ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Практическое занятие № 4
Тема: Методологические основы педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками, сущность педагогической деятельности, теоретические основы обучения. Теория и методика воспитания. Личность педагога как основа педагогического процесса. Основы оценочной деятельности педагога
Цель занятия: обобщить знания обучающихся по теме «Методологические основы педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками, сущность педагогической деятельности, теоретические основы обучения». Обобщить знания студентов по изучению сути процесса воспитания и его места в структуре образовательного процесса, по изучению основ и классификационных характеристик методов воспитания; обеспечить практическое рассмотрение содержания и организации воспитательного процесса, особенностей работы с одарёнными детьми и детьми с девиантным поведением; закрепить знания о структуре профессиональной Я-концепции педагога и самопознании как основы его профессионального саморазвития; сформировать систему знаний об основах современной системы оценки и способах оценивания образовательных достижений учащихся; воспитать умение организовывать собственную учебную деятельность.
Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.
Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.
Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.
Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания
№ п/п | Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин | Описания направлений и содержания научной деятельности | Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний |
1. | Преддошкольная педагогика | Изучает закономерности и условия воспитания детей до 3 лет. | Дети ясельного возраста до 3-х лет |
2. | Дошкольная педагогика | Изучает закономерности воспитания и элементы форм обучения детей в дошкольном возрасте | Ребенок дошкольник от момента рождения до поступления в школу |
3. | Специальная педагогика | Изучает сущность управления процессом развития индивидуальности и личности детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в индивидуальном подходе обучения | Дети с отклонениями в психическом развитии, связанном врожденными и приобретенными дефектами формирования и функционирования НС |
4. | Социальная педагогика | Изучает воспитательный процесс во всех возрастных группах и в различных условиях социума | Ребенок в социуме и его социальное взаимодействие и окружение |
5. | Коррекционная педагогика | Изучает процессы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии психики и отклонение в поведении | Дети имеющие отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонение в поведении, затруднение школьной адаптации и адекватной социализации |
6. | Дефектология: 6.1 Сурдопедагогика | Изучает процессы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха | Дети стойким нарушением слуха |
6.2 Тифлопедагогика | Изучает процесс воспитания обучения лиц с нарушением зрения | Слепые и слабовидящие дети | |
6.3 Олигофренопедагогика | Изучает проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и их социальную реабилитацию | Дети с умственной отсталостью и нарушением интеллекта | |
6.4 Логопедия | Изучает процесс обучения о нарушении речи, способах их предупреждения и устранения, с помощью специального обучения и воспитания | Дети с нарушением речи |
Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.
Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.
Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.
Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:
1. управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения
умений и первичных навыков;
2. восприятие новых знаний и получение умений;
3. ознакомление обучаемых с новыми заданиями;
4. организация эвристической и исследовательской деятельности;
5. познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных
связей;
6. проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;
7. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих
проблем;
8. управление процессом перехода от теории к практике;
9. приобретение умений и навыков, а также их систематизация;
10. разъяснение целей и задач обучения;
11. собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;
12. анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;
13. управление процессом познания научных закономерностей и законов;
14. самоконтроль, самодиагностика достижений.
Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса
№ п/п | Направления и виды образовательной деятельности педагога | № п/п | Направления и виды деятельность обучаемых |
1. | Ознакомление обучаемых с новыми знаниями | 1. | Восприятие новых знаний и получение умений |
2. | Разъяснение целей и задач обучения | 2. | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
3. | Управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков | 3. | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация |
4. | Управление процессом познания научных закономерностей и законов | 4. | Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
5. | Управление процессом перехода от теории к практике | 5. | Приобретение умений и навыков, а также их систематизация |
6. | Организация эвристической и исследовательской деятельности | 6. | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
7. | Проверка, оценка изменений в обучаемости и развитии объектов обучения | 7. | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.
На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.
Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике
№ п/п | Наименования концепций воспитания | Авторы, Ф.И.О. | Положительные черты концепций | Недостатки концепций | Практическое применение концепции воспитания |
1. | Воспитание на основе потребностей человека | В.П. Созонов | Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быт признанным и защищенным, самосовершенствоваться и самореализоваться, быть нужным в социальном обществе | Происходит воздействие на эмоцианальную сферу личности и на сознание ребенка | -Организация разнообразной творческой деятельности -Формирование благоприятного нравственно-психического климата -Создание условий для укрепления и сохранения здоровья -Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы -Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации -Стать примером для воспитанников |
2. | Системное построение процесса воспитания | В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова | Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм | -Воздействие на личность и сознание -Эффективен только при системном процессе воспитания | -Формирование патриотизма -Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям -Развитие личности и творческой самореализации |
3. | Воспитание ребенка как человека культуры | Е.В. Бондаревская | Помощь в саморазвитии и индивидуальности, воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей | -Индивидуальный подход -Воздействие на личность и сознание | -Формирование и психологической и культуры личности -Развитие культурно-нравственных и духовных ценностей |
В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:
А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной и перспективной? Что является основанием для этого?
Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное
предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров.
Решение:
В настоящее время наиболее актуальной и признанной является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, которая была разработана в 2009 году Институтом стратегических исследований в образовании под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной в соответствии с Конституцией, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию.
Данная концепция является основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.
Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.
Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:
1) формирование социальной активности и ответственности;
2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих