Файл: 2 Понятие психического заболевания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


III. Фаза истощения


Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

• Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита».

• Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

• Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать.
Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию «ненавижу», «презираю», «взять бы автомат и всех». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации.

• Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.


Испытуемая находится на второй стадии эмоционального выгорания, которая проявляется в избирательном эмоциональном реагировании рядом со своими коллегами. Это приводит к
проявлениям эмоционально-нравственной дезориентации. Внешним и внутренним конфликтом в коллективе, что в конечном итоге усугубляет ментально-эмоциональное состояние испытуемой.


Цветовой тест отношений (ЦТО)


Тест основывается на предположении о том, что невербальный компонент отношений к значимым другим и себе самому отражается в цветовых ассоциациях к ним. В соответствии с разработанной М Люшером теорией личности каждый из цветов обладает собственным, ясно определённым эмоционально-личностным значением.

Обоснование возможности диагностики отношений с помощью ЦТО было проведено А.М. Эткиндом.

Стимульный материал. В Цветовом тесте отношений используется набор цветовых стимулов М. Люшера (8-ми цветовой)

Процедура проведения.

  1. й этап. Проводится классический Тест Цветовых выборов М. Люшера. Выбор делается дважды с 5-ти минутным перерывом.

  2. й этап. После проведения теста М. Люшера желательно вернуться к вопросам стандартизированного интервью. Затем через 10-15 минут перед испытуемым снова раскладываются полукругом цветовые стимулы таким образом, чтобы они не наезжали друг на друга и находились прямо в поле зрения без отсветов и бликов от осветительных приборов.

Инструкция: «Перед Вами те же карточки, но задание будет другое. Сейчас буду называть вам слова. К каждому из них Вы должны подобрать наиболее подходящий цвет из лежащих перед вами. Для разных слов при желании можно выбирать одни и те же цвета». Желательно использовать определённую последовательность предъявляемых слов – лиц и понятий (для взрослых): имя супруга (супруги); имена уже имеющихся детей и других членов семьи; «Будущий ребёнок» (если в семью предполагается принять несколько детей и имена их известны, то предъявляются и они), «Настоящее»; «будущее»; «Я».

Для детей вместо супруга (супруги) называются «мама», «папа». В остальном список предъявлений сохраняется, и тоже в последнюю очередь ребёнка просят выбрать цвет, подходящий к его собственному характеру
(«Я»).

Результаты заносятся в бланк, где каждому значимому лицу и понятию соответствует номер цвета по М. Люшеру.

Анализ и интерпретация результатов. Интерпретация результатов основывается на формализованном и качественном анализе.

Формализованный анализ результатов. Формальным показателем ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого со значимым лицом или понятием, в раскладке по предпочтению. Таким образом, на 1-м месте располагается наиболее предпочитаемый цвет, на 8-м – наименее предпочитаемый.

Например, стандартная раскладка по предпочтению (2-й выбор) представляет следующую последовательность: 3, 4, 2, 5, 1, 6, 0, 7. Если испытуемый выбирает красный цвет (3) для супруги, то, следовательно, степень эмоциональной близости, привлекательности еѐ для обследуемого в данном случае наивысшая.

Для удобства анализа выделяются три типа эмоционального отношения (знак ранга): положительное (1-3 место в раскладке, обозначается «+»), нейтральное (4,5 место «=» и негативное 6-8 место, «-»). В приведённом выше примере, отношение к супруге диагностируется как положительное, со знаком «+» и фиксируется в бланке как « 3+ ». При значительном отличии первой и второй раскладки теста М. Люшера есть смысл учитывать оба знака. В этом случае добавляются дополнительные типы отношений: положительно нейтральный, амбивалентный (положительный и негативный).

Например, 1-я раскладка: 3,2,4,5,1,6,0,7 2-я раскладка: 3,4,5,6,1,2,0,7 149
Ребенок выбрал для «папы» - красный (3+ +), то есть отношение положительное. Для

«мамы» - зеленый (2+ -), отношение амбивалентное; для «старшей сестры» - синий (1 = =), отношение нейтральное.

Качественныйанализрезультатов.Диагностически значимым является не только место, которое занимает цвет, но и сам этот
цвет.

Установлено, что люди закономерно, статистически значимо связывают цвета с эмоционально – личностными характеристиками, определённым символическим значением.

Символическое значение цветов, входящих в ЦТО:

  1. Синий: честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый спокойный.

  2. Зелёный: черствый, самостоятельный, невозбудимый.

  3. Красный: отзывчивый, энергичный, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, обаятельный, деятельный.

  4. Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.

  5. Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.

  6. Коричневый: уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный.

  7. Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.

  8. Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.


Совпадение цветов, с которыми обследуемый ассоциирует себя и другого члена семьи, свидетельствует о наличии процесса идентификации, сильной связи с ним.

Протокол психологического обследования, методика ЦТО.

Серия 2.


Понятие

Цвет

цвета

Супруг (а)

Желтый

4


Я

Зелёный

2

Мать

Желтый

4

Отец

Коричневый

6

Родной ребёнок 8 лет

Зелёный

2

Родной ребенок 11

Синий

1

Свекровь

Желтый

4

Друзья

Фиолетовый

5

Свёкр

Серый

8