Файл: 3. Конституционноправовые отношения понятие, признаки, виды. Субъекты конституционноправовых отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Конституционно-правовые отношения: понятие, признаки, виды. Субъекты конституционно-правовых отношений.

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Виды:

  • абсолютные отношения, поскольку правообладателю здесь противо-стоит неопределенное множество обязанных лиц, включая государство как таковое, его органы власти и должностные лица с учетом их компе-тенции. Публичные функции, связанные с соблюдением и защитой прав и свобод человека, могут быть возложены законодателем и на субъекты част-ного права (нотариусы, лоцманы, банки, СМИ и др.). Известно и прямое конституционное обязывание отдельных категорий лиц. Так, родители и лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования в силу установления ч. 2 ст. 43 Конституции РФ.

  • Относительные конституционные правоотношения (в них стороны определены конкретно) весьма разнообразны. С учетом специфики пред-мета конституционного прав правильнее говорить о таких правоотноше-ниях как о собственно конституционных или конституционных в узком смысле.

  • Правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе России).

  • Регулятивными, например, являются отношения, в рамках которых федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий (ч.ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ).

  • Охранительные конституционно-правовые отношения обусловлены, в частности, институтом конституционно-правовой ответственности. При-мером превентивно-охранительного подвида таких отношений будет при-остановление Президентом РФ действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

  • В идее статических отношений на-ходит отражение факт конституционно-правовой институционализации государства, его составных элементов, публично-властных органов и долж-ностных лиц (политические институты). Поэтому конституционное право иногда называют статусным и динамические.

  • Постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.

  • Материальные и процессуальные. В материальных реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, в процессуальных– реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КРФ, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.


Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим еще юридический факт, приводящий норму в действие.

Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов (в конкретном примере - это заявление Правительства об отставке). При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

Наряду с действиями, совершаемыми по воле субъектовправонарушения - государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных граждан,юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает избирательную комиссию внести его в этот список.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений широк , (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т.д.). Таким образом, под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и исполняет конституционные обязанности. Разделим их на следующие три группы:

1) физические лица — граждане России, лица с двойным (и более) гражданством, в некоторых случаях субъектами выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).

2) негосударственные объединения — органы местного само- управления, ассоциации граждан (общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т.п.), общности людей (народ в России, население субъекта Федерации, административного деления);

3) государственные образования — государство (Россия), субъекты Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономия), органы государства (министерства, службы и т.п.), государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т.п.).


Специфика конституционно-правовых отношений:


  • отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих
    предмет конституционного права;

  • им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);

  • обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);

  • реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

  1. субъекты (число которых не может быть менее двух);

  2. содержание;

  3. объект.

Содержание конституционно-правового отношения


Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

  • активными, предусматривающими необходимость определенных действий;

  • пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Объекты конституционно-правовых отношений


Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

  1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

  2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.


Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

4. Понятие и виды источников конституционного права в России и зарубежных странах.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Прежде всего следует выделить нормативные правовые акты, действующие: на всей территории Российской Федерации; только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования.

С позиций конституционного правопонимания источник конституци-онного права определяется наличием нормативных положений, которые: 1) дают статусную характеристику Российского государства и опреде-ляют параметры его правовой системы; 2) обеспечивают федеративную институционализацию публичной власти и практику создания, функци-онирования и взаимодействия публичных институтов (органов власти и должностных лиц), их конституционную ответственность; 3) затрагивают (ограничивают, регулируют, гарантируют) основные права и свободы че-ловека и гражданина; 4) регламентируют отношения между институтами публичной власти и гражданского общества.

роль Конституции России :

1. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

2. Конституция характеризуется широтой содержания своих норм.

3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня.

5. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа.

6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения.

Таким образом, Конституция РФ устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.