Файл: Проведение аср при авиакатастрофах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ПСЧ-1 «1 ПСО

ФПС ГПС ГУ МЧС России

по Республике Ингушетия»

майор внутренней службы

_____________И.Р. Хамчиев

«____» __________ 2023г.
ПЛАН КОНСПЕКТ

проведения занятия с группой личного состава дежурного караула

на 29.04.23г.
Тема: «Проведение АСР при авиакатастрофах».
Вид занятия: классно-групповое занятие Отводимое время: 1 (ч.).
Цель занятия: совершенствование приемов и способов действий личного состава в условиях оперативно-тактических действий на пожаре, овладение штатным пожарным и аварийно-спасательным оборудованием, сокращение сроков приведения их в боевую готовность.
Литература, используемая при проведении занятия:

1Руководство по ведению АСР при ликвидации ДТП 2012 г.;Методические рекомендации по работе с аварийно-спасательным инструментом

2.Приказ №881н от 11.12.2020 г. Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны

Развернутый план занятия:
ЧС на авиатранспорте обладает рядом особенностей, которые заключаются в высоких скоростях передвижения воздушных судов, наличии на борту достаточно большого количества горючих, взрывоопасных и ядовитых веществ, нахождении людей в замкнутом пространстве салонов воздушных судов, отсутствии эффективных мер воздействия непосредственно на авиасудне, терпящем бедствие.

ЧС на авиатранспорте могут возникнуть на стоянке, при взлете, в крейсерском полете, при заходе на посадку и при посадке по разному виду причин.

Основные поражающие факторы при ЧС на авиатранспорте:

• удары вследствие метательного и деформирующего воздействия неуправляемой механической энергии транспортного средства и энергии взрывов;

• воздействие высокой температуры из-за возникновения пожаров, взрывов;

• воздействие потоков жидкостей (газов), которые находятся под высоким давлением;

• воздействие химически и биологически опасных веществ;

• воздействие ионизирующих излучений;

• воздействие электрического тока
;

• недостаточное количество кислорода для дыхания (при длительном пребывании в замкнутых пространствах, выгорании);

• нервно-психологические воздействия и дезорганизация трудового процесса.

Отличительные особенности авиатранспортных аварий:

• Происходят, как правило, внезапно, без предупреждения в пути следования в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что, учитывая нахождение людей в замкнутом пространстве салонов, приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, потере контроля, нередко к гибели;

• Могут происходить в удаленных и труднодоступных местах, что приводит к несвоевременному получению достоверной информации о ЧС, отсутствию на начальном этапе мощной специальной техники, запаздыванию помощи;

• Затрудненность обнаружения воздействия источников ЧС в пути следования, отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, отсутствие мощных средств пожаротушения и эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;

• Несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;

• Усложнение обстановки в результате воздействия перевозимых на транспорте опасных веществ;

• Трудность в определении числа пострадавших на месте катастрофы;

• Сложности при отправке большого количества пострадавших в другие города, в том числе в связи со спецификой лечения, а при невозможности — необходимость разворачивания временного полевого госпиталя;

• Необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям;

• Организация поисков останков погибших, а также вещественных доказательств катастрофы;

• Необходимость приема, размещения и обслуживания (информация, питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения.

АСР при авиакатастрофах в зоне аэропорта

Если ЧС на авиатранспорте происходит в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажей и пассажиров воздушного судна возлагается на старшего авиационного начальника аэродрома с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.



Проведение аварийно-спасательных работ осуществляют аварийно- спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб: диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, пожарно-стрелковой, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, полиции, аварийно- спасательных служб.

Первоочередные мероприятия по спасению людей при ЧС связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям ИКАО все пассажиры должны покинуть воздушное судно в случае ЧС на борту через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

Поэтому для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные, запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

Если от деформации корпуса самолета заклинило двери, необходимо вскрыть фюзеляж с учетом прохождения по всей длине фюзеляжа электропроводов и трубопроводов гидросистемы высокого давления. Их повреждение вызовет дополнительные сложности. Оптимальные места для вскрытия отмечены на фюзеляже уголками желтого цвета на белом фоне. Эвакуацию пассажиров осуществлять с использованием трапов, приставных и пожарных лестниц, веревочных систем, корпусов крупных автомобилей (автобусов).

Для аварийного покидания воздушного судна на его борту размещены:

  • надувные трапы;

  • матерчатые желоба;

  • спасательные канаты.

Пропускная способность надувного трапа ТН-2, ТН-3 до 100 чел. за 2,5-3 мин. Допускается одновременный спуск 2-х человек по надувному трапу и по матерчатым желобам — до 1 чел. Места размещения надувного трапа, матерчатых желобов в различных самолетах различные. Матерчатые желоба изготовлены из материала «плащ-палатка чехольная» и находятся, как правило, около выходов с правой стороны фюзеляжа. Над каждым аварийным выходом и над форточкой в кабине экипажа имеются спасательные канаты, закрепленные к кронштейну фюзеляжа.

Место спасателя при эвакуации — возле каждого аварийного выхода. В первую очередь производить эвакуацию детей, женщин и престарелых, а затем всех остальных пассажиров. Пассажиры без сознания, с переломами и другими тяжелыми повреждениями выносятся на носилках, брезенте и опускаются на веревках на землю.


После эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах, кабине экипажа и других служебных помещениях.

На сегоднешний день наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв. Пожар в воздухе (дым черного цвета) — крайне сложная, критическая ситуация для экипажа. Выброс любой жидкости на горячие части двигателей приводит к появлению белого дыма. У людей меньше шансов спастись и выжить, если начался пожар.

Необходимо помнить, что при пожаре на борту воздушного судна:

  • может произойти быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;

  • через очень короткое время после возникновения пламенного горения в салоне достигает смертельной концентрации ядовитые газы;

  • возможно интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;

  • возможны взрывы баллонов со сжатым газом;

  • быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета;

  • работы по тушению пожара проводить в изолирующих индивидуальных средствах защиты, используя рабочую рукавную линию, заполненную раствором пенообразователя;

  • эвакуацию пассажиров производить одновременно с тушением пожара;

  • вскрытие фюзеляжа начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем через различные проделанные отверстия;

  • эвакуацию целесообразно осуществлять с наветренной стороны.

Иногда деформация фюзеляжа и высокая температура, возникающая вследствие пожара, приводят к заклиниванию дверей и люков. В этих случаях спасатели приступают к вскрытию фюзеляжа. Места вскрытия не могут быть произвольными, поскольку по всей длине фюзеляжа проложены электропровода и трубопроводы гидросистемы высокого давления. Их повреждение может привести к дополнительным сложностям.

АСР при авиакатастрофах вне зоны аэропорта

В случае авиакатастрофы не в зоне аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушного судна, потерпевших бедствие, осуществляется руководством МЧС, руководителями управлений Федеральной Авиационной Службы, в зонах ответственности которых произошло авиационное происшествие.


Поисково-спасательные работы (ПСР) организуются в следующих случаях:

  • при получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций;

  • при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие а также сообщений других очевидцев бедствия;

  • если в течении 10 мин после расчетного времени прилета воздушного судна не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин;

  • если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

  • при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки, или потери радиосвязи более чем на 5 мин, если радиолокационная проводка не велась;

  • во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково- спасательных команд.

В первую очередь необходимо с помощью самолетов, вертолетов иназемных поисковых групп обнаружить место падения самолета (вертолета).

После приземления или высадки поисково-спасательному отряду немедленно приступить к эвакуации пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых бытовых условий, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи, успокоить людей и предотвратить панику.

Обстоятельства могут сложиться так, что нельзя будет использовать механизированный инструмент, поэтому быть готовым работать только ручным инструментом.

Если воздушное судно при аварийной посадке устояло на шасси, и нет времени на развертывание бортовых аварийно-спасательных средств, то выводить пассажиров целесообразно на поверхность крыльев, а затем с помощью веревок и канатов опускать на землю. После проверки на наличие пассажиров в салоне, подсобных и других помещениях, приступают к спасению воздушного судна и перевозимых грузов.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.