Файл: Доклад к семинару по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена на тему Гигиена умственного труда.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Университет «Синергия» (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Факультет: Физическая культура
Доклад к семинару
по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
на тему «Гигиена умственного труда»
Студент: Махмудов Абдувохид ЗБПО-102фзк
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Гигиена умственного труда…………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………..…………….14
Список использованной литературы……………………………...………...15
Введение
Гигиена труда — это раздел гигиены, изучающий условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих. Относится к наукам профилактической медицины.
Гигиена труда изучает: формы и методы организации труда и отдыха, состояние организма в процессе трудовой деятельности, характер и особенности рабочих движений, положений тела при работе, инструменты и орудия труда, применяемое сырье, технологию процессов, техническое оборудование, готовые и промежуточные продукты, отходы производства с точки зрения их воздействия на работающих и окружающее население; физические, химические и биологические факторы производственной среды и физиологические изменения у работающих под влиянием этих факторов и трудовых процессов. Наряду с практическими мероприятиями по оздоровлению условий труда гигиена труда разрабатывает и научные основы для регламентирования санитарных условий труда на производстве.
Гигиена умственного труда
Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства, распределения и потребления. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться, и поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.
Клинически установлено, что при неправильной организации умственной работы, пренебрежении к отдыху умственная деятельность затрудняется, снижаются производительность труда и творческая активность, создаются условия для возникновения расстройств и даже хронических нарушений здоровья. Умственный труд всегда связан с длительной работой в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Усиленная работа мозга требует большого притока крови к нему, что в свою очередь связано с повышением тонуса сосудов мозга, причем это естественное физиологическое повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда может перейти в патологическое, что может привести к стойкому повышению артериального давления и развитию хронической артериальной гипертензии, которая в отдельных странах уже признается профессиональным заболеванием профессорско-преподавательского состава учреждений высшей школы. Работа сидя, зачастую в полусогнутом положении, приводит к длительному сдавливанию грудной клетки, что нередко ухудшает вентиляционную способность легких и ведет к развитию хронической кислородной недостаточности (гипоксии), являющейся сопутствующей причиной ряда сердечнососудистых заболеваний (в первую очередь, стенокардии и ишемической болезни сердца). При длительной работе сидя создаются также условия для застоя крови в органах брюшной полости и таза, снижается моторная деятельность кишечника, что может привести к нарушению их функции, – запорам и даже геморрою. Всеобщая информатизация и компьютеризация общества также внесла свою лепту в динамику ряда весьма специфических ортопедических заболеваний опорно-двигательной системы человека: все более массовое распространение в мире получают чисто «компьютерные» болезни: тендовагинит – воспаление и опухоль сухожилий (кисть, запястье, плечо); травматический эпикондилит – раздражение сухожилий соединяющих предплечье и локтевой сустав; болезнь де Карвена – разновидность тендовагинита, при котором страдают сухожилия, связанные с большим пальцем кисти руки; тендосиновид – воспаление синовиальной оболочки сухожильного основания кисти и запястья; синдром канала запястья – ущемление медиального нерва руки в результате опухания сухожилия или синовиальной оболочки либо повторяющегося изгибания запястья. Вместе с тем, соблюдение основных гигиенических требований организации умственного труда будет способствовать если не предотвращению, то, как минимум, снижению риска развития указанных выше заболеваний.
Умственный труд предъявляет высокие требования к организму и поэтому гигиена умственного труда включает ряд специальных рекомендаций. Успешная умственная деятельность возможна лишь в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при котором отводится определенное время для труда и для отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима. Тот, кто приступает к работе не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, быстрее устает и менее производительно работает. Существенную роль в правильной организации умственного труда человека играет соответствие организации им своей интеллектуальной деятельности индивидуальным суточным биоритмам. Людям, рано и бодро просыпающимся, их еще именуют «жаворонками», следует рано ложиться спать, а ответственную умственную работу выполнять рано утром и в первую половину дня. Другой тип людей – «совы» – наиболее продуктивно работает во вторую половину дня, поздним вечером. В соответствии с этими особенностями и следует по возможности планировать свою работу. Наиболее активным людям разумно трудные задачи решать в начале работы, поскольку наступающее утомление постепенно снижает работоспособность. Медлительным людям, которые постепенно входят в процесс выполнения трудовой функции, целесообразно начинать умственную работу с простейших заданий. При встрече с трудно решаемой задачей такие люди могут сидеть часами до победного конца и после долгожданного решения чувствуют себя опустошенными, не способными к продолжению труда. При таких ситуациях лучше трудно решаемую задачу отложить на конец рабочего дня и выполнять остальную работу. Нередко при возвращении к нерешенной задаче спустя какой-то период времени ее можно решить неожиданно быстро. Это наблюдение дает основание предполагать, что какая-то часть умственной работы выполняется подсознательно. Конечно, лицам, легко возбудимым, с хорошей переключаемостью откладывать решение задач не рекомендуется, для них это – лишь самообман, и только на подсознательную работу мозга не следует особенно рассчитывать, поскольку приобретение новых знаний всегда требует ясного сознания.
Исследования, проводившиеся специалистами в области гигиены труда в ряде высших учебных заведений в 2009 году, показывают, что рабочий день студента обычно 9-10 часов, а рабочая неделя – 54-60 часов, т.е. на четверть больше, чем это предусмотрено украинским законодательством о труде. Из общего количества учебной нагрузки аудиторные занятия всех видов занимают приблизительно две трети учебного времени (36-40 часов), остальное – самоподготовка (естественно, здесь речь идет о тех студентах, кто пришел в университет учиться, а не отбывать «концертный номер»). Это позволяет смоделировать «типичный» будничный день современного украинского неработающего, несемейного и бездетного студента: учебные занятия – б-8 часов; самостоятельная учебная работа – 3-4 часа; общественные и культурные мероприятия, спорт и т.д. – 2-3 часа; питание, самообслуживание, переезды – 4 часа; сон – 6-7 часов. Любое изменение социального статуса (вступление в брак, поступление на работу, рождение ребенка и т.д.) автоматически влечет изменение структуры распорядка дня, – новые обязанности и заботы занимают то время, которое ранее отводилось на отдых, сон, самоподготовку к занятиям, в результате чего резко интенсифицируется интеллектуальная деятельность во время аудиторных занятий и те немногие свободные часы, которые бывает можно посвятить самообразованию. В этих условиях риск возникновения и развития перечисленных выше хронических заболеваний увеличивается в несколько раз. Именно поэтому знание основ гигиены умственного труда каждым студентом приобретает сегодня особую актуальность.
Главным условием всякого интенсивного и эффективного труда, в т.ч. и умственного, является избегание декомпенсированного переутомления – физического и психоэмоционального состояния, попадая в которое человек не может самостоятельно расслабиться и восстановить работоспособность, когда человек вспыльчив и даже агрессивен, не контролирует свои слова и эмоции, склонен к необдуманным действиям. В этих условиях многие люди, а студенты – не исключение, прибегают к разного рода сильным и сильным стимуляторам – крепкому чаю, кофе, алкоголю и даже так называемым «легким» наркотикам, наивно полагая, что это поможет им «взбодриться» или «расслабиться». Действительно, в первый момент создается психомоторная иллюзия преодоления проблемы утомления, но она остается только иллюзией, поскольку воздействует только на один центр головного мозга (так называемый «центр удовольствия»), а все прочие мозговые центры, отвечающие за мыслительные функции, продолжают оставаться в напряжении. Утомление никуда не девается, и как только заканчивается действие транквилизатора, оно обрушивается на человека с новой силой, заставляя его мучиться все больше и больше, усугубляя и без того тяжелое психическое состояние. И тогда на смену декомпенсированному переутомлению приходит хроническое утомление.
Первыми признаками хронического утомления являются быстро наступающая усталость еще в середине учебного или рабочего дня, общее снижение внимания, ослабление памяти, ухудшение аппетита, не проходящая несколько дней раздражительность и даже агрессивность или апатия, периодические головные боли, расстройства сна, которые в одних случаях проявляются сонливостью, в других – бессонницей. Бессонница обычно тяжелее переносится человеком, поскольку утром после бессонной ночи только усугубляется общая слабость, ощущение «разбитости», раздражительность, прогрессирующе понижается работоспособность. Кроме того, человека беспокоит безотчетный страх перед очередной бессонной ночью. Все это весьма скоро может закончиться истощением нервной системы и сопутствующими психозами, неврозами и депрессиями или развитием какого-нибудь сосудистого заболевания, худшим из которых является инсульт.
Чтобы предупредить заболевания, связанные с хроническим утомлением вследствие интенсивных интеллектуальных нагрузок, прежде всего, необходимо урегулировать сон и весь распорядок дня вне стен высшего учебного заведения в соответствии с индивидуальными биоритмами. Для этого рекомендуется ложиться спать всегда приблизительно в одно и то же время даже в период зачетно-экзаменационной (допускается максимальный интервал «разброса» в 30 минут). За 1 час до наступления времени сна следует прекратить любую напряженную работу, в первую очередь, – умственную, и по возможности посвятить хотя бы полчаса прогулке на свежем воздухе. Не менее полезно бывает перед сном принять теплую ванну или сделать 10-минутную теплую ножную ванну. Спать следует в хорошо проветренной комнате. Взрослому человеку необходимо спать не менее 7-8 ч в сутки. Сразу после пробуждения желательно принять прохладный душ или растереться влажным полотенцем. Немаловажную роль в организации режима учебного труда студента играет питание, которое должно быть, как минимум, 3-разовым. Нужно следить за тем,
чтобы пища была разнообразной, богатой белковыми веществами и витаминами, особенно В и С. Утром следует завтракать плотно, съедая не менее трети суточного рациона пищи, половина рациона должна приходиться на обед, и только его пятая часть – на ужин. Пища в первой половине дня должна быть более калорийной, чем во второй, при ее приеме вне стен дома всегда следует помнить о горячем (но не горячительном!) питье (в обед лучше выпить горячего чая, чем холодной «Колы»). Ужин не должен быть обильным, в него следует включать молочно-растительные блюда, между последним приемом пищи и сном должно пройти 1,5-2 часа. Умственная работа не требует какого-либо особого питания, хотя диетологи рекомендуют работникам умственного труда шире использовать в своем рационе сырые овощи и фрукты, не злоупотреблять острыми приправами, несколько ограничивать количество сахара, т.к. удельный вес углеводов в питании и без того занимает большое место.
Распорядок учебного дня студента в стенах высшего учебного заведения регламентирован расписанием занятий, которое составляется в точном соответствии со строгими требованиями по обеспечению гигиены умственного труда и познавательной деятельности преподавателей и обучающихся, которые в Украине являются одними из самых жестких в мире. Введение понятия «академического часа» (45 минут) для определения длительности стандартного учебного занятия также продиктовано чисто гигиеническими требованиями поддержания уровня постоянной работоспособности студента в течение всего учебного дня. Специалисты в области производственной гигиены всего мира признают оптимальным сочетание работы и отдыха в течение одного астрономического часа как 5/1, т.е. после 50 минут интенсивного умственного труда обязательно должен следовать 10-минутный перерыв на отдых (именно такой порядок организации трудовой деятельности сотрудников официально установлен в исследовательских лабораториях).
Время отдыха между «трудовыми» отрезками, по школьной традиции именуемое «переменой», должно быть посвящено нехитрым физическим движениям, которые легко помогут снять эмоциональное и физическое статическое напряжение, являющееся следствием интенсивной умственной деятельности сидя, не прибегая для этого к специальным физическим упражнениям, некоторое время назад именовавшимся «производственной гимнастикой». Для этого достаточно, откинувшись на спинку стула, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или проделать то же самое, прохаживаясь по комнате, затем, сидя в кресле, на несколько минут расслабить мышцы туловища и конечностей. Подобные «разрядки» мышечного напряжения и эмоциональные «перезагрузки» следует комбинировать с регулярной