Файл: Могилев А.В. Информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 6871

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

541 

 

3.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  

 

3.2.1. Общие принципы 

 
В  ходе  развития  концепции  АСУ  с  целью  преодоления  указанных  выше  трудностей  была 

выработана  новая  концепция  компьютеризации  и  автоматизации  управленческой  деятельности, 
которая уже не ставит столь глобальных задач, а направлена прежде всего на автоматизацию об-
работки документов в системах управления организациями и предприятиями -документооборота. 

Известно,  что  в  практике  управления  по-прежнему  преобладают  бумажные  потоки  доку-

ментации, которые в современных условиях становятся все менее и менее эффективными. Реше-
ние задач учета и контроля, сведения баланса и распределения ресурсов, планирование мероприя-
тий  выполняется  по  старинке,  сохраняя  почву  для  многочисленного  управленческого  аппарата, 
для бюрократизма. 

Задача компьютеризации управленческой деятельности в различных отраслях первоначаль-

но  характеризовалась,  в  основном,  массовой  разработкой  и  применением  прикладных  программ 
персональных компьютеров, автоматизирующих рабочие места (АРМ) управленческого персонала 
ранга секретарей и референтов руководителей, начальников отделов и служб учреждений. 

Данный  подход  к  использованию  компьютеров  оказался  экономически  не  вполне  оправ-

данным.  Помимо  затрат  на  приобретение  электронно-вычислительной  техники,  он  привел  к  раз-
растанию вспомогательного управленческого персонала высокой квалификации. 

Для повышения эффективности применения компьютеров в управлении необходимо пере-

осмысление принципов организационного управления предприятиями и организациями, представ-
ление  их  в  виде  технологий  обработки  данных  и  информационных  потоков,  а  также  взаимная 
адаптация «живой» и компьютерной систем управления. Акцент автоматизированного накопления 
и обработки информации перемещается на передачу информации средствами компьютерных теле-
коммуникаций»  что  ведет  к  обществу  безбумажной  информатики.  С  точки  зрения  практики,  это 
означает.  с  одной  стороны,  создание  и  развитие  глобальных  компьютерных  сетей,  что  требует 
большой работы по унификации и стандартизации самих форм и содержания управленческой дея-
тельности даже в пределах отдельных отраслей, а с другой стороны - создание локальных вычис-
лительных сетей в пределах каждого учреждения. 

Наибольшие проблемы систем информационного обеспечения управления связаны с общей 

эффективностью, жизнеспособностью и способностью интегрироваться в существующие «челове-
ческие» системы управления. Практика,реализации многих таких проектов говорит о том, что ин-
формационные  системы  управления  часто  не  выходят  за  рамки  экспериментальных  разработок, 
демонстрационных  и  прототипных  моделей,  отторгаются  традиционной  системой  управления  и 
оказываются нежизнеспособными. Это связано как с недостаточными подготовкой и заинтересо-
ванностью  управленческого  персонала  в  использовании  компьютерных  технологий,  дефектами 
сложившейся  технологии  управления,  так  и  с  несовершенством  систем,  создаваемых  на  данном 
этапе,  с  искусственностью  многих  функций  таких  систем  информационной  поддержки  управле-
ния, несоответствием их требованиям пользователей,

 т.е.

 недостатками концептуальной модели. 

Большинство задач управления допускают следующую декомпозицию: 
1) задача учета и контроля событий по месту их возникновения; 
2) баланс и распределение материальных ресурсов; 
3)  планирование  мероприятий  и  управление  временными  ресурсами.  В  сфере  управления 

предприятием можно условно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сто-
рона управления предприятием зафиксирована в его документообороте и включает некоторый на-
бор документальных форм, а также инструктивно зафиксированные правила заполнения, обраще-
ния и хранения этих форм. 

При анализе документооборота учреждения в целях проектирования информационной сис-

темы управления должны быть определены и зафиксированы 

• название (идентификатор) формы; 
• назначение формы (указание на то, какие решения данная форма позволяет принимать); 
• условия или ситуация, в которой форма заполняется; 
• на основе каких источников составляется; 


background image

 

542 

• откуда форма поступает и куда передается, а также условия ее хранения (место и срок). 
Анализ документальных форм позволяет значительно рационализировать документооборот 

предприятия. В первую очередь, это означает отказ от тех форм, которые 

1) дублируют друг друга; 
2) не используются при принятии управленческих решений или не преобразуются в другие 

формы; 

3) преобразуются в такие формы, которые не используются при дальнейшей обработке. 
Однако,  объективная  сторона  деятельности  предприятия  не  позволяет  получить  в  полной 

мере его адекватную информационную модель. Подчас более важным для жизнеспособности бу-
дущей информационной системы управления оказывается анализ субъективной стороны деятель-
ности предприятия, выявляющий 

• распределение обязанностей и функций, сферы компетентности управленческих работни-

ков при принятии решений; 

• приоритеты в процессе обработки документальных форм, на которых основывается при-

нятие решений; 

• документально не зафиксированные тонкости управления штатом.  
В процессе извлечения необходимой информации у руководящих работников предприятия 

необходимо исходить из того, что они не знакомы с технологией проектирования баз данных, по-
нятийным  аппаратом  информатики  и  не  обладают  знаниями  в  области  компьютерной  техники. 
Процедура извлечения знаний у руководящих работников предприятия включает в себя составле-
ние информационной схемы предприятия, включающей обозначения отделов и подразделений, а 
также указание информационных связей между ними, выявление объектов, на которые направлена 
деятельность организации и ее подразделений, и т.д. 

Технической  базой  системной  компьютеризации  управления  может  выступать  локальная 

сеть персональных компьютеров, однако лишь при условии создания распределенной базы данных 
предприятия или учреждения. Данный подход позволяет 

• производить учет событий на месте их возникновения в естественной форме в распреде-

ленной базе данных без дублирования отчетных форм; 

•  устранять необходимость отслеживания причинно-следственных

 

связей и  временных за-

висимостей при решении множества взаимосвязанных задач; 

•  повышать  устойчивость  системы  управления  против  случайного  или  намеренного  иска-

жения информации; 

•  обеспечивать  доступ  руководства  к  первичным  данным  и  повышать  общий  уровень  его 

компетентности при принятии решений (и  тем самым делает ненужным многочисленный  управ-
ленческий аппарат). 

Важным  условием  применения  такого  подхода  является  развитие  клиент-серверной  архи-

тектуры локальных сетей вычислительных машин и преодоление ограниченности существующих 
архитектур баз данных. 

Среди функций СУБД, отвечающих за взаимодействие пользователя и машинной системы 

и пользователей между собой, выделяются две основные. 

1. Защита информации и разграничение доступа пользователей к ней. При  использовании 

информации базы данных обычно имеется некоторое столкновение интересов пользователей, ко-
торое может привести к  уничтожению или искажению информации, к несанкционированному ее 
распространению  и  использованию.  Некорректные  действия  отдельных  пользователей  могут  на-
нести  ущерб  остальным  пользователям  и  базе  данных  в  целом.  Чтобы  избежать  этого,  в  СУБД 
имеются  средства  разграничения  доступа  пользователей  и  другие  средства  защиты  информации. 
Разделы  базы  данных  могут  быть  закрыты  для  пользователя  совсем,  открыты  только  для  чтения 
или открыты для изменения. Кроме того, при многопользовательском режиме работы с базой дан-
ных, когда с данными одновременно работают несколько пользователей (и вносят в них измене-
ния), необходимо, чтобы изменения корректно вносились в базу данных (сохранялась целостность 
данных). Для сохранения целостности данных служит механизм транзакций при манипулировании 
данными  -  выполнение  манипуляций  небольшими  пакетами,  результаты  каждого  из  которых  в 
случае  возникновения  некорректности  операций  «откатываются»  и  данные  возвращаются  к  ис-
ходному состоянию. 

2.  Интерфейс  с  пользователями,  который  обеспечивается  средствами  ведения  диалога.  По 


background image

 

543 

мере развития и совершенствования СУБД этот интерфейс становится все более и более дружест-
венным В перспективе средства ведения диалога пользователя с СУБД должны приобрести интел-
лектуальные свойства и обеспечить возможность ведения диалога на естественном языке. 

Сформировавшееся  к  настоящему  времени  программное  обеспечение  информационной 

поддержки управления настолько многообразно, что способно удовлетворять потребности пользо-
вателей самых различных категорий - от случайного пользователя, для которого обращение к рас-
сматриваемой среде -единичный эпизод, до профессионала высокой квалификации в области раз-
работки систем баз данных. 

Одна  из  возможных  реализации  информационной  системы  управления  предусматривает 

наличие  двух  основных  компонентов  -  SQL-сервера  и  дружественных  интерфейсов  конечных 
пользователей. Узлами сети являются компьютеры или рабочие станции, установленные в кабине-
тах  руководителя  предприятия  и  его  заместителей,  в  отделе  кадров,  бухгалтерии,  других  струк-
турных подразделениях. 

В  качестве  примера  объектной  распределенной  СУБД,  которая  может  быть  использована 

для автоматизации системы управления, рассмотрим систему SQLWindows, первоначально разра-
ботанную компанией «Gupta Technologies», a позже развитую «Microsoft». Данная система позво-
ляет работать в сети с наиболее популярными SQL-серверами. Пакет SQLWindows отличается от 
аналогичных систем наиболее полной реализацией возможностей, необходимых для эффективной 
объектно-ориентированной  разработки  сетевых  прикладных  программ.  В  первую  очередь,  к  его 
преимуществам можно отнести 

• высокую автоматизацию процесса разработки; 
• поддержку ручного программирования: 
• развитые средства объектно-ориентированного программирования; 
• встроенные средства поддержки коллективной разработки. 
Данная  система  обладает  многими  возможностями,  необходимыми  для  создания  SQL-

приложений  в  среде  Windows,  например,  развитым  графическим  интерфейсом,  средствами  по-
строения отчетов, отображения информации в графической форме и т.п. 

SQLWindows  обладает  встроенным  языком,  необходимым  для  разработки  сложных  при-

кладных программ. Этот язык носит название SAL (SQLWindows Application Language). Он не по-
хож ни на какие другие языки и по своему синтаксису и семантике может быть отнесен к языкам 
четвертого поколения. Его синтаксис сильно упрощен, он содержит только двенадцать ключевых 
слов,  но  при  этом  обладает  большой  эффективностью  и  выразительностью.  Так  например,  в 
SQLWindows  операторные  скобки  (типа  begin...end  в  Паскале)  реализованы  посредством  сдвига 
кода программы вправо. Этот сдвиг формируется автоматически при переходе на следующий уро-
вень вложенности. Редактор программы для языка SAL является контекстно-чувствительным. 

Это означает, что на экране постоянно имеется список лексем и идентификаторов, которые 

могут  быть  использованы  в  текущем  контексте.  При  изменении  положения  курсора  этот  список 
автоматически изменяется, обеспечивая постоянную подсказку пользователю при написании про-
грамм. SAL является полностью объектно-ориентированным языком. 

SQLWindows обеспечивает 
• полиморфизм (polymorphism); 
• скрытые логики обработки (encapsulation); 
• определяемые пользователем типы (user defined types); 
• наследование содержимого окна (window contents inheritance); 
• множественное наследование (multiple inheritance). 
Все классы объектов в SQLWindows делятся на графические и функциональные. Графиче-

ские  классы  служат  для  отображения  информации,  функциональные-для  создания  переменных 
или  подпрограмм,  которые  могут  использоваться  в  графических  классах.  Посредством  множест-
венного наследования переменные или подпрограммы из функционального класса могут быть на-
следованы другими классами. 

В  SQLWindows  существует  три  типа  объектов:  объекты-родители,  или  объекты  высокого 

уровня  (Top-level  Objects),  объекты-наследники  (Child  Objects)  и  меню.  К  объектам  высокого 
уровня относятся диалоговые окна, экранные формы для ввода и просмотра данных, окна работы с 
таблицами и т.д. Объекты-наследники являются элементами объектов высокого уровня. К ним от-
носятся  тексты  заголовков,  меток  и  инструкций,  списки,  поля  ввода,  «кнопки»,  рамки,  графиче-


background image

 

544 

ские  изображения  и  т.п.  Меню  также  являются  объектами-наследниками,  но  создаются  они  осо-
бым способом. Поэтому они образуют отдельный тип. Возможно создание как одиночного меню, 
так и каскада последовательно открывающихся меню. 

Для облегчения труда разработчиков имеется набор заранее созданных заготовок, так назы-

ваемых «быстрых объектов» (Quick  Objects). Эти объекты позволяют быстро создавать приклад-
ные программы, отображать информацию в виде таблиц, полей данных и др\гих графических эле-
ментов, строить окна и меню, задавать связи между таблицами При этом не требуется создавать 
прикладные программы вручную, хотя при желании это возможно В системе SQLWindows имеют-
ся также специальные быстрые объекты для обработки данных из некоторых систем электронных 
почт.  Например,  с  помощью  SQLWindows  можно  создать  проблемно-ориентированную  клиент-
скую  часть,  которая  сохраняет  информацию,  получаемую  по  электронной  почте,  в  базе  данных. 
Получаемые данные доступны не только для чтения, но и для коррекции Разработчик может стро-
ить собственные объекты и использовать их наравне с Quick Objects. Кроме того, он может созда-
вать новые классы объектов на основе уже существующих, в том числе и на основе классов и объ-
ектов из набора Quick Objects. Таким образом Quick Objects не только обеспечивает быстрое соз-
дание приложении в SQLWindows, но и служит базой для построения новых объектов. 

В тех случаях, когда разработка приложении ведется совместно несколькими участниками 

в  сети  ЭВМ,  используется  среда  TeamWindows,  содержащая  набор  средств  для  управления  кол-
лективной  разработкой  проекта,  создания  исходного  кода  приложения  и  разработки  экранов 
SQLWindows  в  многопользовательском  режиме.  Средствами  TeamWindows  осуществляется  кон-
троль  версий,  протоколирование  изменений  компонентов  приложений,  ролевое  разграничение 
доступа к его компонентам, выпуск отчетов о ходе разработки, поддержка  стандартов кодирова-
ния,  создание  схемы  приложений  и  многое  другое.  Среда  TeamWindows  состоит  из  нескольких 
компонентов. 

1) Система управления разработкой проекта (TeamWindows Project Development Manager) - 

наиболее важный компонент TeamWindows; чаще всего именно ее называют TeamWindows. Дан-
ный компонент содержит средства для управления проектами SQLWindows, разработки приложе-
ний, поддержки стандартных библиотек и создания экранных форм. 

2) Система  управления словарем данных (Data Dictionary Manager) содержит средства для 

управления информацией о базе данных создаваемого приложения, я также поддерживает некото-
рые административные задачи, например, позволяет хранить данные о коллективе разработчиков 
Словарь  данных  содержит  информацию  о  структуре  баз  данных  разрабатываемого  приложения- 
названия  таблиц  и  колонок,  тип  отношения  между  данными  и  т.п.  Словарь  данных  является  ча-
стью репозитория данных. 

3)  Репозиторий  данных  (Data  Repository)  -  централизованная  многопользовательская  база 

данных, хранящая все компоненты создаваемой проблемно-ориентированной клиентской части и 
всю  информацию  о  ней,  включая  содержимое  всех  экранов  и  текущую  копию  каждого  модуля 
проекта.  Под  модулем  понимается  любой  относящийся  к  проекту  файл.  В  репозитории  собрана 
также вся информация об участниках проекта, их правах доступа к его компонентам, стандартах 
кодирования и т.п. 

4) Библиотеки стандартных программ (Template Libraries). Каждая библиотека поддержива-

ет  набор  экранных  классов  и  общих  функций,  которые  позволяют  легко  строить  приложения 
SQLWindows. 

Таким образом, пакет SQLWindows является подходящей основой для создания объектно-

ориентированной информационно-поисковой системы для  управления  учреждениями различного 
профиля. 

К  информационным  системам  рассматриваемого  типа  можно  отнести  и  некоторые  другие 

программные продукты более прикладного характера, такие, например, как Lotus Notes - систему 
автоматизации документооборота учреждения. В России большую известность получили системы 
автоматизации бухгалтерского учета -продукты компаний «1C», «Парус», «Галактика» и т.д. 

Компоненты  этих  систем,  аппаратно  реализованные  на  базе  персональных  компьютеров, 

размещенных на рабочих местах и объединенных в корпоративную локальную сеть, в последнее 
время часто представляют собой сервер (или несколько серверов), на котором хранятся базы дан-
ных  и  набор  клиентских  частей,  представляющих  собой  автоматизированные  рабочие  места 
(АРМ) работников определенных служб предприятия. 


background image

 

545 

 

3.2.2. Информационные системы управления в образовании 

 
В отечественной системе образования первые информационные системы управления созда-

вались еще в 60-е годы. 

Можно выделить следующие уровни управленческой деятельности с использованием ЭВМ 

в системе образования: 

1) управление обучением и развитием отдельного учащегося; 
2) управление учебным процессом в рамках одного учебного заведения; 
3) управление работой группы родственных учебных заведений; 
4) управление учебными заведениями по территориальному принципу; 
5) управление системой народного образования страны. 
На первом уровне задачи управления совпадают в значительной мере с задачами обучения 

с помощью компьютеров; этим вопросам посвящен параграф 5 данной главы. 

На втором уровне реальные успехи достигнуты прежде всего в вузах. С одной стороны, го-

сударственное высшее учебное заведение достаточно велико по контингенту учащихся и препода-
вателей и имеет достаточно большую материальную базу для того, чтобы использование компью-
теров в управлении было экономически оправдано, с другой - в вузах, особенно технических, на-
личествуют  достаточно  профессионально  подготовленные  кадры  для  решения  проблемы  инфор-
матизации управления. При этом преследуются следующие цели: 

• повышение качества подготовки специалистов за счет совершенствования управления со 

стороны ректората, деканатов, кафедр; 

•  повышение  качества  учебной,  учебно-методической,  научно-исследовательской  деятель-

ности на основе оперативной информации; 

• повышение эффективности в разработке учебных планов и программ, составлении распи-

сания занятий, других видов аудиторной и внеаудиторной работы. 

Традиционными  программными  подсистемами  информационной  системы  управления  ву-

зом являются 

Абитуриент, Кадры, Учебные планы и программы, Зарплата, Стипендии, Текущая 

успеваемость. Нагрузки преподавателей. Сессия

 и другие. Подобные программы используются в 

большинстве вузов России. 

Вместе с тем, эти подсистемы редко образуют единую информационную систему управле-

ния.  Неразвитость  информационной  среды,  отсутствие  в  большинстве  вузов  полноохватной  ло-
кальной сети, материальные трудности, неподготовленность управленческого персонала и другие 
факторы  препятствуют  созданию  систем  типа  «клиент  -  сервер»  с  единым  администрированием, 
гарантией отсутствия противоречивых данных, защитой целостности и конфиденциальности дан-
ных. 

Что же касается построения современных информационных систем управления в образова-

нии на территориальном уровне и в масштабах страны в целом, то эта задача является актуальной 
и находится в стадии решения. В Национальном докладе России на II Международном конгрессе 
ЮНЕСКО «Образование и информатика», проходившем в Москве в июле 1996 г., говорится: 

«В  рамках  реформы  системы  образования  России  идет  и  реформа  управления  системой, 

поиск наиболее рациональных соотношений централизации и децентрализации управления... 

Для управления качеством  учебного процесса создаются информационные системы мони-

торинга и государственных образовательных стандартов. 

Информатизация  образования  требует  весьма  значительных  материальных  и  финансовых 

ресурсов, сравнимых по объему с годовым национальным доходом страны. Поэтому в России на 
практике реализуется, так называемая, островная информатизация, что означает 

•  выделение  в  системе  образования  ключевых  организационных,  учебных,  социальных  и 

управленческих  структур,  допускающих  интегральную  информатизацию  и  способных  служить 
«островами», начиная с которых может развертываться  процесс глобальной информатизации  об-
разования; 

• организацию проведения и обеспечения в этих подструктурах процесса системной инте-

грации информационных технологий; 

•  создание  и  поддержку  условий,  обеспечивающих  по  принципу  цепной  реакции  распро-

странение процесса разработки, развития и использования информационных технологий с «остро-