Файл: Могилев А.В. Информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 6781

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

156 

 
Рассмотрим в качестве примера языка манипулирования данными некоторые команды язы-

ка SQL (от английских слов Structured Query Language), ставшего классическим языком реляцион-
ных баз данных. 

Простейшая  операция  выборки  представляется  командой  SELECT  -  FROM  -WHERE  (вы-

брать

 - 

из - где): 

 
select <список атрибутов> 
 from <отношение>  

where <условие>. 

 
Например, если необходимо

 

из отношения «Успеваемость», имеющего схему: 

 
Успеваемость (ФПО_студента, Дисциплина, Оценка, Дата, Преподаватель) 
 

произвести выборку данных о том, какие оценки студент Иванов И.И. получил и по каким предме-
там, надо задать команду: 
 

select    

Дисциплина, Оценка 

from    

Успеваемость 

where   

ФИО_студента = «Иванов И. И.». 

 
Часть команды «where» не является обязательной. Например, можно получить список всех 

студентов из отношения «Успеваемость» с помощью следующей команды: 

 
select    

unique ФИО_студента  

from    

Успеваемость. 

 
Ключевое слово  unique позволяет  исключить из результата дубликаты значений атрибута. 

Выбрать полностью информацию из таблицы можно с помощью команды  

 
select    

*  

from    

Успеваемость. 

 
Условие, следующее за «where», может включать операторы сравнения =,

 <>, 

>=,

 <, <=,

 бу-

левы операторы AND, OR, NOT, а также скобки для  указания желаемого порядка операции. На-
пример, выбрать из таблицы «Успеваемость» фамилии студентов, сдавших на "5" экзамен по ин-
форматике, можно с помощью команды 

 
select    

ФИО_студента 

from    

Успеваемость 

where   

Дисциплина = «Информатика» AND Оценка=5. 

 
Выборка может быть и вложенной, когда необходимо использовать в условии результаты-

другой  выборки.  Например,  если  надо  из  отношения  «Успеваемость»  выбрать  только  студентов 
физико-математического  факультета,  пользуясь  отношением  «Студент»,  то  команда  select  может 
выглядеть так: 

 
select    

ФИО_студента 

from    

Успеваемость 

where   

ФИО_студента is in 

(select   

Фамилия 

from    

Студент 

where   

Ф_т = «физмат»). 

 


background image

 

157 

Здесь  «is  in»  является  представлением  оператора  принадлежности  элемента  множеству. 

Можно также использовать операторы «is not in» («не принадлежит множеству»), «contains» - со-
держит, «does not contains» - не содержит. Смысл выражения «A contains В» (А содержит В) тот 
же, что и выражения «В is in А» (В принадлежит множеству А). Помимо слов select, from, where в 
команде выборки можно использовать и другие служебные слова, например: 

 
order by

 <

атрибут

>

 asc  

 

определяет 

сортировку 

результата 

выборки  

 

 

 

 

 

 

в  порядке  возрастания  (asc)  или  убывания  (desc)  

 

 

 

 

 

 

значения атрибута; 

group by <атрибут1>  

 

- группирует данные по значениям атрибута; 

having set <атрибут2> 
minus   

 

 

 

- операция вычитания множеств (данных выборок). 

 
Помимо команды выборки  select, язык  SQL имеет  команды, позволяющие обновлять дан-

ные  (update),  вставлять  (insert)  и  удалять  (delete).  Например,  если  студенты  переводятся  со  2-го 
курса на третий, информацию можно обновить командой 

 
update   

Студент 

set  

 

 

Kypc=3 

where   

Kypc=2. 

 
Если атрибут «Семенов С.С.» сдал экзамен по информатике на «5» 15 января 1996 г. препо-

давателю Петрову П.П., то информация об этом может быть добавлена в таблицу «Успеваемость» 
командой 

 
insert inio Успеваемость: 
<«Семенов С.С.», «Информатика», 5,15/01/96, Петров П.П.>. 
 
Оператор insert может быть использован для включения одной строки (как в этом примере) 

или  произвольного  числа  строк,  определенных  списком  кортежей,  заключенных  в  скобки,  или 
операций выборки select из какой-либо другой таблицы. Команда delete используется для удаления 
информации из таблицы. Например, 

 
delete Успеваемость  
where Оценка=2 
 

позволяет удалить информацию о студентах, получивших 2 (в случае их отчисления). 

Существенно расширяют возможности языка библиотечные функции, такие как count (под-

счет), sum (суммирование), avg (среднее), max и min. 

Например, подсчитать число студентов в таблице «Студент»: select count (*) from Студент. 
 

6.5.

 ПРИМЕРЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 

 

СУБД DBASE 
 

СУБД  типа  DBASE  позволяют  работать  с  реляционными  базами  данных  (БД),  структура 

которых состоит из трех элементов: 

• число полей БД; 
• характеристика

 

каждого

 

поля

;

 

• число записей в БД. 
 
Каждое поле имеет следующие характеристики: 
 
Field name  

 

Type    

Width   

 

Dec  

(имя поля)    

(тип)    

(ширина)  

 

(дес.знаки). 


background image

 

158 

 

Field name 

   

- может состоять из набора символов, но без пробелов.  

Type

    

 

- в системах типа DBASE имеется 5 типов полей: 

 

С (Character)   

- символьный (текстовый) тип; 

 

N (Numerical)  

- числовой тип; 

 

L (Logical)    

- логический тип; 

 

D (Date)  

 

- поле дат, содержит даты в виде dd/mm/yy; 

 

М (Memo)    

- поле памяти, содержит большой текст (файл). 

Width

  

 

 

- обозначает допустимую ширину поля. 

Dec     

  

 

 

-  используется  для  числовых  полей  и  определяет  точность  

 

 

 

 

задаваемых чисел. 

 
DBASE создает следующие типы файлов: 
 
.dbf - файлы с записями БД; 
.prg - файлы с текстами программ; 
.frm - файлы структуры форматных отчетов; 
.ndx - индексные файлы, сортирующие записи по определенному ключу; 
.mem - файлы данных переменной Mem. 
Запуск СУБД осуществляется

  из

  операционной  системы  ехе-файлом  (db.exe,  foxdb  и  т.п.), 

выход-командой

 .Quit.

 

Теперь опишем кратко основные команды СУБД.  
Создание БД осуществляется командой

 Create. 

 
Create (например, «Абитуриент»)  
 
После ввода этой команды на экране появится форма: 
 

Field name  

(имя поля)  

.001 

Type  

(тип) 

Width 

(ширина) 

Dec 

(дес.знаки). 

 

.001 

В соответствии с этой формой создадим структуру таблицы: 
001  

 

 

ФИО, С, 18 

002  

 

 

год_рожд, С, 7 

003  

 

 

район. С, 13 

004  

 

 

адрес. С, 100 

005  

 

 

группа, С, 3 

006  

 

 

оценка 1,N,3 

007  

 

 

оценка2,N, 3 

008  

 

 

оценкаЗ,N, 3  

Теперь можно начать заполнение таблицы записями.  
В  случае  заполнения  записями  уже  существующей  базы  данных,  необходимо  предвари-

тельно эту базу командой Use сделать активной: 

 
.Use Абитуриент (use - использовать),  
.Append (добавить) 
 
Данные вводят в карточки, имеющие следующую форму: 
 
Запись #00001  
ФИО: 
год_рожд: 
район : 
адрес: 
группа: 


background image

 

159 

оценка1: 
оценка2: 
оценка3: 
 
Например, 
 
Запись  

 

 

#00005 

ФИО:   

 

 

Семенов Сергей Викторович 

год_рожд:    

 

1980 

район:  

 

 

Туруханский 

адрес:   

 

 

ул. Декабристов, д. 12, кв.23 

группа:  

 

 

И2 

оценка!: 

 

 

 5 

оценка2:  

 

 

оценкаЗ:  

 

 

 
Запись можно ввести в определенное место БД, введя одну из команд: 
 
.

Insert

 (вставить)  

 
или 
 
.

Insert

 

before

 . 

 
Перемещение по таблице и просмотр записей БД осуществляется командами: 
 

Go

 

top

  

 

- (идти наверх) установка указателя на первую запись,  

Go

 

bottom

    

- (идти вниз) установка указателя на последнюю запись; 

List

    

 

- (список) просмотр всех записей БД; 

Display

  

 

- (отобразить) просмотр записи, на которой находится указатель, 

Browse

  

 

(просмотреть)  помимо  просмотра  позволяет  редактировать  

 

 

 

 

записи БД. 

 
Редактирование записей позволяют проводить следующие команды: 
 

Edit

 

N

  

 

- редактирование записи с номером 

N;

 

Change

            

-  (поменять)  изменения  только  в  некоторых  полях  или  записях,  

 

 

 

 

удовлетворяющих заданным условиям; 

Delete

   

 

- (удалить) стирание ненужных записей; 

Copy

    

 

-(копировать) копирование записей. 

 
Изменить структуру БД можно командой 

Modify

. Ниже предложен перечень команд, осу-

ществляющих обработку данных: 

 

Report

 

form

   

- (отчет, форма) создание отчетов; 

Sort

    

 

- (сортировка) упорядочение БД по какому-либо ключу; 

Index

   

 

- (индекс) индексирование БД; 

Find

    

 

- (найти) поиск в БД. 

 
Работу с несколькими БД помогают вести команды: 
 

Select

   

 

- (выбор) сделать активной какую-либо БД; 

Update

  

 

- (расширить) передача данных из одной БД в другую; 

Join

 

to

  

 

 

- (присоединить) соединение целых БД. 

 


background image

 

160 

Для осуществления интерактивности БД используют команды ввода и вывода: 
 

Wait

    

 

- (ожидание) пауза, приостановка; 

Input

   

 

- (вход) ввод данных; 

Say

    

 

- (сказать) вывод информации; 

Read

    

 

- (читать) ввод данных. 

 

СУБД Microsoft Access 

 
Access - в переводе с английского означает «доступ». MS Access - это функционально пол-

ная реляционная СУБД. Кроме того, MS Access одна из самых мощных, гибких и простых в ис-
пользовании  СУБД.  В  ней  можно  создавать  большинство  приложений,  не  написав  ни  единой 
строки программы, но если нужно создать нечто очень сложное, то на этот случай MS Access пре-
доставляет мощный язык программирования - Visual Basic Aplication. 

Популярность СУБД Microsoft Access обусловлена следующими причинами: 
• Access является одной из самых легкодоступных и понятных систем как для профессио-

налов,  так  и  для  начинающих  пользователей,  позволяющая  быстро  освоить  основные  принципы 
работы с базами данных; 

• система имеет полностью русифицированную версию; 
• полная интегрированность с пакетами Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Mail; 
• идеология Windows позволяет представлять информацию красочно и наглядно; 
• возможность использования OLE технологии, что позволяет установить связь с объектами 

другого приложения или внедрить какие-либо объекты в базу данных Access; 

•  технология  WYSIWIG  позволяет  пользователю  постоянно  видеть  все  результаты  своих 

действий; 

• широко и наглядно представлена справочная система; 
•  существует  набор  «мастеров»  по  разработке  объектов,  облегчающий  создание  таблиц, 

форм и отчетов. 

Запустить систему Access можно несколькими способами: 
• запуск с помощью главного меню в WINDOWS 95; 
• запуск с помощью ярлыка на панели инструментов. 
После  запуска  системы  появится  главное  окно  Access,  рис.  2.24.  Здесь  можно  открывать 

другие окна, каждое из которых по-своему представляет обрабатываемые данные. Ниже приведе-
ны основные элементы главного окна Access, о которых необходимо иметь представление. 

 

 

 

Рис.2.24.

 Экран СУБД Access