Файл: Представление об истине и ее критериях в истории философии Классическая концепция истины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Истина вторична. Концепция абсолютной или неизменной истины - всего лишь иллюзия. Каждый предмет познания неисчерпаем, он постоянно меняется, имеет множество свойств и связан с окружающим миром бесчисленными нитями взаимоотношений. Например, считалось, что химический состав, свойства и состояние воды были тщательно изучены. Однако была обнаружена так называемая тяжелая вода с неизвестными ранее свойствами. Каждый этап познания ограничен уровнем развития науки, уровнем практики, а также способностями ученого. Научные знания, в том числе самые надежные и точные, носят относительный характер. Относительность знания заключается в его неполном и вероятностном характере. Следовательно, истина относительна, потому что она не полностью отражает объект. И в определенных пределах условия, отношения, которые постоянно меняются и развиваются. Относительная истина - это ограниченное и правильное знание чего-либо.

Удивительно, но факт: в науке каждый шаг вперед открывает как новую тайну, так и новые горизонты неведения. Это бесконечный процесс. Человечество всегда стремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, стараясь максимально сузить «сферу влияния» относительного в содержании научного знания. Однако даже непрерывное расширение, углубление и уточнение наших знаний в принципе не может полностью преодолеть их вероятность и относительность. Оказывается, научное знание - это всего лишь серия предположений, исходящих с незапамятных времен, без прочной основы для достоверности.

Конкретность истины
Конкретность истины - один из основных принципов диалектического подхода к познанию - предполагает точное описание всех условий, в которых находится объект познания. Свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, основных существенных свойств, тенденций его развития - конкретность. Таким образом, истинность или ложность определенных суждений не может быть установлена, если условия времени и места, в которых они сформулированы, неизвестны.

Суждение, которое правильно отражает объект при данных условиях, становится неверным по отношению к тому же объекту при других обстоятельствах. Правильное отражение одного из моментов действительности может превратиться в свою противоположность - заблуждение, если не учитывать определенные условия места, времени в роли отраженного в композиции целого. К примеру, невозможно постичь отдельный орган вне целого организма, человека вне общества. Суждение «вода закипает при 100 градусах Цельсия» применимо только в том случае, если это обычная вода и нормальное давление. Эта позиция теряет свою истинность, когда вы берете так называемую тяжелую воду и меняете давление.


Каждый объект, вместе с общими характеристиками и наделенным индивидуальными возможностями, имеет свой уникальный «жизненный контекст». Для этого необходим и конкретный подход к объекту: правда всегда конкретна. Верны ли, скажем, принципы классической механики? Да, это верно в отношении макротел и относительно низких скоростей. Вне этих границ они перестают быть правдой.
Противоречивый характер истины


Истина не может существовать без противоречия, истинное суждение всегда содержит объективное противоречие. Становление - первая истинная категория логики Гегеля - уже содержит два противоречивых момента: возникновение и прехождение.

В ленинской философии истина определяется как соответствие понятия объекту и объекта понятию. Как будто соответствие понятия объекту уже логически предполагает соответствие объекта понятию, но это не так. У каждого человека свое представление о реальности, которое более или менее объективно отражает материальный мир. Объективное - хорошо осмысленное всеобщее.

Багаж знаний и понятийный аппарат человека постоянно пополняется и развивается. Следовательно, его концепция все больше стремится к объективному отражению объекта, не достигая абсолютного знания. Таким образом, знание объекта всегда относительно. Существуют научные категории, знания, законы, которые изучаются навсегда. Это определения, которые содержат качества, которые не меняются с изменением.

 Варианты соответствия и несоответствия понятия объекту:

  1. Понятие может в большей мере не соответствовать объекту. В данном это не момент истины. Это понятие не верно.

  2. Понятие может в большей мере соответствовать объекту. В данном случае это момент истины и правильно отражает действительность.

  3. Понятие может правильно отражать реальность такой, какая она есть здесь и сейчас, как если бы он фотографировал её, но в то же время с научной дальновидностью предвидеть результат развития объекта. Таким образом, научный термин правильно отражает объект, который есть, и объект, который в действительности не существует, но уже есть в ходе своего развивающегося бытия. В данном случае объективное понятие как соответствует данному объекту, так и нет. В обоих случаях оно правильное.

Целенаправленная воля человека выступает как внешняя сила, преобразующая общество, и как внутренняя сила, зародившаяся в самом обществе. Идея как организующий социальный принцип

, являясь формой общественной жизни, является моментом развития ее содержания. Содержание развивается благодаря своей идеи, относительно независимой от него, хотя это его момент. Общество может развиваться только тогда, когда форма соответствует содержанию, но никогда не соответствует ему. Таковы внутренние противоречия концепции истины.

ИСТИНА, ЦЕННОСТЬ И ОЦЕНКА



С античности и до наших дней в философии происходили конфликты между представителями различных школ и философских тенденций по поводу того, является ли ценность атрибутом чего-либо или результатом оценки, продиктованной потребностями человека и общества. . В первом случае ценность интерпретируется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором случае понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям любого характера. Сущность ценностей проистекает не из предметов, а из человеческих потребностей. Эти две крайние точки зрения отражают некоторые особенности концепции ценности, но не дают ей адекватного определения.

Предметы и явления природы и общества обладают свойствами, осознание которых может осуществляться как в форме познания того, что есть, реально существует, так и в виде представления о том, какой должна быть эта реальность, каким человеком должен вести себя по отношению к природе и другим людям. В первом случае познание объекта характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором - с точки зрения ценности объекта, то есть его значения для человека.

Как и истина, ценность - это не свойство, а отношение между мыслью и реальностью. Человек осознает на основе своего индивидуального опыта, что существует связь между важным для него объектом и его потребностями и интересами.

Ценность - это то, что имеет для человека положительное значение. Смысл определяется не свойствами самого объекта, а их участием в жизни человека. Кант отмечал, что носители ценностей даны сознанию вместе с мерой ценности, которая превращает их в желаемое. Следовательно, бытие ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте. Субъективно желаемое проявляется в форме оценки, то есть установления значимости различных явлений для человека, определяемой его социальным положением, мировоззрением, уровнем культуры, интеллекта и нравственности. Очевидно, что между субъективно желаемым и ценностью могут возникнуть противоречия.

Природа аксиологически нейтральна, поскольку ценность актуализируется только в контексте человечества, в конкретных исторических условиях его существования и развития. Мы смогли увидеть динамику ценностей при сравнении норм, характерных для разных цивилизаций.


Судить о значении вещи - значит иметь представление о том, что она обладает свойствами, необходимыми субъекту. Ценности отражают реальную связь объекта с потребностями, стремлениями, интересами и целями субъекта. Следовательно, мы можем говорить об оценочных суждениях с точки зрения их истинности или ложности.

Фактически мир открывается таким, какой он есть, независимо от человека. Хотя момент субъективности на самом деле в принципе неизбежен. Оценка как ведущий момент включает субъективное начало, раскрывает не свойство объекта как такового, а его значение для человека.

Формы выражения истины и оценки также существенно различаются. Истина принимает форму рационального, логически связного знания. Оценки направлены в сферу эмоций, воли и мотиваций. Хотя оценки включают момент познания, это знание может иметь очень расплывчатую образную форму.

Важной характеристикой оценочного суждения является то, что оно является оценкой или стимулом к ​​действию через внутреннее состояние и, прежде всего, через эмоциональное переживание ценности. Если научное знание призвано максимально приблизиться к адекватному знанию, то ценностное отношение погружает нас в мир значений.

Практическое использование истины позволяет нам отождествлять ее с добром. Однако широко известны негативные оценки правды: жалкие и низкие, жестокие и бесполезные и т. Д. Пушкин дает блестящую психологическую характеристику отношения к правде: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».

Парадокс оценочных суждений состоит в том, что знание не является препятствием для произвольной оценки феномена реальности. Если когнитивные суждения интерсубъективны, не зависят от точек зрения, то оценочные суждения субъективны, имеют разные основания. Особенно часто мы сталкиваемся с произвольными оценками в суждениях об политических, моральных, эстетических, идеологических ценностях.

Оценка результатов, методов и средств является неотъемлемой частью познавательного процесса. Эта особенность объясняет разрыв между реальной ценностью гипотез и открытий. Оценка научного значения ошибочных идей и предположений также является важной проблемой. Если истинность знания определяется его отношением к объективной реальности, то его познавательная ценность в процессе научного развития оправдывается важностью его влияния на познавательный процесс. Следовательно, многие ненаучные концепции прошлого оказали значительное влияние на формирование современной науки.


Любая оценка характеризует как предмет, так и потребность предмета в оценке. Но поскольку потребность представляет собой глубокую характеристику личности, постольку, оценивая то или иное явление, субъект выражает как свое отношение к нему, так и свою потребность, то есть свою сущностную характеристику.

Отсюда и вариативность оценок, наблюдаемых социологами, которые могут быть истинными, то есть адекватно выражающими объективную ценность объекта, и истинными, то есть адекватно выражать мнение субъекта об оценке. Они тоже могут быть истинными, но не правдивыми; правдивыми, но не истинными; неистинными и ложными. Например, суждение о красоте пейзажа может быть верным, но не верным, поскольку своим заявлением индивид стремится навязать собеседнику мнение о себе как об утонченном человеке, но не о красоте пейзажа, которому он безразличен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В системе различных форм взаимоотношений человека с миром важное место занимает познание или приобретение знаний о мире, окружающем человека, о его природе и устройстве, о законах развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

Основная цель познания - достижение научной истины. Что касается философии, истина - это не только цель познания, но и предмет исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются разработать теорию познания, которая позволила бы рассматривать ее как процесс получения научных истин. Основные противоречия на этом пути возникли в ходе противопоставления деятельности субъекта и возможности его развития знаний, соответствующих объективному реальному миру.

Истина - это процесс правильного отражения реальности в человеческом сознании. Есть одна истина, но есть объективные, абсолютные и относительные аспекты, которые можно считать относительно независимыми истинами.

Справедливо связывать с истиной самое возвышенное и значимое в процессе познания мира и общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Эра, 2003.

  2. Блинов А.Л.Аналитическая философия. Уфа: Гилем, 2000

  3. Вахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта. М.: Наука, 1995.

  4. Данильян О.Г. Философия. М.: ЭКСМО, 2006.

  5. Жариков Е.С. Научный поиск. Логика научного исследования. М.: Инфра-М, 2000

  6. Ленин В.И. Полн. собр. соч.в 50 томах, т. 18. М.: Издательство политической литературы, 1975.

  7. Мамардашвили М.К. Стрела познания. М.: Гнозис, 1996.

  8. Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности. М.: «РОСПЭН», 1997.

  9. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Рольф, 1999.

  10. Уемов А.И. Истина и пути ее познания. М.: Даирс, 2002.