ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект «Юные Экологи» |
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду |
|
Автор проекта: воспитатель Кострецова Марина Владимировна .2020 |
-
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
-
Наименование образовательной организации:
МБОУ «Новозоринская СОШ», дошкольное отделение, д/с «Родничок»
1.2 Название проекта:
Экологический проект «Юные Экологи»
1.3 Ф.И.О. автора проекта:
Воспитатель: Кострецова Марина Владимировна, п. Новые Зори.
1.4 Краткое описание проекта:
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
Проект «Юные экологи» разработан для целенаправленной работы с детьми старшей и подготовительной группы на основе современных достижений педагогики дошкольного образования и воспитания.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный период развития человека. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:
-
непосредственно образовательная деятельность; -
опытно-экспериментальная деятельность; -
целевые прогулки и экскурсии; -
экологические акции; -
праздники, развлечения, досуг; -
беседы, ситуативные разговоры; -
дидактические игры.
1.5 Сроки
(январь2020г. - сентябрь 2020г.)
1.6.Участники проекта:
дети старшей и подготовительной группы «Гномики», родители, воспитатели группы.
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2.1 Актуальность
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны
формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
-
Цель и задачи проекта
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
-Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;
-Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
-Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
-Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
-Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;
-Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
-Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
-Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
-Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
-Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
-Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.3 План по реализации проекта
Этапы проекта
1 этап. Организационно – подготовительный.
-
Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата. -
Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы. -
Анкетирование родителей. -
Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями. -
Составление плана реализации проекта. -
Определение содержания деятельности всех участников проекта. -
Поиск различных средств достижения целей; -
Подбор и изучение методического материала, методической литературы. -
Создание дидактического и методического материала
2 этап. Основной. Реализация проекта.
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:
-
Работу с детьми. -
Работу с родителями.
Работа с детьми:
-
непосредственно - образовательная деятельность; -
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; -
совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции; -
самостоятельная деятельность детей. -
Тематические НОД экологической направленности. -
Познавательно - исследовательская деятельность.
-
Чтение художественной литературы по проектной тематике. -
Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов; -
Наблюдение за объектами живой и неживой природы -
Эвристические, познавательные, ситуативные беседы. -
Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей. -
Сочинение экологических сказок и викторины, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры;
- развивающие игры; экологические интеллектуальные игры, театрализованные игры, уход за растениями и посадками в группе;
создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
-Продуктивная деятельность:
-
рисование; -
лепка; -
аппликация; -
прикладная деятельность; -
конструктивно - модельная деятельность.
Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.
- спортивные, подвижные игры;
- спортивные досуги, праздники экологического содержания.
Содержание деятельности участников образовательной деятельности 2020г.
ЯНВАРЬ
Акция «Поможем пернатым нашего посёлка».
Цель: способствовать расширению представления детей о зимующих птицах их образе жизни осенью и зимой,
Мастер – класс по изготовлению кормушек «Птичкины поварята»,
Чтение художественной литературы «Жизнь птиц зимой»,
беседа «О зимующих и перелётных птицах»,
Просмотр развивающего фильма о зимующих птицах.
Рисование «Птицы нашего двора»
Аппликация «Снегири на дереве»,
Распространение листовок «Покормите птиц зимой»,
Экологическая викторина с родителями «Поможем птицам - Поможем себе!»
«Природа родного края»
Проект «Мой родной Алтайский край. Природа»
Изготовление карты Алтайского края.
Рисование «Зима»
Рассматривание альбома «Лекарственные растения нашего посёлка»
НОД. Лепка «Зимой в лесу»
Продуктивная деятельность «Зимняя природа Алтайского края»
Аппликация: «Зимний лес» (Цель: развивать воображение, творчество.)
Чтение художественной литературы «Сто умов» (Алтайская сказка)
Краткое знакомство с писателями Алтайского края.
Чтение стихов о природе Родного края.
«Белый снег, пушистый снег.»
«Наблюдение «Снег – он какой?»
«Шесть советов о морозной погоде» (папка – передвижка)
«Беседа о лесе»
Уточнять и расширять знания детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа в картинах.
«Лес в жизни человека»
Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном
Экскурсия в зимний лес
Цель: Дать представление о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.
ФЕВРАЛЬ
«Зимушка-зима»
Наблюдение «Снежинки очень красивы» (проводится во время снегопада)
Беседа о зиме,
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Аппликация "Деревья зимой"
- -Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов "Зимняя сказка"
«Цепочки в лесу»
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.