Файл: Формы организации обучения в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


г) «командир», «ведущий» - распределяет роли до начала решения, координирует действия всех членов группы, вызывает рефлексивную активность участников группы, осуществляет презентацию результатов работы группы.

   При малом наполнении групп один ученик на себя берёт две функции. В ходе работы учащиеся могут меняться ролями.

   Формирование коллективно-распределенной деятельности проходит через несколько этапов, которые педагогам необходимо соблюдать. Г.А.Цукерман и Н.К.Поливанова предлагают определённое содержание. На все свои уроки авторы предлагают приглашать родителей, которые будут работать вместе с детьми и помогать учителю в организации и усвоении норм сотрудничества. Они определили этапы организации работы в группах.

1. Совместная деятельность- игра, где дети должны согласовывать свои действия уже не по заданным ролям, а по предметному содержанию и смыслу этой деятельности.

2. Игра взрослого с детьми, где взрослый показывает им образцы взаимодействия на правах равного партнёра.

3. Непосредственное обучение детей взаимодействию в ситуации общей задачи, когда взрослый подсказывает им, помогает совместными усилиями решить предложенную задачу.

4. Введение в коллективную игру «управляющего» (одного из детей, который бы «дирижировал» игрой остальных участников и тем самым учился одновременно учитывать позиции всех играющих).

5. Введение в игру двух «управляющих» с взаимно противоположными позициями таким образом, чтобы в течение всей игры они должны были учиться удерживать общую задачу, сохраняя при этом соревновательные отношения.

6. Игра, в которой ребёнок одновременно исполняет две роли с взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение совместно рассматривать позиции разных сторон. То есть внутри группы должны рассматриваться ошибочные версии с целью коррекции для предупреждения ошибок. Члены группы внутри и группы должны задавать друг другу ловушки-вопросы.

   Групповая работа нацелена на решение задач поискового, исследовательского характера. Те знания становятся крепкими и важными, которые добываешь сам. Правила работы должны быть выработаны учителем и учащимися  вместе, а потом уже им дается возможность самим организовывать совместную деятельность.

   Алгоритм работы в группе.

  1. Изучите задание;

  2. Сформулируйте цели и задачи для работы группы;

  3. Распределите задания в группе, определитесь с лидером;

  4. Подберите литературу и найдите информацию по теме;

  5. Составьте план и сценарий защиты проекта;

  6. Защита-презентация проекта


Результат коллективной работы должен быть выполнен на листе шрифтом, который  будет виден на доске каждому ученику класса. После презентации должна быть организована учебная дискуссия, в ходе которой должны быть обсуждены все важные стороны исследуемого вопроса. Если результаты у всех групп положительные или одинаковые, достаточно выслушать результаты одной группы, а остальным учащиеся дать общую оценку, высказать замечания,  задать вопросы «на выяснение понимания исследуемой учебной задачи». Если результаты положительные, правильные и неправильные, следует начать со вторых, Анализируя работу, отвечая на вопросы других групп, учащиеся сами приходят к правильному результату. Если все группы не пришли к положительному результату, следует предложить правильное решение учебной задачи для анализа, чтобы учащиеся, исследуя его, поняли причину ошибки.  

Большое значение в результативности групповой работы имеет оценивание. Ее рекомендуется проводить в несколько этапов, используя оценочные листы. (Приложение1).

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса .

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

    1. Внеурочная работа


В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность,  осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основное предназначение внеурочной деятельности  – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.

Цели внеурочной деятельности:

  • создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

  • создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребёнка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).


 Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:

  1. игровую деятельность;

  2. познавательную деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);

  5. художественное творчество;

  6. социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);

  7. трудовую (производственную) деятельность;

  8. спортивно-оздоровительную деятельность;

  9. туристско-краеведческую деятельность.

В соответствии с содержанием образовательной деятельности принято выделять такие направления программ дополнительного образования:

  1. художественно-эстетическое;

  2. физкультурно-спортивное;

  3. научно-техническое (техническое творчество);

  4. туристско-краеведческое;

  5. эколого-биологическое;

  6. научно-познавательное;

  7. военно-патриотическое;

  8. социально-педагогическое;

  9. культурологическое.

Наиболее сложной задачей является выяснение продуктивности внеурочной деятельности младших школьников.

Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.

Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Заметим, что философы и психологи рассматривают удовлетворенность как ключевую (сущностную) характеристику счастья. Оценивая эффективность внеурочной деятельности по второму критерию, субъект анализа и оценки фактически занимается поиском ответов на такие вопросы:

  1. Насколько счастлив ребенок, что он занимается в том или ином кружке (клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах?

  2. Счастливы ли родители от того, что их сын или дочь посещает объединение дополнительного образования, принимает участие в жизнедеятельности класса (школы)?

  3. Становится ли более счастливым педагог от приложения своих усилий для организации внеурочной деятельности своих воспитанников?

Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных

типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности

учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в

основном три таких формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая

предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством

учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности;

групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания

для групп могут быть одинаковыми или разными. Но, кроме урока, в учебном процессе используются и другие формы: учебная экскурсия, школьная лекция, семинарское занятие, консультация, учебная конференция, лабораторные занятия и практикумы, деловая игра, инструктаж, зачет, экзамен, домашняя учебная работа, формы трудового обучения и внеклассной работы.

Фронтальная форма организации обучения заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые зада­ния. Единое содержание вводного инструктажа и объяснение осо­бенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и кол­лективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это ди­дактически эффективно при такой форме. Легче контролировать этапы работы, удобнее сравнивать степень продвинутости разных учащихся.

Другое преимущество фронтальной формы — в мобилизации дидактических ресурсов самого коллектива учащихся. Если мате­риальная база позволяет организацию фронтального обучения, т. е. достаточно оборудования, инструментов и приспособлений, то такая форма способствует и перениманию одними учащимися удачного освоения приемов у других, а также тому, что выход из затруднительных ситуаций происходит за счет обмена опытом внутри группы.

Как и любая другая, фронтальная форма организации работы не идеальна. Ее недостатки являются оборотной стороной ее до­стоинств. Так, скажем, изначально не учитываются различия в развитии отдельных учащихся, вследствие чего — из-за неодина­кового темпа работы — фронтальность нарушается.
Преимуществом индивидуальной формы организации является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка, следя за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в собственную деятельность учителя.