Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену по дисциплине

«История государства и права России»
1. Предмет, метод, периодизация истории отечественного государ­ства и права.

История государства и права — историко-правовая наука, изучающая и выявляющая исторические закономерности развития системы государства и права. Предмет — изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, госорганов, институтов конкретных государств и народов в определённый период. История отечественного государства и права является политико-юридической, а не просто общеисторической дисциплиной.

Метод истории отечественного государства и права - это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении истории отечественного государства и права. Выделяют следующую систему методов истории отечественного государства и права: общие методы; специальные методы. К общим методам относятся: метод историзма (или хронологический) и философский метод.

Периодизация истории отечественного государства и права - это разделение всего курса изучаемой дисциплины на определенные периоды и этапы, временные рамки которых ограничены более-менее однородным течением жизни Российского государства и общества.
2. Возникновение государственности у восточных славян. Военная демократия. Объединение протогосударств в единое образование.

К VI в. племена восточных славян переживают процесс разложения первобытно-общинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.

По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.

В связи с войнами возрастала зависимость крестьян-общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов.

К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII-VIII вв. выступала военная демократия.


К ее признакам относятся:

- участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;

- особая роль народного собрания как высшего органа власти;

- всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии - вождей, жрецов, старейшин - и богатых членов общины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования - «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров:

Куяба - южная группа славянских племен (Киев); Славия - северная группа (Новгород); Артания - юго-восточная группа (Рязань).

Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств - Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена - древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне.

Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.

Оно просуществовало до середины XII в.Во второй половине XI - начале XII в. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.

Согласно норманнской теориивозникновения Древнерусского государства государство восточных славян создали варяги (норманны). Сторонники этой теории основываются на легенде о призвании варягов управлять славянами. В связи с этим они полагают, что славяне находились на низком уровне развития и были не способны создать государство. Славяне были завоеваны варягами, и последние создали государственную власть.

Однако источники свидетельствуют, что ко времени появления варягов в Новгороде государство там уже сложилось. Славяне имели высокий уровень как социально-экономического, так и политического развития, что и послужило основой для образования государства.

Варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния на развитие восточных славян, более того, варяжская знать сама оказалась под влиянием славянской культуры и скоро обрусела.
3. Государственный строй Киевской Руси.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с великим князем. Великокняжеская власть носила неограниченный и наследственный характер. Князь же реализовывал и судебную власть. Важным элементом политической системы Древнерусского государства был совет при великом князе из местных князей и высшего слоя дружинников — бояр. Местную власть осуществляли племенные князья, а также назначаемые великим князем посадники, тысяцкие и сотские.



4. Становление древнерусского права. Характеристика основных источников.

1.Древнерусское право зарождалось параллельно становлению древнерусской государственности, включало в себя нормы обычного права, нормы-традиции, нормы морали, религиозные нормы, нормы писаного права. 2.Древнерусскому право по своему характеру было казуальным и сословным. Анализ источников древнерусского права свидетельствует о высокой степени проработанности (для X - XII вв.) регулирования имущественных отношений. .Источниками древнерусского права являлись: обычное право, договоры Руси с Византией, княжеское законодательство, каноническое (церковное) право. .Обычное право как источник древнерусского права представляет собой санкционированные государством нормы первобытных обычаев восточных славян, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения. .Договоры Руси с Византией явились важными источниками древнерусского права и содержали ряд норм гражданского, уголовного, международного и процессуального права. .Русской Правдой называется ряд сборников, составленных из княжеских уставов, обычного права и частично - византийских источников. Различают несколько редакций этого исторического памятника права: Краткую Русскую Правду, Пространную Русскую Правду и Сокращенную Русскую Правду. .Русская Правда по существу является первым относительно полно кодифицированным актом древнерусского права, соответствующим своей эпохе и содержащим правовые регуляторы общественных отношений того времени.

5. Русская Правда как памятник права.

Русская правда - памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси создана в период с 1068 по 1072 год., также это сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года. Является одним из основных письменных источников русского права. Происхождение Русской Правды связано с Ярославом Мудрым.
6. Особенности общественного и государственного строя Новгорода и Пскова (XII‒XV вв.).

Государство и право Новгорода и Пскова (XII–XV вв.) Общественно-экономическое развитие Великого Новгорода отличалось значительным своеобразием. Первой его особенностью было то, что развитие крупного боярского землевладения здесь происходило быстрее, чем во всех остальных частях Руси, причем росту экономического могущества местного новгородского боярства способствовала жестокая эксплуатация покоренного населения, проживавшего в обширных колониальных владениях.

7. Псковская судная грамота.

Псковская судная грамота (ПСГ) — нормативно-правовой акт, регламентирующий, в большей степени, гражданско-правовые отношения. Памятник русского права XV века. Псковская судная грамота полностью сохранилась в составе так называемого Воронцовского сборника XVI или начала XVII века, который был опубликован в 1847 году профессором Ришельевского лицея в Одессе Н.Н. Мурзакевичем.
8. Объединение русских земель в единое Московское централизо­ванное государство (XIV‒XV вв.).
Объединение Северо-Восточной Руси в единое централизованное. Русское государство завершилось в правление. Ивана III (присоединение Новгорода (1478), Твери (1485), Вятской земли (1489), Верховских княжеств, Посемья и Северской земли (1500)) и. Василия III (ликвидация формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1521), взятие Смоленска (1514)). Одновременно с этим проходила ликвидация последних уделов внутри собственно Московского княжества.
9. Судебники XV-XVI вв.: источники, разработка, систематика правовых норм.

1) Судебник Ивана 3

Суде́бник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативно-правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права.

Памятник русского феодального права XV века, созданный в эпоху правления Ивана III. Составление Судебника длительное время приписывалось дьяку Владимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками, в оригинальном документе имелась описка и речь шла о казни упомянутого Гусева . По мнению того же Черепнина, наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, а также дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын.

Причины принятия Судебника

Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства.

Усиление власти великого князя, возрастание влияния дворянства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта, отвечающего вышеуказанным реалиям.

Источники Судебника

Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативно-правового акта явились:

Русская правда. И ее редакции.

Псковская судная грамота.

Уставные грамоты — нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления.

Судные грамоты — постановления о судоустройстве
, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права.

Судебные решения по отдельным вопросам.

Особенности Судебника

В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения.
Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы.

Норм процессуального права (ведение розыскного и судебного процесса) в Судебнике значительно больше, чем норм материального права (гражданского, уголовного).

Ст. 67 Судебника устанавливала порядок объявления княжеских указов.

Юридическая техника, то есть совокупная связь приемов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, слабая.
10. Судебники XV-XVI вв.: преступления и наказания.

Судебники XV–XVI вв.: преступления и наказания. Под преступлением судебники понимали не только нанесение материального или морального ущерба, «обиду». На первый план выдвинулась защита существующего социального и правового порядка. Преступление — это, прежде всего, нарушение установленных норм, предписаний, а также воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства.
11. Сословно-представительная монархия в России.

Сословно-представительная монархия – форма правления, при которой единоличная власть монарха ограничена властью со - словно-представительного органа. В России такой тип монархии сложился после образования централизованного государства (середина XVI в. – середина XVII в.). Сословно-представительным органом в России был Земский собор.
12. Государственные реформы середины XVI в.

Государственные реформы середины XVI в. Государственная централизация потребовала проведения ряда реформ в административной, финансовой и военной областях. Складывание приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы.
13. Сословный строй в России в XV‒XVII вв.: феодальная аристо­кратия; служилые сословия; правовые категории крестьянства.

Общественный строй в XVI–XVII вв. Как и прежде, господствующим классом были феодалы. Они составляли основу вооруженных сил и государственного аппарата. К числу крупных феодалов принадлежали бояре и князья. Бывшие удельные князья с момента создания централизованного государства потеряли политическую независимость, но сохраняли значительные земельные владения. Постепенно данная группа сливалась с боярством.