Файл: О. Г. Ивонина Доцент кафедры обеспечения экономической.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 597
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и обеспечения экономической безопасности
Специальность: 38.05.01 Экономическая безопасность
ОТЧЕТ
о прохождении практики: производственная практика (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
Гуренко Алины Андреевны
(Ф.И.О. студента)
5 курс обучения учебная группа № ЭСк-552
Место прохождения практики: ПАО Сбербанк,
адрес организации: 607188, Нижегородская область, г. Саров, ул. Курчатова, 3
Срок прохождения практики: с « 25 » мая 2023 г. по « 20 » июля 2023 г.
Руководители по практической подготовке:
От института: О.Г. Ивонина Доцент кафедры обеспечения экономической
безопасности, кандидат экономических наук
(И.О. Фамилия) (должность)
От профильной организации
(при наличии):Ю.С. Кудакова Руководитель офиса ДО 9042/0435
(И.О. Фамилия) (должность)
Отчет подготовлен _______________________ А.А. Гуренко
(подпись студента) (И.О. Фамилия)
Представитель отдела практики, трудоустройства и инклюзивного образования
института - филиала__________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, подпись)
г. Нижний Новгород ,
2023 г.
Содержание
1. Теоретические основы конкурентоспособности как механизм обеспечения экономической безопасности организаций……………………………………...3
-
Сущность и понятие конкурентоспособности и ее роль……………………5 -
Основные принципы и факторы конкурентоспособности предприятия…..8 -
Взаимосвязь конкурентоспособности и экономической безопасности….10
2. Исследование конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности ЗАО «Арзамасский хлеб»……………………..13
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Арзамасский хлеб»……………………………………………………………………………...13
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия…………………………….21
2.3 Сравнительный анализ индикаторов экономической безопасности и конкурентоспособности исследуемого предприятия…………………………24
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………………….31
Введение
В современных условиях хозяйствования важны взаимосвязанные и взаимозависимые понятия, такие как экономическая безопасность и конкурентоспособность. В настоящее время все острее встает вопрос повышения конкурентоспособности компаний, так как рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкуренции. Важно отметить, что развитие конкурентоспособности распространяется на все уровни и аспекты экономики: производимую продукцию, конкурирующие предприятия, положение в отрасли, регион и страну в целом. Поэтому, конкурентоспособность организации в экономике играет важную роль как важный аспект, отсюда актуальность и научная значимость настоящего исследования.
Конкуренция – один из приоритетных факторов, влияющих на экономическую безопасность коммерческих организаций. Быстрое развитие информационных технологий увеличивает роль экономической безопасности как фактора успешного функционирования.
Объект исследования: Закрытое акционерное общество «Арзамасский хлеб», зарегистрированное в едином государственном реестре юридических лиц 29 лет назад 19 августа 1993.
Предмет исследования: конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности организаций.
Цель производственной практики – исследование теоретических и методических вопросов конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности организаций.
Гипотеза исследования состоит в том, что, высокая экономическая безопасность возможна только при комплексном и последовательном подходе к управлению и менеджменту компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и понятие конкурентоспособности и ее роль;
рассмотреть основные принципы и факторы конкурентоспособности предприятия;
рассмотреть взаимосвязь конкурентоспособности и экономической безопасности;
провести оценку конкурентоспособности предприятий;
провести сравнение результатов анализа индикаторов экономической безопасности и конкурентоспособности исследуемого предприятия и ЗАО «Арзамасский хлеб» и его основными конкурентами;
оценить экономическую эффективность базы прохождения производственной практики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных ученых, таких как Безверхая Е.Н., Беленов О.Н., Власова В.М., Воронов A.A., Грунин О.А., Грунин С.О. и других, которые исследовали кконкурентоспособность предприятия.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в следующих моментах: определении сущности и понятия конкурентоспособности и ее роль; выявлении взаимосвязи конкурентоспособности предприятия и экономической безопасности; раскрытии основных принципов и факторов конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость исследования состоит в исследовании возможности применения мер по обеспечению конкурентоспособности предприятия отрасли.
Работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, содержит 10 рисунков, 14 таблиц, список использованной литературы. Основной текст работы изложен на 25 страницах.
1. Теоретические основы конкурентоспособности как механизм обеспечения экономической безопасности организаций
-
Сущность и понятие конкурентоспособности и ее роль
В зависимости от того, насколько конкурентоспособным является то или иное предприятие, находится и степень эффективности его функционирования. Когда предприятие добивается высокой степени конкурентоспособности, то тем самым оно в том числе и закладывает фундамент для развития в будущем. Конкурентоспособность – это сложное понятие, у которого существует большое количество определений. Мы будем исходить из того что коммерческая фирма является конкурентоспособной в той ситуации, когда добивается поставленных перед ней целей, причём делает это более эффективно в сравнении с конкурентами.
Конкурентоспособность большого предприятия складывается из конкурентоспособности тех подразделений, которые включены в его состав. Сказывается на конкурентоспособности всего предприятия в том числе и конкурентоспособность каждого отдельного продукта, который выпущен им на рынок. Чтобы добиваться совершенствования своей конкурентоспособности, фирма должна прежде всего наращивать эффективность производственной деятельности. В свою очередь, такой результат может достигаться благодаря сокращению материалоёмкости производства, уменьшению количества затрачиваемой энергии, а также трудоёмкости в выпуске товаров. Когда инвестиции, вкладываемые предприятием в развитие собственной производственной деятельности, оказываются высококонкурентными, то компания гарантирует себе получение высокой доходности. Но для достижения данного результата нужно соответствующим образом планировать, а также реализовывать тактические и стратегическое решения в области менеджмента [13, с. 45].
Конкурентный менеджмент – это комплекс мероприятий, направленных на систематическое совершенствование продукта и поиск новых каналов сбыта, других групп потребителей, улучшение сервиса и рекламы. Изменение конкурентоспособности современной компании показано на рисунке 1.1.
Рис.1.1 – Изменения конкурентоспособности коммерческих компаний
Иерархия уровней конкурентоспособности показана на рисунке 1.2.
Рис.1.2 – Уровни конкурентоспособности
Эти уровни состоят из: конкурентоспособность продукта, конкурентоспособности компании, конкурентоспособности региона (промышленности), конкурентоспособности страны.
Основными направлениями обеспечения конкурентоспособности продукции современного предприятия являются: снижение себестоимости и трудоемкости производства, повышение ее качества, увеличение прибыли на единицу земельной площади, труда и капитала. Наибольший интерес представляет обеспечение способности поддержания равновесия, саморегуляции, саморазвития и самовоспроизводства предприятий. Виды конкурентных преимуществ и стратегии современных предприятий показаны на рисунке 1.3.
Рис.1.3 – Виды конкурентных преимуществ и стратегии
Таким образом, изучение конкурентной среды должно быть непрерывным и отражать не только текущую ситуацию, но и возникающие тенденции. Как только компания выявляет изменения в конкурентной среде, она должна немедленно разработать меры по преодолению неблагоприятных ситуаций, которые могут оказать негативное влияние на компанию.
-
Основные принципы и факторы конкурентоспособности предприятия
Эффективно управляя такой важной характеристикой, как конкурентоспособность, можно добиться значительных результатов в системе дифференциации постоянного мониторинга диверсификации продаж, поскольку конкурентоспособность является определяющим фактором достижения успеха на рынке.
Для того чтобы компания была высококонкурентной, необходимо учитывать не только потребности клиентов, но и факторы, которые могут прямо или косвенно влиять на компанию, а также определять относительную важность этих факторов. Факторы внешней среды, влияющие на конкурентоспособность показаны на рисунке 1.4 и на рисунке 1.5.
Рис.1.4 – Факторы внешней среды
Рис.1.5 – Факторы внешней среды, влияющие на конкурентоспособность
В целом конкурентоспособность компаний сегодня зависит от следующих факторов:
общее состояние конкурентоспособности фирмы на внутреннем и внешнем рынках;
тип продукта или услуги, предоставляемой компанией;
годовые продажи, т.е. емкость рынка;
единообразие рынка и доступ к распределению;
конкурентоспособность отрасли, региона и страны в целом;
доступ к современным технологиям, разработкам, технологиям;
конкурентная ситуация для всех компаний, которые уже работают с этим видом товаров или услуг.
Конкурентоспособность складывается из большого количества факторов, которые воздействуют на государство не только на национальном, но также и на интернациональном уровне. Одним из самых важных среди таких факторов, которые причисляются к категории национальных, является специфика распределения ресурсов. Не секрет, что в зависимости от ресурсной обеспеченности той или иной территории предприятия, располагающиеся в её пределах, могут значительно повышать (или уменьшать) уровень своей конкурентоспособности. Ещё один важнейший национальный фактор – это опыт и квалификация лиц, которые являются ответственными за принятие важнейших управленческих решений в рамках предприятия [16, с.82-86].
Следующий национальный фактор, на который мы считаем необходимым обратить внимание – это уровень технологического прогресса в национальной экономике (если он находится на достаточно высоком уровне, то это является одним из условий для улучшения производительности производства в компании) [19, с.112].