Файл: Отчет по учебной практике по получению навыков исследовательской работы студенты.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПРАВА
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОТЧЕТ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Студенты
гр. БПС-22-? __________________________________________М.И. Иванова
__________________________________________П.П. Петрова
__________________________________________И.Р. Сидорова
__________________________________________М.М. Хххххххх
__________________________________________А.А. Ххххххххххх
Руководитель
к. психол. наук __________________________________________ И.И. Черемискина
Нормоконтролер
к. психол. наук ___________________________________________И.И. Черемискина
Владивосток 2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...…………3
1 Профессиональный компонент «образа Я» у студентов старших курсов……………………………..…..………………………………………………….…..5
-
Теоретические аспекты изучения профессионального компонента «образа Я» …………………………………..……………………………...……………….…….…….5 -
Статус профессиональной идентичности студента в процессе обучения в вузе………7 -
Эмпирическое исследование и рекомендации по повышению эффективности профессиональной идентичности у студентов старших курсов…………………………………..………….……………………………………...10
Заключение …………………………………………………...…………..…………………..17
Список использованных источников ………………………………………….................... 18
Введение
В современном мире происходит большое количество изменений и нововведений, касающихся самых разных областей общественных отношений. Это касается также и сферы, связанной с подготовкой профессионалов в различных направлениях профессиональной деятельности. В связи с изменениями социальных и экономических условий, а также с преобразованиями в этой сфере появляются и новые, более высокие требования к специалисту, к уровню его профессионализма, к его способностям и умениям. В то же время важно понимать, что не только общество нуждается в высокопрофессиональных специалистах, но и для самого индивида важно играть роль этого специалиста для эффективного взаимодействия и слияния с обществом.
В связи с этим, нужно отметить, что для становления личности профессионала важны не только качество профессионального образования, умения и навыки, полученные в процессе учебно-профессиональной деятельности, но и профессиональное самосознание, или профессиональный компонент «образа Я», индивида. Профессиональный компонент «образа Я» – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональный компонент «образа Я» играет важнейшую роль в профессионализации специалиста, так как выражается также в становлении профессиональной идентичности и влияет на качество профессиональной деятельности индивида, а также обеспечивает ему целостность, тождественность и определенность в своей профессиональной деятельности. Таким образом, можно точно сказать, что проблема профессионального самосознания человека является одной из актуальных проблем современной психологии.
Цель исследования – получение и закрепление навыков исследовательской работы в рамках изучения профессионального компонента «образа Я» у студентов старших курсов.
Задачи исследования:
-
Проанализировать литературные источники по теме «профессиональный компонент «образа Я»»; -
Выявить степень сформированности профессионального компонента «образа Я» у студентов старших курсов; -
Сделать выводы.
Объект исследования – «образ Я».
Предмет исследования – профессиональный компонент «образа Я» у студентов старших курсов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Методы психодиагностики (Опросник «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд).
1 Профессиональный компонент «образа Я» у студентов старших курсов: исследование и способы его формирования
-
Теоретические аспекты изучения профессионального компонента «образа Я»
Понятие «образа Я» впервые появилось на рубеже XIX-XX веков, благодаря исследованиям американского психолога У. Джемса. В его описании «Я-концепции» он выделял два ее основных элемента – Я-сознающее и Я-как-объект [1]. Затем более подробную теорию, объясняющую само понятие и компоненты «Я-концепции», разработал английский психолог Р. Бернс. В своей концепции он объединил взгляды различных авторов касательно «образа Я», включая и теоретическую основу, заложенную У. Джемсом. Р. Бернс так сформулировал определение «Я-концепции» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой; она определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как видит свое деятельное начало и свои возможности развития в будущем. Структура Я-концепции, по мнению Р. Бернса, состоит из нескольких компонентов: 1) глобальная Я-концепция (Я-сознающее и Я-как-объект), 2) совокупность установок индивида, направленных на себя (представление индивида о себе, самооценка, поведенческая реакция), 3) направленности установок индивида (реальное Я, зеркальное Я, идеальное Я) [2]. Также важно отметить, что «образ Я» оказывает огромное влияние в целом на поведение человека, его деятельность и формирование его личности.
В психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко предлагается следующее определение «образа Я» – это развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
В психологии существует множество подходов к пониманию сущности, структуры и элементов профессионального компонента «образа Я». Развитие и становление профессионального самосознания рассматривали в своих трудах Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, А.К. Маркова, В.А. Толочек и т.д.
Е.А. Климов профессиональное самосознание рассматривает как один из компонентов «Я-концепции», а также как часть самосознания личности. По его мнению, образы самосознания помогают индивиду в регуляции его профессиональной деятельности, а развитие самосознания позволяет сформироваться индивидуальному стилю решения трудовых задач у профессионала, используя при этом свои достоинства и преодолевая свои недостатки [4].
Еще одним исследователем в области профессиональной «Я-концепции» является А.К. Маркова. По ее мнению, профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.
И Е.А. Климов и А.К. Маркова считают, что большое влияние на формирование профессионального самосознания оказывает отнесение себя индивидом к профессиональной общности людей. Е.А. Климов отмечает также, что для человека важно не просто относиться к этой профессиональной общности, но с гордостью себя к ней причислять [3].
Также не существует единственной точки зрения на то, как выглядит структура профессионального «образа Я». Так, например, Е.А Климов выделяет следующие компоненты профессионального самосознания: 1) знание о вкладе профессионала и его товарищей по работе в общенародное дело (его автор выделяет как самый главный элемент), 2) сознание принадлежности к определенной профессиональной общности, 3) знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, 4) знание о степени признания в профессиональной общности, 5) знание о своих сильных и слабых сторонах, представление о себе и своей работе в будущем [3].
По мнению А.К. Марковой, профессиональное сознание включает в себя следующие компоненты: 1) осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств, 2) осознание этих качеств у других людей, 3) сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой, 4) учет оценки себя как профессионала со стороны коллег, 5) самооценивание человеком своих отдельных сторон, понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя (профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку – ретроспективную (Я как профессионал вчера), актуальную (Я как профессионал сегодня), потенциальную (Я как профессионал завтра), идеальную (Я как профессионал в отдаленном будущем); положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив [5].
В.В. Столин выделяет следующие компоненты профессионального самосознания: 1) сознание своей тождественности, 2) сознание собственного «я» как активного, деятельного начала, 3) осознание своих психических свойств и качеств, 4) определенную систему социально-нравственных самооценок.
Анализ различных литературных источников и подходов разных авторов позволяет сделать вывод о том, что профессиональный компонент «образа Я» – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.
1.2 Статус профессиональной идентичности студента в процессе обучения в вузе
Термин «идентичность» впервые был описан американским психологом Э. Эриксоном, который дал следующее его определение: идентичность – это чувство самоотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений этого «Я» и ситуации: способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития [7].
Впервые термин «идентичность» был употреблен в связке с профессиональной деятельностью американским психологом Д. Сьюпером. В разработанной им периодизации профессионального становления человека он определял профессиональное развитие наличием определенных способностей, профессиональной спецификой, научением и практикой и др. Важно отметить также, что, по мнению Д. Сьюпера, человек при выборе профессии обращается к своему «образу Я», связывая его с особенностями трудовой деятельности [8].
В отечественной психологии существует множество подходов к пониманию профессиональной идентичности. Работы Л.Б. Шнейдер считаются ключевыми в сфере изучения профессиональной идентичности.
По мнению Л.Б. Шнейдер профессиональная идентичность – это результат профессионального самоопределения, что проявляется в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, отождествлении и дифференциации себя с Делом и Другими и выражается в когнитивно- эмоционально-поведенческих самоописаниях Я» [9].
Важнейшими элементами профессиональной идентичности, с точки зрения Л.Б. Шнейдер являются образовательно-профессиональная общность судьбы, профессиональная осведомленность, выраженный личностный радикал, ожидания и предпочтения профессионала, а также идеальные представления о выбранной профессии и о себе, как о специалисте в данной области.
Также Л.Б. Шнейдер выделяет некоторые внутренние источники становления профессиональной идентичности индивида [9]:
- эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение первичной и последующей информации о собственной профессии;
- положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности;
- эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;
- успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности.
Важно отметить также, по мнению Л.Б. Шнейдер, в концепции профессиональной идентичности значимую роль играет «Я-концепция». По ее мнению, профессиональная идентичность индивида может быть выстроена через три компонента, которые определяют совокупность установок «на себя» в «Я-концепции»: 1) когнитивная составляющая установки (профессиональные знания и профессиональные убеждения); 2) эмоциональная составляющая (эмоциональнооценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»); 3) поведенческая составляющая (соответствующая реакция, которая, собственно, может выражаться в поведении) [9].
Хотелось бы также отметить некоторые точки зрения на периодизацию этапов становления профессиональной идентичности. Так, например, отечественный психолог Н.С. Пряжников выделяет следующие уровни профессиональной идентичности:
1. Невыраженная профессиональная идентичность. Характеризуется осознанием своих дальних и ближних профессиональных целей, стремлением понять свое дело, полностью овладеть этим делом, освоить все трудовые функции профессии и определить структуры профессиональных отношений, ища при этом свое место в них (т.к. профессиональный опыт и профессиональное общение равны нулю); соответствие человека и профессии устанавливается в направленности: «хочу»; субъект деятельности характеризуется как «мечтающий».