Файл: 1. 1 Понятие валеологии. Предмет изучения, значение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1 Понятие валеологии. Предмет изучения, значение.

 Bookmark this page

В начале 80-х годов нашего столетия отечественный ученый, доктор медицинских наук И.И. Брехман ввел термин «Валеология».

Под валеологией (от лат. valeo - быть здоровым, здравствовать) подразумевалась наука о профилактически-оздоровительных основах медицины, путях и методах сохранения и укрепления здоровья. Появившись как интегральное образование, рожденное на стыке медицины, биологии, гигиены, физической культуры и психологии, экологии, диетики и других наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненной среде, валеология с 1987 года выступает содружественной медицине наукой.

90-е годы отмечены становлением и дальнейшим развитием валеологии как системы знаний о здоровье здорового человека.

Валеология - наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Предметом валеологии является здоровье человека как категория качества жизни, обусловленная физиологическими механизмами, умением адаптироваться к условиям среды, способность к самоорганизации, саморазвитию и самосохранению.

Объектом валеологии выступает относительно здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни.

Совместно с профилактической медициной валеология вносит свой вклад в решение одной из глобальных проблем современности - сохранения и укрепления здоровья человека.

В основе валеологии, в отличие от профилактической медицины, гигиены и санологии лежит представление о динамических резервах отдельных систем и организма человека в целом. Основными задачами валеологии как науки является прогнозирование функционального состояния организма и его коррекция, разработка механизмов компенсации нарушений резервов физиологических систем, определение методов и средств развития и сохранения здоровья.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества, выступает и как мерило его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье своих граждан. Это все накладывает на личность определенную ответственность по отношению к своему здоровью, к здоровью потомства и тех, кому она может и должна помочь (престарелым, инвалидам и др.).


Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателями общей культуры человека.

Развитие валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческого сознания и бытия - валеологическую культуру, включающую в себя:

  • знание индивидом генетических, физических и психологических
    возможностей систем своего организма;

  • знание и умение применять методы и средства контроля, сохранения
    своего психофизиологического статуса, укрепления здоровья;

  • умение распространять валеологические знания на социальную среду
    своего окружения.

Формирование валеологической культуры - сложный, многоступенчатый и многогранный процесс, охватывающий систему государственного образования в стране, семью, специализированные и досуговые учреждения и организации.

В целом можно сказать, что валеология- это наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять общий его потенциал.

1.2 Понятие о здоровье, болезни, предболезни. Проблема нормы и аномалии.

 Bookmark this page

Здоровье - это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Оно, выступая в качестве основы активной, творческой и полноценной жизни, участвует в формировании интересов и идеалов, гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия.

Последние десятилетия отмечены резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. Ведущий показатель, интегрально характеризующий состояние здоровья и отражающий наиболее полно уровень развития и благосостояния государства – продолжительность жизни.

В таблице 1 и 2 приведены статистические показатели по Тульской области (лицам, постоянно проживающим на территории Тульской области

) по данным регионального регистра смертности..

 Таблица 1

Средняя продолжительность жизни (в годах)

Год

Всего

Мужской пол

Женский пол

2018

71, 028

64,596

76, 800

2014

69,880

63,429

75,757

 Таблица 2

Продолжительность жизни по классам заболеваний

в 2018 году (первоначальная причина смерти)

Класс

заболеваний

Всего

Мужской пол

Женский пол

Инфекционные и паразитарные болезни

47,592

45,590

50,420

Травмы и отравления

50,990

48,182

59,395

Болезни органов пищеварения

63,464

58,195

69,486

Новообразования

69,337

67,120

71,693

Болезни органов дыхания

71,342

68,664

80,460

Болезни системы

кровообращения

75,354

67,748

77,416

 Одной из характеристик уровня культуры населения является частота распространения инфекционных заболеваний. В таблице 3 приведены показатели заболеваемости детского населения Тульской области инфекционными и паразитарными болезнями.

Таблица 3

Заболеваемость детского населения

на 1000 детского населения

Класс заболеваний

2016 год

2017 год

Инфекционные и паразитарные

56,7

58,3

За последнее десятилетие резко сократилось число относительно здоровых детей, школьников и молодежи. По последним данным к концу обучения в школе доля здоровых детей не превышает 20-25 %, к концу обучения в вузе - 10-15 %.

К основным понятиям валеологии относятся понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».


В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия «здоровье». Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье – очень сложное понятие, которое трудно определить кратко и однозначно.

Один из довольно часто используемых подходов к трактовке понятия «здоровье» основан на принципе прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического (синоним «хорошее здоровье») и патологического (синоним «плохое здоровье»). Значимая часть определений здоровья содержит или подразумевает это полярное разграничение.

Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию. Встречаются определения, в которых подчеркивается роль сознания человека, энергетических показателей силы и выносливости, параметров информационного потока.

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Более полным является определение, данное академиком В.П.Казначеевым: «Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни».

Здоровье в валеологии рассматривается, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторных и инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения человека.

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья. Здоровье – это гармоничное единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д. Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост,
окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.

Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др.

Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество новых методов диагностики состояния здоровья, среди которых большой удельный вес составляют нетрадиционные методы и приемы.

Основными критериями здоровья являются:

  • генетический – особенности строения и функционирования генотипа человека:

  • физиологический – особенности строения и функционирования
    анатомо-физиологических систем организма человека;

  • психический – особенности строения и функционирования нервной
    системы, особенности психики и личностного статуса человека;

  • социальный – социальная активность человека.

Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют несколько групп факторов сохранения и укрепления здоровья, имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

  1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности
    человека:

  • генотип;

  • наследственно детерминированные особенности организма и психики.

  1. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности
    человека (общественно-экономические):

  • социально-экономические условия жизни;

  • экология мест проживания;

  • уровень развития здравоохранения.

  1. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности
    человека (образ жизни):

  • физическая активность;

  • питание;

  • режим труда и отдыха;

  • отсутствие вредных привычек;

  • соблюдение профилактических и санитарно-гигиенических норм;

  • сексуальное здоровье;

  • психологический климат в семье, на месте учебы, работы или
    службы;

  • удовлетворенность социально-экономическими условиями жизни.