Файл: Доклад к семинару по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена на тему Гигиена умственного труда.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сменой позы во время работы, перемещением массы тела с одной ноги или ягодицы на другую, особенно если работа монотонна или требует от человека концентрации внимания: это поможет снять статическое напряжение в мышцах.
При сидячем характере работы особое внимание следует обращать на правильность посадки на рабочий стул или в кресло. Сидеть на краешке сиденья стула или кресла («на копчике») категорически запрещается, – это ведет к резкому увеличению статической нагрузки на различные отделы позвоночника, результатом чего может стать его искривление (сколиоз) и даже грыжа межпозвонковых дисков, а также застой крови в области органов малого таза, приводящий к раннему хроническому простатиту и даже импотенции у мужчин и гинекологическим заболеваниям у женщин. Сидеть надо на всей площади сиденья рабочего стула или кресла строго перпендикулярно краю стола, при этом ноги в коленях должны быть согнуты под прямым углом. Только такая поза при сидячей работе обеспечивает нормальный венозный отток крови из голеней и бедер человека, что является весьма эффективным способом профилактики варикозного расширения вен и целлюлита.
Также представляется важным сказать несколько слов о правильной организации рабочего места студента или офисного служащего (гигиенические правила для них абсолютно одинаковы). Важное значение в этом отношении имеет высота столешницы от пола и ее соотношение с ростом человека: в идеале столешница должна находиться на уровне диафрагмы или солнечного сплетения индивида, ибо в этом случае часть нагрузки, приходящейся на позвоночник, перераспределяется на мышцы и кости предплечья, лежащие на столе. К сожалению, это требование трудновыполнимо в виду стандартной высоты офисной мебели, хотя отрегулировать правильное соотношение положений корпуса человеческого тела и столешницы можно за счет увеличения или уменьшения высоты любого современного офисного кресла. Источник искусственного света должен находиться слева (для правшей) или справа (для левшей), иметь мощность не более 60 Вт и находится от непосредственной рабочей части столешницы на расстоянии не менее 30 см, следствием нарушения этого гигиенического правила может стать
термическое воздействие источника света на кожные покровы, что может стать причиной гипертермии (перегрева организма), что может привести к гипоксии (кислородному голоданию) мозга, судорогам и даже обморокам, а при наличии у человека бронхиальной астмы или эпилепсии – астматическому приступу или эпилептическому статусу (припадку).
Одновременно следует заботиться и о благоприятных условиях среды, в которой проходит трудовой или умственный процесс. Накуренная комната, стук, шум, грохот, яркий свет оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в работе. Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды: в частности, установлено, что оптимальная температура воздуха в учебной аудитории должна быть 18-22°С, а относительная влажность – 50-70 процентов. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25-27°С приводит к значительному напряжению физиологических функций организма, что отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях – деятельности сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. Санитарно-гигиенические исследования помогли установить, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15-0,45 %, т.е. увеличивается в 5-15 раз по сравнению с нормой, также в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья. Единственно возможным средством восстановления нормального состава воздуха в учебной аудитории является ее регулярное проветривание (желательно, после каждого учебного занятия и на все время перерыва на отдых), но студенты, к сожалению, зачастую пренебрегают этим правилом, предпочитая заниматься в непроветренном помещении, подрывая собственное здоровье, хотя работники из числа обслуживающего персонала стремятся выполнять эти гигиенические требования регулярно. Но если в университете относительно благоприятные условиях для умственного труда поддерживаются другими людьми, то вне его стен данная обязанность ложиться на плечи самого студента. А это значит, что указанные выше гигиенические требования должны быть перенесены им и по месту своего проживания в период учебы.
Все виды деятельности, осуществляемой человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, поэтому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию с известными особенностями труда физического. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным
возрастанием нагрузки, поддержанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности: как спортсмен, прекративший тренировки, так и студент после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения нагрузки. Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний. Человек, выбирающий своей специальностью интеллектуальную деятельность, должен быть готовым к постоянной учебе, продолжающейся всю жизнь, и в этом залог его субъективной творческой продуктивности, соответствующей требованиям времени. При этом нужно помнить, что одностороннее развитие психики, узкий, стереотипный навык мышления эффективен лишь в решении конкретных задач, чаще технических, с определенными исходными данными. Нахождение же оригинальных путей решения, способность к созданию концепций, гипотез отмечается лишь у людей с широким кругозором, с развитым творческим воображением.
Заключение
Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.
Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350--400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150--200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.
Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются.
Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни.
Список использованной литературы
При сидячем характере работы особое внимание следует обращать на правильность посадки на рабочий стул или в кресло. Сидеть на краешке сиденья стула или кресла («на копчике») категорически запрещается, – это ведет к резкому увеличению статической нагрузки на различные отделы позвоночника, результатом чего может стать его искривление (сколиоз) и даже грыжа межпозвонковых дисков, а также застой крови в области органов малого таза, приводящий к раннему хроническому простатиту и даже импотенции у мужчин и гинекологическим заболеваниям у женщин. Сидеть надо на всей площади сиденья рабочего стула или кресла строго перпендикулярно краю стола, при этом ноги в коленях должны быть согнуты под прямым углом. Только такая поза при сидячей работе обеспечивает нормальный венозный отток крови из голеней и бедер человека, что является весьма эффективным способом профилактики варикозного расширения вен и целлюлита.
Также представляется важным сказать несколько слов о правильной организации рабочего места студента или офисного служащего (гигиенические правила для них абсолютно одинаковы). Важное значение в этом отношении имеет высота столешницы от пола и ее соотношение с ростом человека: в идеале столешница должна находиться на уровне диафрагмы или солнечного сплетения индивида, ибо в этом случае часть нагрузки, приходящейся на позвоночник, перераспределяется на мышцы и кости предплечья, лежащие на столе. К сожалению, это требование трудновыполнимо в виду стандартной высоты офисной мебели, хотя отрегулировать правильное соотношение положений корпуса человеческого тела и столешницы можно за счет увеличения или уменьшения высоты любого современного офисного кресла. Источник искусственного света должен находиться слева (для правшей) или справа (для левшей), иметь мощность не более 60 Вт и находится от непосредственной рабочей части столешницы на расстоянии не менее 30 см, следствием нарушения этого гигиенического правила может стать
термическое воздействие источника света на кожные покровы, что может стать причиной гипертермии (перегрева организма), что может привести к гипоксии (кислородному голоданию) мозга, судорогам и даже обморокам, а при наличии у человека бронхиальной астмы или эпилепсии – астматическому приступу или эпилептическому статусу (припадку).
Одновременно следует заботиться и о благоприятных условиях среды, в которой проходит трудовой или умственный процесс. Накуренная комната, стук, шум, грохот, яркий свет оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в работе. Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды: в частности, установлено, что оптимальная температура воздуха в учебной аудитории должна быть 18-22°С, а относительная влажность – 50-70 процентов. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25-27°С приводит к значительному напряжению физиологических функций организма, что отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях – деятельности сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. Санитарно-гигиенические исследования помогли установить, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15-0,45 %, т.е. увеличивается в 5-15 раз по сравнению с нормой, также в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья. Единственно возможным средством восстановления нормального состава воздуха в учебной аудитории является ее регулярное проветривание (желательно, после каждого учебного занятия и на все время перерыва на отдых), но студенты, к сожалению, зачастую пренебрегают этим правилом, предпочитая заниматься в непроветренном помещении, подрывая собственное здоровье, хотя работники из числа обслуживающего персонала стремятся выполнять эти гигиенические требования регулярно. Но если в университете относительно благоприятные условиях для умственного труда поддерживаются другими людьми, то вне его стен данная обязанность ложиться на плечи самого студента. А это значит, что указанные выше гигиенические требования должны быть перенесены им и по месту своего проживания в период учебы.
Все виды деятельности, осуществляемой человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, поэтому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию с известными особенностями труда физического. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным
возрастанием нагрузки, поддержанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности: как спортсмен, прекративший тренировки, так и студент после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения нагрузки. Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний. Человек, выбирающий своей специальностью интеллектуальную деятельность, должен быть готовым к постоянной учебе, продолжающейся всю жизнь, и в этом залог его субъективной творческой продуктивности, соответствующей требованиям времени. При этом нужно помнить, что одностороннее развитие психики, узкий, стереотипный навык мышления эффективен лишь в решении конкретных задач, чаще технических, с определенными исходными данными. Нахождение же оригинальных путей решения, способность к созданию концепций, гипотез отмечается лишь у людей с широким кругозором, с развитым творческим воображением.
Заключение
Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.
Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350--400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150--200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.
Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются.
Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни.
Список использованной литературы
-
Габович А.Д. Гигиена / А.Д. Габович - Киев, 2018. - 320с -
http://referats.allbest.ru/life/8700184115.html -
Охрана труда. Универсальный справочник. Издательство: АБАК, 2017. - 560 с.