левой рукой за восьмую ступеньку. Затем левую ногу ставит на пятую ступеньку, а правой рукой берется за девятую ступеньку. В момент перехода правой ноги на четвертую ступеньку производится короткий вдох с последующим выдохом.
Спортсмен может переходить с подоконника второго этажа учебной башни на лестницу так: правой ногой он переходит с первой ступеньки лестницы на третью, а левой — с подоконника на четвертую ступеньку. При таком способе дальнейший подъем по лестнице производится без пропуска восьмой ступеньки.
Этот способ прост, но требует большей затраты времени на дальнейший подъем по лестнице.
При отработке спортсмен должен обращать внимание на то, чтобы лестница сохраняла вертикальное положение, когда он ставит правую ногу на первую ступеньку. Он не должен допускать прыжков на лестнице.
Подъем спортсмена по лестнице, посадка его на подоконник окна третьего этажа, подвешивание лестницы в окно четвертого этажа, а также переход спортсмена с подоконника окна третьего этажа на лестницу производится так же.
Подъем спортсмена по лестнице в окно четвертого этажа и финиш на пол четвертого этажа учебной башни может производиться несколькими способами.
Наиболее рациональным следует признать подъем, который осуществляется по лестнице до девятой ступеньки с пропуском восьмой ступеньки.
18
Рисунок 10 – Пожарный демонстрирует выход на лестницу из положения сидя на подоконнике учебной башни
После того как правая нога станет на девятую ступеньку, спортсмен руками берется за тринадцатую ступеньку, подтягивается и перебрасывает левую ногу через подоконник. Одновременно отталкиваясь правой ногой и передавая всю тяжесть на руки, он делает одновременно резкий поворот правым плечом назад.
Слегка поднимаясь и передавая тяжесть на левую руку, спортсмен сгибает правую ногу под себя и назад и перекидывает ее через подоконник. Поднимать ногу слишком высоко не следует, так как это отнимает лишнее время.
Для того чтобы быстрее придти к финишу, лестницу необходимо подвешивать как можно ближе к правой стороне оконного проема. В противном случае можно задеть пяткой правой ноги о стенку учебной башни.
Упражнение считается законченным, когда обе ноги находятся на полу четвертого этажа.
Финиширование может быть и таким, когда спортсмен заносит прямо левую ногу, скользя по подоконнику окна четвертого этажа. При этом спортсмен отклоняет корпус от лестницы и на прямых руках заносит ногу.
Рисунок 11 – Пожарный демонстрирует финиширование
1 2 3 4
Методика тренировки. Для качественной подготовки спортсменов в тренировочные занятия целесообразно включать специальные упражнения.
Такими упражнениями могут быть: бег на короткие дистанции с отработкой техники старта (без лестницы и с лестницей); гимнастические упражнения на перекладине, на кольцах или на брусьях; лазание по вертикальному канату или по шесту; упражнение со штангой или с гирями; подъем по стационарным или по приставным лестницам; игры в мяч; прыжки в высоту.
Перечисленные упражнения полезно включать и в подготовительную часть
(в разминку) учебно-тренировочных занятий. Хорошо подготавливают организм к
19 работе следующие упражнения: подъем по лестницам, набитым на учебной башне, подтягивание на перекладине или на кольцах; толкание и рывки штанги (вес ограниченный) и т.п.
Упражнения с лестницей целесообразно отрабатывать по этапам. При этом следует обращать внимание на отработку сложных элементов (подвеску лестницы в окно второго этажа учебной башни, выброс лестницы, а затем подвеска ее в окно третьего и четвертого этажей и т. п.). Не рекомендуется за одно занятие при разучивании упражнения осваивать несколько элементов. От спортсменов необходимо добиваться сознательности в отработке приема (упражнения).
Составные элементы упражнения следует вначале до автоматизма отработать на втором этаже, после чего последовательно переходить к работе на расположенных выше этажах.
Подъем по штурмовой лестнице на четвертый этаж учебной башни
Учебную башню выполняют из дерева и обшивают с фасадной стороны.
Вертикальная фасадная плоскость башни является рабочей, на ней предусматривают по два и более оконных проема в каждом этаже (кроме первого) размерами 1.1х1,87 м; расстояние от окна до обреза стены не менее 65 см; ширина простенка не менее 60 см; ширина подоконника 40 (±2) см; высота подоконника от уровня пола 80 см; высота подоконника второго этажа от поверхности земли 4,25 м.
На рабочей стороне учебной башни никаких отверстий (кроме оконных проемов) и выступающих частей не должно быть. Для предохранения рук спортсмена от повреждений разрешается набивать брусок высотой 5—8 см и шириной 3 см (ширина ступеньки лестницы) под окнами второго этажа на 1—2 см ниже уровня третьей ступеньки штурмовой лестницы. На фасадную часть башни под окнами четвертого, третьего и второго этажей также разрешается набивать листовое железо, фанеру или непригодные для учебных целей пожарные рукава.
В каждом этаже башни должны быть лестничные площадки шириной не менее 1,5 м, причем каждая площадка должна иметь выход на внутреннюю лестницу. На одной из нерабочих сторон башни устраивают стационарную лестницу с выходом на площадки всех этажей.
Рисунок 11 – Схема учебной башни