Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Основной вопрос философии подходы, позиции, мнения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Минобрнауки России
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра мировой экономики
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Основной вопрос философии: подходы, позиции, мнения
Выполнил(а): ___________________ Силаева К.С. гр. 760611
Руководитель: ___________________ Соколова С.Н.
Отметка о зачете: ___________________
Дата: _____ ____________
Тула 2022
Содержание
Введение 2
1 Материалистическая традиция в европейской философии 5
2 Идеалистическая традиция в европейской философии 13
3 Материализм и идеализм в философии права 20
Заключение 27
Список литературы 29
Введение
В контрольной работе будет рассмотрен основной вопрос философии, материализм и идеализм. Мы выделим исторические этапы развития философии, на которых основной вопрос философии приобретал своеобразную, зависящую от социокультурных условий, формулировку. Рассмотрим работы философов, в которых формировались материалистическая и идеалистическая традиции европейской философии, а также их преломление в области философии права.
С самых древних лет, человеческая цивилизация хотела знать, в чем заключается смысл жизни и для чего мы все были рождены. Этими вопросами с незапамятных времен занимались как лучшие умы, так и самые простые люди, представители различных сословий и национальностей. Размышляя на самые разные темы они того не подозревая уже начинали развитие такой науки как философия. Именно эта наука дала возможность ответить людям на множество возникающих у них вопросов. Так что же такое философия?
Философия - это наука о наиболее общих законах функционирования и развития природы, общества и духовно познавательной деятельности человека [1, с. 8].
Наука философия, как и мышление человека очень многогранна, она способна поднимать любые темы и исходя из этого решать множество существующих вопросов, создавать теории, выдвигать гипотезы, а так же осуществлять толкование вечных вопросов. Философия, как и любая наука, имеет четко выстроенную систему. Структуру философии можно четко определить и отграничить разделами. Разделы формируются по предмету исследования. Они подразделяются на фундаментальные и прикладные.
К фундаментальным разделам относятся: онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, праксиология, методология диалектика, социальная философия, философия истории. К прикладным можно отнести: философия религии, философия политики, философия искусства, философия права, философия науки, философия техники, философия культуры, философия любви.
Постановка и решение различных проблем тесно связаны с мировоззренческой позицией мыслителей по вопросу об отношении мышления к бытию. Исторически по данному вопросу в философии сложились две основные точки зрения - материализм и идеализм [1, с. 18].
Цель контрольной работы - установить взаимосвязь между проблемой первичных оснований бытия и формированием материалистической и идеалистической традиций в истории философской мысли.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
. Рассмотреть историю становления и онтологические основания материализма в европейской философии.
. Выделить этапы развития, мировоззренческие приоритеты, субъективные и объективные модификации идеализма в истории европейской философской рефлексии.
. Проанализировать влияние основного вопроса философии на становление и развитие философии права.
1 Материалистическая традиция в европейской философии
В этой части мы поговорим о материалистической традиции в европейской философии. Мы определим, что такое материя, историю развития этого понятия. Определим периодизацию развития материалистической теории в европейской философии, а так же рассмотрим каждый из периодов и его представителей.
На протяжении всего своего жизненного пути человек наблюдает окружающий мир, - множество предметов и процессов, свойств и отношений. Нас окружает множество вещей, к которым мы привыкли: реки, озера, моря, пустыни, леса, звезды и планеты, которые так далеки и неизвестны нам. Но говоря обо всем этом нужно помнить, что человек совершил огромный подвиг, чтобы соединить все это многообразие вещей и увидеть в них, что-то единое и общее.
Наблюдая за естественными процессами, такими как: рост и распад, соединение и разложение, древние мыслители заметили, что некоторые свойства предметов сохраняются. Такую постоянно сохраняющуюся основу веще они назвали субстрат, так называемая первоматерия.
Субстрат (от позднелат. substratum основа, букв.-подстилка), общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса. В самом общем смысле С. всех существующих форм изменений и процессов в мире является движущаяся материя. Будучи неисчерпаема и бесконечна в структуре, пространстве и времени, она выступает субстанциальной основой всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности [2, с. 617].
Еще в V в. до н.э. была выдвинута гипотеза об атомном строении материи. Первое время она понималась как субстанция основа всего существующего в мире.
Средневековая философия исходила из принципа множества и индивидуализации в философии, исходя из этого при всей огромной совокупности предметов и явления, одновременно проживающих и происходящих в мире, они сохраняют свою оригинальность, и неповторимость. Средние века принято отсчитывать, начиная с V в. н.э., то есть со времени упадка Римской империи, и до XV в. Распаду империи предшествовали интересные события, связанные с религией [3, с. 83].
Говорить о материалистической теории в средневековой философии было не так легко. В те годы на первый план вышла религия. Философия средневековья фактически становилась служанкой богословия. Средневековый мир философии пребывал в уверенности об откровенности истины Священного Писания. Идея откровенности была в первую очередь нужна отцам церкви, которыми она и была разработана, а закреплялась она в догмах.
Таким образом, средневековую философию можно охарактеризовать в первую очередь как служанку богословия. Она была подчинена священным писаниям, религиозным догмам. Философы придерживались идеалистической точки зрения, все упиралось в религию. Она стала основополагающей причиной замедление развития, как философской мысли, так и науки в целом. Но с окончанием этого временного этапа произошло множество изменений, как в философской мысли, так и в жизни людей. Теория получила новый толчок, люди освободились от заточения своих мыслей, они получили возможность выражения, закрепления, и развития их.
Эпоха нового времени ознаменовывала новый виток в развитии науки и культуры. Философская наука так же не стояла на месте. Появлялось множество новых теорий и концепций. Эпоха Нового времени - это период в истории мировой цивилизации, когда все общество словно встряхнулось от длительной спячки в кошмарной среде и увидело мир новыми глазами (равно как и самих себя [4, с. 105].
Т. Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции) [5 с. 81]. В противоположность Томаса Гоббса можно поставить английского философа Дж. Беркли, который отрицал существование материи. Он считал: все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть не чувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует [6, с. 105].
Этот период заставил абсолютно иначе взглянуть на человека, обращая в первую очередь внимание на разумно-чувственную сторону человека. Новое время - это не только время социально-экономических и политических переворотов, но и время «брожения умов». Произошло своего рода второе Возрождение - возрождение Разума [6, с. 106]. Таким образом, можно сказать, что Европейская философия нового времени была полна и многогранна, ее наполняли мысли различных ученых и теоретиков.
Одним из представителей философии Нового Времен являлся Ф. Бекон. О его вкладе в историю философии можно сказать то, что он был сторонником опытного, во главе всего он ставил науку. По его мнению, она должна взращивать идеи, приносящие практическую пользу, она должна развивать человеческий мир путем внедрения в него новых технологий, путем разработки инновационных теорий. Он негативно относился к средневековой схоластике, она шла к истине лишь путем чистых рассуждений, не прибегая к практике.
По его мнению действия схоластов можно было расценивать, как простое упражнение в мышлении и практической пользы от этих действий очень мало. Основной особенностью теории Бэкона являлось то, что в своих трудах он отталкивался от индуктивного метода мышления, в основе которого лежала практика, а также реальные элементы природы, при взаимодействии с которыми, и рождалась истина [7, с. 496].
Индукция Бэкона состоит из трех основных "таблиц представления инстанций (примеров) разуму". Первая - "Таблица присутствия" (tabulaessentiaeetpraesentiae). В нее собирают случаи, где присутствует данное свойство ("природа") а ,внутреннюю причину ("форму") которого ищут. В таблице II собирают случаи, в которых исследуемая "природа" отсутствует. Таблица III стала прообразом метода сопутствующих изменений Д. С. Милля, который в своей логике следовал идеям Ф. Бэкона и Д. Гершеля. Однако в отличие от построений Милля, индуктивная логика Бэкона ориентировала не на разрозненное действие трех канонов -единственного сходства, единственного различия и сопутствующих изменений, но непременно на тесное взаимодействие всех трех "Таблиц" [7, c. 501].
Еще одним представителем философии Нового Времени являлся Т. Гоббс. Его главным произведением считается трехтомник «Основы философии». Но особенностью Гоббса являлось то, что у него не существовало чисто философских работ: он рассматривал вопросы онтологии, гносеологии, методологии вплетены в ткань его общественно-политических рассуждений.
Гоббс, признает бытие природы. Он отталкивается от собственной теории, исходя из которой природа - объект, а сам человек - субъект. Гоббс не считает Декартовское обоснование объективности существования природы достаточно веским. Он считал, что восприятие человеком природы является не действительным, он ощущает ее материальную сторону. Для человека природа это совокупность меток и образов, можно сказать, что ничего объективного они в себе не несут. По его мнению, общим признаком всего бытия считалось движение.
Это движение мы ощущаем своими органами чувств и именно благодаря этому и воспринимаем природу. Таким образом, ощущение материи возникает путем столкновения двух видов движений. Все эти объективные признаки говорят о наличии самих тел, но не говорит о их качественном содержании и наполнении.
Гоббс считает, что основой познания является само мышление человека, его мысленные представления о вещах, вещах конечных. Он придерживается мысли, что конечная вещь имеет свой определенный вес, обладает смыслом, но является делимой. Иных признаков по теории Гоббса нам обнаружить не представляется возможным.
Кредо своей философии Гоббс определил так: «Рассуждение есть шаг, рост знания - путь, а благоденствие человеческого рода - цель. Центральным звеном и основным признаком жизни общества, по Гоббсу, является государство. Оно - Левиафан, земной бог. Государство олицетворяет собой власть, будь она выборной или наследственной. Оно призвано гарантировать права граждан на свободу в рамках закона, собственность, неприкосновенность, безопасность личности и общества. В силу своей общей природы все люди равны, отличительные особенности (рост, цвет глаз, волос и так далее.) не относятся к сущностным признакам человека. Власть, как всеобщий хранитель общественной жизни, должна быть незыблемой. Где нет власти, там нет удовольствия от жизни в обществе. Только государство оберегает человека от звериного состояния войны всех против всех, писал Гоббс [4, с. 15].
Невозможно в полной мере определить Гоббса как философа-материалиста. Установить первоначальность бытия в своих работах он никогда не ставил. Но основной его целью являлось познать первоосновы, тем самым познать бесконечное.
Дж. Локк является известным философом Нового Времени, представлял материалистическую философскую школу. Основополагающей работой Локка являлся объемный том «Опыт о человеческом разумении», который отличался от работ других философов своей наполненностью, в ней содержались не только философские знания, но и знания в области медицины. Основной идей концепции Локка являлось: «нет ничего в разуме чего раньше не было бы в ощущениях» [8, с. 120].
Проанализировав лишь этот небольшой тезис уже можно сделать вывод каких взглядов придерживался Джон Локк. Согласно тезису Локка: «доопытный разум - чистая доска» [8, с. 122]. Таким образом, можно сказать, что теория Джона Локка основывалась на познании человеком сущности вещей и процессов происходящих вокруг него, он должен анализировать и сопоставлять, исходя из увиденного он формируем собственное умозаключение. «Этот богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших органов чувств и через них входящих в разум, я и называю «ощущениями» [8, с. 124].