Файл: Могилев А.В. Информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 6570

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21 

В дальнейшем тексте данного учебника практически всегда количество информации пони-

мается в объемном смысле. 

 

2.4. ИНФОРМАЦИЯ: БОЛЕЕ ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД 

 

Как ни важно измерение информации, нельзя сводить к нему все связанные с этим поняти-

ем проблемы. При анализе информации социального (в широким смысле) происхождения на пер-
вый план могут выступить такие ее свойства. как истинность, своевременность, ценность, полнота 
и т.д. Их невозможно оценить в терминах «уменьшение неопределенности» (вероятностный под-
ход) или числа символов (объемный подход). Обращение к качественной стороне информации по-
родило иные подходы к ее оценке. При 

аксиологическом

 подходе стремятся исходить из ценно-

сти,  практической  значимости  информации,  т.е.  качественных  характеристик,  значимых  в  соци-
альной  системе.  При

  семантическом

  подходе  информация  рассматривается  с  точки  зрения  как 

формы, так и содержания. При этом информацию связывают с

 тезаурусом,

 т.е. полнотой система-

тизированного набора данных о предмете информации. Отметим, что эти подходы не исключают 
количественного  анализа,  но  он  становится  существенно  сложнее  и  должен  базироваться  на  со-
временных методах математической статистики. 

Понятие информации нельзя считать лишь техническим,.междисциплинарным и даже над-

дисциплинарным термином. Информация - это фундаментальная философская категория. Дискус-
сии ученых о философских аспектах информации надежно показали несводимость информации ни 
к одной из этих категорий. Концепции и толкования, возникающие на пути догматических подхо-
дов,  оказываются  слишком  частными,  односторонними,  не  охватывающими  всего  объема  этого 
понятия. 

Попытки  рассмотреть  категорию  информации  с  позиций  основного  вопроса  философии 

привели к возникновению двух противостоящих концепций - так называемых,

 функциональной и 

атрибутивной.

  «Атрибутисты»  квалифицируют  информацию  как  свойство  всех  материальных 

объектов, т.е. как атрибут материи. «функционалисты» связывают информацию лишь с функцио-
нированием сложных, самоорганизующихся систем. Оба подхода, скорее всего, неполны. Дело в 
том, что природа сознания, духа по сути своей является информационной, т.е. создание суть менее 
общее понятие по отношению к категории «информация». Нельзя признать корректными попытки 
сведения более общего понятия к менее общему. Таким образом, информация и информационные 
процессы, если иметь в виду решение основного вопроса философии, опосредуют материальное и 
духовное, т.е. вместо классической постановки этого вопроса получается два новых: о соотноше-
нии материи и информации и о соотношении информации и сознания (духа); 

Можно  попытаться  дать  философское  определение  информации  с  помощью  указания  на 

связь определяемого понятия с  категориями

  отражения  и  активности. 

Информация есть содер-

жание образа, формируемого в процессе отражения. Активность входит в это определение в виде 
представления  о  формировании  некоего  образа  в  процессе  отражения  некоторого  субъект-
объектного  отношения.  При  этом  не  требуется  указания  на  связь  информации  с  материей,  по-
скольку  как субъект, так и объект  процесса отражения могут принадлежать как к материальной, 
так и к духовной сфере социальной жизни. Однако существенно подчеркнуть, что материалисти-
ческое решение основного вопроса философии требует признания необходимости существования 
материальной  среды  -  носителя  информации  в  процессе  такого  отражения.  Итак,  информацию 
следует  трактовать  как  имманентный  (неотъемлемо  присущий)  атрибут  материи,  необходимый 
момент  ее  самодвижения  и  саморазвития.  Эта  категория  приобретает  особое  значение  примени-
тельно к высшим формам движения материи - биологической и социальной. 

Данное  выше  определение  схватывает  важнейшие  характеристики  информации.  Оно  не 

противоречит тем знаниям, которые накоплены по этой проблематике, а наоборот, является выра-
жением наиболее значимых. 

Современная  практика  психологии,  социологии,  информатики  диктует  необходимость  пе-

рехода к информационной трактовке сознания. Такая, трактовка оказывается чрезвычайно плодо-
творной  и  позволяет,  например,  рассмотреть  с  общих  позиций  индивидуальное  и  общественное 
сознание. Генетически индивидуальное и общественное сознание неразрывны и в то же время об-
щественное сознание не есть простая сумма индивидуальных, поскольку оно включает информа-
ционные потоки и процессы между индивидуальными сознаниями. 


background image

 

22 

В  социальном  плане  человеческая  деятельность  предстает  как  взаимодействие  реальных 

человеческих  коммуникаций  с  предметами  материального  мира.  Поступившая  извне  к  человеку 
информация  является  отпечатком,  снимком  сушностных  сил  природы  или  другого  человека.  Та-
ким образом, с единых методологических позиций может быть рассмотрена деятельность индиви-
дуального  и  общественного  сознания,  экономическая,  политическая,  образовательная  деятель-
ность различных субъектов социальной системы. 

Данное выше определение информации как философской категории не только затрагивает 

физические аспекты существования информации, но и фиксирует ее социальную значимость. 

Одной  из  важнейших  черт  функционирования  современного  общества  выступает  его  ин-

формационная оснащенность. В ходе своего развития человеческое общество прошло через пять 
информационных революций. Первая из них была связана с введением языка, вторая - письменно-
сти, третья - книгопечатания, четвертая -телесвязи, и, наконец, пятая - компьютеров (а также маг-
нитных и оптических носителей хранения информации). Каждый раз новые информационные тех-
нологии поднимали информированность общества на несколько порядков, радикально меняя объ-
ем и глубину знания, а вместе с этим и уровень культуры в целом. 

Одна из целей философского анализа понятия информации  -  указать место информацион-

ных  технологий  в  развитии  форм  движения  материи,  в прогрессе  человечества  и,  в  том  числе,  в 
развитии разума как высшей отражательной способности материи. На протяжении десятков тысяч 
лет сфера разума развивалась исключительно через общественную форму сознания. С появлением 
компьютеров начались разработки систем искусственного интеллекта, идущих по пути моделиро-
вания общих интеллектуальных функций индивидуального сознания. 

 

2.5. ИНФОРМАЦИЯ И ФИЗИЧЕСКИЙ МИР 

 

Известно большое количество работ, посвященных физической трактовке информации. Эти 

работы  в  значительной  мере  построены  на  основе  аналогии  формулы  Больцмана,  описывающей 
энтропию статистической системы материальных частиц, и формулы Хартли. 

Заметим, что при всех выводах формулы Больцмана явно или неявно предполагается, что 

макроскопическое  состояние  системы,  к  которому  относится  функция  энтропии,  реализуется  на 
микроскопическом уровне как сочетание механических состояний очень большого числа частиц, 
образующих систему (молекул). Задачи же кодирования и передачи информации, для решения ко-
торых Хартли и Шенноном была развита вероятностная мера информации, имели в виду очень уз-
кое техническое понимание информации, почти не имеющее отношения к полному объему этого 
понятия. Таким образом, большинство рассуждений, использующих термодинамические свойства 
энтропии применительно к информации нашей реальности, носят спекулятивный характер. В ча-
стности, являются необоснованными использование понятия «энтропия» для систем с конечным и 
небольшим числом состояний, а также попытки расширительного методологического толкования 
.результатов  теории  вне  довольно  примитивных  механических  моделей,  для  которых  они  были 
получены.  Энтропия  и  негэнтропия  -  интегральные  характеристики  протекания  стохастических 
процессов - лишь параллельны информации и превращаются в нее в частном случае. 

Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется ввиду толкование 

«ресурса» как запаса неких знаний материальных предметов или энергетических, структурных или 
каких-либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными 
предметами,  информационные  ресурсы  являются  неистощимыми  и  предполагают  существенно 
иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы. 

Рассмотрим некоторый набор свойств информации: 
• запоминаемость; 
• передаваемость; 
• преобразуемость; 
• воспроизводимость; 
• стираемость. 
Свойство

  запоминаемости

  -  одно  из  самых  важных.  Запоминаемую  информацию  будем 

называть  макроскопической  (имея  ввиду  пространственные  масштабы  запоминающей  ячейки  и 
время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной прак-
тике. 


background image

 

23 

Передаваемость

 информации с помощью каналов связи (в том числе с помехами) хорошо 

исследована в рамках теории информации К. Шеннона. В данном случае имеется ввиду несколько 
иной аспект - способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомне-
на» другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевид-
но, что количество информации не должно возрастать при копировании. 

Воспроизводимость

 информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее не-

зависимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существен-
ными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается инфор-
мация,  то  воспроизводимость  характеризует  неиссякаемость  и  неистощимость  информации,  т.е. 
что при копировании информация остается тождественной самой себе. 

Фундаментальное  свойство  информации  -

  преобразуемость.

  Оно  означает,  что  информа-

ция может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность пре-
образования  информации,  при  котором  ее  количество  не  меняется.  В  общем  случае  количество 
информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может. Свойство

 стираемо-

сти

 информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информа-

ции (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю. 

Данных свойств информации недостаточно для формирования ее меры, так  как они отно-

сятся к физическому уровню информационных процессов. 

Подводя итог сказанному в п. 2.4  - 2.5, отметим, что предпринимаются (но отнюдь не за-

вершены) усилия ученых, представляющих самые разные области знания, построить единую тео-
рию,  которая  призвана  формализовать  понятие  информации  и  информа-ционного  процесса,  опи-
сать  превращения  информации  в  процессах  самой  разной  природы.  Движение  информации  есть 
сущность  процессов  управления,  которые  суть  проявление  имманентной  активности  материи,  ее 
способности к самодвижению. С момента возникновения кибернетики управление рассматривает-
ся применительно ко всем формам движения материи, а не только к высшим (биологической и со-
циальной). Многие проявления движения в неживых - искусственных (технических) и естествен-
ных (природных) - системах также обладают общими признаками управления, хотя их исследуют 
в химии, физике, механике в энергетической, а не в информационной системе представлений. Ин-
формационные аспекты в таких системах составляют предмет новой междисциплинарной науки - 
синергетики. 

Высшей формой информации, проявляющейся в управлении в социальных системах, явля-

ются знания. Это наддисциплинарное понятие, широко используемое в педагогике и исследовани-
ях по искусственному интеллекту, также претендует на роль важнейшей философской категории. 
В  философском  плане  познание  следует  рассматривать  как  один  из  функциональных  аспектов 
управления. Такой подход открывает путь к системному пониманию генезиса процессов познания, 
его основ и перспектив. 

 

Контрольные вопросы 

 
1. Какая форма представления информации - непрерывная или дискретная -приемлема для 

компьютеров и почему? 

2. В чем состоит процедура дискретизации непрерывной информации? 
3. Как определяется понятие энтропии? 
4.  Каким  образом  определяется  единица  количества  информации  при  кибернетическом 

подходе? 

5. Каковы особенности определения количества информации, связанной с появлением раз-

личных знаков в сообщениях? 

 

§ 3. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 

 

3.1. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 

 

Система счисления

 - принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реаль-

ных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса: 

позиционные и непозици-

онные.

 Для записи чисел в различных системах счисления используется некоторое количество от-


background image

 

24 

личных  друг  от  друга  знаков.  Число  таких  знаков  в  позиционной  системе  счисления  называется

 

основанием  системы  счисления. 

Ниже  приведена  табл.  1.4,  содержащая  наименования  некото-

рых позиционных систем счисления и перечень знаков (цифр), из которых образуются в них чис-
ла. 

 
 

Таблица 1.4. Некоторые системы счисления 

 

Основание 

Система счисления 

Знаки 

Двоичная 

0,1 

Троичная 

0,1.2 

Четвертичная 

0,1,2,3 

Пятиричная 

0,1,2,3,4 

Восьмиричная 

0,1,2,3,4,5,6,7 

10 

Десятичная 

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 

12 

Двенадцатиричная 

0,1,2,3,4,5,б,7,8,9,А,В 

16 

Шестнадцатиричная 

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A.B,D,E,F 

 

В позиционной системе счисления число может быть представлено в виде суммы произве-

дений коэффициентов на степени основания системы счисления:  

 

A

n

A

n-1

A

n-2

 … A

1

,A

0

,A

-1

,A

-2

  = 

А

n

В

n

 + A

n-1

B

n-1

 + ... + A

1

B

1

 + А

0

В

0

 + A

-1

B

-1

 + А

-2

В

-2

 + ... 

 

(знак «точка» отделяет целую часть числа от дробной; знак «звездочка» здесь и ниже используется 
для обозначения операции умножения). Таким образом, значение каждого знака в числе зависит от 
позиции, которую занимает знак в записи числа. Именно поэтому такие системы счисления назы-
вают  позиционными.  Примеры  (десятичный  индекс  внизу  указывает  основание  системы  счисле-
ния): 
 

23,43(

10

) = 2*10

1

 + З*10° + 4*10

-1

 + З*10

-2 

 

(в данном примере знак «З» в одном случае означает число единиц, а в другом - число сотых долей 
единицы); 
 

692(

10

) = 6* 10

2

 + 9*10

1

 + 2. 

 

(«Шестьсот девяносто два»  с формальной точки  зрения представляется в виде «шесть  умножить 
на десять в степени два, плюс девять умножить на десять в степени один, плюс два»). 
 

1101(

2

)= 1*2

+ 1*2

2

+0*2

1

+ 1*2°; 

112(

3

l*3

2

+ 1*3

1

 +2*3°; 

341,5(

8

) =3*8

2

+ 4*8

1

 +1*8° +5*8

-1

A1F4(

16

) = A*16

2

 + 1*16

1

 + F*16° + 4*16

-1

 
При работе с компьютерами приходится параллельно использовать несколько позиционных 

систем  счисления  (чаще  всего  двоичную,  десятичную  и  шестнадцатиричную),  поэтому  большое 
практическое значение имеют процедуры перевода чисел из одной системы счисления в другую.

 

Заметим

,

 что во всех приведенных выше примерах результат является десятичным числом, и, та-

ким образом, способ перевода чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную уже 
продемонстрирован. 

Чтобы перевести целую часть числа из десятичной системы в систему с основанием 

В,

 не-


background image

 

25 

обходимо разделить ее на 

В.

  Остаток  даст  младший  разряд  числа.  Полученное  при  этом  частное 

необходимо  вновь  разделить  на 

В  -

  остаток  даст  следующий  разряд  числа  и  т.д.  Для  перевода 

дробной части ее необходимо умножить на 

В.

 Целая часть полученного произведения будет  пер-

вым (после запятой, отделяющей целую часть от дробной) знаком. Дробную же часть произведе-
ния необходимо вновь умножить на 

В.

 Целая часть полученного числа будет следующим знаком и 

т.д. 

Отметим, что кроме рассмотренных выше позиционных систем счисления существуют та-

кие, в которых значение знака не зависит от того места, которое он занимает в числе. Такие систе-
мы счисления называются непозиционными. Наиболее известным примером непозиционной сис-
темы является римская. В этой системе используется 7 знаков (I, V, X, L, С, D, М), которые соот-
ветствуют следующим величинам: 

 

1(1)    

V(5)    

X(10)   

L(50)    

С (100)  

D(500)  

M(1000) 

 

Примеры:

 III (три), LIX (пятьдесят девять), DLV (пятьсот пятьдесят пять).  

Недостатком непозиционных систем, из-за которых они представляют лишь исторический 

интерес,  является  отсутствие  формальных  правил  записи  чисел  и,  соответственно,  арифметиче-
ских действий над ними (хотя по традиции римскими числами часто пользуются  при нумерации 
глав в книгах, веков в истории и др.). 

 

3.2. ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ 

 

Особая  значимость  двоичной  системы  счисления  в  информатике  определяется  тем,  что 

внутреннее  представление  любой  информации  в  компьютере  является  двоичным,  т.е.  описывае-
мым наборами только из двух знаков (0 и 1). 

Конкретизируем описанный выше способ в случае перевода чисел из десятичной системы в 

двоичную. Целая и дробная части переводятся порознь. Для перевода целой части (или просто це-
лого) числа необходимо разделить ее на основание системы счисления и продолжать делить част-
ные  от  деления  до  тех  пор,  пока  частное  не  станет  равным  0.  Значения  получившихся  остатков, 
взятые в обратной последовательности, образуют искомое двоичное число. Например: 

 
 

 

 

 Остаток 

25 : 2 = 12        

 

 

(1),  

12 : 2 = 6  

 

             

(0),  

6 : 2 = 3  

 

 

 

(0),  

3 : 2 = 1  

 

 

 

(1),  

1 : 2 = 0  

 

 

 

(1). 

 
Таким образом 
 

25(

10

)=11001(

2

). 

 
Для перевода дробной части (или числа, у которого «0» целых) надо умножить ее на 2. Це-

лая часть произведения будет первой цифрой числа в двоичной системе. Затем, отбрасывая у ре-
зультата  целую  часть,  вновь  умножаем  на  2  и  т.д.  Заметим,  что  конечная  десятичная  дробь  при 
этом вполне может стать бесконечной {периодической) двоичной. Например: 

 
0,73 • 2 = 1,46 (целая часть 1),  
0,46 • 2 = 0,92 (целая часть 0 ),  
0,92 • 2 = 1,84 (целая часть 1),  
0,84 • 2 = 1,68 (целая часть 1) и т.д.  
 
В итоге 
 

0,73(

10

) =0,1011...(

2

).