Файл: Могилев А.В. Информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 6866

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

516 

быстрее, но программа, составленная из машинных команд, занимает значительно больше опера-
тивной памяти. 

Взаимодействие пользователя с СУБД, в которой используется интерпретирующая система, 

обычно может осуществляться в режиме, управляемом с помощью меню, и реже, ввода команд с 
клавиатуры.  Первый  режим  дает  возможность  пользователям  работать  с  пакетом  СУБД,  не  зная 
командного  языка.  Содержание  выполняемых  команд  записывается  в  позициях  меню  на  естест-
венном  языке.  Пользователь  выбирает  нужную  позицию  меню  и  нажимает  клавишу  исполнения 
команды. Обычно в меню включают достаточно широкий круг команд языка СУБД, позволяющих 
выполнять многие операции по обработке данных, однако далеко не все. При использовании ре-
жима ввода команд с клавиатуры требуется знать их синтаксис и способы применения. Этот  ре-
жим применяется уже более подготовленными пользователями. Признаком данного режима СУБД 
служит какой-либо знак (например, точка в левом нижнем углу экрана), который служит пригла-
шением для набора команды. В дальнейшем для простоты будем называть этот режим просто 

ко-

мандным.

 

Последние  версии  таких  СУБД,  как  dBASE,  RBASE  и  др.,  содержат  генераторы  приклад-

ных  программ,  позволяющие  пользователям  без  знания  командного  языка  создавать  программы 
средней степени сложности. Эти средства могут применяться как неподготовленными пользовате-
лями,  так  и  профессиональными  программистами  для  уменьшения  трудозатрат  при  разработке 
прикладных программ. 

Как уже отмечалось, первой созданной в этом классе программой была dBASE II, созданная 

Уэйном Рэтлиффом (США) в 1981г. Варианты этой системы до сих пор используются для целей 
обучения на  учебных ЭВМ. Вскоре эта система была  усовершенствована, а ее возможности рас-
ширены. Появились СУБД dBASE III и dBASE III+, ставшие на долгое время стандартом систем 
управления  базами  данных  для  персональных  компьютеров.  Позже  получили  распространение 
системы  FoxBase,  FoxPro  и  Clipper  -  все  имеющие  набор  команд,  похожий  на  СУБД  семейства 
dBASE, и использующие ту же организацию данных в файлах с типичным расширением 

.dbf

 (Data 

Base File - файл базы данных), СУБД dBASE IV. Языки этих систем послужили основой для соз-
дания  огромного  числа  прикладных  информационно-поисковых  систем,  автоматизированных  ра-
бочих мест (АРМ) в различных предметных областях. 

Система управления базами данных dBASE IV значительно усилена по сравнению с dBASE 

III+ по многим параметрам (ниже в скобках указаны данные для dBASE III+). В частности, можно 
создавать  двумерные  массивы  переменных  общим  объемом  до  1170  элементов,  может  быть  от-
крыто до 99 (16) файлов, увеличено максимальное число переменных - 15000 (265), число полей в 
файлах БД - 255 (128), число открытых индексных файлов -10 (7) и т.д. Как уже отмечалось выше, 
командный язык dBASE IV значительно расширен и улучшен по сравнению с командным языком 
dBASE III+. 

Включение в язык dBASE IV новых команд позволило существенно улучшить следующие 

функции пакета СУБД семейства dBASE: 

 

разработку иерархических систем меню прикладных

 

задач; 

 

разработку экранных форм ввода и вывода данных; 

 

организацию ввода и вывода информации в отдельные окна на экране; 

 

вывод данных на печать; 

 

возможности по поиску и обработке данных в файлах БД; 

 

обеспечение работы в среде ЛВС и др. 

Команды типичной СУБД для персональных компьютеров предназначены для выполнения 

следующих функций: 

• описания БД; 
• наполнения БД; 
• редактирования БД; 
• поиска информации в БД; 
• формирования и вывода на экран или принтер информации в виде отчетов.  
Представление о возможностях пакета dBASE IV можно получить при знакомстве с управ-

ляющим  центром  (УЦ).  реализующим

 

интерфейс  пользователя,

  управляемый  меню.  В  состав 

УЦ входят шесть меню: 

• меню Data («Данные») для создания, изменения структуры файлов БД, ввода, обновления 


background image

 

517 

и отображения данных на экране; 

• меню Queries («Запросы») для формирования и выполнения запросов на выборку и обнов-

ление данных; 

• меню Forms

 

(«Формы») для разработки экранных форм ввода и вывода информации; 

• меню Reports («Отчеты») для разработки форм отчетов и вывода их на печать; 
• меню Labels («Марки») для разработки форм марок и вывода их на печать; 
•  меню  Applications  («Прикладные  программы»)  -  генератор  разработки  прикладных  про-

грамм. 

Функции УЦ и расположение меню на экране отражают последовательность работы поль-

зователя при разработке прикладной информационной задачи. Работа обычно начинается с созда-
ния структуры файлов БД, которые требуются для ее решения. Возможные типы файлов приведе-
ны в табл. 6.1. 

После создания структур файлов БД прикладной задачи требуется ввести в них данные. 
Ввод  и  обновление  данных  в  меню  «Данные»  выполняется  на  экране  в  стандартных  фор-

мах. Эти формы не всегда вполне удобны для пользователя. В УЦ предусмотрено меню «Формы», 
позволяющее разрабатывать собственные экранные формы для ввода и вывода информации. 

 

Таблица 6.1  

Типы файлов и их расширения 

 

Файл 

Окно УЦ  Файл разработки  Файл кодов  Исполнимый файл 

БД 

Data 

.dbf 

Запрос на выборку 

Queries 

.qbe 

.qbo 

Запрос на обновление 

» 

.upd 

.upo 

Выборка dBASE III+ 

» 

.vue 

Экранная форма 

Forms 

.sqr 

.fmt 

.fmo 

Отчет 

Reports 

.frm 

.frg 

.fro 

Марка 

Labels 

.lbl 

.lbg 

.lbo 

Прикладная программа 

Applications 

.prq 

.dbo 

SQL-про грамма 

» 

.prs 

.dbo 

Програма, созданная генерато-
ром прикладных программ 

» 

.app 

.prg 

.dbo 

 

Отбор информации из одного или нескольких файлов БД можно выполнить с помощью ме-

ню «Запросы». Отобранные данные можно выводить на экран в разработанных ранее формах или 
на печать. 

Меню «Запросы» позволяет также связывать между собой несколько файлов БД,  что дает 

возможность  при  разработке  структуры  файлов  БД  прикладной  задачи  избежать  дублирования 
информации. 

Завершающий этап процесса обработки информации - вывод полученных данных на экран, 

принтер или внешние носители. Для генерации форм выходных документов предназначено меню 
«Отчеты». 

Таким образом, меню УЦ позволяет выполнять все этапы процесса обработки информации, 

начиная от ее записи на носители и завершая выдачей необходимых выходных документов. 

Панель УЦ состоит из шести окон. Окно Data содержит имена файлов БД. Окно Queries по-

казывает имена файлов запросов на выборку и обновление данных. В окно Forms высвечиваются 
имена файлов экранных форм ввода и вывода информации. Окно Reports содержит имена файлов 
форм отчетов, а окно Labels - имена файлов форм марок. 

Крайнее справа окно Applications высвечивает имена программ или любых текстовых фай-

лов. 

Для создания файлов соответствующих типов в окнах панели УЦ имеется позиция <Create> 

(создать). После выбора этой позиции высвечиваются экраны, предназначенные  для выполнения 
операций по созданию файла соответствующего типа. Эти же экраны раскрываются и при выборе 
имени файла в окне. 

Помимо основных функций работы с файлами различных типов управляющий центр обыч-


background image

 

518 

но  имеет  широкий  набор  сервисных  функций,  позволяющих  работать  с  каталогами,  определять 
макропоследовательности  клавиш,  выполнять  экспорт  и  импорт  данных  в  файлы  других  систем, 
защищать  данные,  устанавливать  параметры  системы,  копировать,  переименовывать,  удалять 
файлы, запускать DOS-программы и т.д. 

 

2.3.2. Создание структуры файлов базы данных 
 

Рассмотрим  теперь,

 

как  создать  структуру  файла  БД  с  помощью  УЦ.  Для  этого  надо  вы-

брать позицию <Create> окна Data на панели УЦ. На экране появится таблица, состоящая из шести 
колонок с именами: порядковый номер поля (Num), имя поля (Field Name), тип поля (Field Type), 
ширина поля (Width), количество дробных десятичных знаков числа (Dec), признак индексирова-
ния поля (Index). Каждая строка этой таблицы содержит информацию об одном поле записи файла 
БД. Имя поля может включать до 10 буквенно-цифровых символов, но должно начинаться обяза-
тельно с буквы. Тип поля (символьный - Character, числовой с фиксированной точкой - Numeric, 
числовой с плавающей точкой - Float, текстовый - Memo, логический - Logical и типа даты - Date) 
можно выбрать клавишей ПРОБЕЛ или набрать непосредственно с клавиатуры. 

После того как введено описание для всех полей файла БД, созданную структуру следует 

сохранить  на  диске.  Для  этого  надо  сначала  клавишей  F10  вызвать  меню  экрана  созда-
ния/модификации  структуры  БД  и  затем  выбрать  позицию  <Save  this  database  file  structure>  (со-
хранить структуру файла БД) меню Layout. 

Ввод новых и обновление существующих записей выполняется в одних и тех же стандарт-

ных экранных формах Browse и Edit. Предварительно надо файл БД открыть. Факт открытия фай-
ла отмечается на панели УЦ тем, что его имя перемещается выше черты под слово <Create>. На-
ходясь на экране разработки структуры файла БД, после ее окончания можно сразу перейти к вво-
ду данных посредством выбора позиции <Enter records from keyboard> меню Append. 

Кроме  того,  ввод  данных  в  стандартные  экранные  формы  можно  выполнить

 

из

 

УЦ.  Для 

этого после установки курсора на имя файла в окне Data надо нажать клавишу ENTER и затем вы-
брать  позицию  <Display  data>.  После  этого  высветится  одна  из  стандартных  экранных  форм: 
Browse или Edit. 

В форме Browse данные высвечиваются в табличном виде (строка таблицы - запись файла), 

при этом не все поля могут одновременно разместиться на экране. 

В форме  Edit поля  одной записи размещаются одно под  другим  на одной или нескольких 

страницах экрана (в зависимости от количества полей). Раскрытие последующих страниц выпол-
няется клавишей PgDn. 

После того как создана структура файла БД и введена информация, обычно требуется отби-

рать и выводить на экран или на  печать те данные,  которые отвечают поставленной задаче. Для 
этого формируются запросы на отбор необходимых данных. 

Запросы можно создавать с помощью шаблона файла (запросы по образцу) и в специальном 

окне, которое размещается в окне Queries панели УЦ. 

Формирование шаблона вывода целесообразно выполнять

 

в два этапа: сначала

 

вводить сра-

зу все поля файла и затем удалять ненужные. 

Кроме обычных полей в шаблон вывода можно помещать вычисляемые поля. 
В пустую графу шаблона вычисляемых полей вводится с клавиатуры вычисляемое выраже-

ние, которое включает одно или несколько имен полей файла БД, и операторы выполнения дейст-
вий  с  ним.  В  число  этих  операторов  входят  арифметические  и  логические  операторы,  а  также 
функции dBASE. 

Имеется возможность разрабатывать собственные формы ввода и вывода данных на экран. 

В этих формах поля файлов БД можно размещать в любом месте экрана, сопровождая их поясни-
тельными надписями, обводить в рамки и вводить другие оформительские элементы. 

Разработанные формы представляют собой программные файлы, которые можно записать 

на диск и затем использовать многократно для просмотра и обновления информации на экране в 
удобном для пользователя виде. 

Разработка экранной формы начинается с выбора позиции <Create> окна Forms панели УЦ. 

После  этого  высвечивается  горизонтальное  меню,  включающее  позиции  <Layout>,  <Fields>, 
<Words>, <Goto>. Выбор этих позиций приводит к открытию различных меню, позволяющих вы-


background image

 

519 

полнять определенный круг действий по созданию экранной формы. 

Так, меню Layout предназначено для общего оформления экранной формы, реализации ко-

роткого способа ввода всех полей на экран и назначения файла БД, если он не был открыт ранее. 

Добавление полей в экранную форму по одному осуществляется с помощью позиции <Add 

field> меню Fields. 

Разработка отчетов является завершающим этапом технологии обработки информации. При 

выдаче отчетов могут использоваться выборки данных, полученные в результате выполнения за-
просов, и исходные файлы БД. 

Разработка отчетов выполняется в окне Reports УЦ. Форма отчетов создается на экране. В 

нее можно включать следующие элементы: поля из текущего файла БД или выборки, вычисляе-
мые поля, которые создаются специально для отчетов, текстовый материал, рамки и линии. Текст 
длинных символьных полей можно размещать и разворачивать в колонках заданной ширины. 

В число стандартных частей отчета входят: заголовок страницы, введение (заголовок) отче-

та, собственно отчет (тело отчета), итоги (заключение) отчета и подножие страницы. 

Описанный  УЦ  позволяет  выполнять  многие  операции  без  знания  командного  языка 

dBASE IV с помощью режима управляемого меню, однако основной режим работы СУБД основан 
на использовании командного языка. 

 

2.3.3. Командный язык СУБД 

 
Операции  СУБД  реализованы  в  виде  команд,  которые,  как  правило,  можно  использовать 

независимо, вводя их с помощью клавиатуры - это, так называемый, командный режим СУБД. Из 
этих  команд  можно  составлять  прикладные  программы,  создавая  таким  образом  системы  «под 
ключ», ориентированные на неподготовленного пользователя. Это, так называемый, программный 
(пакетный) режим работы в СУБД. 

В  состав  элементов  командного  языка  входят  команды,  SET-команды,  функции,  перемен-

ные и массивы. 

Команда

 записывается в виде строки слов, в которую входит глагол - основное слово, опре-

деляющее содержание операции, выполняемой командой, список выражений и ключевые слова с 
аргументами.  Структура  командной  строки  называется  синтаксисом  команды.  Многие  команды 
обработки файлов строятся по следующей форме: 

 

<глагол> [<список выражений:»] [<границы>]  
[FOR<условие>] [WHILE<\условие>]  

[ТО FILE <имя файла> /TO PRINTER 

/TО ARRAY <имя массива> 
/ТО <переменные>  

[ALL [LIKE/EXCEPT <шаблон>]] [IN <алиас>] 

 
Квадратные скобки означают использование заключенных в них элементов синтаксиса по 

выбору. В угловых скобках, следующих после ключевого слова, записываются его аргументы. Ко-
сая черта, наклоненная влево (/), обозначает, что может быть записано только одно из разделенных 
этим знаком ключевых слов. Угловые, квадратные скобки и косая черта в записи команды для ее 
выполнения не указываются и служат только для пояснения синтаксиса. 

<Список  выражений>  представляет  собой  комбинацию  имен  полей  файлов  БД,  перемен-

ных, элементов массивов, констант, функций, системных переменных и операторов. Все данные в 
выражении должны быть одного типа. Если в выражении требуется использовать данные разных 
типов,  их  надо  преобразовать  в  один  тип  специальными  функциями.  Выражения  в  списке  могут 
быть различного типа. 

Операторы в выражениях обозначают операции с данными и обозначаются специальными 

символами. В dBASE используются четыре типа операторов: математические, операторы отноше-
ний, логические и строковые. 

Границы в приведенном выше синтаксисе команды указывают те записи файла БД, которые 

будут доступны при его обработке. В качестве ключевых слов границ могут быть: RECORD <n> - 


background image

 

520 

доступна  только  одна  запись  с  заданным  номером;  NEXT  <n>  -  доступны  все  записи,  начиная  с 
номера n; ALL - доступны все записи файла БД; REST - доступны записи, начиная с текущей до 
конца файла. 

Опции FOR и WHILE определяют условия отбора записей для обработки. Эти опции имеют 

приоритет перед границами при определении доступа к записям. Опция FOR определяет доступ к 
обработке, начиная с первой записи и до конца файла БД, a WHILE - начиная с текущей записи и 
до тех пор, пока условие имеет логическое значение «Истина» (True или .Т.). 

Опция ТО управляет выводом информации, обработанной командой. В ряде команд выход-

ной поток можно направить в файл на диске, на принтер, в массив (или переменную). 

Опция ALL LIKE позволяет отобрать или, наоборот, исключить среди имен файлов, полей 

файлов БД и переменных те, которые соответствуют заданному шаблону. 

Особой разновидностью команд являются 

SET-команды,

 устанавливающие параметры сре-

ды, в которой выполняются обычные команды. Применяются две формы этих команд: 

 

SET <параметр> ТО <выражение> и 

SET <параметр> ON/OFF 

 
Первая форма  устанавливает значение параметра, а вторая включает (ON) или выключает 

(OFF) его действие, т.е. устанавливает состояние. Эти команды можно выполнять в программах, в 
командном режиме, можно также занести их в специальный файл с именем Config.db, определяю-
щий параметры среды на весь сеанс работы с пакетом dBASE. 

Создание  файла  БД  осуществляется  командой  CREATE  <имя  файла>.  Для  модификации 

созданной структуры файла используется команда MODIFY STRUCTURE. 

Для открытия файла БД используется команда 
 

USE   [<имя файла БД>/?] [IN <номер рабочей области>]  

[INDEX <список .ndx и .mdx файлов>]  

[ORDER [TAG] <имя .ndx файла>/<указатель .mdx файла> 

[OF <имя .mdx файла>]]  

[ALIAS<aлиac>] [EXCLUSIVE] [NOUPDATE], 

 

которая открывает существующий файл БД и связанные с ним файлы .mdx и .ndx в текущей рабо-
чей области. 

Для создания индексных файлов типа .ndx и .mdx используется команда 

INDEX   ON <индексное выражение>  

ТО <имя .ndx файла>/ 
TAG <имя указателя индекса .mdx файла>  
[OF <имя .mdx файла>] [UNIQUE] [DESCENDING] 

 
Для открытия индексных файлов используется команда 

SET INDEX TO [/?<список имен файлов> 

[ORDER [TAG] <нмя .ndx файла>/  
<имя указателя индекса>  
[OF <имя .mdx файла>]]] 

 
Помимо широкого  набора команд  типичный язык СУБД  типа  dBASE персонального ком-

пьютера  включает  несколько  десятков  или  даже  сотен  встроенных 

функций.

  Функции  могут  ис-

пользоваться на месте переменных и констант в командах. После указания имени функции обяза-
тельно идут круглые скобки, даже если функция не требует никаких параметров. В табл. 6.2 при-
ведены некоторые функции, часто используемые при разработке программ. 

 

Таблица 6.2  

Некоторые функции СУБД типа dBASE