Файл: О. Г. Ивонина Доцент кафедры обеспечения экономической.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 597

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и обеспечения экономической безопасности

Специальность: 38.05.01 Экономическая безопасность

ОТЧЕТ

о прохождении практики: производственная практика (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
Гуренко Алины Андреевны

(Ф.И.О. студента)
5 курс обучения учебная группа № ЭСк-552
Место прохождения практики: ПАО Сбербанк,

адрес организации: 607188, Нижегородская область, г. Саров, ул. Курчатова, 3
Срок прохождения практики: с « 25 » мая 2023 г. по « 20 » июля 2023 г.

Руководители по практической подготовке:
От института: О.Г. Ивонина Доцент кафедры обеспечения экономической

безопасности, кандидат экономических наук

(И.О. Фамилия) (должность)
От профильной организации

(при наличии):Ю.С. Кудакова Руководитель офиса ДО 9042/0435
(И.О. Фамилия) (должность)
Отчет подготовлен _______________________ А.А. Гуренко

(подпись студента) (И.О. Фамилия)
Представитель отдела практики, трудоустройства и инклюзивного образования
института - филиала__________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, подпись)

г. Нижний Новгород ,

2023 г.
Содержание
1. Теоретические основы конкурентоспособности как механизм обеспечения экономической безопасности организаций……………………………………...3

    1. Сущность и понятие конкурентоспособности и ее роль……………………5

    2. Основные принципы и факторы конкурентоспособности предприятия…..8

    3. Взаимосвязь конкурентоспособности и экономической безопасности….10

2. Исследование конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности ЗАО «Арзамасский хлеб»……………………..13

2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Арзамасский хлеб»……………………………………………………………………………...13


2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия…………………………….21

2.3 Сравнительный анализ индикаторов экономической безопасности и конкурентоспособности исследуемого предприятия…………………………24

Заключение………………………………………………………………………29

Библиографический список…………………………………………………….31

Введение
В современных условиях хозяйствования важны взаимосвязанные и взаимозависимые понятия, такие как экономическая безопасность и конкурентоспособность. В настоящее время все острее встает вопрос повышения конкурентоспособности компаний, так как рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкуренции. Важно отметить, что развитие конкурентоспособности распространяется на все уровни и аспекты экономики: производимую продукцию, конкурирующие предприятия, положение в отрасли, регион и страну в целом. Поэтому, конкурентоспособность организации в экономике играет важную роль как важный аспект, отсюда актуальность и научная значимость настоящего исследования.

Конкуренция – один из приоритетных факторов, влияющих на экономическую безопасность коммерческих организаций. Быстрое развитие информационных технологий увеличивает роль экономической безопасности как фактора успешного функционирования.

Объект исследования: Закрытое акционерное общество «Арзамасский хлеб», зарегистрированное в едином государственном реестре юридических лиц 29 лет назад 19 августа 1993.

Предмет исследования: конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности организаций.

Цель производственной практики – исследование теоретических и методических вопросов конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности организаций.

Гипотеза исследования состоит в том, что, высокая экономическая безопасность возможна только при комплексном и последовательном подходе к управлению и менеджменту компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 рассмотреть сущность и понятие конкурентоспособности и ее роль;

 рассмотреть основные принципы и факторы конкурентоспособности предприятия;

 рассмотреть взаимосвязь конкурентоспособности и экономической безопасности;

 провести оценку конкурентоспособности предприятий;



 провести сравнение результатов анализа индикаторов экономической безопасности и конкурентоспособности исследуемого предприятия и ЗАО «Арзамасский хлеб» и его основными конкурентами;

 оценить экономическую эффективность базы прохождения производственной практики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных ученых, таких как Безверхая Е.Н., Беленов О.Н., Власова В.М., Воронов A.A., Грунин О.А., Грунин С.О. и других, которые исследовали кконкурентоспособность предприятия.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в следующих моментах: определении сущности и понятия конкурентоспособности и ее роль; выявлении взаимосвязи конкурентоспособности предприятия и экономической безопасности; раскрытии основных принципов и факторов конкурентоспособности предприятия.

Практическая значимость исследования состоит в исследовании возможности применения мер по обеспечению конкурентоспособности предприятия отрасли.

Работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, содержит 10 рисунков, 14 таблиц, список использованной литературы. Основной текст работы изложен на 25 страницах.


1. Теоретические основы конкурентоспособности как механизм обеспечения экономической безопасности организаций

    1. Сущность и понятие конкурентоспособности и ее роль


В зависимости от того, насколько конкурентоспособным является то или иное предприятие, находится и степень эффективности его функционирования. Когда предприятие добивается высокой степени конкурентоспособности, то тем самым оно в том числе и закладывает фундамент для развития в будущем. Конкурентоспособность – это сложное понятие, у которого существует большое количество определений. Мы будем исходить из того что коммерческая фирма является конкурентоспособной в той ситуации, когда добивается поставленных перед ней целей, причём делает это более эффективно в сравнении с конкурентами.

Конкурентоспособность большого предприятия складывается из конкурентоспособности тех подразделений, которые включены в его состав. Сказывается на конкурентоспособности всего предприятия в том числе и конкурентоспособность каждого отдельного продукта, который выпущен им на рынок. Чтобы добиваться совершенствования своей конкурентоспособности, фирма должна прежде всего наращивать эффективность производственной деятельности. В свою очередь, такой результат может достигаться благодаря сокращению материалоёмкости производства, уменьшению количества затрачиваемой энергии, а также трудоёмкости в выпуске товаров. Когда инвестиции, вкладываемые предприятием в развитие собственной производственной деятельности, оказываются высококонкурентными, то компания гарантирует себе получение высокой доходности. Но для достижения данного результата нужно соответствующим образом планировать, а также реализовывать тактические и стратегическое решения в области менеджмента [13, с. 45].


Конкурентный менеджмент – это комплекс мероприятий, направленных на систематическое совершенствование продукта и поиск новых каналов сбыта, других групп потребителей, улучшение сервиса и рекламы. Изменение конкурентоспособности современной компании показано на рисунке 1.1.


Рис.1.1 – Изменения конкурентоспособности коммерческих компаний

Иерархия уровней конкурентоспособности показана на рисунке 1.2.

Рис.1.2 – Уровни конкурентоспособности
Эти уровни состоят из: конкурентоспособность продукта, конкурентоспособности компании, конкурентоспособности региона (промышленности), конкурентоспособности страны.

Основными направлениями обеспечения конкурентоспособности продукции современного предприятия являются: снижение себестоимости и трудоемкости производства, повышение ее качества, увеличение прибыли на единицу земельной площади, труда и капитала. Наибольший интерес представляет обеспечение способности поддержания равновесия, саморегуляции, саморазвития и самовоспроизводства предприятий. Виды конкурентных преимуществ и стратегии современных предприятий показаны на рисунке 1.3.



Рис.1.3 – Виды конкурентных преимуществ и стратегии
Таким образом, изучение конкурентной среды должно быть непрерывным и отражать не только текущую ситуацию, но и возникающие тенденции. Как только компания выявляет изменения в конкурентной среде, она должна немедленно разработать меры по преодолению неблагоприятных ситуаций, которые могут оказать негативное влияние на компанию.


    1. Основные принципы и факторы конкурентоспособности предприятия


Эффективно управляя такой важной характеристикой, как конкурентоспособность, можно добиться значительных результатов в системе дифференциации постоянного мониторинга диверсификации продаж, поскольку конкурентоспособность является определяющим фактором достижения успеха на рынке.


Для того чтобы компания была высококонкурентной, необходимо учитывать не только потребности клиентов, но и факторы, которые могут прямо или косвенно влиять на компанию, а также определять относительную важность этих факторов. Факторы внешней среды, влияющие на конкурентоспособность показаны на рисунке 1.4 и на рисунке 1.5.


Рис.1.4 – Факторы внешней среды



Рис.1.5 – Факторы внешней среды, влияющие на конкурентоспособность
В целом конкурентоспособность компаний сегодня зависит от следующих факторов:

 общее состояние конкурентоспособности фирмы на внутреннем и внешнем рынках;

 тип продукта или услуги, предоставляемой компанией;

 годовые продажи, т.е. емкость рынка;

 единообразие рынка и доступ к распределению;

 конкурентоспособность отрасли, региона и страны в целом;

 доступ к современным технологиям, разработкам, технологиям;

 конкурентная ситуация для всех компаний, которые уже работают с этим видом товаров или услуг.

Конкурентоспособность складывается из большого количества факторов, которые воздействуют на государство не только на национальном, но также и на интернациональном уровне. Одним из самых важных среди таких факторов, которые причисляются к категории национальных, является специфика распределения ресурсов. Не секрет, что в зависимости от ресурсной обеспеченности той или иной территории предприятия, располагающиеся в её пределах, могут значительно повышать (или уменьшать) уровень своей конкурентоспособности. Ещё один важнейший национальный фактор – это опыт и квалификация лиц, которые являются ответственными за принятие важнейших управленческих решений в рамках предприятия [16, с.82-86].

Следующий национальный фактор, на который мы считаем необходимым обратить внимание – это уровень технологического прогресса в национальной экономике (если он находится на достаточно высоком уровне, то это является одним из условий для улучшения производительности производства в компании) [19, с.112].