ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 6776
Скачиваний: 51
136
Вид + Обычный
Увеличивает страницу на 100%. Изображение текста нормальное.
Вид + Структура Документа
Используется режим Эскиза. WinWord способен отображать на экране непечатаемые сим-
волы, такие, как пробел, конец абзаца, табуляцию.
Большинство функций форматирования вызываются с помощью панели инструментов
форматирования. Панель инструментов форматирования содержит различные поля, с помощью
которых можно вызывать функции редактирования.
Для того чтобы отформатировать символ или группу символов с помощью панели инстру-
ментов форматирования, надо
• выделить символ или группу символов;
• открыть список шрифтов и выбрать нужный, задать размер шрифта и выбрать стиль его
написания;
• щелкнуть мышью в любом месте документа, чтобы убрать выделение.
Для
вставки рисунков в текст
в текстовом процессоре Word предусмотрена специальная
операция в строке меню
Вставка.
Можно вставить в текст стандартные картинки текстового про-
цессора Word:
• установите текстовый курсор в один из пустых абзацев;
• выберите команду меню
Вставка
+
Рисунок,
• в появившемся диалоговом окне выберите файл с расширением .wmf (эти файлы находят-
ся в каталоге Clipart);
• если хотите просмотреть содержимое файла прямо в диалоговом окне, установите опцию
Просмотр;
•
закончите диалог с помощью кнопки ОК;
• сделайте преобразование рисунка.
Создание собственных рисунков
, выполненных в графическом редакторе Paintbrush:
• нарисуйте в графическом редакторе Paintbrush картинку, которую хотите вставить в текст;
• с помощью инструмента
Ножницы
отметьте картинку и скопируйте ее в
Буфер Обмена;
•
с помощью комбинации клавиш Alt + Tab перейдите в текстовый процессор Word (если он
у вас не загружен, то перейдите в Диспетчер Программ и запустите его);
• выберите команду меню
Правка
+
Вставить
или соответствующую кнопку в пиктогра-
фическом меню;
• сделайте преобразования рисунка.
Стиль
оформления
- это набор описания различных форматов абзацев. Каждый формат
абзаца имеет свое имя и состоит из последовательности инструкций форматирования. Стиль хра-
нится совместно с документом.
Создание стиля оформления возможно следующим образом:
• выберите команду меню
Формат
+
Стиль;
•
в диалоговом окне создания стиля в поле
Имя Стиля
введите имя стиля;
• нажмите кнопку
Определить;
•
для определения форматов в группе
Оформление
следует выбрать желаемую кнопку объ-
екта форматирования
(Символ. ., Абзац..., Табуляция..., Обрамление..., Кадр .. или Язык ..);
•
завершение установок в этих диалоговых окнах производится кнопкой ОК, после этого вы
опять возвращаетесь в окно создания стиля;
• после создания стиля надо щелкнуть указателем мыши по кнопке
Заменить;
• в завершение создания стиля надо нажать кнопку
Применить.
Если у вас уже есть готовый стиль, то для того чтобы применить его к вашему отмеченному
тексту, на панели инструментов
форматирования
нужно выбрать первое слева комбинированное
окно и выбрать нужный стиль
С помощью текстового процессора Word можно создавать таблицы путем преобразования
текста или создания пустой таблицы с последующим заполнением ячеек.
Создание таблицы путем преобразования текста
•введите текст, разделяя будущие ячейки таблицы с помощью табуляции (если текст уже
введен, разделите его на ячейки с помощью табуляции);
• выделите текст, который необходимо преобразовать в таблицу;
137
• включите отображение сетки таблицы с помощью команды меню
Таблица + Линии Сет-
ки,
• выберите команду меню
Таблица
+
Преобразовать текст;
• нажмите кнопку ОК.
Создание пустой таблицы с последующим заполнением ячеек:
1-й способ :
• установите текстовый курсор в том месте, где хотите расположить
таблицу;
• выберите команду меню
Таблица + Вставить Таблицу;
• в появившемся диалоговом окне окажите необходимое число столбцов и строк;
2-й способ:
• установите текстовый курсор в том месте, где хотите расположить таблицу;
• в строке пиктографического меню нажмите на кнопку с изображением таблицы, в поя-
вившейся сетке выделите необходимое число строк и столбцов.
Разделительные линии между колонками и строками в таблице при печати на бумаге отсут-
ствуют. На экране вы видите только пунктирные линии, служащие для ориентировки, и на печать
не выводимые. Для того чтобы эти линии были видны при выводе на печать надо
• выделить таблицу;
• выбрать команду меню
Формат
+
Обрамление',
•
в появившемся диалоговом окне указать тип
Сетка
и задать толщину линии;
• нажать ОК.
В текстовом процессоре Word у пользователя имеется возможность
одновременно откры-
вать вплоть до девяти окон
документов. Независимо от других документов вы можете произво-
дить редактирование активного документа.
Окно, находящееся на первом плане, является активным. Для того чтобы перейти в другое
окно, надо выбрать команду меню
Окно
+
Название окна,
к которому хотите перейти.
Для того чтобы закрыть окно, надо выбрать команду меню
Файл
+
Закрыть.
Для перемещения текста из одного окна в другое надо
• загрузить файл с документом, в который хотите переместить
текст;
• загрузить файл с документом, из которого хотите переместить текст;
• пометить весь текст, который хотите переместить, и скопировать его в буфер обмена
(Правка
+
Копировать);
•
перейти в то окно, где загружен документ, в который необходимо переместить текст;
• поставить курсор в то место, в котором должен быть
этот текст, и выбрать команду меню
Правка + Вставить.
Мы описали лишь малую часть возможностей текстового процессора Word, но освоение их
поможет производить практически полезную работу с этой сложной программой и понять ее
стиль, после чего освоение остальных возможностей не составит труда.
Настольная издательская система PageMaker
PageMaker (PM) - одна из самых мощных и популярных у профессионалов издательских
систем. С ее помощью можно подготовить оригинал-макет толстой книги, включающей иллюст-
рации, формулы, таблицы, другие сложные элементы. Последние версии программы полностью
совместимы по интерфейсу с Windows и допускают импорт и конвертацию файлов из любых
Windows-приложений; возможен и импорт текстовых файлов. Разработчик современных версий
программы PM - фирма «Adobe».
При подготовке к изданию книг PageMaker, предоставляет значительно больше возможно-
стей, чем текстовый процессор Word. Это связано с наличием средств управления проектами,
включающими создание шаблонов и стилей, оглавлений и предметных указателей и т.д. К приме-
ру, главы 1 - 6 данной книги подготовлены к изданию в PM.
Для вызова диалоговой панели выбора (установки) параметров работы или выполнения ко-
манд необходимо установить курсор мыши на пункт меню или команду и щелкнуть кнопкой или
нажать клавиши Alt - F10 и клавишу, соответствующую выделенной букве. Выполнение команд
происходит после подтверждения правильности установки всех параметров (выбора значений) ак-
тивизацией экранной кнопки ОК или нажатием клавиши <Enter>.
138
Перед началом работы установите принтер и единицу измерения. После этого начните вер-
стку, установив поля и другие параметры, общие для всего издания. Не забудьте выбрать основ-
ной шрифт и провести вспомогательные линии.
Изменение масштаба выводимого на экран изображения осуществляется в пункте Page
главного меню программы.
Выбрать режим работы с текстом или иллюстрациями можно активизацией соответствую-
щей пиктограммы с помощью мыши или клавиатуры.
Перед началом работы с текстом (иллюстрациями) его необходимо активизировать. Для
этого выберите в панели
Инструменты
пиктограмму и щелкните кнопкой мыши по выделенному
фрагменту. Можно активизировать одновременно несколько объектов, последовательно выбирая
их с помощью мыши при нажатой клавише Shift или отмечая на полосе прямоугольную область, в
которой они расположены. Для одновременной активизации всех объектов на полосе нажмите
клавиши Ctrl + А или дайте команду
Edit * Select All.
Для перемещения по тексту издания необходимо переместить указатель мыши в нужное
место и щелкнуть левой кнопкой.
Для выделения фрагмента текста выберите соответствующую пиктограмму в панели
Инст-
рументы.
Выделение всего текста издания осуществляется командой
Edit * Select All
или нажати-
ем клавиш Ctrl + А. Выделить фрагмент можно перемещением указателя мыши по тексту с нажа-
той кнопкой или с помощью клавиатуры.
Помощь:
Help
или F1
Выход из программы:
File * Exit
или Alt + F4
Настольная издательская система ТеХ
Описанные выше издательские системы плохо приспособлены к набору и подготовке к пе-
чати текстов математического характера, с большим числом сложных формул и графиков, специ-
альных математических символов. Для работы с такими материалами, подготовки соответствую-
щих статей и книг американский математик и теоретик программирования Д. Кнут создал изда-
тельскую систему ТеХ.
В отличие от описанных выше систем, ТеХ не является системой типа «WYSIWYG» - «что
набираю, то и вижу на экране». Если набор текста в ТеХ элементарен, то набор формул и таблиц
является, по-существу, написанием программы на специальном макроязыке, что вознаграждается
высоким качеством соответствующих текстов
.
Контрольные вопросы
1. Какие возможности предоставляют текстовые редакторы?
2. Какие минимальные требования предъявляются к техническим характеристикам компь-
ютера и его периферии для развертывания текстовых редакторов различных уровней?
3. Какие функциональные разделы допускают издательские системы?
4. Подготовьте реферат «История вычислительной техники» с помощью редактора Лекси-
кон; затем, используя правила художественного и технического редактирования, разработайте не-
сколько его вариантов в виде оригинал-макетов с помощью издательской системы Word.
§ 5. СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
5.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭКРАНЕ
Существует два способа реализации построения изображений на экране дисплея -
векторный
(функциональный) и
растровый
. В первом случае электронный луч поочередно рису-
ет на экране различные знаки - элементы изображения. На современных персональных компьюте-
рах чаще используется растровый способ изображения графической информации, в котором изо-
бражение представлено прямоугольной матрицей точек (
пикселов
), имеющих свой цвет из задан-
ного набора цветов (
палитры
). Графический режим осуществляет видеоадаптер, управляющий
139
работой электронной трубки и видеопамятью, в которой запоминается текущее изображение.
Адаптер обеспечивает регулярное отображение видеопамяти на экране монитора.
Растровое изображение
- это совокупность разноцветных точек. Координаты точек опре-
деляются декартовой (прямоугольной) системой с началом координат, как правило, в левом верх-
нем углу экрана. Абсцисса
х
точки увеличивается слева направо, ордината
у
- сверху вниз. Таким
образом, любая графическая операция сводится к работе с отдельными точками экрана монитора -
пикселами. Существуют специальные графические библиотеки программ, которые предназначены
для изображения более сложных объектов, являющихся объединением группы пикселов: наиболее
употребимые линии, геометрические фигуры, шрифты и т.п.
Большинство языков программирования имеют свои стандартные графические библиотеки.
Так, у Бейсика графические команды являются встроенными; системы программирования Турбо-
Паскаль содержат графическую библиотеку (модуль Graph, tpu), имеющую в своем составе проце-
дуры и функции обработки простейших графических образов. Тем не менее, многие программи-
сты и разработчики программ предпочитают создавать свои библиотеки графических подпро-
грамм в соответствии со спецификой своей работы.
В последние годы возрос интерес со стороны пользователей к специальным инструмен-
тальным программам машинной графики: графическим редакторам, издательским системам и т.п.
В них предоставляется удобный интерфейс для пользователей, автоматизируется большое количе-
ство разнообразных действий с графической информацией - от построения простейших рисунков
до создания мультипликационных (анимационных) роликов.
Вывод изображения на экран дисплея и разнообразные действия с ним требуют геометри-
ческой грамотности, интуиции. Моделирование образной информации на экране дисплея развива-
ет наблюдательность, пространственное воображение, геометрическую интуицию, конструктор-
ские и изобретательские навыки.
5.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАФИКА
При работе с художественной графикой, включая компьютерную графику, необходимо
знать следующие понятия.
Композиция
- строение, соотношение и взаимное расположение частей, сосредоточие
идейно-творческого начала, позволяющего автору произведения искусства целенаправленно орга-
низовывать главное и второстепенное и добиваться максимальной выразительности содержания и
формы в их образном единстве.
Законы композиции:
1)
закон цельности:
во-первых, наличие конструктивной идеи, объединяющей в единое це-
лое все компоненты произведения; во-вторых, связь и взаимная согласованность всех элементов
композиции; в-третьих, неповторимость элементов композиции;
2)
закон контрастов:
контраст света и тени определяет форму предметов; контрасты вели-
чин, построения сюжета определяют композицию. Правила композиции:
1)
передача ритма:
ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты
произведения и объединяет их;
2)
композиционный центр:
выделяется объемом, освещенностью и другими средствами,
действующими в соответствии с основными законами композиции.
Мера
- характеризует общие принципы строения, целостность предмета,
лежит в
основе
ритма, гармонии, ансамбля в архитектуре.
Симметрия
- одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сто-
ронам от точки, прямой или плоскости. Симметрия в композиции создается уравновешенностью
ее частей по массам, тону, цвету и форме. Симметрия (геометрическая) - свойство геометрических
фигур при котором каждая пара соответственных точек лежит на одном перпендикуляре к данной
плоскости по разные стороны и на одинаковом расстоянии от нее.
Пропорция -
определенное соотношение частей между собой, соразмерность.
Ритм
- равномерное чередование каких-нибудь элементов.
Гармония
- соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое орга-
ничное целое. В истории эстетики гармония - существенная характеристика прекрасного.
Перспектива
- искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответст-
вии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено
степенью отдаленности их от точки наблюдения.
140
При моделировании графических объектов на экране дисплея используют разные методы и
способы представления изображений. Можно выделить два принципа моделирования - случайный
и детерминированный. На их основе строятся технологии в изобразительной графике, в которой
условно можно выделить три направления: художественное, иллюстративное и демонстрацион-
ное.
Объектами художественной графики выступают различные узоры, шрифты и другие изо-
бражения. При работе с изображениями широко используют простые мотивы и разнообразный
геометрический материал. В частности, простые геометрические фигуры в различных сочетаниях
и способах размещения (вложения, вращения, симметрии) используются в «живых картинках» для
получения муарового эффекта. Удачное сочетание случайного и упорядоченного в любой пропор-
ции с технологиями расположения графических объектов позволяет создавать художественный
дизайн.
Самые простые узоры - бордюры - представляют бесконечный ряд равных плоских фигур,
расположенных друг за другом таким образом, что элементарная конечная фигура переносится
вдоль одного измерения бесконечно. Помимо элементарного мотива для получения бордюра не-
обходимо выбрать группу симметрии бордюра и задать конкретные образующие этой группы из
следующего набора движений плоскости:
• параллельный перенос;
• центральная симметрия;
• осевая симметрия;
• скользящая симметрия.
Для бордюр существует четыре абстрактные группы симметрии, которые определяют семь
типов симметрии бордюр:
1) один параллельный перенос;
2) одна скользящая симметрия;
3) две осевые симметрии;
4) две центральные симметрии;
5) одна осевая и одна центральная симметрия;
6) один параллельный перенос и одна осевая симметрия;
7) три осевые симметрии.
Существует несколько способов построения бордюр по заданному элементарному мотиву и
системе образующих ее группы симметрии. Рассмотрим наиболее простые из
них.
Первый способ
основан на простом переборе элементов группы - на элементарный мотив действуют поочередно
всеми элементами группы симметрии бордюра. Множество полученных образов и будет пред-
ставлять собой требуемый бордюр. Этот способ неудобен тем, что на каждом этапе необходимо
представить очередной элемент группы в виде композиции подходящих степеней образующих.
Второй способ более предпочтителен. На элементарный мотив действуют одним из обра-
зующих. Затем на новую фигуру, составленную из исходного мотива и его образа, действуют лю-
бым образующим, который не отображает эту фигуру на себя. Получается фрагмент бордюра, со-
стоящий из предыдущей фигуры и ее образа.
Продолжая этот процесс можно построить любую конечную часть бордюра. Преимущество
этого способа заключается в том, что на каждом этапе мы будем иметь дело с конкретной симмет-
рией, с нахождением образа конкретной фигуры.