ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 6871
Скачиваний: 51
541
3.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
3.2.1. Общие принципы
В ходе развития концепции АСУ с целью преодоления указанных выше трудностей была
выработана новая концепция компьютеризации и автоматизации управленческой деятельности,
которая уже не ставит столь глобальных задач, а направлена прежде всего на автоматизацию об-
работки документов в системах управления организациями и предприятиями -документооборота.
Известно, что в практике управления по-прежнему преобладают бумажные потоки доку-
ментации, которые в современных условиях становятся все менее и менее эффективными. Реше-
ние задач учета и контроля, сведения баланса и распределения ресурсов, планирование мероприя-
тий выполняется по старинке, сохраняя почву для многочисленного управленческого аппарата,
для бюрократизма.
Задача компьютеризации управленческой деятельности в различных отраслях первоначаль-
но характеризовалась, в основном, массовой разработкой и применением прикладных программ
персональных компьютеров, автоматизирующих рабочие места (АРМ) управленческого персонала
ранга секретарей и референтов руководителей, начальников отделов и служб учреждений.
Данный подход к использованию компьютеров оказался экономически не вполне оправ-
данным. Помимо затрат на приобретение электронно-вычислительной техники, он привел к раз-
растанию вспомогательного управленческого персонала высокой квалификации.
Для повышения эффективности применения компьютеров в управлении необходимо пере-
осмысление принципов организационного управления предприятиями и организациями, представ-
ление их в виде технологий обработки данных и информационных потоков, а также взаимная
адаптация «живой» и компьютерной систем управления. Акцент автоматизированного накопления
и обработки информации перемещается на передачу информации средствами компьютерных теле-
коммуникаций» что ведет к обществу безбумажной информатики. С точки зрения практики, это
означает. с одной стороны, создание и развитие глобальных компьютерных сетей, что требует
большой работы по унификации и стандартизации самих форм и содержания управленческой дея-
тельности даже в пределах отдельных отраслей, а с другой стороны - создание локальных вычис-
лительных сетей в пределах каждого учреждения.
Наибольшие проблемы систем информационного обеспечения управления связаны с общей
эффективностью, жизнеспособностью и способностью интегрироваться в существующие «челове-
ческие» системы управления. Практика,реализации многих таких проектов говорит о том, что ин-
формационные системы управления часто не выходят за рамки экспериментальных разработок,
демонстрационных и прототипных моделей, отторгаются традиционной системой управления и
оказываются нежизнеспособными. Это связано как с недостаточными подготовкой и заинтересо-
ванностью управленческого персонала в использовании компьютерных технологий, дефектами
сложившейся технологии управления, так и с несовершенством систем, создаваемых на данном
этапе, с искусственностью многих функций таких систем информационной поддержки управле-
ния, несоответствием их требованиям пользователей,
т.е.
недостатками концептуальной модели.
Большинство задач управления допускают следующую декомпозицию:
1) задача учета и контроля событий по месту их возникновения;
2) баланс и распределение материальных ресурсов;
3) планирование мероприятий и управление временными ресурсами. В сфере управления
предприятием можно условно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сто-
рона управления предприятием зафиксирована в его документообороте и включает некоторый на-
бор документальных форм, а также инструктивно зафиксированные правила заполнения, обраще-
ния и хранения этих форм.
При анализе документооборота учреждения в целях проектирования информационной сис-
темы управления должны быть определены и зафиксированы
• название (идентификатор) формы;
• назначение формы (указание на то, какие решения данная форма позволяет принимать);
• условия или ситуация, в которой форма заполняется;
• на основе каких источников составляется;
542
• откуда форма поступает и куда передается, а также условия ее хранения (место и срок).
Анализ документальных форм позволяет значительно рационализировать документооборот
предприятия. В первую очередь, это означает отказ от тех форм, которые
1) дублируют друг друга;
2) не используются при принятии управленческих решений или не преобразуются в другие
формы;
3) преобразуются в такие формы, которые не используются при дальнейшей обработке.
Однако, объективная сторона деятельности предприятия не позволяет получить в полной
мере его адекватную информационную модель. Подчас более важным для жизнеспособности бу-
дущей информационной системы управления оказывается анализ субъективной стороны деятель-
ности предприятия, выявляющий
• распределение обязанностей и функций, сферы компетентности управленческих работни-
ков при принятии решений;
• приоритеты в процессе обработки документальных форм, на которых основывается при-
нятие решений;
• документально не зафиксированные тонкости управления штатом.
В процессе извлечения необходимой информации у руководящих работников предприятия
необходимо исходить из того, что они не знакомы с технологией проектирования баз данных, по-
нятийным аппаратом информатики и не обладают знаниями в области компьютерной техники.
Процедура извлечения знаний у руководящих работников предприятия включает в себя составле-
ние информационной схемы предприятия, включающей обозначения отделов и подразделений, а
также указание информационных связей между ними, выявление объектов, на которые направлена
деятельность организации и ее подразделений, и т.д.
Технической базой системной компьютеризации управления может выступать локальная
сеть персональных компьютеров, однако лишь при условии создания распределенной базы данных
предприятия или учреждения. Данный подход позволяет
• производить учет событий на месте их возникновения в естественной форме в распреде-
ленной базе данных без дублирования отчетных форм;
• устранять необходимость отслеживания причинно-следственных
связей и временных за-
висимостей при решении множества взаимосвязанных задач;
• повышать устойчивость системы управления против случайного или намеренного иска-
жения информации;
• обеспечивать доступ руководства к первичным данным и повышать общий уровень его
компетентности при принятии решений (и тем самым делает ненужным многочисленный управ-
ленческий аппарат).
Важным условием применения такого подхода является развитие клиент-серверной архи-
тектуры локальных сетей вычислительных машин и преодоление ограниченности существующих
архитектур баз данных.
Среди функций СУБД, отвечающих за взаимодействие пользователя и машинной системы
и пользователей между собой, выделяются две основные.
1. Защита информации и разграничение доступа пользователей к ней. При использовании
информации базы данных обычно имеется некоторое столкновение интересов пользователей, ко-
торое может привести к уничтожению или искажению информации, к несанкционированному ее
распространению и использованию. Некорректные действия отдельных пользователей могут на-
нести ущерб остальным пользователям и базе данных в целом. Чтобы избежать этого, в СУБД
имеются средства разграничения доступа пользователей и другие средства защиты информации.
Разделы базы данных могут быть закрыты для пользователя совсем, открыты только для чтения
или открыты для изменения. Кроме того, при многопользовательском режиме работы с базой дан-
ных, когда с данными одновременно работают несколько пользователей (и вносят в них измене-
ния), необходимо, чтобы изменения корректно вносились в базу данных (сохранялась целостность
данных). Для сохранения целостности данных служит механизм транзакций при манипулировании
данными - выполнение манипуляций небольшими пакетами, результаты каждого из которых в
случае возникновения некорректности операций «откатываются» и данные возвращаются к ис-
ходному состоянию.
2. Интерфейс с пользователями, который обеспечивается средствами ведения диалога. По
543
мере развития и совершенствования СУБД этот интерфейс становится все более и более дружест-
венным В перспективе средства ведения диалога пользователя с СУБД должны приобрести интел-
лектуальные свойства и обеспечить возможность ведения диалога на естественном языке.
Сформировавшееся к настоящему времени программное обеспечение информационной
поддержки управления настолько многообразно, что способно удовлетворять потребности пользо-
вателей самых различных категорий - от случайного пользователя, для которого обращение к рас-
сматриваемой среде -единичный эпизод, до профессионала высокой квалификации в области раз-
работки систем баз данных.
Одна из возможных реализации информационной системы управления предусматривает
наличие двух основных компонентов - SQL-сервера и дружественных интерфейсов конечных
пользователей. Узлами сети являются компьютеры или рабочие станции, установленные в кабине-
тах руководителя предприятия и его заместителей, в отделе кадров, бухгалтерии, других струк-
турных подразделениях.
В качестве примера объектной распределенной СУБД, которая может быть использована
для автоматизации системы управления, рассмотрим систему SQLWindows, первоначально разра-
ботанную компанией «Gupta Technologies», a позже развитую «Microsoft». Данная система позво-
ляет работать в сети с наиболее популярными SQL-серверами. Пакет SQLWindows отличается от
аналогичных систем наиболее полной реализацией возможностей, необходимых для эффективной
объектно-ориентированной разработки сетевых прикладных программ. В первую очередь, к его
преимуществам можно отнести
• высокую автоматизацию процесса разработки;
• поддержку ручного программирования:
• развитые средства объектно-ориентированного программирования;
• встроенные средства поддержки коллективной разработки.
Данная система обладает многими возможностями, необходимыми для создания SQL-
приложений в среде Windows, например, развитым графическим интерфейсом, средствами по-
строения отчетов, отображения информации в графической форме и т.п.
SQLWindows обладает встроенным языком, необходимым для разработки сложных при-
кладных программ. Этот язык носит название SAL (SQLWindows Application Language). Он не по-
хож ни на какие другие языки и по своему синтаксису и семантике может быть отнесен к языкам
четвертого поколения. Его синтаксис сильно упрощен, он содержит только двенадцать ключевых
слов, но при этом обладает большой эффективностью и выразительностью. Так например, в
SQLWindows операторные скобки (типа begin...end в Паскале) реализованы посредством сдвига
кода программы вправо. Этот сдвиг формируется автоматически при переходе на следующий уро-
вень вложенности. Редактор программы для языка SAL является контекстно-чувствительным.
Это означает, что на экране постоянно имеется список лексем и идентификаторов, которые
могут быть использованы в текущем контексте. При изменении положения курсора этот список
автоматически изменяется, обеспечивая постоянную подсказку пользователю при написании про-
грамм. SAL является полностью объектно-ориентированным языком.
SQLWindows обеспечивает
• полиморфизм (polymorphism);
• скрытые логики обработки (encapsulation);
• определяемые пользователем типы (user defined types);
• наследование содержимого окна (window contents inheritance);
• множественное наследование (multiple inheritance).
Все классы объектов в SQLWindows делятся на графические и функциональные. Графиче-
ские классы служат для отображения информации, функциональные-для создания переменных
или подпрограмм, которые могут использоваться в графических классах. Посредством множест-
венного наследования переменные или подпрограммы из функционального класса могут быть на-
следованы другими классами.
В SQLWindows существует три типа объектов: объекты-родители, или объекты высокого
уровня (Top-level Objects), объекты-наследники (Child Objects) и меню. К объектам высокого
уровня относятся диалоговые окна, экранные формы для ввода и просмотра данных, окна работы с
таблицами и т.д. Объекты-наследники являются элементами объектов высокого уровня. К ним от-
носятся тексты заголовков, меток и инструкций, списки, поля ввода, «кнопки», рамки, графиче-
544
ские изображения и т.п. Меню также являются объектами-наследниками, но создаются они осо-
бым способом. Поэтому они образуют отдельный тип. Возможно создание как одиночного меню,
так и каскада последовательно открывающихся меню.
Для облегчения труда разработчиков имеется набор заранее созданных заготовок, так назы-
ваемых «быстрых объектов» (Quick Objects). Эти объекты позволяют быстро создавать приклад-
ные программы, отображать информацию в виде таблиц, полей данных и др\гих графических эле-
ментов, строить окна и меню, задавать связи между таблицами При этом не требуется создавать
прикладные программы вручную, хотя при желании это возможно В системе SQLWindows имеют-
ся также специальные быстрые объекты для обработки данных из некоторых систем электронных
почт. Например, с помощью SQLWindows можно создать проблемно-ориентированную клиент-
скую часть, которая сохраняет информацию, получаемую по электронной почте, в базе данных.
Получаемые данные доступны не только для чтения, но и для коррекции Разработчик может стро-
ить собственные объекты и использовать их наравне с Quick Objects. Кроме того, он может созда-
вать новые классы объектов на основе уже существующих, в том числе и на основе классов и объ-
ектов из набора Quick Objects. Таким образом Quick Objects не только обеспечивает быстрое соз-
дание приложении в SQLWindows, но и служит базой для построения новых объектов.
В тех случаях, когда разработка приложении ведется совместно несколькими участниками
в сети ЭВМ, используется среда TeamWindows, содержащая набор средств для управления кол-
лективной разработкой проекта, создания исходного кода приложения и разработки экранов
SQLWindows в многопользовательском режиме. Средствами TeamWindows осуществляется кон-
троль версий, протоколирование изменений компонентов приложений, ролевое разграничение
доступа к его компонентам, выпуск отчетов о ходе разработки, поддержка стандартов кодирова-
ния, создание схемы приложений и многое другое. Среда TeamWindows состоит из нескольких
компонентов.
1) Система управления разработкой проекта (TeamWindows Project Development Manager) -
наиболее важный компонент TeamWindows; чаще всего именно ее называют TeamWindows. Дан-
ный компонент содержит средства для управления проектами SQLWindows, разработки приложе-
ний, поддержки стандартных библиотек и создания экранных форм.
2) Система управления словарем данных (Data Dictionary Manager) содержит средства для
управления информацией о базе данных создаваемого приложения, я также поддерживает некото-
рые административные задачи, например, позволяет хранить данные о коллективе разработчиков
Словарь данных содержит информацию о структуре баз данных разрабатываемого приложения-
названия таблиц и колонок, тип отношения между данными и т.п. Словарь данных является ча-
стью репозитория данных.
3) Репозиторий данных (Data Repository) - централизованная многопользовательская база
данных, хранящая все компоненты создаваемой проблемно-ориентированной клиентской части и
всю информацию о ней, включая содержимое всех экранов и текущую копию каждого модуля
проекта. Под модулем понимается любой относящийся к проекту файл. В репозитории собрана
также вся информация об участниках проекта, их правах доступа к его компонентам, стандартах
кодирования и т.п.
4) Библиотеки стандартных программ (Template Libraries). Каждая библиотека поддержива-
ет набор экранных классов и общих функций, которые позволяют легко строить приложения
SQLWindows.
Таким образом, пакет SQLWindows является подходящей основой для создания объектно-
ориентированной информационно-поисковой системы для управления учреждениями различного
профиля.
К информационным системам рассматриваемого типа можно отнести и некоторые другие
программные продукты более прикладного характера, такие, например, как Lotus Notes - систему
автоматизации документооборота учреждения. В России большую известность получили системы
автоматизации бухгалтерского учета -продукты компаний «1C», «Парус», «Галактика» и т.д.
Компоненты этих систем, аппаратно реализованные на базе персональных компьютеров,
размещенных на рабочих местах и объединенных в корпоративную локальную сеть, в последнее
время часто представляют собой сервер (или несколько серверов), на котором хранятся базы дан-
ных и набор клиентских частей, представляющих собой автоматизированные рабочие места
(АРМ) работников определенных служб предприятия.
545
3.2.2. Информационные системы управления в образовании
В отечественной системе образования первые информационные системы управления созда-
вались еще в 60-е годы.
Можно выделить следующие уровни управленческой деятельности с использованием ЭВМ
в системе образования:
1) управление обучением и развитием отдельного учащегося;
2) управление учебным процессом в рамках одного учебного заведения;
3) управление работой группы родственных учебных заведений;
4) управление учебными заведениями по территориальному принципу;
5) управление системой народного образования страны.
На первом уровне задачи управления совпадают в значительной мере с задачами обучения
с помощью компьютеров; этим вопросам посвящен параграф 5 данной главы.
На втором уровне реальные успехи достигнуты прежде всего в вузах. С одной стороны, го-
сударственное высшее учебное заведение достаточно велико по контингенту учащихся и препода-
вателей и имеет достаточно большую материальную базу для того, чтобы использование компью-
теров в управлении было экономически оправдано, с другой - в вузах, особенно технических, на-
личествуют достаточно профессионально подготовленные кадры для решения проблемы инфор-
матизации управления. При этом преследуются следующие цели:
• повышение качества подготовки специалистов за счет совершенствования управления со
стороны ректората, деканатов, кафедр;
• повышение качества учебной, учебно-методической, научно-исследовательской деятель-
ности на основе оперативной информации;
• повышение эффективности в разработке учебных планов и программ, составлении распи-
сания занятий, других видов аудиторной и внеаудиторной работы.
Традиционными программными подсистемами информационной системы управления ву-
зом являются
Абитуриент, Кадры, Учебные планы и программы, Зарплата, Стипендии, Текущая
успеваемость. Нагрузки преподавателей. Сессия
и другие. Подобные программы используются в
большинстве вузов России.
Вместе с тем, эти подсистемы редко образуют единую информационную систему управле-
ния. Неразвитость информационной среды, отсутствие в большинстве вузов полноохватной ло-
кальной сети, материальные трудности, неподготовленность управленческого персонала и другие
факторы препятствуют созданию систем типа «клиент - сервер» с единым администрированием,
гарантией отсутствия противоречивых данных, защитой целостности и конфиденциальности дан-
ных.
Что же касается построения современных информационных систем управления в образова-
нии на территориальном уровне и в масштабах страны в целом, то эта задача является актуальной
и находится в стадии решения. В Национальном докладе России на II Международном конгрессе
ЮНЕСКО «Образование и информатика», проходившем в Москве в июле 1996 г., говорится:
«В рамках реформы системы образования России идет и реформа управления системой,
поиск наиболее рациональных соотношений централизации и децентрализации управления...
Для управления качеством учебного процесса создаются информационные системы мони-
торинга и государственных образовательных стандартов.
Информатизация образования требует весьма значительных материальных и финансовых
ресурсов, сравнимых по объему с годовым национальным доходом страны. Поэтому в России на
практике реализуется, так называемая, островная информатизация, что означает
• выделение в системе образования ключевых организационных, учебных, социальных и
управленческих структур, допускающих интегральную информатизацию и способных служить
«островами», начиная с которых может развертываться процесс глобальной информатизации об-
разования;
• организацию проведения и обеспечения в этих подструктурах процесса системной инте-
грации информационных технологий;
• создание и поддержку условий, обеспечивающих по принципу цепной реакции распро-
странение процесса разработки, развития и использования информационных технологий с «остро-