Файл: Могилев А.В. Информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 6869

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

536 

store 1 to numl ,num2  
store Т to log  
store ' ' to rl  
store 0 to pointer, num  
store 't' to dl  

count to num 
do while num1<num .and. num2<num .and. log  
store 10 to line  
store 't' to dl 

@ 21,25 say 'Нажмите«к>> для перехода к другим записям  
@ 22,25 say "или ВВОД для внесения изменений'  

if val(dd)=l  
do newws2  
else  
do newws21  
endif 
skip - line + 10  
store 10 to line 

do i zm2 

store pointer+1 to pointer  
loop 
if num1<num  
skip  
endif  
enddo  
_____________ модуль SHAPKA.PRG _____________ 

 

Программа 144 

erase  
text  
таблица 1 
 

Класс  Сохранение кон-

тингента 

Неуспеваю-

щие 

Второ-

годники, 

их успе-

ваем. 

Пропуски 

Работа с трудными 

учащимися и их 

семьями 

Конец 

года 

Четверти 

1 2 3 4 

Четверти 

1 2 3 4 

Четверти 

1 2 3 4 

Без ув. 

причин 

По бо-

лезни 

Состоящ. 

на учете 

Трудные 

семьи 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

endtext  

return . 
____________ модуль SHAPKA1.PRG ____________ 

 

Программа 145 

erase  

text  

таблица 2 

 

Класс   Многодетные се-

мьи и опекаемые 
дети 

Горячее питание 

Медицинское обслу-
живание 

Учебники, 
дидактиче-
ские мате-

ГПД 

УПК 


background image

 

537 

  семьи  опекаемые 

дети 

фонд 
все-
обуча 

б/п 
мо-
локо 


п. 


п. 

Количест-
во осмот-
ров 

Хрониче-
ские забо-
левания 

риалы 

 

Контрольные вопросы и задания 

 
1.  Как  сформировалось  понятие  «база  данных»?  Какое  место  базы  данных  занимают  в 

структуре информационных систем? 

2. В чем состоит концепция ANSI/SPARC трехуровневого представления данных? 
3. Что означает «концептуальное представление данных»? 
4. Из каких этапов слагается проектирование баз данных? 
5. Какие принципы системного анализа используются при проектировании баз данных? 
6. Охарактеризуйте основные параметры СУБД типа dBASE. 
7. Каковы основные компоненты СУБД dBASE IV? 
8. Каковы назначение и основные функции управляющего

 

центра? 

9. Файлы каких типов используются в системе dBASE? 
10. Как происходит создание файла БД? 
11. Охарактеризуйте возможности ввода информации в файл БД. 
12. Как формируются запросы к БД? 
13. Как формируются экранные формы? 
14. Как происходит разработка отчетов? 
15. Каков синтаксис команд командного языка dBASE? 
16. Запишите команды и поясните назначение опций: 
а) создания файла БД; 
б) открытия файла БД; 
в) создания индексного файла; 
г) открытия индексного файла; 
д) вызова экранных форм, редактирования и ввода данных; 
е) просмотра информации; 
ж) перемещения по файлу; 
з) вставки и удаления записей; 
и)сортировки и поиска; 
к) создания экранных форм ввода-вывода; 
л) оформления экранного интерфейса. 
17. Запишите дополнительные команды ввода-вывода. 
18. Какие команды используются для создания форм отчетов и печати отчетов? 
19. Какие команды используются при создании программных файлов dBASE? 
20. Как оформляются и вызываются программные процедуры? 
21.  Какие  возможности  описания  и  начального  присвоения  переменных  имеются  в  языке 

dBASE? 

22. Какие команды позволяют организовать диалоговые меню программ? 
23.  Какой  вид  имеют  управляющие  конструкции  ветвления,  выбора  и  цикла  в  языке 

dBASE? 

 

§ 3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ  

 

3.1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 

 

Во второй половине 60-х и в 70-х годах получили развитие, так называемые, автоматизиро-

ванные  системы  управления  сложными  объектами  хозяйственной  деятельности  (предприятиями, 
энергосистемами, отраслями, сложными участками производства). 

Автоматизированная система  управления (АСУ)  - это комплекс технических и. программ-

ных  средств,  совместно  с  организационными  структурами  (отдельными  людьми  или  коллекти-
вом), обеспечивающий управление объектом (комплексом) в производственной, научной или об-
щественной среде. 


background image

 

538 

Цель разработки и внедрения АСУ - улучшение

 

качества управления системами различных 

видов, которое достигается 

•  своевременным  предоставлением  с  помощью  АСУ  полной  и  достоверной  информации 

управленческому персоналу для принятия решений; 

• применением математических методов и моделей для принятия оптимальных решений. 
Кроме  того,  внедрение  АСУ  обычно  приводит  к  совершенствованию  организационных 

структур  и  методов  управления,  более  гибкой  регламентации  документооборота  и  процедур 
управления, упорядочению использования и создания нормативов, совершенствованию организа-
ции производства. АСУ различают по выполняемым функциям и возможностям информационного 
сервиса. 

АСУ подразделяют по функциям: 
•  административно-организационные  (например  системы  управления  предприятием  —

АСУП), отраслевые системы управления - ОАСУ); 

•технологические  (автоматизированные  системы  управления  технологическими  процесса-

ми - АСУТП, в свою очередь подразделяющиеся на гибкие производственные системы - ГПС, сис-
темы контроля качества продукции - АСК, системы управления станками и линиями с числовым 
программным управлением); 

• интегрированные, объединяющие функции перечисленных АСУ в различных комбинаци-

ях. 

По возможностям информационного  сервиса различают  информационные  АСУ, информа-

ционно-советующие, управляющие, самонастраивающнеся и самообучающиеся. 

Первоначально  АСУ  строились  на  основе  больших  ЭВМ,  имевшихся  в  вычислительных 

центрах  крупных  предприятий  и  организаций,  и  предполагали  централизованную  обработку  ин-
формации. Помимо штата вычислительного центра обслуживание АСУ требовало создания специ-
ального подразделения численностью 200 -300 человек. 

С появлением персональных компьютеров (ПК) и локальных вычислительных сетей (ЛВС) 

основой программно-аппаратного обеспечения АСУ стали распределенные информационные сис-
темы в сети ПК с архитектурой клиент - сервер. Такие системы позволяют вести учет событий и 
документальных форм по месту их возникновения, полностью автоматизировать передачу инфор-
мации лицам, ответственным за принятие решений, создавая, таким образом, предпосылки для пе-
рехода к безбумажным комплексным технологиям управления, охватывающим все участки и под-
разделения предприятий и учреждений, весь производственный цикл. 

Остановимся  подробнее  на  структуре  и  функциях  АСУП  -  наиболее  распространенной  и 

одновременно наиболее сложной разновидности АСУ. Управление производством - сложный про-
цесс,  требующий  согласованной  деятельности  конструкторов,  технологов,  производственников, 
экономистов, специалистов по снабжению и сбыту. 

В задачи управления входят 
• разработка новых изделий; 
• определение технологий изготовления изделий, проектирование оснастки; 
•  расчет  пропускной  способности  оборудования,  потребностей  во  всех  видах  ресурсов  и 

производственной программы (плана); 

• учет процесса

 

производства, контроль за расходом комплектующих, сырья,

 

ресурсов; 

• расчет издержек производства и основных технико-экономических показателей (прибыли, 

рентабельности, себестоимости и др.). 

Многие  задачи,  с  которыми  приходится  сталкиваться  АСУП,  оказываются  не  поддающи-

мися четкой формулировке, их решение основывается на неформальных факторах (например, со-
циально-психологический климат, стиль руководства). 

Цели внедрения любой АСУП: 
• повышение эффективности принимаемых решений, особенно в части наилучшего исполь-

зования  всех  видов  ресурсов  и  сокращения  потерь,  достигаемых  за  счет  обеспечения  процесса 
принятия решений своевременной, полной и точной информацией, а также применения математи-
ческих методов оптимизации; 

•  повышение  производительности  труда  инженерно-технического  и  управленческого  пер-

сонала  (и  его  сокращение)  за  счет  выполнения  основного  объема  учетных  и  расчетных  задач  на 
ЭВМ. 


background image

 

539 

Независимо  от  профиля  АСУП  они  обладают  однотипной  функциональной  структурой, 

рис. 6.8. 

 

 

Рис. 6.8.

 Функциональная структура АСУП 

 

Блок 1 - источники информации. В их роли могут выступать учетчики на различных участ-

ках производства, снабжения и сбыта, датчики на рабочих местах. Среди источников информации 
могут быть и внешние, такие как заказы на поставку продукции, нормативные акты, информация о 
ценах и другая документация. 

Блок 2 выполняет предварительную обработку данных (проверку и уточнение), а затем пе-

редает ее в базу данных (блок 3) или непосредственно для последующей обработки и анализа(блок 
4). 

Блок 3 - база или банк данных. Данные являются результатом сбора информации, измере-

ний характеристик объектов и процессов управления и  в таких системах представляются в соот-
ветствии с определенными стандартами, образуя базу данных. 

Блок 4 обработки и анализа информации - центральный блок АСУ. Он решает следующие 

задачи: 

• управления базой данных, в том числе обеспечения ее обновления и целостности, защиты 

от несанкционированного доступа; 

• реагирования в непредвиденных и аварийных ситуациях, требующих

 

быстрого

 

решения; 

• финансовых и учетно-бухгалтерских расчетов типа учета состояния фондов, финансовых 

и налоговых операций, расчета прибыли и рентабельности; 

•  составления  календарных  и  оперативных  планов,  обеспечения  заказов  на  материалы  и 

комплектующие, контроля за выполнением договоров, управления сбытом готовой продукции; 

• оценки и прогнозирования рынка, анализа работы трудового коллектива; 
• проектно-технологическнх расчетов. 
Важнейшее  значение  при  обработке  и  анализе  информации  играют  экономико-

математические модели. 

С  точки  зрения  общей  организации  управления  можно  выделить  следующие  основные 

группы практически используемых экономико-математических моделей: 

а) прогнозирования показателей развития предприятия или объединения; 
б) оптимизации производственной программы предприятий или объединений; 
в) распределения производственной программы по календарным периодам; 
г) оптимизации направлений использования фонда развития предприятия или объединения; 
д) оптимизации внутрипроизводственных транспортных потоков; 
е) оптимизации использования отдельных видов ресурсов; 
ж)  оптимизации  всякого  рода  нормативов  ведения  производственно-хозяйственной  дея-

тельности предприятий или объединений (партий деталей, норм запасов, размеров производствен-
ных резервов и т.д.); 

з)

 разработки балансов производственно-хозяйственной деятельности. 

Прогнозирование  показателей  развития  предприятии  или  объединении  осуществляется  на 

основе пользования, главным образом, методов математической статистики. Последние позволяют 
ориентировочно  определить  тенденции  изменения  в  перспективе  показателей  объема  выпуска 
продукции, ее трудоемкости, величины затрат на производство и т.д. Как правило, для использо-
вания  подобных  методов  необходимы  статистические  сведения  о  деятельности  предприятия  или 
объединения в прошлом. 

Для определения тенденций развития производственно-хозяйственной деятельности на от-

носительно близкую перспективу используют всякого рода экстраполяционные методы. Для этих 


background image

 

540 

целей на основе статистических сведений за прошедшие периоды рассчитывают соответствующие 
тенденциям  развития  того  или  иного  аспекта  производственно-хозяйственной  деятельности  рег-
рессионные показатели, которые впоследствии применяют для оценки вероятных перспективных 
направлений. 

Решение задач оптимизации производственной программы сводится к формированию таких 

номенклатур и объемов выписка продукции, которые в условиях наличных и выделяемых ресур-
сов, контрольных показателей потребности рынка и ведения деятельности обеспечивали бы опти-
мизацию  принятого  критерия.  Для  решения  задач  такого  класса  широко  применяют  разнообраз-
ные модели, базирующиеся на методах линейного программирования; при этом в качестве исход-
ных данных требуются контрольные показатели по выпуску продукции, величина ресурсов (труда, 
машинного  времени  и  материалов),  а  также  нормы  расхода  исходных  ресурсов  на  изготовление 
единицы продукции. 

Распределение  производственной  программы  по  календарным  периодам  выражается  в  ус-

тановлении номенклатуры и объема выпуска продукции в определенные месяцы и кварталы года. 
Основной задачей использования моделей такого класса является обеспечение стабильности про-
изводственно-хозяйственной  деятельности  объединения  или  предприятия  в  течение  рассматри-
ваемого периода. 

Оптимизация  направлений  использования  фонда  развития  производства  характерна  для 

объединений, включающих значительное число предприятий. Решение этой задачи позволяет оп-
ределить рациональные пути использования фонда развития, обеспечивающие достижение опти-
мума какого-либо критерия (максимизации выпуска продукции, минимизации затрат на производ-
ство или максимизации прибыли и т.д.). 

Оптимизация  использования  отдельных  видов  ресурсов  может  осуществляться  на  самых 

различных уровнях управления производством. К данному классу задач можно отнести оптимиза-
цию  раскроя  материалов,  образования  разнообразных  смесей,  использования  оборудования,  рас-
пределения работ по линиям и т.д. Наиболее типичным представителем данного класса задач яв-
ляется задача образования смеси из разнообразных исходных компонентов с целью минимизации 
затрат на производство. Такие задачи имеют место практически во всех отраслях народного хозяй-
ства (от нефтепереработки до производства мороженого). 

Разработка балансов производственно-хозяйственной деятельности предприятий или объе-

динений осуществляется на основе использования математического аппарата межотраслевого ба-
ланса производства и распределения продукции. 

Блок 5 - система формирования выходной информации - обеспечивает подготовку (обычно 

в печатном виде) различного рода .сводок, справок, форм, технологических карт, чертежей и про-
ектной документации, необходимых на производственных участках. 

Автоматизированная  система  управления  предприятием  может  состоять  из  следующих 

подсистем управления: 

 

технической  подготовки  производства  (конструкторской  и  технологической  подготов-
ки); 

 

технико-экономического планирования; 

 

бухгалтерского учета; 

 

управления материально-техническим снабжением; 

 

оперативного управления основным и вспомогательными производствами; 

 

управления сбытом; 

 

управления кадрами; 

 

управления качеством; 

 

управления финансами; 

 

нормативного хозяйства и др. 

Необходимо отметить, что реализация многих проектов АСУП в 70-е годы в нашей стране 

и  во  всем  мире  закончилась  неудачей  -  эти  системы  «не  прижились»,  оказались  нежизнеспособ-
ными.  В  первую  очередь,  это  вызвано  тем,  что  в  их  концепции  были  заложены  претензии  на 
слишком  высокую  степень  автоматизации  управления,  не  оставляющую  места  для  человека-
руководителя. Кроме того, многие математические модели в АСУП были недостаточно точными и 
приводили к ошибкам.