ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ангобы
Ангоб представляет собой керамическое непрозрачное декоративное покрытие (очень тонкий слой, сформированный глинистой суспензией), которое наносят на поверхности керамических изделий. Ангобы могут быть как белыми, так и цветными. Они закрывают грубую структуру либо цвет керамического материала.
Ангобы применяют в качестве нерасплавляющегося (пористого, шероховатого и т.д.) покрытия, которое покрывает цвет обрабатываемой подложки. Такое покрытие впоследствии служит своеобразной грунтовкой для последующих операций росписи и глазурования либо просто глазурования.
- Ангобы могут быть применены и в качестве финишного покрытия изделия, например «терра сигилатта».
- Ангобы используют и как простую подглазурную краску, посредством которой можно также создавать рельефные рисунки. В данном качестве популярность ангобов очень высока.
По составу ангобы бывают:
-
глинисто-песчаные
-
флюсные
-
античные лаки
Глинисто-песчаные ангобы содержат глину, каолин, песок или молотый шамот, мел.
Если ангоб должен быть цветным, к нему добавляют окрашивающие оксиды металлов или пигменты.
Применяются глинясто-песчаные ангобы только на сырое изделие или в кожетвердом состоянии.
Флюсные ангобы кроме перечисленных компонентов включают еще и плавни (соединения свинца, бора, фтора, полевые шпаты либо бесцветную глазурь). Применяются на все состояния: сырое, кожетвердое, сухое и даже утильное состояние изделия.
Античные лаки — те же флюсные ангобы, только представляющие собой особо тонкую взвесь частиц в воде. При обжиге они образуют тонкие покрытия с высокими декоративными качествами. Применяются для кожетвердого, сухого и даже утильного состояния изделия.
«Терра сигилатта» являтся примером античного лака.
Состав ангоба
Как правило, ангобы в своем составе содержат более 50% глинистых составляющих до 15 процентов красящего пигмента, остальное составляют инертные добавки, влияющие на нанесение, мазок и др. Та же глина, которая использовалась для изготовления базового черепка, при добавлении пигмента представляет собой простейший ангоб, но с таким ангобом без добавок чаще выходит брак, поэтому в состав вводят флюсы, наполнители и др.
Чтобы уменьшить усадку, в ангобы может быть добавлен наполнитель из рода кварцевого песка, либо 10 процентов вашей глины, из которой вы лепите. Чтобы повысить плотность покрытия и улучшить степень сцепления с черепком, в ангобы добавляют флюс, может быть использована в качестве флюса прозрачная глазурь, которой вы будете покрывать изделие после. Глазури также до 10 процентов вводят в ангоб. Если ввести больше 10 процентов глазури, например 25 процентов, то получится уже покровный ангоб - нечто среднее между глазурью и ангобом.
Для лучшего скольжения в ангоб можно добавить каплю глицерина, чтобы ангобы лучше хранились, можно ввести добавку антибиотика, чтобы не росла органическая микрофлора, плесень и др. особенно если в составе ангоба есть КМЦ или подобные клеящие добавки, улучшающие нанесение ангоба под кисть.
Если ангоб слишком густой, можно добавить каплю жидкого стекла, но не более 0,2 процента на вес по сухому веществу.
Пример состава ангоба:
Вот пример рецепта ангоба:
Бой оконного стекла или фритта- 10%
Глина - 10%
Каолин КН-83 - 40%
Песок кварцевый - 20%
Полевой шпат - 20%
Триполифосфат натрия- 0.2-0,4% (сверх 100% сухого вещества)
Обжиг 900-1050
Цвет - белый, водопоглощение - высокое
Примерный рецепт карандаша из ангоба для подглазурной росписи.
Ваша глина на вашу температуру + нужный пигмент + глицерин+бура. Точных соотношений нет, на глаз, глицерина капля буквально, буры тоже капля.
Техника нанесения
В случае, когда на упаковке ангоба отсутствует инструкция по технике нанесения, то его можно наносить посредством любой техники. Ангобы, которые предназначаются только под кисть, в своем составе могут содержать специальные добавки, улучшающие качество мазков. Ангобы покровные наносят на изделие так же, как и глазурь.
Важно!!!!! Перед применением приготовленные ангобы должны быть процежены через сито, чтобы не было комков. Приготовленный раствор ангоба нужно постоянно перемешивать, поддерживая определенную густоту. Если он будет слишком сильно разбавлен водой, рисунок получится нечетким, густой ангоб неравномерно покроет поверхность.
Чистота контактного слоя между ангобом и изделием, то есть поверхность должна быть ровная гладкая и без дефектов. Перед росписью поверхность, предназначенную для обработки, очищают от пыли, жирных пятен и слегка увлажняют губкой.
Супер важно!!! Не наноситите ангоб по полностью высохшему изделию, либо кожетвердое, либо сырое, либо утель. Нанесение ангоба на сушье грозит высокой вероятностью отскока и отслоения ангоба!!!
Для определения рабочей плотности можно использовать ареометр (его оптимальный показатель должен составлять 1,55-1,6 г/см3). При его отсутствии можно воспользоваться обычной кисточкой: после того как кисть вынута из ангоба, должна образоваться капля, которая сможет долго оставаться в висящем густом состоянии.
Толщина слоя ангоба, нанесенного на изделие, должна не превышать 2 мм, толстый слой отскочит при сушке или обжиге, а тонкий может выгореть.
Ангоб и ангобируемые изделие должны иметь одинаковые КТР (коэффициент термического расширения).
Ангобы наносят на изделия в кожетвердом состоянии или на высушенное изделие, и даже на утильное в зависимости от техники росписи. Ангоб наносится на холодные, остывшие после сушки изделия (после сушки в сушильном шкафу). Чтобы ангоб лег равномерно, изделие после окунания или полива быстро встряхивают. Иногда ангобы применяют как промежуточный слой между черепком и глазурью, так же они служат грунтом для подглазурной росписи.
Пигмент
Пигменты используется для окрашенных ангобов. В случаях, когда требуется усилить цветовую насыщенность, можно ввести чуть больше пигмента, обычно от 5-25 процентов на сухой вес глины, в разные массы и ангобы добавляют свое количество ангоба. Процент нужно уточнять у производителя пигментов, либо опытным путем вводить, начиная с 3-5 процентов, постепенно повышая пропорцию, пока не достигните нужного цвета окраски.
Применение ангобов в качестве сплошного покрытия
Ангобы образуют матовые покрытия, которые кардинально отличаются от покрытия, образуемые матовыми глазурями.
- Матовые глазури во время обжига всегда расплавляются, а матовыми они становятся в процессе охлаждения. Из этого следует, что в отличие от ангоба, глазури могут давать потеки, но могут и образовывать водонепроницаемые гигиеничные покрытия. Ангобы же расплавляются лишь частично, оставаясь всегда водопроницаемыми.
- Степень расплавления ангоба определяется температурой обжига: к примеру, при небольшом пережоге, из-за неравномерности температур в печи, получится блеск, а при небольшом недожоге – заметная шероховатость и «пачкаемость».
- Ангобы других цветов и краски, нанесенные по ангобу, останутся всегда такими же, какими они выглядели перед нанесением. Краски, наносимые по матовой глазури, могут растечься, а также вступить во взаимодействие с глазурью.
- Матовая необожженная глазурь при ставке изделия может без последствий «быть смазана» руками. На ангобах же следы неаккуратных рук обязательно останутся.
- После обжига ангоб будет обладать точно такой фактурой, которую ему придали в процессе нанесения (фактуру бархата, кисти и т.д.).
- Как правило, ангобы наносят тоньше, нежели глазурь. Особенно это важно при выполнении техники сграффито, поскольку в толстых слоях вероятно появление сколов.
Ангобы для сплошных покрытий. Покровный ангоб.
Пример: https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/angoby/28/s-0615-01-detail
Все покровные ангобы можно наносить на высушенное или сырое необожженное изделие. Даже в случае нанесения по красной глине с низкой температурой обжига, ангобы дают качественное покрытие, так как обладают достаточной газопроницаемостью вплоть до 1100°C.
Как и все ангобы, покровные ангобы сохраняют фактуру нанесения. В частности, это означает, что покрытие до обжига нельзя трогать руками - останутся отпечатки. С другой стороны, это позволяет получать бархатистые, крупинчатые декоративные покрытия.
Требования безопасности
Из-за того, что при работе с ангобом всегда присутствует тонкодисперсная пыль, при напылении следует использовать респиратор и вентиляцию. Также надо регулярно осуществлять влажную уборку пола и рабочего места, часто стирать рабочую одежду.
В описании определенных ангобов указываются компоненты, которые при попадании в организм опасны. Следует осторожно работать с такими ангобами.
Основные техники применения ангобов
Рожковая роспись - в пластиковую или резиновую калячницу набирают шликерный ангоб и, водя по поверхности изделия, не касаясь насадкой самого изделия наносят рисунок заметной рельефности. Затем изделие с рисунком высушивают и обжигают, покрывают бесцветной глазурью и повторно обжигают. Ангоб должен быть по плотности как густая сметана. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии, после нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до состояния изделия.
Сграффито - способ декорирования керамических изделий путем процарапывания по определенному рисунку верхнего тонкого слоя до нижнего, отличающегося по цвету или контрастного по тону.
Керамическое изделие в кожетвердом состоянии покрывается одним слоем ангоба нужного цвета (толщина слоя 1мм), подсушивается. Затем слой ангоба подсушивается и по нему процарапывается рисунок до нижележащего слоя контрастной глины. После обжига изделия покрываются бесцветной глазурью. Слои наносятся кистью перпендикулярно друг другу, или задуваются с помощью пульфона. Каждый слой просушивается перед последующим нанесением. Ангоб должен быть по плотности как жидкая сметана. Этот способ подходит для декорирования изделий как в кожетвердом состоянии, так и сухих, и даже обожжённых на утиль.
Фляндровка - на изделие наносят несколько цветов ангоба, выдавливая их из резиновой калячницы одну широкую белую линию, и две цветные узкие полоски последовательно друг за другом. Затем острым тонким инструментом наносят перпендикулярные рисунки. Этот способ делают быстро, так как ангоб быстро высыхает и не может дать нужной растяжки. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим, плотным в его состав добавляют MONOKOL V - 1 гр на 1 литр ангоба. Плотность ангоба должна быть как кефир 3%. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии. После нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до состояния изделия.
Мраморизация - А) изделие покрывают сплошным слоем белого ангоба, поливая из ковшика. Изделие ставят на турнетку и цветными ангобами наносят рисунки, затем быстро вращают, периодически встряхивая изделие. Плотность ангоба должна быть как кефир 3%.
Б) в емкость с белым ангобом капают цветные ангобы, затем в этот ангобный шликер окунают изделие и быстро вынимают, чтобы оно не расслоилось. Потом изделие подсушивают, излишки с ненужных мест убирают влажной губкой. Плотность ангоба должна быть как кефир 5%. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии. После нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до состояния изделия.
Сплошное ангобирование или рисование кистью – это способ, при котором получают изделие необходимого цвета для маскировки поверхности керамической массы. Берем кожетвердое изделие. По заданному рисунку наносим цветовые пятна, полностью или частично закрывая изделие, или создаем слой для последующей подглазурной росписи. Ангоб должен быть по плотности как густая сметана. Этот способ подходит для декорирования как сырых изделий, изделий в кожетвердом состоянии, так и сухих и даже обожжённых на утиль.