Файл: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Сибирский институт бизнеса и информационных технологий Дисциплина Русский язык и культура общения. Письменная работа 1 Веселкова О. А. Омск, 2023г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Дисциплина: Русский язык и культура общения.
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА №1
Выполнила:
Веселкова О.А.
Омск, 2023г.
1.Письменное задание «Функции языка»
Заполните таблицу, проиллюстрировав базовые и второстепенные функции языка примерами из художественной, научной или публицистической литературы. Допускаются также примеры из кинематографа или анимации. Каждый случай реализации той или иной функции необходимо сопроводить собственным комментарием. Ссылка на источник и автора художественного произведения, научного издания, текста из периодической печати, кино-или мультипликационного фильма обязательна. Должны быть заполнены все графы таблицы.
НАЗВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ФУНКЦИИ | РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ (ИСТОЧНИК) | КОММЕНТАРИЙ |
КОГНИТИВНАЯ | «Поскольку объектом механики являются простые системы, постольку с целью применения методов механики для управления социальными системами, являющимися сложными и динамическими, эти системы неизбежно упрощались. Такое механическое упрощение затронуло практически все сферы человеческой активности, включая даже духовную культуру» (С.Ф.Денисов. Сциентизм вметафизике: монография. Омск,2011) | Указанный пример из научной монографии (по истории и философии науки) демонстрирует реализацию когнитивной (познавательной) функции, так как: 1) язык здесь выступает как важнейшее средство получения новых знаний о действительности; 2) язык напрямую связан с мыслительной деятельностью человека: слова выступают как средства создания понятия. |
ФАТИЧЕСКАЯ | Вплоть до сегодняшнего дня я был против его плана. Теперь он усиленно пытается побороть моё сопротивление, уверяя, что в четверг, когда народ соберётся сюда на праздник, наши друзья могут сделать вооружённую попытку освободить вас, и она окончится кровопролитием…Вы слушаете меня? (Этель Лилиан Войнич «Овод») | Указанный пример из художественной литературы демонстрирует реализацию фатической функции, так как демонстрирует желание говорящего поддержать контакт с собеседником. Это выражается последним предложением фрагмента. |
ЭМОТИВНАЯ | – Разумный! – фыркнула Виола. – Она совсем чокнулась с этими своими бровями. У нее лазерная татуировка на руке – «Последний Стояк Кастера»! (Конни Уиллис. «Даже у королевы») | Указанный пример из художественной литературы демонстрирует реализацию эмотивной функции, так как содержит восклицательные предложения и эмоционально окрашенные слова («фыркнула», «чокнулась»), что подтверждает желание говорящего выразить свои эмоции. Во фрагменте явно выражена субъективная позиция говорящего. |
КОНАТИВНАЯ | Слушай, Нина, и не перебивай. Я знаю лучше. И Берлин мы возьмем второго мая. Даже будет такая медаль — «За взятие Берлина». А Гитлер покончит с собой. Он примет яд. И даст его Еве Браун. А потом эсэсовцы вынесут его тело во двор имперской канцелярии, и обольют бензином, и сожгут.… (Кир Булычёв «Можно попросить Нину») | Указанный пример из художественной литературы демонстрирует реализацию конативной функции, так как говорящий пытается установить контакт с собеседником и воздействовать на него своими словами. Пример является фрагментом диалога, на упомянуты выше цели собеседника указывает слово «слушай». Собеседнику важно именно передать определённую информацию. |
АПЕЛЛЯТИВНАЯ | — Встряхни его как следует, — сказал я. (Терри Биссон «Медве́ди открыва́ют ого́нь») | Указанный пример из художественной литературы демонстрирует реализацию конативной функции, так как говорящий воздействует на собеседника своими словами, подразумевающими незамедлительную реакцию, что выражается глаголом повелительного наклонения. |
АККУМУЛЯТИВНАЯ | — Чжэ цзяо чжэчжи, — сказала Мама. Это называется оригами. (Кен Лю «Бумажный зверинец») | Указанный пример из художественной литературы демонстрирует реализацию аккумулятивной функции, так как выражает способность языка сохранять и накапливать опыт и культуру людей. |
МЕТАЯЗЫКОВАЯ | Думаешь, я тебя убью? Войне конец, приятель. Понимаешь? Мир, войне конец. Лев Толстой «Война и мир», понимаешь? (Александр Рогожкин «Кукушка», 2002 г.) | Указанный пример из кинематографа демонстрирует реализацию метаязыковой функции. Персонаж говорит на немецком языке, а его собеседник – на русском. Они не понимают друг друга, и говорящий пытается объяснить значение своих слов, упоминая русских писателей. |
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ | Как конь золотистый у башен, Играя, вставал на дыбы, И белый чепрак был украшен Узорами тонкой резьбы? (Николай Гумилёв) | Указанный пример из кинематографа демонстрирует реализацию эстетической функции, так как насыщен образными средствами выражения. |
2. Письменное задание «Литературный язык и внелитературные формы национального языка»:Подберите не менее пяти словлюбых частей речи, которые могут быть представлены: 1) литературным (нормативным, закрепленным) вариантом; 2) просторечной формой; 3) диалектными аналогами: (a) территориальным и b) социальным). Впишите все случаи употребления найденных вами словоформ в соответствующие ячейки таблицы. Обязательно используйте авторитетные толковые словари (под ред. С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и др.), а также справочники по различным социолектам (школьному, студенческому, военному, спортивному и т.д.) и русским говорам.
No п/п | Литературный вариант | Просторечная форма | Диалектные аналоги | |
территориальный | социальный | |||
1 | Еда | Харчи | Артиль (вологодск.) | Хавчик (студенческ.) |
2 | Говорить (разговаривать) | Болтать | Гутарить | Базарить |
3 | Обман | Брехня | Вранина | Враки |
4 | Издеваться | Изгаляться | Дековаться (вологодск.) | Троллить |
5 | Деньги | Гроши | Бабки | Лавэ |
3. Письменное задание «В мире фразеологии»:ЯКО, РАЗВОДИТЬ, ПОЛОЖЕНИЕ, БАРАБАНЩИК, КУРИЦА, В, ХУЖЕ, АНТИМОНИЮ, МОКРАЯ, КОЗЫ, ТАТЬ, ОТСТАВНОЙ, ГУБЕРНАТОРСКОГО, НОЩИ Перед вами –случайный набор словоформ самых разных частей речи. Однако в этом, хаотичном на первый взгляд, лексическом массиве «спрятаны» фразеологизмы, которые когда-то были очень известны, а сейчас перешли в разряд малоупотребительных. Путем комбинации сложения некоторых слов из представленного списка восстановите эти фразеологические сочетания, а затем раскройте их семантику (значение) и этимологию (происхождение). Полученные результаты впишите в таблицу (у вас должно получиться 5 фрази-сочетаний).
ФРАЗЕОЛОГИЗМ | СЕМАНТИКА (ЗНАЧЕНИЕ) | ЭТИМОЛОГИЯ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ) |
Глас вопиющего в пустыне | Не встретить поддержки в своих просьбах | Выражение является цитатой из библейских текстов. В Ветхом Завете, в Книге Пророка Исаии говорится: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте пути Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Библия, Ис. 40:3); в Евангелиях Иоанн Креститель и его призывы также именуются «гласом вопиющего в пустыне» (см., например, Библия, Ин. 1:23). Однако призывы пророков остались напрасными, большинство людей к ним не прислушалось |
Положение хуже губернаторского | Крайне неприятное, затруднительное, безвыходное положение | Выражение восходит к указу Павла I о взыскании убытков в случае ограбления почты с губернатора данной губернии, изданному им в 1800 г. в связи с крупным ограблением почты в Костромской губернии. Указ вызвал настоящий переполох среди губернаторов. |
Отставной козы барабанщик | Ироническое название человека, не заслуживающего никакого внимания, с которым не считаются. | В старину по городам и деревням России бродили небольшие группы самодеятельных артистов На ярмарках можно было увидеть такую картину: Поводырь показывает ручного «учёного» медведя, их сопровождают пляшущий скоморох, на голове которого укреплено грубое подобие козьей головы из мешковины, и барабанщик, который бьёт в барабан, аккомпанируя этой пляске и созывая народ на представление. Чаще всего он был из отставных солдат — это и был «козы барабанщик». Потерять даже такую простую и никчёмную работу, то есть оказаться в положении «отставного козы барабанщика» означало опуститься на самое дно жизни. Впоследствии так стали называть и тех, кто был уволен со службы за неспособность или нерадивость, и людей без определённых занятий. |
Разводить антимонию | Болтать, вести пустые разговоры. Соблюдать излишние церемонии. | Происходит от латинского названия сурьмы (antimonium), которую использовали в качестве лекарственного и косметического средства, предварительно растерев её, а затем растворив. Сурьма плохо растворяется, поэтому процесс был очень долгим и трудоёмким. И пока она растворялась, фармацевты вели бесконечные разговоры. |
Яко тать в нощи | О чём-либо внезапном, случившемся без предупреждения, о неожиданном событии. Украдкой, незаметно, исподтишка, неслышно, незаметно. | Выражение «Аки тать в нощи» множество раз употребляется в библейских преданиях, чаще всего применительно к кому-нибудь, кто приближается тихо и незаметно, украдкой, «как ночной вор». В Новом завете, в Первом послании апостола Павла к Фессалоникийцам, сказано о временах и сроках «пришествия Господня»: «нет нужны писать вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью». |
Мокрая курица | Имеющий жалкий вид, подавленный; безвольный, бесхарактерный человек. | Курица плавать не умеет — и перья её моментально намокают, например, от дождя. Мокрой курицей можно назвать растерявшегося человека, беспомощного рохлю. Он выглядит так же жалко, как вымокшая под дождём курица. |
4. Письменное задание «Нормы произношения иностранных слов»:Как известно, некоторые иноязычные слова в русском языке имеют свои орфоэпические особенности, отличные от общепринятых норм. Найдите не менее 10-ти примеров:1) твердого произношения согласных перед гласным, обозначенным буквой «Е»;2) четкого (нередуцированного) произношения «О» в безударном положении.Внесите найденные вами лексемы в две колонки и оформите принципы звучания гласных и согласных в данных словах по представленному ниже образцу.Используйте в ходе выполнения работы различные словари иностранных слов и орфоэпические словари.
Noп/п | ПРОИЗНОШЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ | |
ТВЕРДОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД «Е» | ЧЕТКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ «О» В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ | |
1 | адепт [адэ́пт] | ха[о]с |
2 | Артерия [артэр`иjа] | Ради[о] |
3 | Ателье [атэл`jэ] | Кред[о] |
4 | Атеист [атэист] | Вет[о] |
5 | Бижутерия [б`ижютэр`иjа] | Ге[о]ботаника |
6 | Картель [картэл`] | [о]азис |
7 | Индекс [индэкс] | Авиз[о] |
8 | Панель [панэл`] | Нетт[о] |
9 | Нонсенс [нонсэнс] | Брутт[о] |
10 | Шедевр [шэдэвр] | Де-факт[о] |
5. Письменное задание «Абстрактная и конкретная лексика»:Приведите примеры абстрактной и конкретной лексики в русском языке (по 5 –на каждую группу). Составьте (самостоятельно) сложные предложениялюбого типа с каждой из лексем. В качестве образца для выполнения можете воспользоваться нижеприведенным табличным форматом.
ТИП ЛЕКСИКИ | ПРИМЕРЫ ЛЕКСЕМ | ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ |
Абстрактная лексика | 1) Любовь | Нет ни одного человека, которого бы не коснулось волшебное и загадочное чувство любви; сила ее настолько велика, что еще древние мудрецы говорили: «Ибо крепка, как смерть, любовь» |
2) Вещество | Но вам нужно иметь в виду, что нагревание сырья не должно происходить при температуре более 50 градусов по Цельсию, иначе при таких условиях могут разрушиться и полезные лекарственные вещества. | |
3) Материя | Во вселенной существуют и другие, более тонкие виды материи, которые мы не способны воспринять с помощью наших органов чувств и которые не фиксируются даже самыми чувствительными приборами. | |
4) Красота | Он был уже доволен и тем, что может любоваться красотой девушки, смотреть на неё, говорить, жить бок о бок с ней, и чувствовал себя счастливым | |
5) Чувство | Если человек испытывает чувство безысходности, то ему необходима консультация специалиста.… | |
Конкретная лексика |
| В настоящее время кукуруза активно вошла в рацион современного человека и заняла почетное и значимое место на его столе: рядом соседствуют и уживаются как вторые блюда (закуски и салаты из кукурузы, знаменитая молдавская мамалыга, пироги), так и всевозможные варианты фастфуда (кукурузные палочки, любимый многими попкорн). |
2) Кошка | История существования кошек на планете начинается еще задолго до эволюции человечества, а одомашнивание семейства кошачьих берет свое начало задолго до нашей эры. | |
3) Стакан | В нашем магазине представлен большой ассортимент красивых стаканов, а также столовые приборы и тарелки. | |
4) Воробей | Однажды я видела странного воробья: он был крупнее других представителей своего вида, и его перья были светлее. | |
5) Стул | Помню, когда я училась рисунку, я брала стул и изображала его с разных ракурсов. |