Файл: Могилев А.В. Информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 6783

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

171 

Читаются такие файлы в SC по команде 
 
//Macro,Read. 
 

Графическое представление данных 

 
Электронные таблицы имеют развитые возможности представления данных в графическом 

виде. 

Рассмотрим  принципы  построения  диаграмм  на  примере  ЭТ  «Показатели  соревнования 

между факультетами института». 

Пусть пять факультетов соревнуются по следующим пунктам: 
• % успеваемости (отношение числа студентов, сдавших сессию

 

без двоек, к общему числу 

студентов); 

• % качества знаний (сдавшие на 4 и 5 к общему числу студентов); 
• участие в студенческих конференциях (0,2 балла за каждого студента); 
• число печатных работ (0,5 балла за каждую работу). 
 
Порядок работы. 
1. Оформите «шапку» ЭТ. 
2. Заполните данными столбцы

 

В, С, D, Е, F. 

3. В клетку G5 внесите формулу С5/В5 и скопируйте ее в диапазон G5:G9 В клетку Н5 вне-

сите D5/B5 и скопируйте в Н5:Н9. В клетку 15 введите формулу (G5+H5+E5*0.2+F5*0.5) и скопи-
руйте в 15:19. 

4. Построим столбиковую диаграмм) по столбцу «Общий балл». Для этого введем команду 

/View. Появится основное меню команды: 

 

Show   Data   Graph-Type   Time-Labs   Var-Labs  

Point-Labs 

 Headings  

Options 

 
Из этого меню производится настройка всех параметров диаграммы Обязательными пара-

метрами являются тип диаграммы (Graph-Type) и данные (Data) Выберите тип диаграммы, войдя в 
режим Graph-Type и выбрав тип Bar (столбиковая). Определите данные, которые будут выводить-
ся  в  диаграмме.  Для  этого  войдите  в  режим  Data  -  появится  запрос  на  ввод  первой  переменной 
(Var А). Отметьте диапазон клеток 15:19. Выведите диаграмму на экран, выбрав пункт Show. 

Нажатие клавиш Enter или Esc - возврат в

 

ЭТ

.

 

Без  поясняющих  меток  диаграмма  малопонятна.  Вновь  войдите  в  меню  команды  /View  и 

выполните дополнительную настройку параметров: 

 
Headings MainAl  

 

-задание общего заголовка диаграммы из клетки А1; 

X-axis A3  

 

 

- задание заголовка для оси Х из клетки A3; 

Quit    

 

 

- возврат в меню команды /View; 

Time-Labs A5:A9  

 

- установка меток по оси X; 

Var-Labs 15    

 

- задание метки для (первой) переменной. 

 
Выведите диаграмму на экран. 
5. Построим столбиковую диаграмму по двум переменным (Var А и Var В). Например, по 

столбцам В и С. 

Определим тип диаграммы и номер: 
 
/View, 2, Graph-Type, Bar 
 
Теперь определим данные, которые будут использоваться в диаграмме. Входим в Data, от-

мечаем диапазон клеток В5:В9 для первой переменной (Var А), после чего вводим (,), тем самым 
давая понять, что диаграмма будет строиться по двум переменным. Появляется запрос на ввод 2-й 
переменной (Var В). Укажите диапазон С5:С9. Выведите диаграмму на экран. 

 


background image

 

172 

7.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL 

 

Современные  электронные  таблицы  типа  Excel  используют  манипулятор  «мышь»;  в  них 

реализован удобный и комфортный интерфейс. 

Excel  имеет  два  окна  -  программное  (внешнее)  и  рабочее  (внутреннее).  Внутреннее  окно 

Sheet  #  содержит  рабочую  страницу  (таких  страниц  несколько,  они  образуют  книгу),  представ-
ляющую двумерную прямоугольную таблицу (подобную полю SuperCalk). Справа и внизу на ра-
бочей  странице  расположены  линейки  со  стрелками  прокрутки,  позволяющие  с  помощью  мыши 
быстро перемещаться по странице. 

 

Рис. 2.26.

 Экран Ехсе! 

 

В окне Excel (рис. 2.26), как и в других программах пакета MicroSoft Office, под зоной заго-

ловка находится область заголовков меню. Чуть ниже находится основная линейка инструментов. 

Кнопки  линейки  инструментов  позволяют  быстро  и  легко  вызывать  различные  функции 

Excel. Их можно вызывать также через меню. 

Если читатель уяснил идеологию электронных таблиц, то он может смело приступать к ра-

боте с Excel. 

Итак, данные подлежащие обработке размещаются на нескольких листах книги Excel. Вве-

дите числа и текст какой-нибудь сметы в ячейки первого листа книги, попытайтесь красиво офор-
мить данные, а затем представьте их в виде диаграммы (попытайтесь!). Далее сохраните данные и 
напечатайте. У вас должно все получиться! 

А теперь опишем несколько правил работы с таблицей. Чтобы выполнить какое-либо дей-

ствие с данными, помещенными в ячейки (ввод, копирование,  удаление, форматирование и т.п.), 
необходимо их выделить. Чтобы выделить ячейку, укажите на нее и нажмите кнопку мыши. При 
нажатой кнопке можно выделить диапазон ячеек. После выделения необходимой области нажмите 
правую кнопку мыши, вызывая контекстное меню, которое позволяет выполнить ряд команд: 

Вы-

резать, Копировать. Вставить

 и т.п. 

Изменение данных проводят прямо в ячейке. Перемещение или копирование содержимого 

ячеек можно осуществить перетаскиванием их с помощью мыши. Чтобы скопировать (а не пере-
местить), держите нажатой клавишу CTRL. 

Создание формулы начинается с ввода знака равенства (=). Формула содержит встроенные 

функции, адреса ячеек, константы. В случае затруднений с формированием формулы используйте 

Мастер функции.

 Есть великолепная команда 

Авто-суммирование.

 Выделите столбец или строку 

данных (и вообще любой диапазон ячеек) и нажмите кнопку «Автосуммирование». 

Подобный сервис есть и при оформлении дизайна таблицы. Вручную форматирование про-

водят стандартным способом. Выделяют ячейку или диапазон, а затем выбирают команды из кон-
текстного  меню  форматирования.  Автоформат  позволяет  оформить  сразу  весь  текущий  лист  по 
шаблону, который выбирается командой 

Автоформат

 в меню 

Формат.

 

Перед  печатью  таблиц  (кнопка 

Печать)

  удобно  осуществить  предварительный  просмотр 

(соответствующая кнопка в меню 

Сохранить).

 

Excel работает с несколькими листами книги. Например, на одном листе можно разместить 

итоговые оценки студенческой группы за пять лет обучения, а на пяти следующих - данные за ка-
ждый год обучения. Листы книги могут служить местом для размещения графических иллюстра-
ций, диаграмм. 

Для  отображения  числовых  данных  в  графической  форме  используют  линии,  полосы, 

столбцы,  сектора  и  другие  маркеры,  а  также  их  объединенные  вариации.  Для  размещения  диа-


background image

 

173 

граммы  рядом  с  данными  создают 

внедренную  диаграмму

  на  том  же  листе.  Можно  создать  диа-

грамму на отдельном 

листе диаграммы.

  Выделите нужный диапазон  ячеек,  содержащих данные, 

которые следует представить на диаграмме. Выберите команду 

Диаграмма

 в меню 

Вставка,

 а за-

тем команду 

На новом листе.

 Далее следуйте указаниям 

Мастера диаграмм.

 

Если нет времени, желания и возможности для относительно сложных построений, исполь-

зуйте автоматическое оформление диаграмм с помощью команды 

Автоформат

 в меню 

Формат.

 

Помимо того, что имеется большая встроенная библиотека построения графических обра-

зов: графиков, диаграмм, гистограмм. Excel содержит мощный встроенный графический редактор. 
Принципы  работы  графического  редактора  аналогичны  подобным  системам,  описанным  в  разд. 
2.5. 

Большое внимание в Excel уделено оформлению книги, ее листов. Для этих целей исполь-

зуют формат текстов и чисел, цвета н заливки, стиль, шрифты и т.д. По сути, графический редак-
тор  сопряжен  с  текстовым  процессором,  близким  по  возможностям  с  издательскими  системами 
типа Word, о котором рассказано в разд. 2.4. 

Excel не только «дружен» с текстовыми и графическими системами, но и поддерживает ос-

новные действия, характерные для систем управления базами данных (СУБД). В этом смысле со-
временные  электронные  таблицы  (Excel,  QuattroPro,  Lotus)  являются  интегрированными  про-
граммными системами. Более того, у них развит аппарат импортирования и экспортирования дан-
ных из других программных систем. 

Эти  и  многие  другие  приятные  сервисные  возможности,  порой  неожиданные,  можно  для 

себя открыть при работе с Excel. 

 

Контрольные вопросы и задания 

 
1. Создайте ЭТ «Стипендиальная ведомость». 
2. Составьте смету расходов для организации турпохода, если известна общая сумма затрат. 

Постройте различные виды диаграмм и подготовьте отчет. 

3. Составьте компьютерную модель Солнечной системы в электронных таблицах. Считая, 

что планеты движутся вокруг Солнца по окружностям с постоянной скоростью, определите ско-
рость  движения  по  орбите  для  каждой  планеты.  Например,  для  Марса  V  =  2∙3,14-0,387/0,24  = 
10,1(км/ч). Оцените в каких пределах может меняться расстояние от Земли до Марса. При каких 
расположениях планет достигаются наименьшее и наибольшее значения. 

4. Пусть интервал движения автобуса составляет 10 мин. Среднее время ожидания автобуса 

можно оценить проведя 

N

 опытов, разыгрывая случайное число в интервале [0, 10]. Найдите сред-

нее значение для серий из 10, 50, 100 опытов. В случае двух маршрутов найдите среднее значение 
ожидания,  когда  интервал  движения  первого  автобуса  составляет  10  минут,  а  второго  60  минут. 
Постройте вычислительную таблицу для трех маршрутов. 

 

§8. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА  

 

8.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ  

ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ 

 

Программные средства, подробно описанные в предыдущих разделах - системы подготовки 

текстов и машинной графики, базы данных и электронные таблицы -зачастую не могут удовлетво-
рить запросов пользователей в силу того, что бывает необходимо использовать возможности каж-
дого из них одновременно, в комплексе. 

Типичной является ситуация, когда данные, полученные из базы данных, необходимо обра-

ботать  средствами  табличного  процессора,  представить  графически,  в  виде  диаграммы  того  или 
иного вида, а затем вставить в текст. Для выполнения работ такого типа существуют, так называе-
мые, интегрированные пакеты - программные средства, совмещающие возможности, характерные 
в отдельности для текстовых редакторов, графических систем, электронных таблиц, баз данных (и 
других  программных  средств).  Конечно,  такое  совмещение  возможностей  достигается  за  счет 
компромисса.  Некоторые  возможности  оказываются  в  интегрированных  пакетах  ограниченными 
или  реализованными  не  в  полной  мере.  Это  касается,  в  первую  очередь,  богатства  команд  обра-


background image

 

174 

ботки  базы  данных  и  электронной  таблицы,  их  размеров,  макроязыков.  Однако  преимущества, 
создаваемые  единым  интерфейсом  объединенных  в  интегрированном  пакете  программных 
средств, неоспоримы. Многие ведущие мировые фирмы, выпускающие программное обеспечение, 
создали и продолжают развивать свои интегрированные пакеты. Так, фирма «Microsoft» развивает 
интегрированный  пакет  Works,  известны  пакеты  Open  Access  фирмы  «Open  Access»,  FrameWork 
фирмы «Ashton-Tate», Lotus 1-2-3 и Symphony фирмы «Lotus Development Corporation». 

Системы Symphony, KnowledgeMan позволяют рассматривать элементы записей в БД, тек-

сты  и  ячейки  электронной  таблицы  как  единое  целое:  сохраняя  на  экране  одни  и  те  же  данные, 
можно просто как бы менять на них точку зрения, переходя из электронной таблицы в редактор и 
т.п.  В  системах  предусмотрен  многооконный  интерфейс:  при  работе  пользователь,  переходя  из 
одного окна в другое, меняет «среду», выполняет операции поиска в БД, использует редактор тек-
ста и т.д. 

Необычно построение системы FrameWork. Все компоненты системы рассматриваются как 

фреймы  -  упорядоченные  наборы  информации,  причем  пользователь  может  дробить  фреймы  на 
набор фреймов более низкого порядка и т.п. Например, в поле текста можно вставить метку, ука-
зывающую на то, что в этом месте должен располагаться участок данных из электронной таблицы, 
график и пр. Эти фреймы можно будет описать позже, а затем «собрать» все фреймы в единый до-
кумент. В системе имеется свой язык программирования Fred. 

В  интегрированную  систему  «Мастер»  отечественной  разработки  включены  текстовый 

процессор «Лексикон», процессор электронных таблиц, БД. графический процессор. Кроме того, 
есть возможность писать программы на языке «Мастер». В этот язык включены функции работы с 
ячейками электронных таблиц, окнами экрана (рамками), функциями, определенными внутри под-
систем.  Таким  образом,  с  помощью  системы  «Мастер»  существует  возможность  сформировать 
свою  версию  интегрированной  системы,  поддерживающую  необходимые  в  данном  конкретном 
приложении функции. Система «Мастер» является примером разумно построенной интегрирован-
ной  системы,  работа  с  ней  естественна  и  удобна.  С  помощью  этой  системы  ведется  разработка 
различных информационных систем. 

Ограничимся  рассмотрением  одной  из  популярных  в  настоящее  время  интегрированных 

систем - Works. По мнению специалистов, этот пакет обладает наиболее наглядным и простым в 
освоении интерфейсом, полно реализующим основные функции обработки текстов, таблиц и баз 
данных, а также телекоммуникации по коммутируемым каналам. 

 

8.2. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПАКЕТ MS-WORKS 

 

После запуска интегрированного пакета MS-Works вы попадаете в интегрированную среду 

этого  программного  средства.  Опишем  некоторые  правила  работы  с  составными  компонентами 
пакета. 

Работа с текстовым редактором системы MS-Works.

 Текстовый редактор MS-Works яв-

ляется  составной  частью  интегрированного  пакета  MS-Works.  Чтобы  начать  работу  с  текстовым 
редактором, выполняются следующие действия. 

Нажатие на клавишу Alt - переход в главное меню. При этом опция 

Файл

 оказывается вы-

деленной. Нажатие на клавишу Enter- подтверждение выбора и открытие подменю работы с фай-
лами 

Файл.

  Если  вы  создаете  новый  текст,  выберите  в  этом  меню  команду 

Создать  Фаил

  и  на-

жмите клавишу Enter. В этом случае программа выдаст запрос о том, какой файл следует создать. 
Выберите из нового открывшегося меню пункт, относящийся к текстовому процессору. 

Если текст уже был создан ранее, выберите в меню 

Фаил

 команду 

Открыть файл 

и введите 

имя файла или выберите его из списка имеющихся на диске. Выбор файла из списка ничем не от-
личается от выбора опции из меню. 

Для  выбора  файла  можно  использовать  мышь  или  клавиши  управления  курсором,  затем 

нужно нажать клавишу Enter. В этом случае на экране появляется интегрированная среда тексто-
вого редактора с уже загруженным текстом. 

Подобным образом выбираются и другие команды меню. 
Экран текстового редактора разделен на несколько частей. Вверху экрана находится меню. 

Оно  содержит  команды,  которые  используются  для  редактирования  текста  и  работы  с  файлами. 
Внизу экрана - строка сообщений. Сверху над строкой сообщений - статусная строка. В верхней 


background image

 

175 

части экрана под меню имеется линейка. Она определяет границы текста и красную строку. Левая 
и  правая  границы  текста  обозначаются  квадратными  скобками.  Остальная  площадь  экрана  сво-
бодна. Это - рабочая область, в которой можно набирать и редактировать текст. На экране посто-
янно находятся три важных отметки - курсор, буква «п», указывающая начало страницы, и ромбик 
- метка конца файла. Он не может быть удален с экрана. 

При вводе нового текста текстовый редактор сам разместит его в границах, определенных 

при  помощи  линейки.  Когда  текст  доходит  до  конца  строки,  слово  переносится  на  следующую 
строку. 

Текстовый  редактор  системы  Works  использует  стандартные  для  всех  редакторов  приемы 

работы с текстом. Если вы недовольны результатами редактирования, изменения легко отменить. 
Для этого перейдите в меню 

Редактирование

 (нажмите клавишу Alt, укажите выделенной строкой 

команду 

Редактирование

  и  нажмите  Enter),  выберите 

Отмена.

  Нажмите  Enter  (или  «О»).  После 

этого текст появится на экране в первоначальном виде. 

Для того. чтобы сохранить текст на магнитном диске, надо сделать следующее: 
• нажать одновременно Alt и Ф (так вы откроете меню работы с файлами 

Файл);

 

• нажать клавишу С (таким образом вы выберете команду 

Сохранить);

 

  придумать  и  ввести

 

имя  для  вашего  файла,  в  котором  будет  храниться  подготовленный 

вами текст. 

Для выхода из текстового редактора следует нажать Alt и открыть меню работы с файлами 

Фаил

 (нажав клавишу Ф), выбрать команду 

Выход

 и нажать Enter (можно нажать клавишу X). 

Текстовый редактор интегрированной системы Works имеет встроенные средства для про-

верки правописания - спеллинга. Чтобы проверить ошибки в тексте, необходимо поместить курсор 
в том месте, откуда надо начать проверку, или выделить текст, который надо проверить. 

Работа  с  электронными  таблицами  системы  MS-Works.

  Электронные  таблицы  MS-

Works являются составной частью интегрированного пакета MS-Works. Для начала сеанса работы 
с  электронной  таблицей  вызовите  MS-Works.  Чтобы  начать  работу  с  электронными  таблицами, 
выполните следующие действия. 

Нажмите клавишу Alt для перехода в главное меню. При этом пункт 

Файл

 оказывается вы-

деленным. Нажмите клавишу Enter, чтобы открыть меню работы с файлами 

Файл.

 

Если  вы  создаете  новую  таблицу,  выберите  в  этом  меню  команду 

Создать  Файл

  с  помо-

щью клавиш со стрелками. В этом сл\чае программа выдаст запрос о том, какой файл следует соз-
дать. Выберите из открывшегося меню пункт, относящийся к электронным таблицам. 

Если  таблица  уже  была  создана  ранее,  выберите  в  меню 

Файл

  команду 

Открыть  файл  с

 

помощью клавиш со стрелками и введите имя файла или выберите его из списка имеющихся на 
диске. Выбор файла из списка ничем не отличается от выбора опции из меню. Для выбора файла 
вы также используете клавиши со стрелками, затем нажимаете клавишу  Enter. В этом случае  вы 
получите на экране электронную таблицу с уже загруженными данными. 

Посмотрим, на какие части разделен экран при работе с электронными таблицами. Вверху 

экрана  находится  меню.  Оно  содержит  команды,  которые  используются  для  работы  с  электрон-
ными таблицами. Для перехода в меню надо нажать клавишу Alt. Строкой ниже находится строка 
ввода,  в  которой  отображается  содержимое  активной  клетки.  Внизу  экрана  -  строка  сообщений. 
Она дает подсказки и описание команд в меню. Сразу над строкой сообщений находится статусная 
строка, позволяющая следить за ходом работы. Например, она содержит имя активной клетки. Ос-
тальная площадь экрана занята электронной таблицей. 

После загрузки пустой таблицы на экране видны 7 столбцов (с А до G) и строки с 1-й по 18-

ю. Перемещение курсора по таблице осуществляется при помощи клавиш со стрелками. Для того, 
чтобы ввести в клетку информацию (текст, число, формулу), надо сделать следующее: 

• указать клетку таблицы, установив на нее указатель с помощью клавиш управления кур-

сором или мыши; 

• набрать с помощью буквенно-цифровых клавиш текст, число, дату, формулу; 
•  нажать  клавишу  Enter,  чтобы  подтвердить  ввод  данных;  если  в  клетке  уже  содержатся 

данные, они будут замещены введенными. 

Для отмены ввода информации следует нажать Esc. 
С  отдельными  клетками  и  с  блоками  клеток  можно  выполнять  разнообразные  операции 

(перемещение,  копирование,  очистку).  В  этих  случаях  требуется  сначала  выделить  блок  клеток,