Файл: Проект Юные Экологи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проект «Юные Экологи»


Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новозоринская СОШ», дошкольное отделение детский сад «Родничок»


Автор проекта:

воспитатель

Кострецова Марина Владимировна

.2020



  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    1. Наименование образовательной организации:

МБОУ «Новозоринская СОШ», дошкольное отделение, д/с «Родничок»

1.2 Название проекта:

Экологический проект «Юные Экологи»

1.3 Ф.И.О. автора проекта:

Воспитатель: Кострецова Марина Владимировна, п. Новые Зори.

1.4 Краткое описание проекта:

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе вечный источник детского разума

В. Сухомлинский

Проект «Юные экологи» разработан для целенаправленной работы с детьми старшей и подготовительной группы на основе современных достижений педагогики дошкольного образования и воспитания.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный период развития человека. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:

  • непосредственно образовательная деятельность;

  • опытно-экспериментальная деятельность;

  • целевые прогулки и экскурсии;

  • экологические акции;

  • праздники, развлечения, досуг;

  • беседы, ситуативные разговоры;

  • дидактические игры.


1.5 Сроки

(январь2020г. - сентябрь 2020г.)

1.6.Участники проекта: 

дети старшей и подготовительной группы «Гномики», родители, воспитатели группы.

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2.1 Актуальность

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны

формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

    1. Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

-Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;

-Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

-Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;

-Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

-Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;
-Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы; 
-Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;

-Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

-Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

-Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;

-Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.3 План по реализации проекта

Этапы проекта

1 этап. Организационно – подготовительный.

  1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

  2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.

  3. Анкетирование родителей.

  4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.

  5. Составление плана реализации проекта. 

  6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.

  7. Поиск различных средств достижения целей;

  8. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.

  9. Создание дидактического и методического материала
    2 этап. Основной. Реализация проекта.


Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:

  1. Работу с детьми.

  2. Работу с родителями.

Работа с детьми:

  • непосредственно - образовательная деятельность;

  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;

  • самостоятельная деятельность детей.

  • Тематические НОД экологической направленности.

  • Познавательно - исследовательская деятельность.

  • Чтение художественной литературы по проектной тематике.

  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;

  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы

  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.

  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.

  • Сочинение экологических сказок и викторины, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры;

- развивающие игры; экологические интеллектуальные игры,                             театрализованные игры, уход за растениями и посадками в группе;

создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;

- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

-Продуктивная деятельность:        

  • рисование;

  • лепка;

  • аппликация;

  • прикладная деятельность;

  • конструктивно - модельная деятельность.

Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.

- спортивные, подвижные игры;

спортивные досуги, праздники экологического содержания.
Содержание деятельности участников образовательной деятельности 2020г.

ЯНВАРЬ

Акция «Поможем пернатым нашего посёлка».

Цель: способствовать расширению представления детей о зимующих птицах их образе жизни осенью и зимой,

Мастер – класс по изготовлению кормушек «Птичкины поварята»,



Чтение художественной литературы «Жизнь птиц зимой»,

беседа «О зимующих и перелётных птицах»,



Просмотр развивающего фильма о зимующих птицах.



Рисование «Птицы нашего двора»



Аппликация «Снегири на дереве»,



Распространение листовок «Покормите птиц зимой»,



Экологическая викторина с родителями «Поможем птицам - Поможем себе!»


«Природа родного края»

Проект «Мой родной Алтайский край. Природа»

Изготовление карты Алтайского края.

Рисование «Зима»



Рассматривание альбома «Лекарственные растения нашего посёлка»

НОД. Лепка «Зимой в лесу»

Продуктивная деятельность «Зимняя природа Алтайского края»

Аппликация: «Зимний лес» (Цель: развивать воображение, творчество.)

Чтение художественной литературы «Сто умов» (Алтайская сказка)

Краткое знакомство с писателями Алтайского края.

Чтение стихов о природе Родного края.



«Белый снег, пушистый снег.»

«Наблюдение «Снег – он какой?»

«Шесть советов о морозной погоде» (папка – передвижка)

«Беседа о лесе»

Уточнять и расширять знания детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа в картинах.

«Лес в жизни человека»

Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном

Экскурсия в зимний лес

Цель: Дать представление о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.

ФЕВРАЛЬ

«Зимушка-зима»

Наблюдение «Снежинки очень красивы» (проводится во время снегопада)

Беседа о зиме,
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Аппликация "Деревья зимой" 
- -Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов  "Зимняя сказка"

«Цепочки в лесу»

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.