Файл: Решение задач по финансовому праву. 1 Какие законодательные акты содержат нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с категорией финансы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1902

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение задач по финансовому праву.
1)Какие законодательные акты содержат нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с категорией «финансы»?
Гражданский кодекс РФ (часть 1), утвержденный федеральным законом от 30.11.1994г. № 54-ФЗ с последними изменениями и дополнениями.

Гражданский кодекс РФ (часть 2), утвержденный федеральным законом от 26.01.1996г. № 15-ФЗ с последними изменениями и дополнениями.

Налоговый кодекс РФ

Бюджетный кодекс РФ

Федеральный закон РФ от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»

Федеральный закон РФ от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Федеральный закон РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Федеральный закон РФ от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

Федеральный закон РФ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

2)Каково соотношение понятий «Финансы Российской Федерации», «Публичные финансы», «Финансы организаций», «Финансы граждан»?
Соотношение понятий может быть описано следующим образом:

Финансы Российской Федерации включают в себя весь финансовый комплекс, который управляется государством для реализации своих задач и функций.

Публичные финансы являются частью финансов Российской Федерации и означают финансы, которые контролируются государством или которые государство получает через налоги, сборы и другие источники доходов.

Финансы организаций относятся к финансам предприятий и других юридических лиц, которые занимаются производством или предоставлением услуг.

Финансы граждан являются личными финансами людей и включают в себя доходы, расходы, сбережения и инвестиции.

Таким образом, все эти понятия взаимосвязаны и влияют на экономическое развитие страны.
3)В чем различие категорий «финансы» и «деньги»? Назовите функции финансов и денег.
Важнейшее отличие между указанными категориями – их функции. Деньги используются для определения стоимости товара, накопления, платежей, внешнеэкономических связей. Финансы выполняют контрольную, распределительную, стабилизирующую и регулирующую функцию


4)На основании Бюджетного послания Президента Российской Федерации на очередной финансовый год охарактеризуйте основные направления финансовой политики России.
Основные направления:

  • Стимулировать приток инвестиций в экономику от долгосрочных сбережений граждан.

  • Развивать транспортную инфраструктуру страны

  • Развивать транспортную инфраструктуру малых городов и сельских территорий.

  • Развивать программу бесплатной газификации

  • Расширить программу промышленной ипотеки, чтобы она распространялась не только на покупку, но и на создание новых объектов

  • Расширить налоговые льготы на покупку компаниями российского высокотехнологического оборудования

  • Распространить маткапитал на детей в новых регионах РФ, которые родились с 2007 года

  • Создать государственный фонд, задачей которого станет персональная помощь семьям погибших в СВО



5)В каких статьях Конституции РФ закреплены принципы финансовой

деятельности российского государства?
Принцип федерализма (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73) предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Единство финансовой политики и денежной системы (ст. 8). Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности

определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятельность финансовой деятельности (ст. 12, 130–133) органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.



Социальная направленность финансовой деятельности (ст. 7) в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти. Участие граждан РФ в финансовой деятельности (ст. 32) государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Принцип гласности (ст. 15). Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности (ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
6)На основании действующего законодательства назовите полномочия

высшего органа государственной власти, федерального казначейства,

министерства финансов в регулировании финансовой деятельности

государства.
Правительство Российской Федерации:

1.) обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики;

2.) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение;

3.) информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета и представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

4.) информирует Государственную Думу о ходе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов и представляет Государственной Думе отчет об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов;


5.) разрабатывает и реализует налоговую политику;

6.) обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

7.) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

8.) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

9.) осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

10.) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

11.) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен;

12.) предоставляет в порядке, установленном федеральным законом, необходимую информацию в Счетную палату Российской Федерации при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.

БК РФ Статья 166.1. Бюджетные полномочия Федерального казначейства
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом перечислений излишне распределенных сумм и возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

перечисляет излишне распределенные суммы, средства, необходимые для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;


(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета, указанные в статьях 155 и 156 настоящего Кодекса, и устанавливает режим этих счетов в соответствии с настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

направляет в подразделения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте Российской Федерации и иностранных валютах по счетам, открытым финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органам управления государственными внебюджетными фондами, получателям бюджетных средств, государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях с нарушением настоящего Кодекса и иных федеральных законов, предусматривающих требования к открытию указанных счетов, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 479-ФЗ, от 29.11.2021 N 384-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

осуществляет бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат в случаях, установленных настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет операции по управлению остатками средств на едином казначейском счете;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

устанавливает порядок казначейского обслуживания в соответствии с настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет казначейское сопровождение в соответствии с настоящим Кодексом;