Файл: Общие теоретические аспекты трудовых споров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-на предприятиях малого и среднего бизнеса распространяются гражданско-правовые отношения, так как это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать минимум гарантий, установленных в трудовом законодательстве).

На малом и среднем предприятии обострена проблема защиты прав наемного персонала. Эти предприятия обычно не имеют органов, которые представляют и охраняют интересы сотрудников.

Юридическое незащищение плюс правовое незнание заставляют людей принять любые условия «хозяина». Число договоров по кабалу увеличивается, а также увеличивается число социальных незащищенных сотрудников. Таким образом, объективная необходимость в существовании специального трудового права сохраняется, и еще больше становится актуальной.

Способы решения трудовых споров.

Любые трудовые споры могут быть разрешены путем переговоров сотрудника и работодателя. Работник может представить свои требования в заявлении, передать их работодателю по установленному порядку.Но лучше лично познакомиться с работодателем и представить ему свой требование в письменной форме, однако при этом нужно подготовить письменную версию своего требования на два экземпляра.Решение индивидуального трудового спора путём переговоров с работодателем-это обязательная процедура. Это свидетельствует из статьи 385 трудового кодекса Российской Федерации: «Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссией трудовых споров, если сотрудник самостоятельно или вместе с представителем не устранил разногласия в процессе непосредственных переговоров с работодателями». То есть, прежде чем обратиться в комиссию трудовых споров КТС и в суд, сотрудник должен предпринять все необходимые меры, чтобы разрешение спора было разрешено через переговоры.

Работающий может проводить переговоры и самостоятельно, и с представителем. В статье 370 ТК РФ установлено, что организация профсоюза может участвовать в рассматривании трудовых спорах, а также может участвовать в их рассмотрении, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. В случае нарушения трудового законодательства профсоюзы могут по запросу членов Профсоюза, иных работников и по собственному желанию обращаться в органы рассмотрения трудовых споров с заявлением о защите трудовых прав. Но данная ситуация возможна только на предприятиях, где существует профсоюзная организация. Это, как правило, большие предприятия.


Работающий у работодателя, субъект малого предпринимательства, не нашедший понимания проблем у работодателя, сразу может обратиться к суду. Но может привлекать к решению его проблем представителей ФНС или Прокуратура.

В случае получения заявления о индивидуальном трудовом споре работодатель Федеральной службы труда проводит анализ изложенного в заявлении факта, который является причиной для возникновения индивидуальных трудовых споров на предмет нарушений трудового права.В случае возникновения нарушений инспектор назначается на проверку организации, к которой работник обратился, для того, чтобы выяснить причины нарушения законодательства о труде.Если инспектор подтверждает факты нарушения законодательства труда, инспектор выдает предписание руководству организации об устранении их.Согласно статье 357 ТК РФ, инспектор ФНС привлекает работника к ответственности за административную ответственность. В случае пренебрежения руководителем организации предписания инспектора Федеральной инспекции труда, он согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ может передавать материалы по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

Еще один орган, в котором можно обратиться за защитой прав работника, если индивидуальный трудовой спор не разрешается путем переговоров с работодателя, - Прокуратура Российской Федерации.Прокурор, рассмотрев заявление, выявляет нарушение трудового права, берёт пояснения работникам, работодателям, третьим лицам, которые могут дать объяснения о существовании рассматриваемых индивидуальных трудовых споров.В случае, если выявлены факты нарушения законодательства о труде, прокурор обращается к нормативному акту работодателя, который стал причиной индивидуальной трудовой спорности или представляет собой представление о их устранении.

Обращение в ФНС и прокуратуру может быть привлечением этих органов к участию в процессе переговоров работодателя и работника по существу индивидуальных трудовых споров. Но эти органы будут уже оказывать императивное влияние на работодателей. Этот императивный эффект на работодателя от этих органов возможен только при нарушении законодательства о труде со стороны работодателя.



Комиссия трудовых споров является внесудебным органом, действующим в организации. Он формируется с одинаковым количеством представителей работодателя и работника, чтобы разрешить трудовые конфликты. Правила рассмотрения индивидуального трудового спора в ТК установлены в настоящем Трудовом кодексе ст.387-389.

Согласно статье 29-32 ТК РФ представители работников КТС могут делегироваться профсоюзным организациям или другим представительным органам работников, к примеру Совету трудовых коллективов. После утверждения их на общем заседании работников организации делегированные лица становятся полномоченными членами КТП этой организации. Представитель работодателя назначается в КТС директором организации. КТС выбирает из своей структуры председателя комиссии и его секретаря. Они обязаны подготовить и созывать очередное заседание, вызвать свидетелей, специалистов и других лиц, способствующих правильному разрешения возникшего спора.

На заседании КТС секретарь ведет протокол.Статьей 385 Трудового кодекса определена компетенция комиссии по трудовым спорам.

Предварительные рассмотрения споров в КТС являются не обязательными условиями, без которых сотрудник не может обращаться в суд. В суд работник может пойти без комиссии. Инициаторами формирования КТС являются сами участники трудового спора - работодатель и работник. При рассмотрении комиссии трудовые споры поступают в случае, если сотрудник самостоятельно или вместе с представителем не урегулировал разногласия в непосредственных переговоров с работодателями.В этом случае КТС – арбитр между сторонами спора. И когда стороны обратятся к этой арбитре, они должны следовать определенному порядку споров и соответствовать принятому решению.

КТС принимает участие в рассмотрении споров о переводе на другое рабочее место и изменении других условий трудовых договоров, о дисциплинарном взыскании, о заработной плате, и других споров, связанных с соблюдением условий трудовых договоров. КТС не может рассматривать споры по установлению трудовых норм, должностного оклада и тарифов, изменению штатов и присвоению тарифного разряда. Не подведомствен КТС, а также иные споры, рассмотрение которых в законе отнесено только суду или другим органам.

КТС обязан рассмотреть индивидуальную трудовую спорность в течение десяти рабочих дней с момента подачи заявления работником. Споры рассматриваются при присутствии рабочего, подавшего заявку, или его уполномоченных представителей. Рассматривать спор в отсутствии работника можно только по письменному заявлениям работника. В случае, если работник или его представитель не явится на заседание данной комиссии, рассмотрения трудового спора откладываются. Повторная неявка работника или представителя, не имеющего уважительных причин, может привести к тому, что комиссия не лишит работника права повторно подать заявку на рассмотрение трудового спора в течение срока, предусмотренного ст.386 Трудового кодекса.


На заседании КТС рассматривается правомочное заседание, если присутствует не меньше половины представителей работников и не меньше половины представителей работодателей. Основную массу индивидуальных трудового спора можно рассматривать в комиссиях трудового спора, однако законодатель считает, что до рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС должен быть рассмотрен индивидуальный трудовой спор, предварительно должны быть проведены переговоры между работником и работодателем.

Суды рассматривают индивидуальный трудовой спор по заявлению работника, работодателя или профессиональной организации, защищающей интересы сотрудника, если они не соглашаются с решением КС.

Либо в случае обращения работника в суд, несмотря на КТС, или по заявлению прокуратуры, если КТС решение не соответствует законодательству или другим нормативным актам, принятым в соответствии с законами или иными нормативными правовыми актами. В судах непосредственно рассматриваются индивидуальный трудовой спор по заявкам.

• об отказе в приеме на работу;

• работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения и т.д.;

• работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

• лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;

• лица считающих, что подверглись дискриминации.

Работник вправе обратиться к суду за разрешением индивидуальных трудовых споров в течение 3 месяцев с момента узнания или должен быть уведомлен об нарушении его права, а споры по увольнению в течение 1 месяца с момента вручения копии увольнительного приказа или с даты выдачи трудового акта. Работодатель вправе обратиться к суду в связи с спорами по возмещению работником причиненного организацией вреда в течение года с момента обнаружения ущерба. При пропуске из уважительных причин сроков их могут восстановить суд.

Не препятствует возбуждению в суде трудового дела решения КТС о отказе от удовлетворения требований работника из-за пропуска искового срока. По умолчанию гражданин подает жалобу в суд в его месте жительства или в суд в месте нахождения органов, организаций, должностных лиц, по которым он возбуждает дело. Принятие жалобы на рассмотрение суд вправе по желанию гражданина или его инициативе приостановить рассмотрение жалобы. Жалоба гражданина рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение:


если обжалуемое решение суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы;

-установление обоснованности жалобы суд признает решение обжалования незаконным и обязывает удовлетворять требования гражданина, прекращает применение примененных к нему мер ответственности или иным образом восстановляет нарушенные права, свободы и права.

Решение суда вступило в силу обязательно всем государственным органам, местным органам, организациям, должностным лицам и гражданам и подлежат исполнению на территории Российской Федерации.

Оно направляется соответствующим органом, организацией или должностным лицом, гражданином не позднее чем за 10 дней до принятия решения. Об исполнении постановления должны быть сообщены суду, гражданину в течение месячного срока с момента получения постановления суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством РФ.

1.3. Коллективные трудовые споры

Коллективные трудовые споры являются неурегулированными разногласиями работников и работодателя по установлению и изменению условия труда, в том числе заработной платы, заключению, изменению и выполнению коллективных контрактов, договоров по социально-трудовым отношениям ст.398 ТР РФ.

В первую очередь необходимо отметить отличие коллективных трудовых споров от индивидуальных, вытекающих из этого определения. Это значит, что в коллективном споре стороны имеют разногласия в отношении уже принятых законом норм, правил, регламентирующих труд сотрудника, его выполнения. В процессе коллективного спора речь идёт о правила и договоренности, которые в законах, как правило, не прописаны, а предусмотрены или предполагаются в текстах коллективного договора и соглашения. Эти соглашения являются предметом «торга», переговоров между трудовыми сторонами.

Коллективный трудовой спор возникает между работодателями, работодателями организации, филиалом, представительством нескольких предприятий. Все они выполняют свои обязанности через представителя. В случае коллективных трудовых споров сторонам следует принять примирительные процедуры.

Поскольку время разрешения коллективных трудовых споров при помощи примирительной процедуры точно определено в законодательстве, важно определить время начала коллективных трудовых споров. В зависимости от характера спора.

Таким образом, если спор возник в связи с установленным или измененным условием труда, невыполнением трудового договора, или отказом работодателя учесть мнение выборного представителя, содержащего нормы трудовых прав в организации, существует определенный порядок требований сотрудников. Выдвигаемые требования должны быть обязательны для утверждения на соответствующих собраниях сотрудников. Совещание созывается Представительным