Файл: Представление об истине и ее критериях в истории философии Классическая концепция истины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доказательство субъективизма создана на абсолютизации роли субъекта в познании и полном забвении объективной составляющей. Сторонники этой точки зрения справедливо указывают на то, что нет истины вне человека и человечества, но делают очень широкий и незаконный вывод о том, что объективной истины не существует. Истина существует в терминах и суждениях, а это означает, что не может быть знания, которое не зависело бы от человека и человечества.

Безусловно, сторонники такого подхода остро чувствуют уязвимость своей позиции, потому что отрицание объективной истины ставит под сомнение само существование любой истины, ведь если правда субъективна, то получается, сколько людей, столько и истин. Чувствуя хрупкость такой позиции, субъективисты пытаются как-то ограничить произвол в признании истины. Например, неопозитивисты, категорически отрицая объективность истины, вводят понятие интерсубъективной истины, под которым понимается общепринятое знание в научном сообществе.

Объективисты занимают противоположную позицию. Они абсолютизируют объективную составляющую истины. Для них истина обычно существует вне человека и человечества - истина - это сама реальность, независимая от субъекта. Однако истина и реальность - совершенно разные вещи; реальность существует независимо от познающего субъекта. В самой объективной реальности нет истин, есть только объекты со своими свойствами, и правда появляется в результате познания этой реальности человеком. Это знание субъектом реальности, которое он знает. Истина - это единство объективного и субъективного, субъективная картина объективной реальности.

Истина объективна по своему источнику и содержанию. Что это значит? Источник знания - это объект, а оно (знание) - отражение этого объекта.

Хотя субъект конструирует исходные концепции и на их основе формирует различные теории о познаваемом объекте, содержание этих теорий не зависит от него - познающего субъекта. Объект со своими свойствами существует объективно, независимо от человека и человечества. Содержание формируемой теории определяется именно отражением этих свойств, то есть воспроизведением их в истинном знании, точно так же, как эти объективные свойства существуют в самой действительности. Объективная истина понимается как такое содержание знания, которое целиком и полностью диктуется объектом и поэтому не зависит ни от человека, ни от человечества.

Однако признание объективности истины верно лишь наполовину. Другая половина состоит в том, что истина не существует без человека и человечества. Тут необходимо понять важное гносеологическое различие между объективной истиной и объективной реальностью. Если реальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегда существует в сознании человека.
Истина - это человеческое знание, а не сама реальность.

Для характеристики процесса постепенного разъяснения и углубления истины, насыщения ее объективного содержания вводятся понятия абсолютной и относительной истины. Под абсолютной истиной понимается знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с представляемым предметом. Степень соответствия знаний в данном случае абсолютная, то есть полное, точное и исчерпывающее знание об объекте. Однако достижение абсолютной истины в знаниях - это скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат. Науке часто приходится довольствоваться относительными истинами.

Под относительной истиной понимается знание, достигаемое в конкретных исторических условиях познания и характеризующееся соответствием относительно его объекта. Другими словами, относительная истина - это частично истинная истина; это соответствует действительности лишь приблизительно и частично. В реальном познании ученый всегда ограничен определенными условиями и ресурсами, и из-за этих ограничений он не может сразу достичь абсолютной истины, и вынужден довольствоваться относительной истиной.

Можно сказать, что относительная истина представляет более или менее истинное знание. Некоторые элементы этой истины полностью соответствуют своему объекту, другие являются домыслами автора. Некоторые аспекты объекта в целом могут быть пока скрыты от знающего субъекта. В силу своего неполного соответствия объекту относительная истина действует как приблизительно истинное отражение реальности.

Конечно, относительная истина может быть уточнена и дополнена в процессе познания, поэтому она действует как изменчивое знание. В то же время абсолютная истина в силу своего полного соответствия действительности является неизменным знанием. Абсолютно ничего нельзя изменить, поскольку его элементы соответствуют своему объекту.

Достижима ли абсолютная истина? Этот вопрос обычно является предметом бурных дискуссий, и на него непросто ответить однозначно. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина в принципе невозможна.

Известно, что прогресс познания во многом зависит от технической и интеллектуальной «оснащенности» субъекта. На ранних этапах истории человечества многие загадки природы и общества были неразрешимыми, так как уровень развития социального субъекта был низким.

С другой стороны, успех решения познавательной задачи также зависит от сложности объекта, который нужно познать. Неслучайно из всех наук с момента зарождения точного естествознания наиболее успешно развивалась механика.



Таким образом, в каждый конкретный исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и только в своем потенциале развития, когда его познавательная сила возрастает, он может приблизиться к абсолютной истине. Другими словами, абсолютная правда о мире в целом существует только как предел и идеал, к которому стремится человечество.

Внешне абсолютная и относительная истины кажутся взаимоисключающими. Но в истинном процессе познания они не противоположны друг другу, а взаимосвязаны. Их отношения также выражают процедурный и динамический характер достижения истины в науке.

Процессуальность истины как важнейшее свойство истины
Как показывает исторический опыт, знание всегда стремится выйти за пределы своей применимости и только благодаря этому раскрывает как элемент своей абсолютной истины в рамках данной конкретной предметной области, так и свою относительность за ее пределами. В конечном счете, только история может судить о том, смогли ли мы докопаться до истины, освободив нас как от субъективных ошибок, так и от предрассудков, навязанных историческим временем, в котором мы живем.

Это подразумевает чрезвычайно важное свойство истины - она ​​длится, то есть она процедурна и динамична, а не статична. Процедурная природа истины обнаруживается, по крайней мере, в трех плоскостях: логическом, историческом и экзистенциальном.

В историческом плане это постепенная кристаллизация истинного знания в истории, когда неполное и фрагментарное знание объекта на эмпирической стадии познания заменяется построением его «теоретической картины», обеспечивающей всестороннее понимание и предсказание: например, доразработать современную хромосомную теорию наследственности почти через сто лет после знаменитых экспериментов Г. Менделя; законы классического европейского капитализма были установлены К. Марксом через много десятилетий после работ классиков британской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо.

Истинное знание требует определенной подготовки личности, а иногда и экзистенциальной зрелости для ее усвоения. Человек приходит к многим важным истинам и ценностям жизни не сразу, а через мучительную медитацию. Также нужно время на овладение профессиональными знаниями, ведь химику-первокурснику невозможно раскрыть все секреты своей будущей профессии - он как человек просто к этому не готов. Особую роль в философии играет экзистенциальность личности. Чтобы стать настоящим философом, необходимы мудрость и опыт. Мало кому из великих мыслителей прошлого удавалось создавать свои самые яркие произведения в юном возрасте. Ф. Шеллинг здесь, пожалуй, единственное заметное исключение.


Процессуальность истины обязательно выводит нас на центральную проблему: а на основании, каких критериев мы обычно воспринимаем одно знание как истинное, а другое – как ложное?
Истина, заблуждение и ложь
Истина обычно определяется как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, полученная через его интеллектуальное понимание или сообщение о нем и охарактеризованная с точки зрения ее надежности. Поэтому истина не существует как объективная духовная реальность в ее информативных и ценных аспектах. Ценность знания устанавливается мерой его истинности. Иными словами, истина - это свойство знания, а не сам объект знания.

Знание является отражением и существует в виде чувственного образца - даже теории как целостной системы. Известно, что изображение может быть отражением не только настоящего, но и прошлого, напечатанного на некоторых носителях, передающих информацию. А будущее - может ли оно быть объектом размышлений? Можно ли оценить, насколько истинная идея, действующая в виде плана дальновидна? По-видимому, нет. Конечно, концепция основана на знании прошлого и настоящего. И в этом смысле у него есть что-то правдивое. Но можно ли сказать о самом замысле, что это правда? Или более вероятно, что такие концепции, как разумное, осуществимое, полезное - социально полезное или полезное для класса, социальной группы или отдельного человека, являются адекватными? Идея оценивается не с точки зрения правды или лжи, а с точки зрения удобства и осуществимости.

Получается, истина определяется как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также концепций, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. Тот факт, что истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с предсказуемыми изменениями. Истинные знания позволяют людям рационально организовать свои практические действия в настоящем и предсказывать будущее. Если познание с самого начала не было истинным отражением действительности, то человек мог не только разумно трансформировать окружающий мир, но и адаптироваться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этой позиции.


Но человечество редко достигает истины, кроме как через крайности и иллюзии. Процесс познания - это не гладкий путь. По словам Д.И. Писарева, для того, «чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках»4. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых неверные позиции принимались за истину. Заблуждение - это нежелательный, но законный зигзаг на пути к истине.

Заблуждение является содержанием сознанием, которое не соответствует действительности, но считается истинным. Так, скажем, в религиозном сознании вымысел воспринимается как реальность. История познавательной деятельности человечества показывает, что заблуждения также отражают, хотя и в одностороннем порядке, объективную реальность, имеют реальный источник, «земную» основу. Вся выдумка содержит нити реальности, сотканные силой воображения, причудливые узоры. Однако в целом подобные образы не соответствуют действительности.

Некоторые полагают, что заблуждения - досадные случайности. Но они безжалостно сопровождают историю познания как плату человечества за смелые попытки узнать больше, чем позволяют уровень существующей практики и возможности теоретической мысли. Человеческий разум, стремящийся к истине, неизбежно впадает во всевозможные заблуждения, как из-за своих исторических ограничений, так и из-за требований, превышающих его реальные возможности. Заблуждения также вызваны относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых задач, стремлением реализовать идеи в ситуации неполной информации. В научном познании заблуждения выступают в виде ложных теорий, ложность которых обнаруживается в ходе дальнейшего развития науки.

Значит, заблуждения имеют гносеологическую, психологическую и социальную основу. Но их нужно отличать ото лжи как морального и психологического явления. Ложь определяется искажением текущего положения дел с целью кого-то обмануть. Ложь может быть либо изобретением того, чего не было, либо сознательным сокрытием того, что было. Логически неверное мышление также может быть источником лжи.

Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, иногда противоположных взглядов, дискуссий, а также невозможно без ошибок и заблуждений. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике часто допускаются ошибки в ходе наблюдений, измерений, расчетов, суждений, оценок. Однако заблуждения в науке постепенно преодолеваются, и правда выходит на свет.