Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
<Письмо> Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06
"О направлении методических рекомендаций по реализации дополнител...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 01.03.2016
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 6 из 11
Для проведения учебных занятий, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в режиме видеоконференцсвязи
(вебинара) рекомендуется использование специализированных информационных систем, позволяющих в процессе видеоконференции демонстрировать различные текстовые, графические или видеоматериалы; демонстрировать различные приложения и процессы; получать доступ к управлению удаленным компьютером; совместно работать над документами и т.д.
Некоторые системы дистанционного обучения имеют интегрированные системы видеоконференцсвязи.
Организацию учебных занятий, проводимых в режиме видеоконференций (вебинаров), рекомендуется осуществлять специалистами образовательных организаций. Организация видеоконференции включает информирование слушателей о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, предварительную проверку связи со слушателями, создание и настройку вебинара в информационной системе видеоконференцсвязи, предоставление преподавателям и слушателям гиперссылки на URL-адрес
(адрес ресурса в сети Интернет) вебинара, предоставление (при необходимости) рабочего места преподавателю, контроль состояния вебинара в процессе его проведения, запись вебинара, видеомонтаж вебинара (при необходимости), предоставление слушателям доступа к записи вебинара.
2.4
. Кадровый потенциал организации, реализующей образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация выбирает модель, адекватную ее ресурсному и кадровому обеспечению.
Имея в штате образовательной организации или на другом законном основании программиста, веб-дизайнера в дополнение к педагогическим работникам, которые непосредственно организуют обучение с применением дистанционных образовательных технологий, можно повысить уровень и качество предоставляемых обучающимся услуг.
Уровень компетентности педагогических работников образовательной организации, реализующей
ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в вопросах использования новых информационно-коммуникационных технологий при организации обучения играет одну из важных ролей при выборе модели обучения, описание которых приведено ранее.
Методическое сопровождение педагогических работников, применяющих электронное обучение, использующих дистанционные образовательные технологии. Для того чтобы педагогические работники профессионально владели средствами электронного обучения, могли квалифицированно применять при реализации ДПП дистанционные образовательные технологии, необходимо организовывать для них соответствующее дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку), а также методическое сопровождение деятельности педагогических работников (обеспечение информацией, посещение специализированных семинаров, научно-практических конференций, выставок и другое).
Дополнительное профессиональное образование педагогических работников, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно подбирать таким образом, чтобы в ходе его реализации использовались системы дистанционного обучения, в рамках которых в дальнейшем им предстоит работать.
Программы повышения квалификации педагогических работников целесообразно строить таким образом, чтобы часть программы была реализована в очной форме, а часть - с использованием дистанционных образовательных технологий.
2.5. Особенности итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Освоение ДПП завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией. Итоговая аттестация, проводимая с использованием дистанционных образовательных технологий, может проводиться в режиме видеоконференцсвязи, в режиме компьютерного тестирования, в режиме обмена файлами (с использованием системы дистанционного обучения или электронной почты) или обмена сообщениями в форумах или чатах.
Итоговая аттестация, проводимая в режиме видеоконференцсвязи, как правило, проводится в режиме
<Письмо> Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06
"О направлении методических рекомендаций по реализации дополнител...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 01.03.2016
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 7 из 11 двусторонней видеоконференцсвязи, т.е. и слушатель и члены итоговой аттестационной комиссии имеют возможность видеть и слышать друг друга. При достаточной пропускной способности Интернет-канала и наличии соответствующей технической возможности используемой информационной системы видеоконференцсвязи возможно увеличение одновременно транслируемых пользователей (три и более), например, в случае различного территориального присутствия членов итоговой аттестационной комиссии и
(или) слушателей.
В случае проведения итоговой аттестации в режиме видеоконференцсвязи слушатели должны быть заранее проинформированы о технических требованиях к оборудованию и каналам связи. Специалисты организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны удостовериться в технической возможности слушателей участвовать в видеоконференции путем предварительной проверки связи.
Компьютерное тестирование может быть проведено с помощью инструментов, встроенных в системы дистанционного обучения, или с помощью отдельных инструментов. Процесс тестирования должен быть автоматизирован. Должны быть обеспечены автоматизированная обработка результатов тестирования, процедура оценивания, системы документирования результатов тестирования, хранения результатов тестирования и персональных данных слушателей.
При итоговой аттестации в режиме обмена файлами или с помощью обмена сообщениями в форумах или чатах должно быть обеспечено хранение указанных файлов или сообщений и персональных данных слушателей.
Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, проводимую с использованием дистанционных образовательных технологий, получают соответствующие документы о квалификации лично; через другое лицо по заверенной в установленном порядке доверенности, выданной указанному лицу выпускником; по заявлению выпускника через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
3. Реализация дополнительных профессиональных программ в сетевой форме
Реализация ДПП с использованием сетевой формы предусмотрена статьей 15
Федерального закона
N 273-
ФЗ.
Сетевая форма реализации ДПП - это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования.
При реализации ДПП в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом
N
273-
ФЗ.
Сетевая форма реализации ДПП обеспечивает обучающимся свободный доступ к современной инфраструктуре, технологиям и средствам получения образования.
Сетевые структуры, реализующие ДПП, могут формироваться под влиянием заинтересованности образовательных организаций - участников сети в объединении ресурсов с целью наилучшего соответствия запросам обучающегося и требованиям к обеспечению реализации конкретной ДПП.
При формировании сетевой структуры для использования сетевой формы реализации программ заключается договор о сетевой форме реализации ДПП.
Сетевая форма реализации ДПП может применяться в результате интеграции деятельности и образовательных ресурсов двух и более организаций. Правовую основу сетевой формы реализации ДПП составляет договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций. Предметом договора является сотрудничество сторон в процессе реализации ДПП.
Согласно части 3 статьи 16
Федерального закона N 273-ФЗ в договоре о сетевой форме реализации
ДПП указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями
<Письмо> Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06
"О направлении методических рекомендаций по реализации дополнител...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 01.03.2016
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 8 из 11
- участниками сети, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемый документ или документы о квалификации, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации ДПП, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими необходимыми для реализации образовательной деятельности, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.
В случае решения органов управления организациями, участвующими в реализации ДПП, о создании интегрированной структуры
(консорциума, центра, комплекса, лаборатории) между организацией-исполнителем по договору об образовании и организацией, предоставляющей ресурсы для реализации образовательной деятельности, могут заключаться иные по своему содержанию договоры
(договор безвозмездной ссуды, договор консорциума, рамочный договор о сотрудничестве и т.д.), создающие условия для дальнейшей совместной деятельности при реализации образовательных программ в сетевой форме. Такие договоры могут составлять основу интеграции, обоснование для принятия решений в области управления сетевым взаимодействием, однако экономическое содержание в таких договорах отсутствует. Для фактического осуществления деятельности по реализации ДПП необходимо заключение дополнительных договоров, которые по своему экономическому содержанию также будут договорами возмездного оказания услуг.
Частным случаем договора о сетевом взаимодействии является договор об организации обучения, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и иной организацией, ответственной за подготовку и организацию образовательного процесса с использованием собственной материально-технической базы, за информирование, набор слушателей и комплектование учебных групп.
Этот договор по своему содержанию также представляет собой договор возмездного оказания услуг.
Ответственность за качество образования, соблюдение лицензионных требований при использовании материально-технической базы сторонней организации и иных ресурсов при этом несет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Сетевая форма реализации ДПП предполагает проведение образовательной организацией, проектирующей ДПП, всестороннего исследования рынка доступных образовательных ресурсов и средств обучения с целью выбора партнера (партнеров) по сетевому взаимодействию.
В целях разработки различных по своему содержанию ДПП, учебных и учебно-методических материалов для обеспечения образовательного процесса может привлекаться профессорско-преподавательский состав других организаций, а также специалисты и консультанты различных сфер деятельности, в том числе организаций, предоставляющих материально-техническую, научно-техническую и организационно-методическую базу для проведения практики, стажировок как формы обучения и иных практико-ориентированных мероприятий.
Взаимоотношения между организацией, разрабатывающей образовательные программы, и привлекаемым внешним персоналом могут строиться на основе договоров гражданско-правового характера.
Качество реализации ДПП в сетевой форме определяется созданием интегрированных структур, обеспечивающих воспроизводство самих образовательных программ, технологическим, информационным обеспечением системы дополнительного профессионального образования, которое соответственно потребностям самих обучающихся и потребностям рынка труда, расширением использования информационно-коммуникационных технологий и сетевых сервисов в практике профессиональной деятельности педагогических работников, развитием образовательных сетей, изучением и внедрением передового зарубежного и международного опыта в части разработки форм и методов реализации ДПП.
3.1. Условия применения сетевой формы реализации дополнительных профессиональных программ
Условиями применения сетевой формы организации дополнительного профессионального образования являются:
<Письмо> Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06
"О направлении методических рекомендаций по реализации дополнител...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 01.03.2016
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 9 из 11 наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности в сфере ДПО у организации, осуществляющей обучение, как субъекта образовательных отношений (образовательной организации) в процессе реализации ДПП; наличие договора о сетевом взаимодействии или иной форме интеграции между организацией, осуществляющей обучение, и иной организацией, ресурсы которой используются в процессе реализации дополнительного профессионального образования (организацией-партнером); наличие согласованной ДПП, разработанной образовательной организацией совместно с организацией-партнером, ресурсы которой используются в процессе реализации дополнительного профессионального образования.
Инициаторами применения сетевых форм реализации ДПП могут выступать: органы государственной власти, органы местного самоуправления, определяющие общую политику в сфере образования на различных уровнях управления образованием; организации, осуществляющие образовательную деятельность, в лице своих руководителей (ректор, директор, заведующий, начальник и др.), коллегиальных органов управления (общее собрание, конференция, ученый совет, управляющий совет и др.); учредители организаций, осуществляющих образовательную деятельность; заказчики образовательных услуг, обучающиеся, реализующие образовательные потребности при участии образовательной организации; иные заинтересованные лица (работодатели, общественные организации и т.п.).
Организация образовательного процесса при реализации ДПП в сетевой форме осуществляется с привлечением материально-технических, научно-технических, учебно-методических, организационно-методических, информационно-коммуникационных и иных ресурсов и средств обучения организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, а также силами научно-педагогических, педагогических и иных работников этих организаций.
Управление ресурсами и совместной деятельностью в процессе реализации ДПО в сетевой форме осуществляется на основе: договора о сетевом взаимодействии или иной форме интеграции между организациями (управление взаимодействием), положения об интегрированной структуре (образовательном или научно-образовательном консорциуме, центре, комплексе, лаборатории).
3.2. Порядок заключения договора об образовании при реализации дополнительных профессиональных программ в сетевой форме и ответственность за его реализацию
Договор об образовании при реализации ДПП в сетевой форме заключается между организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на образовательную деятельность, и лицом, оплачивающим образовательные услуги (заказчиком), в соответствии с
Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг).
Заказчиком при реализации ДПП в сетевой форме может выступать физическое лицо (сам обучающийся или иное заинтересованное лицо, оплачивающее образовательные услуги) или юридическое лицо, направляющее обучающегося (обучающихся) для прохождения обучения по образовательной программе в целях непрерывного образования взрослых.
ДПП, реализуемая в сетевой форме, должна быть согласована с партнерами по сетевому взаимодействию и утверждена образовательной организацией в установленном порядке.
ДПП, разработанная и согласованная участниками сетевого взаимодействия в целях реализации дополнительного профессионального образования, является приложением к договору об образовании, заключаемому между организацией и заказчиком платных образовательных услуг. Организация обязана обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательной программой и условиями договора.
Образовательная организация до заключения договора и в период его действия предоставляет заказчику достоверную информацию о себе, об организациях-партнерах по сетевому взаимодействию и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора
ДПП, реализуемых в сетевой форме. Данная информация предоставляется на территории фактического осуществления образовательной деятельности, а также через сайт организации-исполнителя в сети
Интернет, через сайты организаций-партнеров по сетевому взаимодействию.
<Письмо> Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06
"О направлении методических рекомендаций по реализации дополнител...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 01.03.2016
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 10 из 11
Договор об образовании в целях реализации ДПП в сетевой форме заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения: а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя; б) место нахождения или место жительства исполнителя; в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика; г) место нахождения или место жительства заказчика; д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика; е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору); ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося; з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты; и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии); к) вид, уровень и (или) направленность ДПП (часть ДПП определенного уровня, вида и (или) направленности); л) форма обучения; м) сроки освоения ДПП (продолжительность обучения); н) вид документа о квалификации, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей ДПП (части ДПП); о) порядок изменения и расторжения договора; п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение и обучающихся, или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.
При обнаружении недостатков или существенных недостатков платных образовательных услуг, в том числе нарушения сроков, изменения объемов оказания услуг или содержания образовательной программы, иных недостатках, влекущих ответственность со стороны исполнителя в порядке, предусмотренном
Правилами оказания платных образовательных услуг, ответственность возлагается на организацию-исполнителя, заключившую договор об образовании с заказчиком.
Иные организации - партнеры по сетевому взаимодействию, ресурсы которых используются в целях реализации дополнительного профессионального образования педагогических работников в сетевой форме, несут ответственность перед организацией-исполнителем в рамках заключенных между этими организациями и организацией-исполнителем договоров или соглашений.
Заключение договора о сетевом взаимодействии может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты образовательной организации: правила внутреннего распорядка, порядок оплаты труда педагогических работников, коллективный договор и иные документы.
3.3. Особенности организации образовательного процесса при реализации дополнительного профессионального образования в сетевой форме
ДПП является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность и организацию образовательного процесса при реализации ДПП в сетевой форме.
ДПП разрабатывается совместно организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сетевой форме, либо образовательной организацией самостоятельно при участии специалистов организаций-партнеров по сетевому взаимодействию.
Разработка ДПП (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) осуществляется с учетом требований профессиональных стандартов
, квалификационных и иных требований.