ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 6864
Скачиваний: 51
506
скрипторы, т.е. еще более мелкое дробление. Все это делается для организации эффективного и
удобного для пользователя и для системы поиска информации - по классу, по автору, по региону,
по ключевым словам. Детальное описание фасетированного рубрикатора находится в документа-
ции банка и частично заведено в оболочку пользователя.
Поле записи данных.
В этом поле записывается содержательная часть информации, заноси-
мой в ИПМ. В случае, если информация распадается на ряд единичных типов информации (т.е.
образует информационный комплекс), поле записи данных распадается на отдельные подполя, в
каждом из которых записывается отдельный ИПМ со своим названием. Записи ИПМ в этом слу-
чае должны образовывать логическую последовательность в дедуктивном порядке. Например,
уместно рассматривать данный учебник как совокупность глав по относительно самостоятельным
разделам информатики и при составлении соответствующего ИПМ в общее поле записи данных
поместить ИПМ по каждой из глав.
Пример информационно-педагогического
модуля
.
В качестве прообраза, для которого
создается ИПМ, рассматривается данный учебник.
Поле поискового образа.
1 Народное образование. Информатика.
2 681.3
3 Тезаурус ЮНЕСКО-МБП по образованию
4 Обучение
5 Обучение
6 Предметное обучение
708.02.1999
8 Авторский
коллектив
9 Авторский коллектив в составе: А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер
10 Информатика
11 Российская Федерация
12 Воронежская область, Красноярский край, Пермская область
13 Е.К.Хеннер
14 И. П. Сидоров
15
16 Учебник
17 Информатика, теоретические основы информатики, программное обеспечение, языки
программирования, архитектура ЭВМ, компьютерные сети, информационные системы, компью-
терное моделирование
18 Рукопись
19 Учебное пособие для подготовки бакалавров по профилю «Информатика» и
учителей
информатики
20 Информатика. / Под ред. Е.К.Хеннера. - М.: Издательский Центр «Академия», 1999
Поле записи данных
«Учебное пособие «Информатика» предназначено для подготовки бакалавров по направле-
нию 540106 «Естествознание», профилю «Информатика», магистров по программе «Информатика
в образовании» и учителей информатики (специальность 030100 «Информатика»), а также подго-
товки по педагогическим специальностям, для которых предусмотрено получение дополнительной
квалификации «Учитель информатики». Пособие соответствует государственным стандартам по
той части предметных блоков, которая касается информатики и вычислительной техники. В посо-
бие включены материалы по следующим разделам: «Теоретические основы информатики», «Про-
граммное обеспечение ЭВМ», «Языки и методы программирования», «Вычислительная техника»,
«Компьютерные сети и телекоммуникации», «Информационные системы», «Компьютерное моде-
лирование». Материал, включенный в пособие, может обеспечить пяти -шести семестровый курс
информатики, изучаемый в педагогических вузах при профильной подготовке по информатике ба-
калавров, магистров и специалистов -учителей информатики. Пособие может также быть полез-
ным для студентов различных вузов, обучающихся по специальностям, связанным с информати-
кой. Кроме того, пособие можно использовать при повышении квалификации и переподготовке
учителей».
507
Поиск
информации в банке
. Здесь речь пойдет лишь о внешней стороне поиска, т.е. его
пользовательском интерфейсе. Скрытые от пользователя механизмы поиска обсуждались в гл. 3
(раздел «сортировка и поиск»).
Работа пользователя с банком начинается с меню, изображенном в верхней строчке рис.
6.1.
Рис. 6.1.
Вид меню БПИ в режиме «Просмотр»
В режиме «Пользователь» доступны только два поля меню: «Просмотр» и «Выход». Вы-
брав пункт меню «Просмотр», получаем подпункты, изображенные на рисунке 6.1. Таким обра-
зом, любой материал, имеющийся в банке, можно найти тремя различными путями.
Путь «По атрибутам»
открывает наиболее широкие возможности поиска информации, от-
раженные на рисунке 6.2.
Рис. 6.2.
Поиск информации по атрибутам
При поиске по Тезаурусу имеется семь полей, на которые поделено все образовательное
пространство:
• вещи (педагогические средства);
• контекст (общество и образование);
• люди (учащиеся и учителя);
• обучение;
• развитие и учение;
• содержание образования и воспитания;
• управление и исследования.
Поиск по фасетам и дескрипторам может происходить: по классу информации, по автору,
по региону, по ключевым словам.
Аналогично происходит поиск информации и «По дополнительным реквизитам». При вы-
боре такого пути возникает меню, в котором можно выбирать пункты «Организация», «Состави-
тель», «Редактор», «Дополнительные сведения», «Дата» и продолжать поиск.
Третий путь организации поиска - «По каталогам». Ступив на него, получаем приведенное
на рис. 6.3 меню. Выбрав нужный каталог, можем попасть в подкаталоги и т.д., пока не найдем
нужного ИПМ или не убедимся в его отсутствии.
508
Рис. 6.3.
Поиск информации по каталогам
Функции
администратора банка
. Здесь мы опишем лишь те функции администратора
банка, которые обусловлены программной оболочкой. Они отражены в следующем меню:
По существу операции означают следующее:
• просмотр и корректировка информационных материалов;
• дополнительный ввод новой информации;
• работа со справочниками (корректировка, доввод);
• создание новой базы с выборкой материалов;
• изменение пароля;
• коррекцию справочников.
После вхождения в пункт меню «Доввод» на экране появляется таблица (рис. 6.4), в кото-
рой следует последовательно заполнить позиции; результаты отражаются в колонке «Результаты
ввода».
При этом система позволяет воспользоваться рядом встроенных в нее справочников, а так-
же корректировать сами справочники.
Доввод новой информации по позициям заканчивается вводом текста, который должен
быть заранее подготовлен в текстовом редакторе (рис. 6.5); при этом необходимо указать диск, на
котором находится нужный текст, каталог и название файла.
Данная оболочка позволяет автоматически (раздел меню
export
)
создавать новую базу с
выбранными материалами или производить обмен текстами между аналогичными базами. Деталь-
ное выполнение этих манипуляций можно произвести следуя указаниям последовательно появ-
ляющихся меню.
После описанных выше операций необходимо произвести корректировку базы с помощью
операции «Чистка». Эта чисто техническая операция описана в документации.
Для предотвращения недозволенного выполнения пользователями функций по управлению
банком операции, доступные лишь администратору, защищены паролем, который следует перио-
дически обновлять.
509
Рис. 6.4.
Операции в меню «Доввод»
Рис. 6.5.
Меню для доввода текста
Контрольные вопросы
1. Какие виды информационных систем существуют?
2. Какие типы банков информации различают?
3. Каковы основные компоненты документально-поисковой системы?
4. Что называется индексированием документов? Зачем оно производится?
5. Охарактеризуйте основные типы информационно-поисковых языков.
6. Каково предназначение банков педагогической информации?
7. Какие основные разделы области знаний «Образование» отражены в БПИ?
8. Что представляет собой информационно-педагогический модуль и каков его формат?
9. Какие элементарные данные входят в поле поискового образа?
10. Какие способы поиска информации реализованы в БПИ?
11. Каковы функции администратора БПИ?
§ 2. БАЗЫ ДАННЫХ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Понятие «база данных» в отличие от понятия «банк информации» изначально связано с
компьютерными системами, с историей и развитием.
Исторически понятие базы данных возникло как альтернатива файловой организации дан-
ных при хранении с помощью ЭВМ (на магнитных носителях). Такая организация данных была
характерна для прикладного программного обеспечения на начальном этапе распространения вы-
числительной техники. Файловая организация предполагала хранение данных в виде совокупно-
сти файлов, ориентированных на использование какой-либо одной прикладной программы, пред-
назначенной для решения некоторой специфической задачи. Такая неуниверсальность в организа-
ции информации привела к большой избыточности (дублированию) при хранении, противоречи-
вости данных, хранящихся в различных системах.
Для файловой организации данных свойственна высокая зависимость данных
от
программ,
так что информация о форме хранения данных скрыта в сочетании «файл - программа».
510
Понятие «база данных» возникло в результате стандартизации и унификации данных, уни-
версально организованных и хранящихся с помощью ЭВМ с целью использования для многих
приложений. При этом описание данных уже не скрыто в программах, а явным образом деклари-
руется и хранится в самой базе. База данных может быть определена как структурная совокуп-
ность данных, поддерживаемых в актуальном состоянии (в соответствии объектам некоторой
предметной области) и служащая для удовлетворения информационных потребностей многих
пользователей. Базы данных устраняют избыточность и противоречивость данных. Для поддержа-
ния актуальности данных, хранящихся в базе, получения сводок по информационным запросам,
перехода к данным и программам пользователей служат системы управления базами данных
(СУБД), описанные в общих чертах в гл. 2.
Основой СУБД являются два языка - язык описания данных (ЯОД) и язык манипулирова-
ния данными (ЯМД). С помощью языка описания данных администратор базы данных и програм-
мисты описывают структуру и содержимое базы данных. Язык манипулирования данными являет-
ся средством, которое применяется пользователями или прикладным программистом для выпол-
нения операций над данными, хранящимися в базе: добавления новых данных, изменения или
удаления устаревших, упорядочения данных по тем или иным признакам, поиска данных в соот-
ветствии с запросами.
Интеграция данных в базе подразумевает совместное использование данных для решения
различных прикладных задач и устраняет дублирование данных. Однако согласованное понима-
ние и использование данных требует централизованного управления, которое называется админи-
стрированием данных. Подчеркнем, что в данном случае идет речь не о собственно значениях
данных, а об
их
смысле и форме.
Смысл элементов данных, способы их использования, источники, различные правила и ог-
раничения представляют собой метаданные. В формализованном виде метаданные могут содер-
жаться в словарях данных, обслуживающих базы данных. Основными функциями словарей дан-
ных являются
• установление единообразного понимания данных пользователями БД;
• эффективное управление элементами данных при модификации описания данных в сис-
теме;
• уменьшение избыточности;
• устранение противоречивости;
• упрощение проектирования БД и ее сопровождения, расширения и т.д.
Словари данных используются конечными пользователями при работе с системой на языке
запросов, прикладными программистами при написании программ, системными программистами
в процессе развития системы.
Коллектив специалистов, обслуживающих большие базы данных, включает администрато-
ра, аналитиков, системных и прикладных программистов.
Администратор - это специалист, имеющий представление об информационных потребно-
стях конечных пользователей и отвечающий за определение, загрузку, защиту и эффективность
базы данных.
Аналитики, обладая знаниями закономерностей соответствующей предметной области, в
контакте с конечными пользователями строят формальные (математические) модели для задач ко-
нечного пользователя, которые являются исходным представлением задачи для прикладного про-
граммиста.
Прикладные программисты на основе представления задачи, полученного аналитиками,
разрабатывают прикладные программы для решения задач конечных пользователей.
Системные программисты обеспечивают работоспособность операционной системы, сис-
тем программирования и СУБД, разрабатывают сервисные программы.
Приведем перечень важнейших требований, которым должны удовлетворять современные
базы данных:
• адекватность базы данных предметной области;
• интегрированность данных;
• независимость данных;
• минимальная избыточность хранимых данных;
• целостность базы данных;