Файл: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования» п. Тюльган
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Дошкольник»
Срок реализации – 2 года
Возраст учащихся 5-7 лет
Стартовый уровень
Составлена
педагогом дополнительного образования
Изюмской Г.С.
Тюльган 2013г.
«Согласовано» Методсовет МБУДОД «ЦДОД» Протокол № 4 от 29.10.2013г. | «Утверждаю» Директор МБУДОД «ЦДОД» ________ /Громова Л.М./ 29.10. 2013г. |
«Согласовано» Методсовет МБУДОД «ЦДОД» Протокол №3 от 01.10.2014 | «Утверждаю» Директор МБУДОД «ЦДОД» ________ /Громова Л.М./ 01.10.2014 |
«Согласовано» Методсовет МБУДО «ЦДО» Протокол №2 от 30.09.2015 | «Утверждаю» Директор МБУДО «ЦДО» ________ /Громова Л.М./ 30.09.2015 |
Содержание
1 | Комплекс основных характеристик Программы | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
| Направленность программы | 4 |
| Актуальность программы | 4 |
| Адресат программы | 4 |
| Объем и сроки освоения программы | 4 |
| Педагогическая целесообразность | 4 |
| Формы обучения и виды занятий по программе | 4 |
| Режим занятий | 5 |
| Особенности организации занятий | 5 |
1.2 | Цель и задачи программы | 5 |
1.3 | Содержание программы | 7 |
| Учебный план 1-го года обучения | 8 |
| Содержание 1 года обучения | 8 |
| Учебный план 2-го года обучения | 10 |
| Содержание 2 года обучения | 11 |
1.4 | Планируемые результаты | 13 |
| Планируемые результаты 1-го года обучения | 13 |
| Планируемые результаты 2-го года обучения | 14 |
2 | Комплекс организационно-педагогических условий | 14 |
2.1 | Календарный учебный график | 14 |
| Календарный учебный график 1-го года обучения | 14 |
| Календарный учебный график 2-го года обучения | 18 |
2.2 | Условия реализации программы | 22 |
| Материально-техническое обеспечение | 23 |
| Кадровое обеспечение | 23 |
| Формы аттестации / контроля | 23 |
| Оценочные материалы | 23 |
| Методическое обеспечение | 24 |
| Список литературы и Интернет-ресурсы | 26 |
Пояснительная записка.
Направленность программы: социально – педагогическая.
Программа «Дошкольник» предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 -7лет) и нацелена на решение важнейшей социально-педагогической проблемы – преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях. Основу программы составляют прогрессивные концепции развивающего обучения, а ведущая идея состоит в гармоничном развитии ребенка: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития.
Новизна программы состоит в том, что к старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Актуальность обусловлена тем, что длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
При этом следует учитывать, что программа направлена на:
-
создание условий для развития ребенка; -
развитие мотивации к познанию и творчеству; -
обеспечение эмоционального благополучия ребенка; -
приобщение детей к общечеловеческим ценностям; -
профилактику асоциального поведения; -
создание условий для социального, культурного и профессионального -
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се -
интеграции в систему мировой и отечественной культур; -
интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; -
укрепление психического и физического здоровья; -
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
-
Педагогической целесообразностью является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в школе раннего развития «Дошкольник», ребенок :
-
приобщается к жизни в группе, к новой среде, распорядку дня; -
учится оценивать результат своего труда; -
привыкает к коллективу, устанавливает дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничает с ними, совместно строить план и доводить его до конца, придумывать игры и вместе играет.
Цель программы - развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
-
обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием; -
устранить разноуровневую подготовку к обучению; -
создание условий для коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности; -
развитие у детей любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению. -
освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи; -
развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) -
развитие произвольности психических процессов и поведения; -
формирование элементарных математических представлений (понятие о количестве и цифре, решение математических задач, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и во времени); -
развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму; -
ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Воспитательно - образовательная работа ведется с учетом психо-физических особенностей и возможностей детей.
При составление программы «Дошколенок» были использованы программы: «Преемственность» авторов: Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, С.С.Колесина, В.Г.Большенков,В.Н. Бальсевич,А.А.Плешаков, Т.Я. Шпикалова и др, а также использованы развивающие программы «Школа 2100».
Обучение детей по программе «Дошколенок» ориентировано на Федеральный государственный образовательный стандарт.
Адресат программы – 5- 7 лет.
Сроки обучения.
Программа рассчитана на два года обучения. Всего 120 часов. Занятия проводятся с 15 октября по 30 апреля.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2часа. Продолжительность занятия – 30минут, перемена – 10минут.
Формы проведения занятий:
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением.
Игра на этом этапе становится символической по своему существу.
Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
Игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические.
Существенную роль играет продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование.
От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже тогда, когда сам процесс его мало привлекает.
Систематическая подготовка направлена на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Ожидаемые результаты
Знать:
-
знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); -
знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; -
соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; -
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; -
соблюдать элементарные гигиенические правила.
Уметь:
-
правильно держать ручку при письме; -
ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки; -
фиксировать границу и величину элементов; -
запоминать конфигурацию букв; -
знать и уметь выполнять разные виды штриховки; -
аккуратно заштриховывать предметные рисунки, не выходя за контуры и соблюдая наклон. -
при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков; -
уметь по фрагментам продолжить узор.
Учебно-тематический план
№ | Модули и темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 |
1.1 | Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения в школе.Т.Б. | | 1 | |
1.2 | Тестирование. | | | 1 |
2. | Обучение грамоте | 46 | 20 | 26 |
2.1 | Понятия об устной и письменной речи. Предложение. Слово. Слог. Ударение.. | 14 | 8 | 6 |
2.3 | Гласные звуки и буквы А, О, И, Ы, У. | 16 | 6 | 10 |
2.4 | Согласные звуки и буквы, гласные Я, Е, Ё, Ю,Э | 16 | 6 | 10 |
3. | Математические ступеньки | 40 | 16 | 24 |
3.1 | Доцифровой период | 8 | 4 | 4 |
3.2 | Цифровой период | 12 | 6 | 6 |
3.3 | Сложение и вычитание в пределах 10 | 12 | 4 | 8 |
8 | Простые задачи | 8 | 2 | 6 |
4. | Я и окружающий мир | 12 | 10 | 2 |
4.1 | Окружающий мир. | 2 | 2 | 0 |
4.2 | Времена года. | 4 | 2 | 2 |
4.3 | Моя семья. | 2 | 2 | 0 |
4.4 | Если хочешь быть здоровым. | 2 | 2 | 0 |
4.5 | Безопасность дома. | 2 | 2 | 0 |
5. | Декоративно-прикладное искусство | 20 | 4 | 16 |
5.1 | Плоскостная аппликация | 4 | 0 | 4 |
5.2 | Объемная аппликация | 4 | 0 | 4 |
5.3 | Декоративная лепка | 4 | 0 | 4 |
5.4 | Сюжетная лепка | 4 | 0 | 4 |
5.5 | Итоговое занятие. | 4 | 4 | 0 |
| Всего | 120 | 51 | 69 |
Содержание программы.
Модуль 1.Введение
Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения в школе.Т.Б. Тестирование.
Модуль 2. «Обучение грамоте»
-
Понятия «звук» и «буква». -
Дать первоначальные представления о предложении. -
Определение заданного звука в начале, в середине и в конце слова. -
Понятия гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. -
Знакомство с ударением, с ударным слогом, научить находить ударный слог в слове, что позволит детям перейти к чтению целыми словами. -
Учить делить слова на слоги. -
Подготовка руки к письму (рисование линий, обведение рисунков по контуру, штриховка не только нарисованных предметов, но и печатных букв, рисование и письмо по клеточкам, написание букв и цифр, написание по линейкам элементов прописных букв, написание слов и предложений печатными буквами); -
Формирование умения регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание, что способствует формированию выразительности речи. -
Формирование умения говорить согласно нормам литературного произношения. -
Формирование умения писать печатными буквами. -
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей. -
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста. -
Совершенствовать умение составлять рассказы.
Модуль 3. «Математические ступеньки»
-
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда. -
Учить решать стихотворные задачи. -
Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке. -
Учить детей ориентироваться на листе бумаги. -
Развитие мышления, памяти, речи, воображения-всех психических процессов, способствующих дальнейшему успешному обучению. -
Воспитание самостоятельности и укрепление мотивационной стороны готовности к школе.
Модуль 4. Я и окружающий мир
-
Расширять представления детей о родной стране, селе, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей. -
Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации. -
Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране. -
Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.) -
Формирование бережного отношения к богатствам природы и общества -
Формирование навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.