Файл: 1. 1 Понятие валеологии. Предмет изучения, значение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.1 Понятие валеологии. Предмет изучения, значение.
Bookmark this page
В начале 80-х годов нашего столетия отечественный ученый, доктор медицинских наук И.И. Брехман ввел термин «Валеология».
Под валеологией (от лат. valeo - быть здоровым, здравствовать) подразумевалась наука о профилактически-оздоровительных основах медицины, путях и методах сохранения и укрепления здоровья. Появившись как интегральное образование, рожденное на стыке медицины, биологии, гигиены, физической культуры и психологии, экологии, диетики и других наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненной среде, валеология с 1987 года выступает содружественной медицине наукой.
90-е годы отмечены становлением и дальнейшим развитием валеологии как системы знаний о здоровье здорового человека.
Валеология - наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.
Предметом валеологии является здоровье человека как категория качества жизни, обусловленная физиологическими механизмами, умением адаптироваться к условиям среды, способность к самоорганизации, саморазвитию и самосохранению.
Объектом валеологии выступает относительно здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни.
Совместно с профилактической медициной валеология вносит свой вклад в решение одной из глобальных проблем современности - сохранения и укрепления здоровья человека.
В основе валеологии, в отличие от профилактической медицины, гигиены и санологии лежит представление о динамических резервах отдельных систем и организма человека в целом. Основными задачами валеологии как науки является прогнозирование функционального состояния организма и его коррекция, разработка механизмов компенсации нарушений резервов физиологических систем, определение методов и средств развития и сохранения здоровья.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества, выступает и как мерило его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье своих граждан. Это все накладывает на личность определенную ответственность по отношению к своему здоровью, к здоровью потомства и тех, кому она может и должна помочь (престарелым, инвалидам и др.).
Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателями общей культуры человека.
Развитие валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческого сознания и бытия - валеологическую культуру, включающую в себя:
-
знание индивидом генетических, физических и психологических
возможностей систем своего организма; -
знание и умение применять методы и средства контроля, сохранения
своего психофизиологического статуса, укрепления здоровья; -
умение распространять валеологические знания на социальную среду
своего окружения.
Формирование валеологической культуры - сложный, многоступенчатый и многогранный процесс, охватывающий систему государственного образования в стране, семью, специализированные и досуговые учреждения и организации.
В целом можно сказать, что валеология- это наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять общий его потенциал.
1.2 Понятие о здоровье, болезни, предболезни. Проблема нормы и аномалии.
Bookmark this page
Здоровье - это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Оно, выступая в качестве основы активной, творческой и полноценной жизни, участвует в формировании интересов и идеалов, гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия.
Последние десятилетия отмечены резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. Ведущий показатель, интегрально характеризующий состояние здоровья и отражающий наиболее полно уровень развития и благосостояния государства – продолжительность жизни.
В таблице 1 и 2 приведены статистические показатели по Тульской области (лицам, постоянно проживающим на территории Тульской области
) по данным регионального регистра смертности..
Таблица 1
Средняя продолжительность жизни (в годах)
Год | Всего | Мужской пол | Женский пол |
2018 | 71, 028 | 64,596 | 76, 800 |
2014 | 69,880 | 63,429 | 75,757 |
Таблица 2
Продолжительность жизни по классам заболеваний
в 2018 году (первоначальная причина смерти)
Класс заболеваний | Всего | Мужской пол | Женский пол |
Инфекционные и паразитарные болезни | 47,592 | 45,590 | 50,420 |
Травмы и отравления | 50,990 | 48,182 | 59,395 |
Болезни органов пищеварения | 63,464 | 58,195 | 69,486 |
Новообразования | 69,337 | 67,120 | 71,693 |
Болезни органов дыхания | 71,342 | 68,664 | 80,460 |
Болезни системы кровообращения | 75,354 | 67,748 | 77,416 |
Одной из характеристик уровня культуры населения является частота распространения инфекционных заболеваний. В таблице 3 приведены показатели заболеваемости детского населения Тульской области инфекционными и паразитарными болезнями.
Таблица 3
Заболеваемость детского населения
на 1000 детского населения
Класс заболеваний | 2016 год | 2017 год |
Инфекционные и паразитарные | 56,7 | 58,3 |
За последнее десятилетие резко сократилось число относительно здоровых детей, школьников и молодежи. По последним данным к концу обучения в школе доля здоровых детей не превышает 20-25 %, к концу обучения в вузе - 10-15 %.
К основным понятиям валеологии относятся понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия «здоровье». Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье – очень сложное понятие, которое трудно определить кратко и однозначно.
Один из довольно часто используемых подходов к трактовке понятия «здоровье» основан на принципе прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического (синоним «хорошее здоровье») и патологического (синоним «плохое здоровье»). Значимая часть определений здоровья содержит или подразумевает это полярное разграничение.
Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию. Встречаются определения, в которых подчеркивается роль сознания человека, энергетических показателей силы и выносливости, параметров информационного потока.
По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Более полным является определение, данное академиком В.П.Казначеевым: «Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни».
Здоровье в валеологии рассматривается, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторных и инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения человека.
Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья. Здоровье – это гармоничное единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.
В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д. Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост,
окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.
Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др.
Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество новых методов диагностики состояния здоровья, среди которых большой удельный вес составляют нетрадиционные методы и приемы.
Основными критериями здоровья являются:
-
генетический – особенности строения и функционирования генотипа человека: -
физиологический – особенности строения и функционирования
анатомо-физиологических систем организма человека; -
психический – особенности строения и функционирования нервной
системы, особенности психики и личностного статуса человека; -
социальный – социальная активность человека.
Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют несколько групп факторов сохранения и укрепления здоровья, имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.
-
Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности
человека:
-
генотип; -
наследственно детерминированные особенности организма и психики.
-
Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности
человека (общественно-экономические):
-
социально-экономические условия жизни; -
экология мест проживания; -
уровень развития здравоохранения.
-
Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности
человека (образ жизни):
-
физическая активность; -
питание; -
режим труда и отдыха; -
отсутствие вредных привычек; -
соблюдение профилактических и санитарно-гигиенических норм; -
сексуальное здоровье; -
психологический климат в семье, на месте учебы, работы или
службы; -
удовлетворенность социально-экономическими условиями жизни.