Файл: Представление об истине и ее критериях в истории философии Классическая концепция истины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сОДЕРЖАНИЕ
Введение
-
Представление об истине и ее критериях в истории философии-
Классическая концепция истины -
Когерентная концепция истины -
Прагматическая концепция истины
-
-
Основные характеристики истины
-
Объективность истины. Истина абсолютная и относительная -
Процессуальность истины, как важнейшее свойство истины -
Истина, заблуждение и ложь
-
Конкретность истины -
Противоречивый характер истины
-
Истина, ценность и оценка
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Истина – довольно простое понятие. Но можно ли её постичь? И как понять, что это знание истинно? Эти вопросы мучили философов с давних времен.
Истина традиционно определяется как соответствие знания объекту, как информация, полученная в результате интеллектуального или чувственного понимания объекта. В ощущении уже и происходит противостояние истины и заблуждения, где субъективность все еще неотделима от объективности. Когда человек ищет, он заблуждается, и каждый поиск подразумевает определенную свободу действий. Такой свободы в восприятии и чувствовании нет, потому что эти чувства являются результатом прямого взаимодействия с вещами. Однако термин "истина" может использоваться как синоним термина "соответствие" при характеристике содержания чувств, которые соответствуют объективной реальности.
В некотором смысле теперь можно разделить субъективное и объективное на представления. Но только в мышлении вы можете отделить цель от субъективного, а значит, истину от ошибки. Чтобы отделить неправильное представление от истины в концепции, эту концепцию необходимо соотнести с другими. Следовательно, только суждение, в котором понятия связаны друг с другом, может быть полностью ложным или полностью истинным, то есть совокупностью одной или другой сторон противоположности. Поэтому иногда утверждается, что теория истины ограничивается суждениями и аргументами. Эта идея страдает односторонностью. Дело в том, что понятия истины и лжи применимы к идеальным образам, как на рациональном , так и на чувственном уровне знаний. Но, связывая все формы знания с суждением, мы получаем возможность оценить взаимосвязь между истинным и ложным, а затем идеями, восприятиями, чувствами.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ И ЕЕ КРИТЕРИЯХ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Понятие истины является ведущей в философии названия. Все проблемы философии теории познания – это средства и методы достижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и так далее.
Понятие истины - одна из важнейших проблем в общей системе мировоззрения. Проблема истины, как и проблема изменения теории, не так широко распространена, как кажется на первый взгляд.
Как это возможно, чтобы концепция, которая была доказана, оказалась ложной на практике? Тогда мы придем к выводу, что сегодняшняя теория - социологическая, биологическая, физическая, философская - верна только сегодня, а через 200 лет будет считаться заблуждением?
Альтернативное утверждение, что концепция Демокрита есть заблуждение – также должно быть отброшено. Итак, атомистическая концепция древнего мира, атомистическая концепция 17-18 вв. не истина и не заблуждение.
Классическая концепция истины
Представление о том, что истина - это соответствие мыслей реальности, называется классической. Это старейшее из всех представлений об истине. Именно с нее начинается теоретическое изучение истины. Классическая концепция всегда была ближе к материальному, чем к идеальному. Только в области материализма он получил свое полное развитие.
Центральным понятием классической концепции является концепция соответствия мыслей действительности. Когда говорят, что мысль соответствует действительности, они имеют в виду то, что утверждается мыслью, действительно происходит. Понятие соответствия совпадает с понятием «воспроизводство», «адекватность».
Еще одно важное понятие классической концепции - это концепция реальности. Когда познание ориентировано на внешний мир, то это понятие приравнивается к понятию объективного мира. Однако в контексте теории истины такая интерпретация действительно все еще узкая. Эта концепция претендует на универсальность, принимая концепцию истины не только для мыслей, направленных на объективный мир, но также и для мыслей, связанных с объектами любого рода, включая ментальные объекты.
В любом случае можно ли, мысль, соответствующую действительности, квалифицировать как истину? Здесь существенное значение имеет то, что есть мысль с точки зрения ее логической формы. Например, атом водорода и подобное. По логике, они составляют суть концепции. Первый существует в реальном мире, второй - нет. В последнем случае понятие не имеет объективного содержания, однако эта логическая форма в любом случае лишена истинного значения. В логической литературе почти общепринято считать, что носителями истинного
значения могут быть суждения или высказывания, представленные повествовательными предложениями.
В зарубежной философской и логической литературе иногда различают чисто повествовательные предложения и высказывания. Некоторые авторы считают, что истина связана не с какими-либо повествовательными предложениями, а только с теми, которые имеют характер утверждений.
Но не все высказывания с точки зрения классической концепции несут истинный смысл. Существует также класс утверждений, которые не являются ни истинными, ни ложными. Обычно в классической концепции истинными считаются только описательные предложения. Фразы, не являющиеся описательными, считаются лишенного реального значения.
Классическая концепция приводит к логическому противоречию в любой реальности, которое именуется «парадоксом лжеца». Согласно классической концепции, истина - это соответствие высказывания конкретному говорящему. Однако это не ограничивает выбор выступающих для выступлений. Спикером_данного высказывания может быть само высказывание.
Когерентная концепция истины
Есть две версии когерентной теории истины. Один из них вводит новую концепцию истины, как когерентности знаний, которое предполагается вместо прежней концепции истины, как соответствия знаний действительности. Другой же вариант гласит, что соответствие знаний действительности может быть установлено только через согласованность, которая работает как критерий истины. Кант считается одним из основоположников первой версии последовательной теории. Согласно Канту, существует взаимная согласованность, единство логического и чувственного, определяющее содержание и мысли истины.
В 20 веке последовательную теорию истины возрождают некоторые представители неопозитивизма, например Отто Нейрат. Эта версия основана на том, что только метафизики могут пытаться сравнивать предложения с реальным миром. Согласно Нейрату, истинность научного знания заключается не в том, что знание соответствует действительности, а в том, что все знания представляют собой целостную систему. Как раз это свойство самосогласованности является референтом, которому свойственно понятие истины.
Истоки второго варианта можно рассматривать как философию Элеата. Зенон и Порменид приняли концепцию истины как соответствие знания реальности. Однако они считали, что это соответствие можно проверить не наблюдением, а только установлением непротиворечивости знаний. Спорная идея не имеет реальных ссылок. В то же время связность идеи гарантирует правильное описание ее реального состояния.
Эта версия когерентной теории истины принята некоторыми современными философами и мыслителями. Функционирование данной теории истины как критерия для определения истины Ремер представляет себе следующим образом: «Цель когерентной теории заключается в том, чтобы отделить истинные высказывания от неистинных. Ключ к решению этой проблемы состоит в нахождении во множестве М подмножества N когерентных высказываний… Кандидаты в истинное квалифицируются как истинное, благодаря выявлению их современности с как можно большим числом других эмпирических высказываний»1.
Когерентная теория не только не проходит трудности классической теории, но, напротив, усугубляет их, сталкиваясь с другими нерешенными проблемами. Эта теория пытается решить проблему согласованности в логическом смысле. Хотя проблема согласованности как логическая проблема чрезвычайно сложна. Это неразрешимо при довольно сложном логическом вычислении. Считается, что когерентность - это неотъемлемое свойство системы утверждений. Ремер пишет: «Когерентность, рассматриваемая в когерентной теории, рассматривается как внутреннее свойство, касаемое вопроса об отношении одних высказываний к другим, но она не касается вопроса когерентности с реальностью или фактами действительности»2. Очевидно, что условие согласованности не является достаточным условием истины, поскольку не все противоречивые системы утверждений о реальном мире соответствуют реальному миру. Данное требование не всегда необходимо для естественных наук. Несостоятельность теории не означает, что она ошибочна. Это может быть признаком временных трудностей. Приверженцы когерентной теории истины обратились к когерентности как к способу преодоления трудностей классического понятия истины. Но выбранный ими путь сопряжен с еще большими трудностями.
Прагматическая концепция истины
Польский филолог и логик К. Айдучевич считал, что все, так называемые неклассические истины воспринимают сущность истины не в соответствии с действительностью, а в соответствии с «конечным критерием». Прагматизм приходит к концепции истины как полезности на основе следующего аргумента: «… наши убеждения не являются независимыми от нашей практической деятельности. Наши убеждения влияют на наши действия, дают им направления, указывают средства, ведущие к достижению намеченной цели»3.
Согласно прагматизму, полезность не представляется ни корректором истины, ни критерием. Другими словами, нельзя утверждать, что даже знание со свойствами полезности оказывается соответствующим действительности. Единственное, что сможет констатировать человек, - это несовпадение знаний с реальностью, а эффективность, практическую полезность знаний. Полезность - главная ценность человеческого знания, которая заслуживает называться истинной.
На данный момент времени существуют теории, которые можно рассматривать как продолжение и развитие прагматизма, например, рационализма. Ваша главная проблема - это ценности. Операционализм рассматривает проблему истины как проблему существования. Из выводов, которые следуют из операционализма Бриджмена, можно судить о том, что прагматическая концепция принесла науке. Бриджман утверждал, что общая теория относительности не имеет физического смысла и ложна, поскольку использует неоперационные концепции. Операционализм нуждается в устранении абстрактных систем, которые играют важную роль в современной физике.
Прагматизм, обещавший сделать науку более «реалистичной», представляет собой серьезную угрозу.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ
Объективность истины. Истина абсолютная и относительная
Проблема о существовании и сути истины на протяжении многих веков обсуждается в философии и науке. Без преувеличения можно сказать, что это один из извечных вопросов теории познания. Его решение во многом зависит от общих позиций мировоззрения, и, конечно же, представители идеализма и материализма по-разному реагируют на него. Также следует отметить многогранность и сложность проблемы истины, ее внутреннюю диалектику. Именно забвение диалектики в решении проблемы истины приводит многих философов к ее одностороннему и искаженному пониманию.
Вопрос научной истины - это прежде всего вопрос качества наших знаний. Наука не может довольствоваться никакими знаниями, ее интересуют только истинные знания. Оценивая качество знаний, ученый сначала использует категории истины и ошибки.
Проблема истины всегда неразрывно связана с вопросом о существовании объективной истины, то есть истины, которая не зависит от индивидуальных вкусов и желаний, от корпоративных интересов отдельных партий или социальных движений, от человеческого сознания. . Именно в вопросе существования объективной истины сталкиваются различные философские направления.
Истина возникает из противоречивого взаимодействия объекта и субъекта. Следовательно, результат этого взаимодействия включает в себя влияние, как субъекта, так и объекта. Истина обязательно отражает единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса: без объекта знание теряет смысл, а без субъекта нет самого знания. Это игнорирование переплетения противоположных аспектов истины повлекло две односторонние и альтернативные точки зрения, которые можно назвать объективизмом и субъективизмом в толковании истины.