Файл: Гендерные особенности на занятиях хореографией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Гендерные особенности на занятиях хореографией»

В современных условиях художественного воспитания детей важную роль играет гендерный подход – это инновационный подход в обучении и воспитании с учетом гендерных особенностей развития и социализации личности. Формирование гендерной культуры это путь саморазвития своеобразия женской и мужской индивидуальности, основанные на гендерных отношениях – партнерских и доброжелательных.

Я обучаю хореографии детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

В период дошкольного детства необходимо помочь раскрыть ребенку свои гендерные возможности, дать почувствовать в себе либо мужское, либо женское начало, благодаря чему воспитать уважительное отношение к противоположному полу и приобрести уверенность в себе.

Во время занятий с дошкольниками, я заметила, что дети к возрасту 3-4 лет начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. А в возрасте с 4 до 7 лет у них формируется гендерная устойчивость - детям становится понятно, что их гендер не изменяется, т.е. мальчики – это будущие мужчины, а девочки – женщины.

Развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. Даже к объяснениям хореографических задач они относятся по-разному: девочки воспринимают объяснения, построенные на основе слухового восприятия и крайне чувствительны к интонациям, а для мальчиков важен показ движения, а не объяснение правил исполнения. Важно помнить, что мальчики и девочки по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем.

На нетрадиционных игровых занятиях мне предоставляется прекрасная возможность воспитания по половому признаку. Во время занятий я создаю условия, чтобы девочки и мальчики могли выразить в движениях то, что для каждого из них интересно и эмоционально значимо. Организую совместные игры («Дружные пары», «Рыбаки и рыбки»), в процессе которых дети действуют сообща, в соответствии с гендерными особенностями: мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. В танцевальных играх мальчики изображают «мотыльков», «роботов», а девочки - «бабочек», «кукол», строят дружеские и позитивные взаимоотношения, преодолевая гендерную разобщенность.


При этом очень заметны различия между девочками и мальчиками: мальчикам свойственно стремление к лидерству, более активное поведение и независимое от группы мнение, а девочки - чувствительны, общительны, более добросовестны и старательны.

Нормы гендерного поведения «сильного» и «слабого» полов, дети младшего школьного возраста получают во время занятий хореографией, приобщаясь к целому миру правил поведения в быту, на улице и различных общественных местах.

Гендерные различия в работе с этой возрастной категорией заключаются в повышенных требованиях к качеству выполнения хореографических заданий во время обучения кадетских классов, где проходят совместные занятия для мальчиков и девочек. Преимущество таких занятий я вижу в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе деятельности у них развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Таким образом, идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», и развитие представлений об отличительных признаках поведения женщины и мужчины в обществе, в соответствии с моделью будущей жизни ребенка.

Во время занятий для мальчиков я предлагаю упражнения на развитие быстроты, физической и силовой выносливости, четкости, ритмичности. С тем, чтобы в танце мальчики показали мужественность, широту души, мужскую сдержанность. Для девочек я даю упражнения на развитие чувства ритма, красоты движений, пластичности, выразительности, грациозности и гибкости, что соответствует в танце мягкости, плавности движений, кокетливости и кротости.

В подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание.

Мальчики в танцевальных композициях выполняют присядки, хлопушки и силовые трюки, поддержки, ориентируя мальчиков на «мужскую» удаль и ловкость. Девочки исполняют всевозможные вращения

, дробные выстукивания, мягкие плавные ходы, показывая свою гибкость и грацию. Положение рук у девочек на талии, у мальчиков на поясе.

Мальчикам я стараюсь чаще напоминать о требованиях к качеству исполнения движений. Так как я заметила, что утомляемость у мальчиков выражена больше, чем у девочек и проявляется в отвлекаемости и заторможенности. Поэтому в конце занятия для активизации внимания у мальчиков, я включаю музыкальные игры с элементами соревнований.

Также я использую гендерные различия в оценке деятельности детей младшего школьного возраста. Для мальчиков важна оценка их достижений во время занятий, а для девочек - кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «У тебя очень мягкие движения», «У тебя самое бесшумное приземление».)

Во время своей работы я учитываю не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности, интересы и индивидуальность детей в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола. Иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот.

В моей практике есть группы, в которых занимаются только мальчики. Работать в таких группах сложнее, так как они не хотят выполнять не свойственные виды деятельности. В этих группах, я чаще наблюдаю, неприятие к противоположному полу и необходимость общения только со сверстниками своего пола, что плохо сказывается на социализации, то есть усвоении элементов культуры, социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

В каждое занятие я обязательно как для мальчиков, так и для девочек включаю работу по формированию правильной осанки, постоянно напоминая детям, что это укрепит их здоровье и поможет стать еще красивее, сильнее, смелее, а девочкам стройнее и грациознее.

В среднем школьном возрасте в гендерном воспитании важную роль играет партнерство в танце. При подготовке к балам во время занятий я преподаю мальчикам, как правильно и вежливо приглашать девочек на танец, подавать им руку, поддерживать во время вращений, этим прививаются основы этикета и грамотная манера поведения в обществе. Проявляя к девочке уважение и чувствуя себя «защитником», у мальчиков повышается самоуважение. Их поведение, определяемое различиями половой психики, становится более уважительным и доброжелательным по отношению к девочкам. Все это в дальнейшем поможет вписаться в социальную жизнь и гармонично строить свои личные отношения.


В заключении хотелось бы сказать, что развитие личности при гендерном воспитании - это формирование индивидуальных обособленных качеств, отражающих неповторимость, своеобразие, привлекательность и лиц разного пола, осознание своей неповторимости, выбор идеалов и жизненных целей.