Файл: 3. Конституционноправовые отношения понятие, признаки, виды. Субъекты конституционноправовых отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конституционализм как правовое явление означает, прежде всего, сам факт наличия конституции и ее активного влияния на политическую жизнь страны, верховенство и определяющую роль конституции как основного закона в системе действующего законодательства, опосредованность политических отношений конституционно-правовыми нормами, конституционную регламентацию государственного строя и политического ре-жима, конституционное признание прав и свобод личности, правового характера взаимоотношений гражданина и государства

Конституционализм включает набор идей, принципов и правил, совокупность которых связана с решением вопроса о том, как развивать правовую и политическую систему, которая, насколько это возможно, исключала бы произвол и гарантировала основные права и свободы личности, публичную и частную жизнь индивида. Конституционализм мож-но определить как гармоничное правление в хорошо организованном обществе в условиях правового порядка. Такое правление ограничено правилами, созданными до момента начала их действия. Поэтому конституционализм тесно связан с концепцией верховенства права. Справедливо утверждение, что конституционализм реализует господство права в условиях Нового и Новейшего времени, неся с собой предсказуемость и безопасность в отношениях между индивидами, личностью и государством, создавая ограничения для государственной власти и в то же время определяя правовые параметры ее деятельности в различных общественных сферах.

Отдельные исследователи считают, что для современного конституционализма основополагающими понятиями являются верховенство права, разделение властей, автономный конституционный надзор и гарантии основных прав человека71. Как представляется, приведенный перечень не является полным и может быть расширен с учетом исторического опыта развития конституционализма в современном мире.

Интегративный подход к раскрытию и анализу российского консти-туционализма позволяет рассматривать его как правовой, исторический, политический и социальный феномен. В этом случае российский консти-туционализм представляет собой совокупность следующих элементов. Во-первых, это правовая категория науки конституционного права, которая имеет свои национальные особенности временного, пространственного и содержательного характера.

Во-вторых, в процессе эволюции российский конституционализм предстает в качестве
исторических форм, сменяющих друг друга вместе с развитием Российского государства и общества. В-третьих, основные направления реализации российского конституционализма необходимо осмыслять через функции конституций, действовавших в различные периоды времени в России. Тем самым функциональный аспект конституционализма основывается на теории функций современной конституции.

В-четвертых, в сфере правосознания и правовой культуры российский конституционализм выступает как конституционное правосознание и конституционная культура, процесс распространения и усвоения которых тесным образом связан с политической и правовой модернизацией российского общества.

В-пятых, российский конституционализм – это система правовых принципов, закрепленных в конституции или выведенных из нее благодаря толкованию, формирование которых отражает сложный процесс демократизации, интернационализации и социализации конституционного права, а также конституционализации правового порядка.

В-шестых, для российского конституционализма особенно актуальным на современном этапе становится такой срез, как прямое действие конституции, которое в значительной степени определяет реальность основных прав и свобод личности и реальность самого конституционализма.

В-седьмых, необходимым содержательным компонентом в процессе формирования российского конституционализма является теоретическая разработка и правовое регулирование форм, оснований и мер конституционно-правовой ответственности государственных органов, должностных лиц и других субъектов конституционного права.

В-восьмых, для обеспечения стабильности и динамизма конституционного процесса в России на цивилизованных и правовых основах необходимо формирование последовательной теории внесения конституционных поправок и пересмотра конституции как стабилизационно-охранительного и одновременно преобразующего компонента конституционализма

. В-девятых, важнейшей интегральной частью современного российского конституционализма постепенно становится конституционная герменевтика – истолкование норм конституции (в рамках нормативной и казуальной интерпретации) на основе идеологии прав человека, демократического правления и верховенства пр

Впервые термин «конституционализм» появился в американской политико-правовой мысли в период борьбы за независимость и образования самостоятельного государства. Этим термином «отцы-основатели» США обозначали верховенство писаной конституции над всеми иными правовыми актами [2, с. 370].




Зарождение идей конституционализма в России было связано с появлением первых конституционных проектов и относится ко второй половине XVIII в. Российский конституционализм отличался от западного: на Западе идеи конституционализма возникли как знамя борьбы буржуазии против отсутствовавших у нее сословных привилегий, т.е. против дворянства; российский конституционализм, напротив, получил распространение (относительно небольшое) именно в рядах дворянства.

На разных этапах развития конституционализма в монархической России его основными идеями являлись следующие: ограничение самодержавия и введение представительного правления, провозглашение политических и гражданских прав и свобод подданных, утверждение верховенства права и законности; определение источника суверенитета власти.

Западный конституционализм возник как идеология разрушения. Американский вариант конституционализма был направлен на борьбу с английским колониальным господством. Опираясь на конституционные идеи, в первую очередь, идею свободы и равенства, американцы начали борьбу за свержение английской администрации, победили и построили собственное государство. При этом с самого начала американский конституционализм отличался двойными стандартами: свобода и равенство не для всех, а только для белых мужчин.

Французский конституционализм также возник как разрушительная идеология, направленная на революционное свержение абсолютной монархии. Серия революций, прокатившихся в Европе под конституционными знаменами и вызвавшая войну террора, опиралась на все те же лозунги свободы и равенства с добавлением масонского лозунга - братства.

Как верно отмечает С.В. Бочкарев, основные постулаты американского и французского конституционализма первоначально во многом совпадают [3].

Разрушительный потенциал конституционализма является производным от либерализма как его важнейшей составной части [4, с. 6]. Либерализм - это индивидуализм, а индивидуализм разрушителен по своей природе. Если мы вслед за идеологами либерализма ставим интересы части (личности) выше, чем интересы целого (коллектива в той или иной его форме, включая государство), разрушение неизбежно.

Проникнув в Россию, идеи конституционализма сохранили свой разрушительный потенциал. Самым радикальным конституционным проектом начала XIX в. стала «Русская правда» Пестеля, которую, по мнению современного исследователя Ю.В. Пуздрача, «можно назвать одним из самых "страшных" документов нашей цивилизации. Во всяком случае именно она предполагала введение политического монополизма, при котором никакого соревнования и конкуренции не мнений допускалось, а общество разделялось на повелевающих и повинующихся» [8, с. 378]. И далее Ю.В.
Пуздрач добавляет, что многое из того, что предполагалось проектом Пестеля, было реализовано в России уже в XX в., в том числе физическое уничтожение всей царской семьи для исключения возможностей реставрации монархии.

Проект Пестеля содержал радикальные требования: уничтожение самодержавия, установление республики, равенство граждан перед законом. Взгляды автора проекта сложились, как он сам объяснял, на основе изучения истории европейских стран: Англии, Испании, Франции и Португалии: «Я в них находил по моим понятиям неоспоримые доказательства в непрочности монархических конституций и полные, достаточные причины в недоверчивости к истинному согласию монархов на конституции, ими принимаемые. Сии последние соображения укрепили меня весьма сильно в республиканском и революционном образе мыслей... Все сие произвело, что я сделался в душе республиканец» [5, с. 20].

Возникнув под воздействием западных конституционных актов, российский дворянский конституционализм имел ярко выраженный заимствованный характер. Ю.В. Пуздрач пишет: «Программные документы субъектов попыток ограничения самодержавия в России в абсолютном своем большинстве заимствованы у Запада. Аналогами такого заимствования были феодальная и буржуазная модели конституционализма... Совершенно естественно, что разработанные таким образом программы не содержали традиционных для России форм и были чуждыми культуре и общественно-политическому опыту страны» [8, с. 470].

С тем, что идеи конституционализма были чуждыми российскому менталитету, согласны многие ученые. Например, Е.М. Крупеня полагает, что коллективное правосознание россиян характеризуется традиционализмом и скорее связано с правдой, чем с правом. В нем доминирует идея сильной государственной власти, что затрудняет формирование правового государства и гражданского общества [6, с. 192, 193].

В современных условиях западный конституционализм продолжает сохранять свою либеральную сущность. В результате сохраняются такие его особенности, как разрушительный характер и враждебность для традиционного российского правового мышления [7, с. 23]. Под натиском идеи ложно понимаемой свободы как вседозволенности происходит стремительное разрушение тех ценностей, на которых было построено здание европейской христианской цивилизации. России пока удается сопротивляться, но натиск очень силен. Выход видится в научной разработке и последующем практическом внедрении конституционализма с новым содержанием. Он, с одной стороны, не может формально противоречить сложившимся международным стандартам и принятым на себя Россией правовым обязательствам, с другой -должен соответствовать отечественному менталитету и правовым традициям, нести в себе созидательный, а не разрушительный потенциал.