Файл: Родительское собрание Трудный ребёнок причины и следствия Цель осветить проблемы воспитания в семье трудного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родительское собрание «Трудный ребёнок – причины и следствия»
Цель: осветить проблемы воспитания в семье «трудного» ребёнка.
Задачи:
1. Выявить признаки «трудных» детей.
2. Познакомить родителей с причинами, вследствие которых ребёнок становится «трудным».
3. Формировать у родителей культуру взаимодействия с «трудным» ребёнком.
Ход собрания.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли! С. Давидович
- Как думаете, какова тема нашего собрания?
- Сегодня попробуем разобраться, каких детей мы можем назвать «трудными»? Какие причины приводят к тому, что ребенок становиться трудным? Как решать проблемы взросления без конфликтов?
- Поводом для выбора такой темы собрания послужили наблюдения за учащимися класса на уроках, на переменах, в неформальном общении друг с другом и с Вами, родителями.
- Что стоит за словами «трудный ребенок»? Как понимаете - кто такие «трудные дети»?
- Давайте составим кластер на тему «Трудный ребенок». Обсудите в группе и охарактеризуйте трудного ребёнка. Какого ребёнка мы можем назвать «трудным»? Напишите на листке признаки «трудного» ребёнка.
- Давайте обсудим, что у вас получилось.
Родители читают, прикрепляют лист на магнитную доску в виде кластера.
зПризнаки трудного ребенка:
- не идёт на контакт с родителями, необщителен, замкнут;
- нарушает распорядок дня;
- издевается над младшими и стариками;
- дерётся, хамит, грубит, не слушается взрослых, делает всё по - своему, не обращая внимания на окружающих его людей;
- мешает проводить уроки, ничем не интересуется, делает пакости;
- не может найти общий язык с окружающими;
- портит домашнее и школьное имущество;
- выходит за рамки приличия;
- не выполняет школьные требования;
- прогуливает учебные занятия, не хочет учиться.
-Выражение «трудные дети » часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию. Мы с Вами стали чаще замечать, что с нашим ребенком происходит что-то «не то»: он стал неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Так, кто же такие трудные дети?
- «Трудные дети» - это «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества.
- В основном «Трудным» ребёнок становится в одном из важнейших периодов своей жизни – периоде взросления, во многом определяющем его последующую судьбу. Сложность этого периода заключается ещё и в том, что ребенок переходит на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Ребенок начинает воспринимать и ощущать себя по-новому. И нередко мы начинаем наблюдать у ребенка следующие признаки:
-усталый внешний вид школьника;
-нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
-стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
-нежелание выполнять домашние задания;
-негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
-жалобы на события, связанные со школой;
-беспокойный сон;
-трудности утреннего пробуждения, вялость;
-постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Причины
- Как думаете, а почему ребёнок становится «трудным». Ведь должны быть какие-то причины. Попробуйте при обсуждении в группе выявить эти причины и назвать их.
Первая причина- борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая - борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья – желание мщения. Ребенок может мстить:
- неверие в его способности и возможности;
- за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок.
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
-за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Причина четвертая – неверие в собственный успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Конфликты.
- Очень часто при взаимоотношениях в семье с «трудным» ребёнком возникают конфликты. Понятно, они неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу. Как же конструктивно решать конфликты?
-Причиной конфликта служит столкновение интересов родителей и ребенка. И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта.
- выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком. Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: «Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого». Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания.
- выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой) либо готовы жертвовать собой «ради ребенка». Опасность такого поведения для ребенка -трудности общения в коллективе.
- выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и «Я – сообщение». Активное слушание – «возвращение» в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д)
- Очень часто конфликты возникают при запретах. Да, не всё ребёнку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много.
Что следует запрещать?
- То, что может нанести вред здоровью ребёнка или окружающих
- То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей
- То, что противоречит нравственным нормам.
Хочется познакомить вас со сводом законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении детей.
Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
Существуют «9 заповедей воспитания ребенка».
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь.
Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему
жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
5. Не унижай в процессе воспитания.
6. Не мучай себя, если не можешь чего- то сделать для своего ребенка, мучай,
если можешь и не делаешь.
7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это
важнейший закон воспитания!
8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым;
общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Подведение итогов.
Уважаемые родители! Очень важно, вырастить детей полноценными и самодостаточными людьми, что бы вы, гордились ими. Это нелегкий, но благородный труд. Только вы и прежде всего вы сможете вовремя подставить свои добрые родительские руки, чтобы ваш ребенок, споткнувшись, не упал в пропасть. Только ваше любящее родительское сердце будет светочем на их жизненном пути, ведь авторитет для них именно вы. В итоге собрания хочется предложить Вам памятку. Познакомьтесь с ней в домашних условиях, надеюсь она Вам поможет.
Решение собрания.
1. Научиться разрешать конфликты с детьми без потерь с обеих сторон.
2. Родители должны помочь ребенку в преодолении возникших перед ним проблем.
3. Родителям определить возможности для изменения в себе и в своих семьях.
Источники информации:
1. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004 г.
Памятка «Правила взаимодействия с «трудным» ребёнком»
* Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля - заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.
* Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей,
неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.
* Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только
исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
* Всякое повышение требований начинать с похвалы, даже авансом.
* Ставьте перед ребенком достижимые цели.
* Вместо приказаний - просить совета или помощи, как у равного или старшего.
* Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
* При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
* Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
* Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания,
требования просто не нужны!
Как себя вести с трудным ребёнком
• спокойно выслушивать;
• разговаривать, опираясь на доверительные отношения;
• найти контакт;
• заинтересовать его;
• уделять больше внимания, любви;
• спокойно говорить с ребёнком, не повышая тона;
• привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться);
• нельзя лишать в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т.д.);
• обращение к специалистам;
• чтение специальной литературы;
• к каждому нужен свой подход;