Файл: По составу ангобы бывают.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Окунание - в готовый ангоб можно окунать только небольшие изделия.  Изделия, погружаемые в ангоб лицевой поверхностью, поддерживаются руками. Во избежание натеков ангоба на нижние края,  изделие рекомендуется сразу же затирать, не допуская высыхания ангоба. Плотность ангоба должна быть как кефир 5%. Этот способ подходит только для декорирования  сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии.

Пульверизация - для ангобирования рельефных изделий наиболее совершенным является способ пульверизации, при котором ангоб распыляется посредством сжатого воздуха и заполняет все углубления и выступающие части изделия. Этот способ можно использовать и для ровного покрытия одним цветом или, если необходимо сделать более тонкую цветовую растяжку. Пульверизация подходит для декорирования как сырых изделий, изделий в кожетвердом состоянии, так и сухих (каждый слой необходимо просушить, чтобы изделие не размокло) и даже обожжённых на утиль. Плотность ангоба должна быть как кефир 1%.

Терра сигиллата (латынь terra sigillata) - глинистое покрытие  на поверхности керамики. Применяется с древних времен до наших дней как декоративное средство в художественной керамике и в бытовой керамике ручной работы.
Состав: 100% глина, очень редко - с добавлением неорганических пигментов. Цвет определяется видом глины после обжига. Особенность терра сигиллаты заключается в чрезвычайно малом размере частиц глины и практически полном отсутствии более крупных частиц. Благодаря этому покрытие хорошо мажется, образует тонкий ровный слой, хорошо сцепляется с поверхностью изделия, не образует при сушке и обжиге шелушений или трещин. Лощение слоя терра сигиллаты в кожетвердом, почти высохшем, состоянии дает слабый блеск, характерный для изделий этого вида, сохраняющийся при низкотемпературном обжиге.

Приготовление: Техника приготовления проста, готовая терра сигиллата может долго храниться, поэтому готовить ее можно в любой удобный момент и впрок.
Используют любую глину, обычно - красную, так как в ней, по сравнению с белой, содержится намного больше тонкодисперсной фракции. По этой же причине предпочтительна очищенная карьерная глина, а не готовая керамическая масса, содержащая отощители и плавни - для нашего случая балласт.

2-3 кг глины распускают в высокой емкости 8-10 литров, например, в ведре или пластиковой широкогорлой бутыли, полностью заполненной водой. Чтобы увидеть процесс оседания, можно в первый раз распустить меньшее количество глины в 3-5 литровой стеклянной банке. Для облегчения роспуска в воду добавляют чайную ложку кальцинированной соды или жидкого стекла, или даже две-три ложки. Распускать нужно тщательно. Не должно остаться никаких мелких липких комочков. Распущенная смесь должна быть похожа на молоко, а не на густые сливки. Можно использовать миксер, можно контролировать роспуск, пропуская смесь через мелкое сито - никаких нераспущенных комочков не должно быть. Цель роспуска - создать условия для свободного оседания частиц глины.
Теперь нужно оставить ведро в покое на 15-20 часов. То есть, например, с 6 вечера до обеда следующего дня. Это важно. 
За это время суспензия расслоится: на самом дне будут лежать крупные и мелкие песчинки, в нижней трети будет находиться глина с частицами крупного размера, которые еще не успели полностью осесть. Донный осадок и нижнюю треть нужно будет выбросить, хотя в них содержится почти вся распущенная глина! Верхняя треть тоже не нужна, она слишком водянистая. Нас интересует средняя треть, размер частиц в ней - примерно 0,1 мкм = одна десятитысячная доля миллиметра. Ее нужно выделить, например, медленно и аккуратно слить, не допуская смешивания с нижней третью. Или использовать сифон. Посмотрите в интернете, как это делается (поиск по terra sigillata, картинки).
Выделенную жидкость можно вылить в широкое блюдо и оставить подсыхать. Лучшая консистенция для хранения - как мягкое сливочное масло, и до этой консистенции терра сигиллата будет сохнуть пару-тройку дней или неделю, после чего ее можно переложить в банку с крышкой. Для нанесения можно в любой момент добавить воды.
Точные пропорции воды-глины-соды-жидкого стекла-времени оседания позволят ускорить процесс роспуска и увеличить выход готовой для работы пасты.

Нанесение: Наносить на хорошо уплотненную поверхность необожженного почти высохшего изделия одним, двумя или тремя очень тонкими слоями. Каждый слой наносят после легкого подсыхания предыдущего. Часто покрытие прекрасно держится и на утильном пористом черепке. Покрытие лощат гладким камешком, когда слой терра сигиллаты высохнет до кожетвердого состояния. Техника лощения важна для получения однородного эффекта. 
По лощёной поверхности можно процарапать "матовый" рисунок или надпись.



Обжиг: Обжигать обычным образом, однако лоск может исчезнуть при обжиге выше 1000-1100°С




Формы поставок


Ангобы продаются в виде водных паст, расфасованных в пластиковую тару всевозможной емкости. На таре всегда указан вес нетто (вес ангоба с вычетом тары и воды).

Также продают ангобы в порошках, такие ангобы надо самостоятельно разводить и часто это песчаные ангобы, не содержащие в составе флюса или содержащие очень мало флюса. Такие ангобы надо всегда модифицировать вашей прозрачкой, особенно по утелю для лучшего сцепления с черепком, о чем мы говорили выше.

Разведение ангобов. Консистенция.


Консистенция ангобов при разведении зависит от способа нанесения и от заготовки, на которую наносится ангоб (сырая, кожетвердая*, сухая или утиль).

Температура обжига керамической массы и ангоба должны быть согласованы.
*Кожетвердой заготовкой называют сформованное изделие, которое уже потеряло часть влаги, но полностью не высохло.

Инструменты и материалы, упоминающиеся на курсе:


https://diamondcoretools.com/collections/zebra-carvers/products/p1-v-tip-pencil-carver

Петля американская


https://m.sima-land.ru/kanctovary/tovary-dlya-hudozhnikov/tovary-dlya-kalligrafii/kisti/kist-koza-fpa/?per-page=20&sort=price&viewtype=list
 
Кисти, которые я использую кто-то просил повторить. Почти не лезут. Долговечны.



https://s.click.aliexpress.com/e/V2eFgGS

Для тонкой росписи


21,39 руб.  20%СКИДКА | Ручка для козьей шерсти художественные принадлежности акварельное акриловое древесное масло кисть для краски шесть размеров SEP-14A
https://s.click.aliexpress.com/e/Y5mTX0Q
Идеальны для ангобов и прозрачки.


https://www.ceramistam.ru/catalog/instrumenty/j13_srezka_figurnaya_tayvan_c_50_65a/

https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/chemisrtry/95/s-4659-detail

https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/chemisrtry/95/s-4201-detail

https://youtu.be/Uwu8UzLuBpc

https://www.livemaster.ru/item/827824

https://breezecolour.ru/internet-magazin/product/358619211

https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/underglaze/66/s-4089-detail

https://www.ceramistam.ru/catalog/glazuri_prodesco_1/glazur_prozrachnaya_pr_1430_960_1050_1_kg/

http://ceramicastore.ru/keramicheskie-massy-i-gliny/krasnozhgushchiesya-massy/keramicheskaya-massa-pb-traditional-white-earthenware.html


http://ceramistu.ru/materialy/pigments/

Пигменты здесь беру, качественные, Американские

https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/stains/38/s-4123-detail
Мерцающий пигмент
https://breezecolour.ru/internet-magazin/product/310697411 ангоб крвпушка


https://xn--80afqdpdbfue4e7b.xn--p1ai/instrumenty/raspylitel-glazuri-200-ml

https://www.ceramistam.ru/catalog/instrumenty/f03_pulverizator_dlya_glazurey_ik_059/

Видео для демонстрации приемов:


Техника инкрустация ангобом https://www.instagram.com/p/B2vGmyvAyQK/?igshid=1bkcps7w7pkyn

Техника перевода изображения через трафарет для шелкографии. Где купить?:

http://maycocolors.ru/silkscreens

Демонстрация:

https://www.instagram.com/p/B2l0jACgqC4/?igshid=8ymfen2dwqes

Техника окрашивания формы ангобами или цветным шликером

https://www.instagram.com/p/B03U7RGgC11/?igshid=c8pntfw8jv53

https://youtu.be/WD7H4gjz_gwhttps://youtu.be/fsy2slMqwig
https://youtu.be/931aezOc1co
https://youtu.be/b_T8CkuRzo8
https://youtu.be/oIbKNmoBvgkhttps://youtu.be/X4c_RwZYmOg
https://youtu.be/gj-UZiSmQBw
htяtps://youtu.be/iNaP_GyOAM4



_____________________________________________________________________Приведу выдержку из статьи Анны Куприяновой:

АНГОБЫ ОБЛАДАЮТ ПОТРЯСАЮЩИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ!


1. Можно составить и подобрать ЛЮБУЮ цветовую гамму.

2. Цвет хорошо виден до обжига и в целом соответствует цвету после обжига.

3. Цвет не зависит от толщины слоя.

4. Легко смешиваются и хорошо ложатся друг на друга.

5. Ангобами можно делать выпуклый контур и даже фактуры.

6. Ангобы просты и стабильны, поэтому позволяют получить прекрасные результаты в

один обжиг.

7. Прекрасно сочетаются и дополняются фактурами и глазурями.

8. Они могут в разных случаях смотреться и как соли, и как матовые глазури,

исполняя разные роли.
Это один из древнейших способов покраски керамики. Сейчас ангобы активно

используются как профессиональными керамистами, так и в детских студиях

керамики, потому что работа с ними проста и безвредна.
Почему мы часто отказываемся от использования ангобов и недооцениваем их?

Потому, что ангобы часто выглядят примитивно у тех, кто не нашел к ним подход: 

цвета плоские, однозначные, поверхность шероховатая. Из-за густой консистенции

ангоба, кистью можно нарисовать довольно толстые линии и результат выглядит

грубовато.

Они работают в качестве цветных матовых подкладок, в качестве грунта для тонкого сграффито на грубых шамотных вещах. 

______________________________________________
От себя добавлю, что сразу оценила и широко применяю возможности ангобов, подложек в работе и вам рекомендую, а тонкие кисти могут сделать рисунок изящным, рекомендую лайнеры синтетика, для сплошных покрытий советую козу и веерные кисти из мягкой щетины. Удачных вам экспериментов и обжигов!

Внимание! На видео есть оговорка, говорю, что добавляю в ангоб МКЦ, это, конечно КМЦ имела в виду

Карбоксиметилцеллюлозу (КМЦ)


КМЦ - желтовато-белый растворимый в воде порошок.

https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/chemisrtry/95/s-4524-detail
Органические связующие часто подвержены разложению бактериями и возникает необходимость добавления антибактериальных средств. Кроме ангобов органические связующие используют в глазурях и массах для улучшения адгезии к поверхности керамики, предотвращения седиментации (оседании частиц) и улучшения реологических характеристик.

Пример приготовления 10% раствора КМЦ: 100 грамм КМЦ высыпают в пластиковое ведро и заливают 1 литром теплой воды. Смесь периодически перемешивают. Черз сутки-двое образовавшуюся густую киселеобразную массу протирают через сито и сливают в пластиковую бутылку 1 литр. 

10 мл раствора содержит 1 грамм сухого КМЦ, 10 мл - это примерно столовая ложка. Для проклеивания агоба можно ввести 0,2% КМЦ, т.е. на 0,5 литра глазури потребуется 500 г х 0,002 = 1 г сухого КМЦ, или 10 мл 10%-ого раствора.
Срок хранения раствора - пара месяцев. Если раствор стал маловязким, значит КМЦ поверглась атаке бактерий и более непригодна для работы. Приготовьте новый раствор.

В методичке использованы статьи и обзоры с портала керамики, керамистов.ру, блога Анны Куприяновой и из др. открытых источников, а также собственные наработки автора.