Файл: Зима. Зимующие птицы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект логопедического занятия в старшей крупе компенсирующей направленности на тему: «Зима. Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы»

Предметный: птица, дятел, ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, сорока, корм, кормушка, грудка, клюв, оперение, туловище, хвост.

Глагольный: зимовать, летать, клевать, скакать, порхать, чирикать, каркать, ворковать, кормить.

Признаков: зимующие, маленькая, большая, длиннохвостая, красногрудый, желтогрудый, длинноклювый, белобокая, легкое, воздушное, мягкое.

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных мужского и женского рода, употребление простых предлогов; согласование существительных с числительными; образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие диалогического слуха, речевого слуха, зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления. Совершенствование тактильного восприятия. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развития чувства справедливости.

Оборудование: мольберт, мяч,голоса птиц, перья птиц, 2 листа белой бумаги, ноутбук, smart доска, презентация, предметные картинки по теме: «Зимующие птицы», кормушка, корм для птиц, логопедическая тетрадь № 2 Н.Э. Теремковой, запись музыки «Прогулка в лес».

Предварительная работа: Прогулка в парк с родителями (законными представителями), наблюдение за зимними изменениями в природе. Чтение рассказов «Снегирь», «Клест-еловик». Изготовление кормушек для птиц, вывешивание её на участке, подкармливание зимующих птиц. Наблюдение за ними. Беседа с воспитателями о зимующих птицах. Коллективная работа- аппликация «Зимующие птицы».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона занятия. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы».

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям отправить на помощь зимующим птицам используя средства логоритмики (ходьба, по кругу, змейкой, с высоким поднимаем колена, бег на носочках), предлагает детям занять места около стульчиков, стоящих вокруг стола).


Логопед. Сядет первый тот, кто вспомнит название зимующих птиц, которые изображены на предметных картинках.

Дети по очереди называют зимующих птиц и садятся.

II. Основная часть

Логопед. А теперь я хочу проверить. Действительно ли вы знаете хорошо зимующих птиц. Ребята, сейчас мы с вами будем составлять предложения с карточками, которые лежат перед вами. Д/и «У кого кто?». Ребята составляют предложения, называя свою картинку и картинку своего соседа. У меня воробей, а у Димы синица.

Логопед. Молодцы, все справились с заданием. А теперь отдаем карточки не просто так, а прячем их. Д/и «Есть воробей, нет воробья».

Дети выполняют задание логопеда, собирая предметные картинки

Логопед. Еще раз назовите мне этих птиц.

Дети. Воробей. Синица, снегирь, голубь и т д.

Логопед. Ребятки, а давайте мы с вами вспомним части тела птиц.

Дети: называют по очереди части тела и показывают на картинке (туловище, голову, хвост, клюв, крылья, лапы).

Логопед: Ребят, а давайте вместе и узнаем, почему же птицы летают и не падают. Для этого нам понадобятся перья птиц. Рассмотрите пожалуйста их, потрогайте и скажите какие они и зачем они нужны птицам?

Ответы детей: легкие, воздушные, мягкие, невесомые; птицам они нужны чтобы согревать их зимой и летать.

Логопед. Правильно ребята, есть перья, которые помогают птицам летать, они называются маховыми (от слова махать). У этих перьев толстый стержень и эти перья предназначены для полета. Именно крылья с перьями поднимают наших птиц вверх.

- Ребята, проведем опыт. Передо мной 2 листа бумаги. Листы одинаковые? Сейчас один лист я скомкаю в шарик, а теперь осторожно отпущу его из рук. Что произошло?

Дети: листок упал

А теперь я возьму другой лист и осторожно отпущу перед собой. Что вы увидели?

Дети: листок полетел

-Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Дети: потому что один листок скомканный, а второй нет

Логопед: не скомканный лист –широкий. За счет своей поверхности он упирается на воздух и не падает, а летит. Вот и птицы: расправят крылья-летят. Сложат крылья и упадут вниз. Получается, что с раскрытым крылом и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух.



Логопед. Самое страшное для птиц зимой-это не холод, а голод. Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой

Дети: на улице

Логопед. Верно, но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть. А как люди могут помочь птицам?

Дети: предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки

Игра «Накорми птиц» на развитие мелкой моторики. Детям предлагается отобрать перемешанный корм для птичек и высыпать его в кормушки.

Логопед. А теперь предлагаю поиграть.

Логопед. Ребята, а теперь предлагаю вам сесть на свои места и рассмотреть картинку, ответив на вопросы. Упражнение «Рассмотри и назови».

Кто на ветке дерева? –

Дети: на ветке воробьи

Логопед. Давайте с вами посчитаем сколько воробьев прилетело на ветку?

Дети считают: Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев (согласование числительных с существительными).

Логопед. Молодцы. А теперь внимательно посмотрим кто под кормушкой?

дети:(сороки).

Логопед: сколько всего сорок?

Дети: две

Логопед: Кто на стволе дерева?

Дети: на стволе дерева дятлы.

Логопед: Сколько дятлов прилетело к нам на кормушку?

Дети: в нашу кормушку прилетело три дятла

Логопед: кто в кормушке?

Дети: воробьи в кормушке

Логопед: Кто летит к кормушке?

Дети: на пути к кормушке голуби

Логопед: Кто рядом с деревом?

Дети: рядом с деревом снегири.

Логопед. Молодцы ребята, какие вы внимательные и как хорошо умеете считать.

Логопед. А теперь предлагаю поиграть с мячом «Чей? Чья?» (совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).

Дети выходят на коврик, встают в круг, логопед берет в руки мяч.

Логопед. Я называю часть тела какой-то птицы и бросаю мяч вам. Вы ловите мяч, говорите, чья это часть тела, и возвращаете мне мяч. Постарайтесь быть внимательными. Клюв вороны.

1-ый ребенок. Вороний клюв.

Логопед. Голова вороны

2-ой ребенок. Воронья голова.

Логопед. Клюв голубя.

3-ий ребенок. Голубиный клюв.

Логопед. Голова голубя.

4-ый ребенок. Голубиная голова.

Логопед. Голова воробья.

5-ый ребенок. Воробьиная голова.

Логопед. Клюв воробья.

6-ой ребенок. Воробьиный клюв.


Логопед. Молодцы. А теперь предлагаю занять свои места, и мы посмотрим какие вы были внимательные и как хорошо запомнили зимующих птиц.

Отгадывание загадок на смарт-доске.

Логопед. 1. Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем: «Чик-чирик

Ответы детей: это воробей

Логопед. Ребята, а как воробей голос подает?

Дети: воробей чирикает

Логопед. Молодцы, правильно отгадали. Послушайте вторую загадку.

2. Желтенькое брюшко — воробья подружка.

На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

С жёлтой грудкой пуховой – Шустрая…

Дети. Синица.

Логопед. Молодцы. Ребята. Скажите мне, пожалуйста одним словом. У синицы грудка желтая, поэтому ее называют…?

Дети. Желтогрудая.

Логопед. Правильно отгадали. Слушаем следующую загадку.

3. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Дети. Это снегирь.

Логопед. Правильно. Ребята. Скажите мне, пожалуйста одним словом. У снегиря грудка красная, поэтому его называют…?

Дети: красногрудый

Эта птица — символ мира,

Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,

Ищет крошки постоянно!

Дети. Это голубь.

Логопед. Ребята, а как голубь голос подает?

Дети. Голубь воркует.

Логопед. Молодцы. Со всеми загадками справились.

III.Заключительная часть. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно делать на занятии. Затем оценивается работа каждого ребенка.

Логопед. Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Вы были большими умниками и умницами.