Файл: Оглавление раздел пространство финансовой инклюзивности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
2
Оглавление
РАЗДЕЛ 1. ПРОСТРАНСТВО ФИНАНСОВОЙ ИНКЛЮЗИВНОСТИ .............................. 9
Краткая история понятия финансовой инклюзивности ............................................................ 9
Глобальное пространство финансовой инклюзивности .......................................................... 10
Пространство финансовой инклюзивности в России ............................................................... 17
Прогресс по изучению финансовой инклюзивности. Мировой опыт .................................... 22
РАЗДЕЛ 2. ПРОДВИЖЕНИЕ И ЭФФЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
ИНКЛЮЗИВНОСТИ .................................................................................................................... 28
Государство: дизайн политики ................................................................................................... 28
Бизнес: дизайн продуктов ........................................................................................................... 32
Население: дизайн поведения .................................................................................................... 35
Эффективность инструментов в достижении целей финансовой инклюзивности .............. 38
РАЗДЕЛ 3. ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ ФИНАНСОВОЙ ИНКЛЮЗИВНОСТИ ............... 39
Сценарии развития финансовой инклюзивности — 2030 ....................................................... 39
Систематизация существующих кейсов в России и мире ........................................................ 43
ВЫВОДЫ ......................................................................................................................................... 44
ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................................................................................................. 46

Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
3
РЕЗЮМЕ
Доступ к современным финансовым инструментам, таким как счета, переводы, депозиты и займы, может не только принести прямые экономические выгоды, но и в значительной степени определить возможности для осуществления эффективной экономической деятельности — финансовые услуги работают как инфраструктура, сродни дорогам или сетям сотовой связи. Несмотря на это, текущий уровень развития финансовых услуг не позволяет говорить лишь об их доступности. Для клиентов, особенно потребителя, а также провайдеров финансовых услуг все более остро встают вопросы качества, глубины пользования и благосостояния, которые являются оставшимися областями финансовой инклюзивности. По данным фокус-групповых исследований и опросов пользователей услуг, потребители выделяют качество и
линейку предоставляемых финансовых услуг как один из ключевых факторов
выбора провайдера
1
. При этом развитие финансовой инклюзивности может играть ключевую роль в снижении уровня бедности и улучшения макроэкономических
показателей, включая экономическое развитие и стабильность (Beck и др., 2007).
Некоторые исследователи, практики и регуляторы уже начали уделять внимание областям финансовой инклюзивности вне финансовой доступности, однако систематического подхода к анализу и развитию глубины, качества и благосостояния, связанных с использованием финансовых услуг, до сих пор не существует. Чтобы запустить активную дискуссию о финансовой инклюзивности как комплексном
феномене и предоставить базовую аналитическую рамку данной темы, Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления
СКОЛКОВО подготовил данное исследование. Информации из открытых источников, включая академические статьи, глобальные и локальные исследовательские отчеты с замерами рынка, а также государственные акты и положения, оказалось достаточно для того, чтобы сделать выводы об эффективности той или иной меры/инструмента для достижения поставленных целей, а также формирования стратегического взгляда на
будущее развитие финансовой инклюзивности в России.
Данный аналитический обзор будет полезен как частному (например банки, платежные системы, технологические компании), так и публичному (регулятор, государство, НГО)
секторам. Публичный сектор может разработать и скорректировать стратегии
развития финансовой инклюзивности, в том числе стратегию повышения финансовой доступности
2
, а также оценить эффективность мер стимулирования развития рынка финансовых услуг. Частный сектор, в свою очередь, может разработать собственные
маркетинговые и продуктовые стратегии в области финансовых услуг и предложить проекты ГЧП, которые повысят инклюзивность как в отдельных регионах, так и на уровне страны в целом. Систематизация и стратегический анализ будущих альтернатив будут полезны всем участникам рынка финансовых услуг, а также заинтересованным в этом рынке компаниям, организациям и частным лицам для определения эффективности собственных предложений и действий, а также формирования средне- и долгосрочного видения собственных ролей в повышении финансовой инклюзивности. Аналитическая рамка, представленная в данном отчете,
1
Исследование рынка безналичных платежных услуг в России — 2017, https://finance.skolkovo.ru/ru/sfice/research- reports/1653-2018-08-ru.
2
Стратегия повышения финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов, https://www.cbr.ru/finmarket/development/development_affor/strategy/.


Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
4 является первым шагом к более осознанному потреблению и развитию финансовых услуг в России и мире, что в том числе может быть достигнуто и другими, более адаптированными продуктами, исследованиями и рекомендациями для различных участников рынка на основе данной аналитики.
Основные результаты
1. Уровень финансовой инклюзивности в 2017 году увеличился на 7 п.п.
по сравнению с 2014 годом и составил 69 %.
В 2017 году Worldbank Findex обновил показатели финансовой инклюзивности, рассчитанные для 2011-го (51 %) и 2014-го (62 %): около 515 миллионов человек получили доступ к счету в сравнении с 2014 годом.
2. Можно выделить 3 главных тренда в финансовой инклюзивности:
a. Процветание
клуба «100
% доступности» —
по данным 2017 года уже
7 стран
имеют
100
% доступ к счетам.
b. Финансовая осознанность – замещение финансовой грамотности
финансовой осознанностью
.
c. Новые финансовые игроки: бигтехи — повышение роли больших
технологических компаний
на финансовом рынке.
3. На основе анализа пространства финансовой инклюзивности, в т.ч.
мировых кейсов, была произведена оценка эффективности реальных и
потенциальных мер для достижения определенных целей в этой сфере:
Инструмент
Цель
Инклюзивность идентификации
Базовый счет
Детальная аналитика данных
Развитие финтеха
Преодоление поведенческих искажений
100 % доступ к счетам
Высокие стандарты фин. услуг
Рост уровня использования фин. услуг
Рост фин. осознанности
0 %
100 %

Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
5
4. Дальнейшее развитие финансовой инклюзивности может пойти по
одному из представленных сценариев:
ДИСКЛЕЙМЕР: Данный отчет имеет ознакомительный характер и не содержит в себе рекомендаций для осуществления деятельности на финансовом рынке. Авторы не несут ответственности за прямые или косвенные убытки, возникшие в результате использования или действия на основании информации, содержащейся в этом документе. В работе описываются инициативы по состоянию на октябрь 2018 года, поэтому на момент прочтения данного отчета могло произойти достаточное количество изменений обсуждаемого вопроса. Все примеры и информация в данном отчете взята из открытых источников и собственного анализа авторов. Возможно, что некоторая информация в этом документе является неполной или неприменимой̆ к конкретным обстоятельствам или условиям.
Единый центр принятия решений
Осознанный подход
Неосознанный подход
Продавцы инклюзивности
Множество небольших агентов развивают финансовую инклюзивность в разных сегментах
Органическая инклюзивность
Финансовая инклюзивность — это естественный продукт деятельности множества агентов, изначально не направленной на повышение финансовой инклюзивности
Случайная инклюзивность
Агент шел по пути к определенной цели и случайно достиг финансовой инклюзивности
Король инклюзивности
Один агент, который целенаправленно занимается развитием финансовой инклюзивности
Фрагментированный центр принятия решений


Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
6
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая инклюзивность (ФИ) лежит в основе интегрированного экономического развития, поскольку финансы являются основой любой современной экономической системы. Так, доступ к современным финансовым инструментам, таким как счета, переводы, депозиты и займы, может не только принести прямые экономические выгоды, но и в значительной степени определить возможности для осуществления эффективной экономической деятельности — финансовые услуги работают как инфраструктура, сродни дорогам или сетям сотовой связи.
Финансовая инклюзивность определяется Всемирным банком как состояние, когда все заинтересованные лица и предприятия имеют доступ к полезным и доступным финансовым продуктам и услугам, которые отвечают их потребностям, предоставляется ответственным и устойчивым образом (WorldBank, 2013). В настоящий момент в связи c растущим пониманием ключевой роли ФИ появляется все больше академических и бизнес-исследований на данную тему. Было показано, что финансовую инклюзивность можно рассматривать как ключевой фактор снижения уровня бедности и что она улучшает ключевые макроэкономические показатели, включая экономическое развитие и стабильность (Beck и др., 2007). Поэтому все больше стран официально принимают стратегию развития ФИ. Кроме того, этим вопросом интересуются крупные представители финансового и нефинансового бизнеса, у населения меняется представление о финансовых услугах.
Несмотря на выгоды комплексного повышения ФИ, например отмеченные выше, в силу практических особенностей развития рынка финансовых услуг регуляторы и участники рынков России и мира до сих пор фокусируются на вопросах финансовой доступности.
Данный отчет, помимо систематизации существующих наработок в области финансовой
Государство
Бизнес
Население дизайн политики дизайн продукта дизайн поведения
Повышение ВВП
Экономический рост
Снижение бедности
Рост потребления
Повышение прибыли
Увеличение доли рынка
Снижение рисков
Социальная ответственность
Повышение благосостояния
Стабильность
Положительный опыт
Осознанное потребление фина нс ова я инк л
юзивнос ть
Рисунок 1. Участники, их мотивы и инструменты, актуальные для финансовой инклюзивности

Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
7 доступности, нацелен на предоставление начальной аналитики и систематизации идей, связанных с другими областями ФИ, такими как глубина пользования услугами, качество услуг и благосостояние участников рынка. Особенное внимание при этом уделяется финансовой осознанности, вопросам финансовой грамотности, эффектам от политик и дизайну мер стимулирования финансовой инклюзивности.
Помимо этого, данный отчет систематизирует текущее состояние измерения и изучения финансовой инклюзивности в России и в мире. Первая часть отчета отражает ключевые актуальные на данный момент тренды ФИ:

процветание клуба «100 % доступности» — рост числа стран, где 100 % населения уже имеет счет в финансовом институте;

финансовая осознанность — замещение финансовой грамотности финансовой осознанностью;

новые финансовые игроки: бигтехи — повышение роли больших технологических компаний на финансовом рынке.
Для каждого из игроков финансовой инклюзивности собраны наиболее актуальные инструменты в достижении целей финансовой инклюзивности: дизайн политики для национальных правительств, дизайн продуктов для бизнеса (как компаний финансового сектора, так и других индустрий), дизайн поведения для населения. Так, выявлено 5 основных инструментов ФИ:
1) инклюзивность идентификации;
2) базовый банковский счет;
3) детальная аналитика данных финансовой инклюзивности;
4) финансовые технологии;
5) преодоление поведенческих искажений.
Благодаря кейсам (например, политика финансовой инклюзивности в Нигерии, в России и других странах мира
, технологические решения в финансовой сфере в условиях разного экономического развития), собранной информации (например, классификация поведенческих искажений и их применение для финансовых продуктов), а также на основании экспертизы Центра результатом второй части отчета является матрица эффективности инструментов ФИ. Данная матрица показывает, что эффективность каждого из инструментов варьируется в зависимости от поставленной цели (100 %-ный доступ к финансовым услугам, повышение качества финансовых услуг, рост использования, финансовая осознанность).
Кроме того, предлагается анализ возможных будущих вариантов развития финансовой инклюзивности, альтернативы которых лежат в двух измерениях: структура внешней среды (единоличный или фрагментированный центр принятия решений) и поведение участников рынка (осознанное или нет). Реализация каждого варианта может варьироваться в зависимости от степени влияния игроков, применяемых инструментов и конкретных успешных кейсов, и в данной части отчета предлагается база для дальнейшего исследования и развития вопроса будущего финансовой инклюзивности.
Данный аналитический обзор будет полезен как частному (например банки, платежные системы, технологические компании), так и публичному (регулятор, государство, НГО) секторам. Публичный сектор может разработать и скорректировать стратегии развития финансовой инклюзивности, в том числе стратегию повышения финансовой


Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
8 доступности
3
, а также оценить эффективность мер стимулирования развития рынка финансовых услуг. Частный сектор, в свою очередь, может разработать собственные маркетинговые и продуктовые стратегии в области финансовых услуг и предложить проекты ГЧП, которые повысят инклюзивность как в отдельных регионах, так и на уровне страны в целом. Систематизация и стратегический анализ будущих альтернатив будут полезны всем участникам рынка финансовых услуг, а также заинтересованным в этом рынке компаниям, организациям и частным лицам для определения эффективности собственных предложений и действий, а также формирования средне- и долгосрочного видения собственных ролей в повышении финансовой инклюзивности.
Аналитическая рамка, представленная в данном отчете, является первым шагом к более осознанному потреблению и развитию финансовых услуг в России и мире, что в том числе может быть достигнуто и другими, более адаптированными продуктами, исследованиями и рекомендациями для различных участников рынка на основе данной аналитики.
3
Стратегия повышения финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов, https://www.cbr.ru/finmarket/development/development_affor/strategy/.

Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
9
РАЗДЕЛ 1. ПРОСТРАНСТВО ФИНАНСОВОЙ
ИНКЛЮЗИВНОСТИ
Краткая история понятия финансовой инклюзивности
К концу XX века большинство стран приняли стратегию «инклюзивного» роста, суть которой заключается в совместном проведении экономических, социальных и политических реформ. Вовлечение населения в финансовые услуги стало важным элементом новой политики, поскольку стало ясно, что именно этот фактор может стать решающим элементом успешного роста в других сферах: развитие финансового сектора связано не только с общим экономическим ростом, но и с более равным распределением выгод от него в обществе (Loayza и Ranciere, 2006; Delis и др., 2013).
Так, в 1997 году в Великобритании появилась Комиссия по вопросам финансовой инклюзивности (financial inclusion), а в 2005 году финансовая инклюзивность стала ключевым элементом социально-экономической политики Индии (Reddy, 2005). В 2010 году финансовая инклюзивность стала предметом обсуждения во всем мире, когда во время саммита G20 в Сеуле было создано Глобальное партнерство в области финансовой инклюзивности (GPFI), которое взяло на себя роль интеграционной платформы для координации усилий всех участвующих стран по улучшению финансовой доступности как фактора социально-экономического развития.
Определение финансовой инклюзивности
Совместная работа G20 привела к созданию общепринятого определения финансовой инклюзивности, которое выходит за рамки учета доли населения, имеющей счет в банке.
Согласно этому определению, финансовая инклюзивность означает, что каждый человек, вне зависимости от дохода и социального статуса, имеет эффективный и непрерывный доступ к финансовым услугам, а также грамотно и обдуманно пользуется данными услугами (Worldbank, 2013). Кроме того, была создана классификация, которая включает в себя параметры доступа, качества, использования финансовых услуг, а также их влияние на изменение благосостояния или, как позже предложил ВЭФ, приведение к финансовому здоровью
(см. рисунок 2).
Использование
Доступ
Качество
Финансовая осознанность
Рисунок 2. Пространство финансовой инклюзивности


Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
10