Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История государства и права России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прекращении существования СССР, и учреждении СНГ. В конце 91 года президент Горбачев был вынужден уйти в отставку, СССР окончательно прекратил свое существование.1. Выход союзных республик из состава СССР; 2. Референдум; 3. Последствия августа 1991 г1. По мере ослабления СССР и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма - движения за выход из состава СССР.Содержащееся в Конституции СССР положение о праве союзных республик на выход из состава СССР никогда не рассматривалось как осуществимое. Поэтому процедуры реализации этого права создано не было. В конце 80-х гг. в ряде союзных республик наблюдается движение за выход из СССР. В этих условиях Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. был вынужден принять закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий реализацию конституционного права на выход из состава СССР и предусматривающий при этом референдум и пятилетний срок.Крах СССР был предрешён начавшимся крахом КПСС. Выход из КПСС республиканских партийных организаций в условиях сложившегося за десятилетия партийно-государственного единства означал, что не за горами и выход республик из состава СССР. Ждать пришлось недолго. Первыми в борьбу за независимость включились республики Прибалтики, а остальные повторили этот путь.2. Ввиду поднявшейся волны сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью руководство СССР решило провести референдум.В соответствии с решениями IV съезда народных депутатов Верховный Совет СССР постановил провести 17 марта 1991 г. референдум СССР по вопросу о сохранении СССР как федерации равноправных республик. Была определена следующая формулировка вопроса: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Предлагалось выбрать один из ответов: «да» или «нет».Большинство населения страны на референдуме СССР высказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство СССР, утратив механизмы своего воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руководства, не смогло найти других, и процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, т. е. игнорировании местными органами власти Конституции СССР, законов СССР, создании неконституционных, параллельно Советам, структур власти на местах и т. д.3. События 19-21 августа 1991 г. явились последней организованной попыткой противодействия распаду СССР и созданию на его месте конфедерации в той или иной форме. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентралистских сил по всему пространству СССР. Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных республик,
ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в деятельности союзных структур и в работе союзных органов власти.
58. Российское государство в 1990-е годы. Третья российская кодификация с 1991 г
Политическое строительство нового государства сопровождалось радикальными экономическими реформами. 1 января 1992 года в России было отменено государственное регулирование цен. Результатом этого стала ликвидация дефицита потребительских товаров, но вместе с тем — гиперинфляция и массовое обнищание населения. Экономические реформы 90-х также привели к резкому спаду экономики страны.Статус субъектов Российской Федерации, провозгласивших суверенитет в 1990—1991 годах был оформлен Федеративным договором, заключённым 31 марта 1992 федеральной властью России и почти всеми её субъектами (кроме Татарстана и Чечни) и включен 10 апреля 1992 в Конституцию РСФСР.C 26 июля по 7 августа 1993 года под лозунгом борьбы с инфляцией в России была проведена конфискационная денежная реформа, в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР. Реформа также решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.4 октября 1993 года в Москве произошёл разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным и Съездом народных депутатом, Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент прекращает полномочия Советов всех уровней, а 25 декабря вступает в действие Конституция, союзная республика РСФСР стала независимым государством Российская Федерация. Ельцин был наделен полномочиями главы государства после распада СССР. События октября—декабря 1993 года завершили распад СССР и 76-летний советский период в истории России.Сепаратистские тенденции, возникшие в автономных субъектах России (и других союзных республик) во время Перестройки и подготовки нового союзного договора грозили распадом Российской Федерации (РСФСР). В объявившей в 1991 независимость Чечне (Ичкерии) после ввода федеральных войск в республику они переросли в кровопролитную войну. Татарстан согласно его законодательству также являлся независимым с 1990 до заключения Договора о взаимном делегировании полномочий в 1994, после — вплоть до подписания федеративного договора в 2000 году — ассоциированным государством с конфедеративным статусом.2 апреля 1997 года Россия и Белоруссия вступили в Союз (c 8 декабря 19— Союзное Государство России и Белоруссии), поэтапно преобразующийся из конфедеративного союза в будущую мягкую федерацию по типу ССГ. Осуществлялся переход от советской политической и экономической системы к демократии и рыночной экономике. В этой связи улучшились политические и экономические связи со странами Запада, ушла в прошлое холодная война. С начала 1990-х и до сих пор в стране наблюдается естественная убыль населения.Ослабление функций государства привело к крупномасштабному нелегальному вывозу капитала из страны и дефициту бюджета. Экономика страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля, вытесненного долларом. Высокие налоги вели к ухудшению их сбора с предприятий. Из-за нехватки
средств социальные обязательства не выполнялись, резко упало финансирование бесплатных образования и здравоохранения, науки и культуры, возрос внешний долг. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние экономики. В 1991—1998 ВВП и промышленное производство упали более чем на 40 %, уровень жизни большей части населения резко снизился.Рубежной точкой в развитии России стал дефолт 1998 года. Вызвав политический кризис (за 1998—1999 годы сменилось 5 премьеров), тем не менее он ознаменовал окончание спада и начало подъёма в экономике, причиной которого стало ослабление денежно-кредитной политики и последовавшее за ним снижение реального курса рубля, а также ужесточение бюджетной политики, позволившее резко сократить неплатежи и бартерные расчёты. В 1999 году впервые за годы реформ динамика инвестиций приобрела положительную направленность.
59. Политические процессы, связанные с принятием Конституции РФ 12.12.1993 г., развитие права в последующие годы
Разработка проекта Конституции РФ прошла несколько этапов.На первом этапе разработка шла в рамках конституционных норм и решений высшего представительного органа. 16 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР образует Конституционную комиссию в количестве 102 народных депутата, избранных Съездом. Председателем Комиссии избирается Б. II. Ельцин[1]. Основным конституционно-правовым институтом, отвечавшим за официальную разработку и подготовку проекта Конституции РФ, была Конституционная комиссия.Задачей Комиссии была подготовка поправок в Конституцию РСФСР и разработка проекта новой Конституции РФ. Комиссия подготовила проект новой Конституции РФ в ноябре 1991 г. С 1991 г. и до середины 1993 г. было активное обсуждение и доработка текста проекта. Проект Конституции РФ неоднократно обсуждался на Съездах народных депутатов РСФСР (РФ) и на заседаниях его Верховного Совета. Данный проект Конституции России в соответствии с решениями Съезда и Верховного Совета планировали вынести на всенародное голосование в конце 1993 г.Второй этап начался в 1992 г. и характеризовался тем, что среди сторонников новой демократической модели построения российского общества возникли существенные разногласия. В центре разногласий были, во-первых, способы осуществления экономических реформ и их результаты и, во-вторых, проект Конституции РФ. Верховный Совет оценивал первые результаты экономических реформ, в том числе приватизации, как неудовлетворительные. В связи с этим Съезд народных депутатов и ВерховныйСовет приняли решение об ограничении полномочий Президента РФ в сфере проведения реформ и усиления парламентского контроля за этим процессом. По мнению президентской команды, для проведения радикальных реформ необходим был сверхсильный статус Президента РФ, неограниченный парламентскими формамиВ проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, Президент РФ определялся как глава государства и высшее должностное лицо Российской Федерации, наделенное значительными полномочиями: законодательной инициативой, правом «вето», правом назначения высших должностных лиц государства, статусом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. В то же время парламент в данном проекте наделялся рядом полномочий, которые утверждали его роль ведущего органа государства. К таким полномочиям относились: внесение изменений в Конституцию РФ; участие в назначении высших должностных лиц исполнительной власти; осуществление определенных контрольных полномочий в сфере исполнительной власти.
60. Российское государство на современном этапе. Развитие права в 2000–е гг. до настоящего времени
В результате изучения данной главы студент должен:• знать этапы становления современной российской системы органов государственной власти, федеративной системы, системы судоустройства; причины и характер эволюции местного самоуправления;• уметь использовать политико-правовую терминологию; объяснить теоретическую конструкцию и содержание понятия "суверенная демократия"; анализировать особенности системы разделения властей в России;• владеть навыками работы с нормативным правовым материалом, историко-правового анализа специфики функционирования и эволюции государственных институтов постсоветской России; методиками обобщения научного материала (составления схем, сравнительных таблиц и т.д).В эпоху постсоветской трансформации Россия пережила немало событий, сказавшихся как на экономическом состоянии населения, так и на эволюции политической системы. Заявленная в Конституции РФ 1993 г. цель развития российского общества по-прежнему актуальна. Это построение демократического правового социального государства, превращение России в страну, имеющую развитое гражданское общество, конкурентоспособную рыночную экономику, высокую динамику роста благосостояния граждан, гарантирующую свободу личности и свободу предпринимательства. У России имеются серьезные предпосылки для успеха: богатые ресурсы, образованное население, развитая инфраструктура. Главная задача – обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, защищенность прав собственников и благоприятный климат для инвесторов.В период 1991–1993 гг. в политической системе России отсутствовали четкие конституционные механизмы перехода власти от одних политических сил к другим. Например, в Конституции РСФСР 1978 г. был предусмотрен механизм отрешения от должности президента, но отсутствовала процедура досрочного роспуска парламента. В результате России пришлось пережить два кризиса власти – в августе 1991 г. и в сентябре – октябре 1993 г. Жесткие методы борьбы Президента Б. Н. Ельцина с парламентом в 1993 г. позволили политологам сделать вывод о том, что в нашей стране "создание демократической политической системы играло подчиненную роль по отношению к трансформации режима[1], причем последний, даже меняясь и сбрасывая с себя партийно-коммунистические одежды, тяготел к восстановлению традиционной для страны монополии на власть"[2]. Этот тезис подтверждается эволюцией механизма всеобщих выборов. Роль административного ресурса в период первых парламентских выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 1993 г. была самой низкой по сравнению со всеми последующими выборами как в
ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в деятельности союзных структур и в работе союзных органов власти.
58. Российское государство в 1990-е годы. Третья российская кодификация с 1991 г
Политическое строительство нового государства сопровождалось радикальными экономическими реформами. 1 января 1992 года в России было отменено государственное регулирование цен. Результатом этого стала ликвидация дефицита потребительских товаров, но вместе с тем — гиперинфляция и массовое обнищание населения. Экономические реформы 90-х также привели к резкому спаду экономики страны.Статус субъектов Российской Федерации, провозгласивших суверенитет в 1990—1991 годах был оформлен Федеративным договором, заключённым 31 марта 1992 федеральной властью России и почти всеми её субъектами (кроме Татарстана и Чечни) и включен 10 апреля 1992 в Конституцию РСФСР.C 26 июля по 7 августа 1993 года под лозунгом борьбы с инфляцией в России была проведена конфискационная денежная реформа, в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР. Реформа также решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.4 октября 1993 года в Москве произошёл разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным и Съездом народных депутатом, Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент прекращает полномочия Советов всех уровней, а 25 декабря вступает в действие Конституция, союзная республика РСФСР стала независимым государством Российская Федерация. Ельцин был наделен полномочиями главы государства после распада СССР. События октября—декабря 1993 года завершили распад СССР и 76-летний советский период в истории России.Сепаратистские тенденции, возникшие в автономных субъектах России (и других союзных республик) во время Перестройки и подготовки нового союзного договора грозили распадом Российской Федерации (РСФСР). В объявившей в 1991 независимость Чечне (Ичкерии) после ввода федеральных войск в республику они переросли в кровопролитную войну. Татарстан согласно его законодательству также являлся независимым с 1990 до заключения Договора о взаимном делегировании полномочий в 1994, после — вплоть до подписания федеративного договора в 2000 году — ассоциированным государством с конфедеративным статусом.2 апреля 1997 года Россия и Белоруссия вступили в Союз (c 8 декабря 19— Союзное Государство России и Белоруссии), поэтапно преобразующийся из конфедеративного союза в будущую мягкую федерацию по типу ССГ. Осуществлялся переход от советской политической и экономической системы к демократии и рыночной экономике. В этой связи улучшились политические и экономические связи со странами Запада, ушла в прошлое холодная война. С начала 1990-х и до сих пор в стране наблюдается естественная убыль населения.Ослабление функций государства привело к крупномасштабному нелегальному вывозу капитала из страны и дефициту бюджета. Экономика страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля, вытесненного долларом. Высокие налоги вели к ухудшению их сбора с предприятий. Из-за нехватки
средств социальные обязательства не выполнялись, резко упало финансирование бесплатных образования и здравоохранения, науки и культуры, возрос внешний долг. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние экономики. В 1991—1998 ВВП и промышленное производство упали более чем на 40 %, уровень жизни большей части населения резко снизился.Рубежной точкой в развитии России стал дефолт 1998 года. Вызвав политический кризис (за 1998—1999 годы сменилось 5 премьеров), тем не менее он ознаменовал окончание спада и начало подъёма в экономике, причиной которого стало ослабление денежно-кредитной политики и последовавшее за ним снижение реального курса рубля, а также ужесточение бюджетной политики, позволившее резко сократить неплатежи и бартерные расчёты. В 1999 году впервые за годы реформ динамика инвестиций приобрела положительную направленность.
59. Политические процессы, связанные с принятием Конституции РФ 12.12.1993 г., развитие права в последующие годы
Разработка проекта Конституции РФ прошла несколько этапов.На первом этапе разработка шла в рамках конституционных норм и решений высшего представительного органа. 16 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР образует Конституционную комиссию в количестве 102 народных депутата, избранных Съездом. Председателем Комиссии избирается Б. II. Ельцин[1]. Основным конституционно-правовым институтом, отвечавшим за официальную разработку и подготовку проекта Конституции РФ, была Конституционная комиссия.Задачей Комиссии была подготовка поправок в Конституцию РСФСР и разработка проекта новой Конституции РФ. Комиссия подготовила проект новой Конституции РФ в ноябре 1991 г. С 1991 г. и до середины 1993 г. было активное обсуждение и доработка текста проекта. Проект Конституции РФ неоднократно обсуждался на Съездах народных депутатов РСФСР (РФ) и на заседаниях его Верховного Совета. Данный проект Конституции России в соответствии с решениями Съезда и Верховного Совета планировали вынести на всенародное голосование в конце 1993 г.Второй этап начался в 1992 г. и характеризовался тем, что среди сторонников новой демократической модели построения российского общества возникли существенные разногласия. В центре разногласий были, во-первых, способы осуществления экономических реформ и их результаты и, во-вторых, проект Конституции РФ. Верховный Совет оценивал первые результаты экономических реформ, в том числе приватизации, как неудовлетворительные. В связи с этим Съезд народных депутатов и ВерховныйСовет приняли решение об ограничении полномочий Президента РФ в сфере проведения реформ и усиления парламентского контроля за этим процессом. По мнению президентской команды, для проведения радикальных реформ необходим был сверхсильный статус Президента РФ, неограниченный парламентскими формамиВ проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, Президент РФ определялся как глава государства и высшее должностное лицо Российской Федерации, наделенное значительными полномочиями: законодательной инициативой, правом «вето», правом назначения высших должностных лиц государства, статусом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. В то же время парламент в данном проекте наделялся рядом полномочий, которые утверждали его роль ведущего органа государства. К таким полномочиям относились: внесение изменений в Конституцию РФ; участие в назначении высших должностных лиц исполнительной власти; осуществление определенных контрольных полномочий в сфере исполнительной власти.
60. Российское государство на современном этапе. Развитие права в 2000–е гг. до настоящего времени
В результате изучения данной главы студент должен:• знать этапы становления современной российской системы органов государственной власти, федеративной системы, системы судоустройства; причины и характер эволюции местного самоуправления;• уметь использовать политико-правовую терминологию; объяснить теоретическую конструкцию и содержание понятия "суверенная демократия"; анализировать особенности системы разделения властей в России;• владеть навыками работы с нормативным правовым материалом, историко-правового анализа специфики функционирования и эволюции государственных институтов постсоветской России; методиками обобщения научного материала (составления схем, сравнительных таблиц и т.д).В эпоху постсоветской трансформации Россия пережила немало событий, сказавшихся как на экономическом состоянии населения, так и на эволюции политической системы. Заявленная в Конституции РФ 1993 г. цель развития российского общества по-прежнему актуальна. Это построение демократического правового социального государства, превращение России в страну, имеющую развитое гражданское общество, конкурентоспособную рыночную экономику, высокую динамику роста благосостояния граждан, гарантирующую свободу личности и свободу предпринимательства. У России имеются серьезные предпосылки для успеха: богатые ресурсы, образованное население, развитая инфраструктура. Главная задача – обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, защищенность прав собственников и благоприятный климат для инвесторов.В период 1991–1993 гг. в политической системе России отсутствовали четкие конституционные механизмы перехода власти от одних политических сил к другим. Например, в Конституции РСФСР 1978 г. был предусмотрен механизм отрешения от должности президента, но отсутствовала процедура досрочного роспуска парламента. В результате России пришлось пережить два кризиса власти – в августе 1991 г. и в сентябре – октябре 1993 г. Жесткие методы борьбы Президента Б. Н. Ельцина с парламентом в 1993 г. позволили политологам сделать вывод о том, что в нашей стране "создание демократической политической системы играло подчиненную роль по отношению к трансформации режима[1], причем последний, даже меняясь и сбрасывая с себя партийно-коммунистические одежды, тяготел к восстановлению традиционной для страны монополии на власть"[2]. Этот тезис подтверждается эволюцией механизма всеобщих выборов. Роль административного ресурса в период первых парламентских выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 1993 г. была самой низкой по сравнению со всеми последующими выборами как в