ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 6862
Скачиваний: 51
491
$ pwd >> dirconts - добавить в файл имя текущего каталога.
Для перенаправления стандартного ввода используется знак «<».
Пример.
$ mail -
ввод сообщения с экрана;
$ mail < message - ввод сообщения из файла
message
.
Эта возможность используется реже, чем перенаправление вывода.
Конвейером называется группа команд, объединенных программными каналами. Про-
граммный канал образуется назначением стандартного вывода одной команды стандартным вво-
дом следующей команды. Для формирования программного канала используется знак «|» («верти-
кальная черта»).
Система UNIX располагает развитыми
средствами связи пользователей между собой. К ним
относятся команды:
•
who
- позволяющая выяснить, кто работает в данный момент с
системой;
•
write
-
для непосредственной посылки сообщения прямо на экран терминала другому
пользователю;
•
-
реализующая электронную почту, использующую электронные почтовые ящики.
Команда write посылает сообщение указанному пользователю в момент исполнения этой
команды:
write <пользователь адресат><сообщение>
Сообщение заканчивается выводом знака конца файла
control-D
.
Если ожидается ответ и
предполагается диалог можно не вводить знак конца файла до конца диалога. Электронная почта
позволяет пользователям обмениваться сообщениями. которые попадают в почтовые ящики, реа-
лизованные внутри системы. При входе пользователя в систему появляется извещение о наличии
для него почты, например:
login: password:... you have mail $
В отличии от команды
write
,
в системе
о
приходе почты пользователя известят, когда
он закончит текущую работу. Пост;» пит сообщение:
you have mail (для вас есть почта).
Для получения почты необходимо ввести команду
без параметров:
$ mail
Подсказка (?) означает, что система
ждет оказания о том, что делать с почтой: печа-
тать, сохранить, уничтожить или выйти из команды
mail.
Ввод знака вопроса приводит к меню
возможных действий:
q quit
-закончить;
х exit without changing mail
- выйти без изменения почты;
р print
- печать;
s [file] save
- сохранить в файле;
w [file] same without header
- то же без заголовка;
- print previous
- печатать предыдущее;
d delete
- уничтожить;
+ next (no delete)
- следующее (не уничтожать);
m user mail to user
- переправить другому пользователю;
!cmd execute cmd
- выполнить команду;
?
Для посылки почты следует ввести команду
с
параметром-именем пользователя и
текст письма, заканчивая его знаком конца файла
(
control-D
).
Для выхода из системы mail нужно
492
нажать q, например:
? q you have mail $
Существуют и более развитые средства работы с электронной почтой, например утилита
bmail.
Чрезвычайно важно, что те же средства позволяют обмениваться электронной почтой не
только в рамках локальной сети. но и глобально, в рамках
Internet.
Для этого необходимо лишь
указывать идентификатор адресата с интернетовским адресом его локальной сети. Сама передача
сообщений по каналам связи ведется в этом случае с помощью средства под названием UUCP
(Unix to Unix copy).
Помимо перечисленных команд UNIX имеет развитые средства обработки текстов, встро-
енные компиляторы с языков программирования
Си
,
Фортран77, Паскаль и др, а также средства
разработки программ.
Следующий уровень взаимодействия пользователей в сетях достигается на основе совмест-
ного использования распределенных по сети файлов. Прозрачными использование таких файлов
делают сетевая файловая система NFS (Network File System) и сетевая информационная служба
NIS (Network Information Service). NFS использует модель клиент/сервер, в которой сервер экспор-
тирует доступные для совместного использования каталоги, а клиент монтирует эти каталоги,
чтобы обращаться к хранящимся в них файлах До сих пор мы рассматривали команды UNIX, вы-
полняемые из командной строки. Для обеспечения выполнения части из них, таких как перемеще-
ние по каталогам и их создание, копирование файлов и запуск программ, служит оболочка UNIX
под названием
Demos Commander
,
в основных чертах аналогичная
Norton Commander
.
Аналогом
графической среды
Windows
в UNIX является графическая оболочка
X
Windows
.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основные особенности и команды ОС UNIX.
2. Опишите основные команды ОС UNIX.
3. Какова роль операционной системы UNIX в обеспечении сервиса Internet?
§ 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ
5.1. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы жизни
современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование.
Несмотря на то что Россия занимает сейчас 37-е место в мире по уровню телефонизации
(являющейся одним из важнейших факторов, обусловливающих развитие компьютерных теле-
коммуникаций в стране), за последние 2-3 года российские пользователи персональных ЭВМ по-
лучили доступ ко множеству зарубежных телекоммуникационных сетей.
На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и ста-
новится заметным процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу народного обра-
зования, и, прежде всего, в жизнь современной школы. Десятки тысяч школ за рубежом и сотни
школ в нашей стране за последние 5-7 лет начали использовать возможности современных теле-
коммуникаций непосредственно в учебной работе.
Особенно стремятся участвовать в этом процессе школы из «глубинки», где уже есть со-
временная телефонная сеть. но по-прежнему нет доступа к современной оперативной информации
по различным отраслям знаний.
Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной ра-
боты с учащимися по отдельным экспериментальным проектам. Однако уже сейчас многие школы
за рубежом используют компьютерные телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях
реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном
обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педаго-
гами как один из инструментов познания окружающего мира. Инструмент этот настолько мощ-
493
ный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология гло-
бального мышления.
Компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных
технологий, использующий глобальные компьютерные сети, - обещают совершить переворот в
методах и формах обучения. Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта - уже сей-
час, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе каждой
школы. Учебное значение электронной почты состоит в том, что она
• стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;
• повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;
• расширяет коммуникативную практику
учащихся, помогает в совершенствовании пись-
менной речи;
• делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопос-
тавлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по электронной почте.
Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуника-
ционных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме,
включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получе-
нию и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникации, и ох-
ватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев.
Простые телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя классами учащихся
под непосредственным руководством учителей и проходят в форме неструктурированной коллек-
тивной переписки. Сложные длительные проекты, в которых участвуют десятки и сотни классов,
требуют участия в проектах координаторов и методистов, руководящих ходом телекоммуникаций,
добивающихся согласованности содержания и сроков отправки корреспонденции. Большие проек-
ты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях (США, Канады, Великобри-
тании и т.д.).
В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент российское
образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты
как средству управления учебной мотивацией. Публикация с помощью электронной почты оказы-
вается оперативной целью овладения компьютером, проведения наблюдений и измерений, коллек-
тивной деятельности учащихся.
Во многих школах России имеется опыт следующего использования электронной почты:
• для обмена опытом педагогов, проводящих различные учебные курсы;
• для обмена между учащимися коллективными сообщениями следующих
типов:
- письма общего характера (письмо-представление, рассказ о своем городе, о школьных
друзьях и о спортивных достижениях, рассказ о домашних животных, поздравления с праздника-
ми и др.):
- писем-отчетов о проведенных исследованиях и выполненных проектах;
- датаграфических и фенологических наблюдений за погодой;
•для проведения компьютерных телекоммуникационных викторин;
• для «распределенного» выполнения исследований ( лабораторные исследования и измере-
ния выполняет один из классов, а остальные классы обобщают присланные им данные измерений
и результаты наблюдений).
В образовательной практике могут найти применение все основные виды компьютерных
телекоммуникаций:
• электронная почта;
• списки рассылки (list-серверы);
• электронные доски объявлений (BBS);
• телеконференции;
•
Gopher-
и WWW-серверы.
Там же находят применения различные информационные технологии общения, в частно-
сти:
• общение многих со многими;
• общение, не ограниченное географическими расстояниями;
• общение, не ограниченное временными рамками;
• общение на основе текста, а не речи.
494
Установлено, что общение, опосредованное компьютером,
влияет на основные
характери-
стики общения людей с помощью компьютерных сетей.
Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей
Internet
обладает очень большими потенциальными возможностями в образовании. Возможности этой
системы для поддержки свободного обмена информацией поразительны и практически безгранич-
ны. Рассмотрим основные идеи использования телекоммуникационных средств в образовательном
контексте, основанные на классификации большого количества файлов, полученных в результате
работы в
Internet
.
Данный материал может помочь спланировать эффективное использование те-
лекоммуникаций в обучении, полностью интегрированное с изучаемым учебным курсом.
5.2. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН СООБЩЕНИЯМИ
Наиболее популярный тип телекоммуникаций состоит в электронном общении индивидов с
другими индивидами, индивидов с группами, групп с группами. Многие из телекоммуникацион-
ных проектов используют электронную почту (иногда посредством дискуссионных групп на list-
серверах) как единую среду общения. В других проектах преподаватели и учащиеся используют
телеконференции и связанные с
Internet
«доски объявлений». Можно выделить следующие основ-
ные разновидности телекоммуникационных проектов.
Свободная переписка.
Возможно, это наиболее часто используемая структура телекомму-
никационной деятельности, аналогичная переписке по обычной почте. Поскольку переписка меж-
ду учащимися требует большего внимание, чем многие преподаватели могут ей уделить, можно
развернуть свободный обмен электронной почтой между группами. Свободная переписка является
прекрасным источником при изучении иностранных языков, культурных традиций различных на-
родов и т.д.
Вот пример вводного сообщения от группы французских учащихся, желающих узнать о
том, как в других странах изучаются компьютерные технологии :
«Здравствуйте! Мы -группа 13-16-летних учащихся технологической школы им. Ромена
Роллана в пригороде Парижа. На занятиях по технологиям ученики должны разработать проект,
связанный с технологиями и компьютерами.
Мы хотим переписываться с вами, чтобы узнать о вас
больше:
• Что представляет собой ваш класс?
• Где находится ваша школа?
• Изучаете ли вы технологии?
• Что вам больше всего нравится делать?
Мы хотели бы также переписываться о различных компьютерных играх».
Глобальный класс.
При этой разновидности структуры переписки два или более класса
(находящиеся где угодно) могут совместно изучать одну и
ту же тему, обсуждая то, что они сейчас
изучают по заранее определенному графику.
Вот пример «электронного расписания» месячных проектов по ознакомлению с опасностью
СПИДа :
1-15 февраля. Регистрация.
1- 5 марта. Что представляет собой вирус СПИДа?
8-12 марта. СПИД и образование.
15- 19 марта. Выявление СПИДа.
22 - 26 марта. Обмен мнениями о СПИДе.
Предложения для обсуждения и отработки на весь срок проекта включаются в план. Хоро-
шо бы вывесить на стенд сообщения от учащихся, преподавателей и ученых на тему проекта. По-
буждайте своих учащихся готовить сообщения на эту тему или на любую другую, которую они
хотели бы обсудить. Эти сообщения должны быть красиво оформлены на специальном стенде,
чтобы их могли видеть другие учащиеся, родители, администрация, посетители. Учащиеся и учи-
теля участвуют в обсуждении темы через электронную почту.
Электронные «встречи».
Электронная почта, телеконференции, электронные доски объ-
явлений могут также дополняться синхронным общением в реальном времени. При этом общение
между учащимися и их «гостем» происходит путем поочередной печати на клавиатуре с использо-
ванием возможности «переговоров», допускаемой многими системами электронной почты.
495
Электронное обучение.
Специалисты различных профилей из вузов, частных и государст-
венных учреждений, предприятий или школ, связанные через
Internet
,
могут служить «электрон-
ными преподавателями» для учащихся, желающих познакомиться со специальными темами в ин-
терактивном режиме. Так, например, в учебных целях может быть организовано общение учащих-
ся с руководителями, политиками, писателями и другими экспертами в определенной сфере дея-
тельности. Другая разновидность такого рода проекта - когда в качестве «электронных педагогов»
выступают студенты старших курсов некоторых вузов по отношению к школьникам в других го-
родах и даже странах. Получила известность поисковая служба под названием «Электронные
Эмиссары», спонсируемая Техасским центром образовательных технологий и Техасским универ-
ситетом в Остине. Она помогает желающим найти и установить контакты с экспертами в различ-
ных областях знаний во всех странах мира. С ее помощью преподаватели и их классы находят
друг друга, разрабатывают структуру учебного проекта и обучаются посредством электронной
почты.
Ролевые игры.
В проектах, основанных на ролевых играх, участники общаются друг с
другом, играя определенную роль. К примеру, профессор истории университета Вирджинии
Дженнингс Ваггонер становится Томасом Джефферсоном для нескольких классов средних школ,
изучающих историю. В проекте, спонсируемом госдепартаментом образования штата Небраска и
университетом Небраски в Омахе, студенты старших курсов по электронной почте играют роли
главных персонажей книг, которые учащиеся средних школ Восточной Небраски изучают со
своими учителями. Существует большое число таких проектов исторической направленности.
5.3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Некоторые из наиболее успешных образовательных телекоммуникационных проектов по-
строены на сборе, обработке, сопоставлении учащимися различного рода информации.
Информационный обмен.
Имеется много примеров тематического обмена информацией,
которые могут рассматриваться как телекоммуникационые проекты.
Учащиеся всего мира
и их учителя собирают
• народные игры;
• жаргонные слова;
• шутки;
• пословицы;
• народные сказки;
• местную сельскохозяйственную информацию;
• информацию о здоровье;
• описания местных
и национальных праздников;
• афоризмы;
• туристическую информацию о городах.
В проектах этого типа может участвовать много классов и управление ими не становится
чрезмерно сложной задачей для учителей. Это весьма плодотворное приложение телекоммуника-
ционных средств, поскольку дети оказываются одновременно создателями и потребителями ин-
формации, которой они обмениваются. Проекты такого типа обычно начинаются с приглашения к
участию, которое рассылается учителем одного из классов.
Электронные публикации.
Другой вид сбора и обмена информацией связан с электронной
подготовкой и публикацией общего труда, такого как газета, альманах или литературный журнал.
Имеется много примеров таких проектов. Так, известен проект совместного написания «Всемир-
ной поэмы мира». Такая электронная поэма несколько раз обходит весь земной шар от класса к
классу, которые добавляют к ней по куплету, прочитав ранее созданное другими классами.
Создание базы данных.
Некоторые проекты обмена информацией используют не только
сбор информации, но и ее организацию в виде базы данных, которую участники проекта и другие
учащиеся могут использовать для обучения. Примером такого проекта является проект «Времена
года», имеющий целью привести учащихся к пониманию причин смены времен года и их особен-
ностей в различных климатических зонах. В ходе проекта учащиеся собирают данные и создают
базу данных, содержащую информацию о погоде. Отметим, что удачные проекты этого типа хо-
рошо структурированы; они имеют определенное расписание, ясно сформулированные условия