ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 6861
Скачиваний: 51
496
участия, побуждают учителей (часто путем заполнения регистрационных форм) следовать опреде-
ленным руководствам.
Телекоммуникационные экскурсии.
Ряд телекоммуникационных проектов, проводимых
в
Internet
,
построен на обмене учителей и учеников наблюдениями и впечатлениями от экскурсий
в музеи, исторические места, парки, зоопарки и т.д. с учителями и учащимися из других мест, го-
родов и стран. В
Internet
составляется месячное расписание передачи информации об экскурсиях,
пересылаемой из школ, и направляется заинтересованным учителям. Если экскурсия дала инфор-
мацию, полезную для каких-либо уроков, можно в соответствии с расписанием задать вопросы
детям, совершившим эту экскурсию,
Путешествия и экспедиции, совершаемые специалистами, также обсуждаются в
Internet
.
Так, международный арктический поход через Северный Ледовитый Океан на собачьих упряжках
и каноэ описывался учителями - участниками экспедиции - через list-сервер. Во время недавней
экспедиции, предпринятой двумя исследователями из Великобритании, классы-участники ежене-
дельно получали детальное описание хода путешествия, наблюдений, впечатлений. По возвраще-
нии путешественников в Великобританию их ждало множество электронных писем с вопросами
от детей со всего мира.
Совместный анализ данных
(в том числе обзоры). Информационный обмен особенно
плодотворен, когда данные собираются в различных местах, а затем подвергаются сопоставлению
и/или числовому анализу. Простейшие типы таких проектов привлекают учащихся к электронной
подготовке обзоров, сбору данных, анализу результатов, отчетов о том, что было обнаружено.
Проекты по совместному сбору данных также могут включать:
• проекты по определению кислотности воды (дождевая или грунтовая вода собирается на
различных участках, проверяется на кислотность, а затем проводится анализ, в каком месте и ко-
гда вода была наиболее загрязненной);
• проекты, проводимые несколькими различными организациями в месяцы, предшествую-
щие выборам; в этих проектах учащиеся голосуют электронным способом, а затем результаты со-
поставляются с реальными результатами голосования;
• проекты определения всемирной потребительской корзины (учащиеся сравнивают цены
стандартного набора товаров в различных регионах планеты, а затем пытаются обосновать причи-
ны различия цен);
• телекоммуникационные олимпиады (учащиеся разных школ проводят соревнования типа
олимпийских игр, а затем сопоставляют результаты соревнований, для того чтобы определить по-
бедителей каждого виртуального состязания);
• эксперимент Эратосфена (учащиеся со всего мира повторяют геометрическую процедуру
Эратосфена по оценке длины окружности Земли, измеряя угол тени вертикально установленной на
земле палочки в полдень осеннего (или весеннего) равноденствия);
• проект по определению миграции бабочек одного вида (наблюдается и прослеживается
миграция бабочек с помощью их маркировки и отбора экземпляров из групп мигрирующих бабо-
чек).
Очевидно, что этот тип проектов является очень многообещающим с точки зрения привле-
чения учащихся к крупномасштабным исследованиям для получения ответов на сложные и инте-
ресные вопросы.
5.4. СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Совместное решение
задач может оказаться новым, очень перспективным наполнением об-
разовательной телекоммуникационной среды. Проекты могут быть основаны как на соревновании,
так и на сотрудничестве, но примеры существующих проектов показывают, что учителя и учащие-
ся предпочитают сотрудничество.
Поиск информации. В
on-line
проектах этого типа учащиеся должны использовать раз-
личные источники информации (электронные или бумажные) для решения задач. Им дается также
ключ к решению. Известна географическая игра, в которой каждой из 20 участвующих групп уча-
щихся дается однотипный набор информации о месте размещения их школы (широта, долгота, ча-
совой пояс, численность населения, расстояние до столицы страны и т.д.). Координаторы игры пе-
ремешивают
эти
данные, а все учащиеся, используя справочную информацию (карты, атласы, гео-
497
графические справочники и т.д.) находят города и ставят им в соответствие информацию. Побеж-
дает тот класс, который установит наиболее точное соответствие.
Электронное сочинение. Известны канадские проекты, в которых классы регулярно посы-
лают сочинения в телеконференции. Другие учащиеся могут следить за работой такой электрон-
ной литературной секции. К проекту привлекаются профессиональные писатели, которые дают
свои критические конструктивные заметки, делятся секретами мастерства, публикуют отрывки из
своих произведений, над которыми они работают.
Одновременное выполнение заданий (в том числе конкурсы).
В этом типе проектов
учащимся, находящимся в разных местах, предлагают одинаковые задания для их выполнения.
Затем происходит электронный обмен решениями. Получили известность архитектурные проекты
такого, например, типа: «Какую самую высокую конструкцию вы сможете построить из спичек,
чтобы она
1) могла нести на себе яйцо;
2) выдерживала, если на нее сильно подуют»?
При этом можно использовать только определенный клей. Яйцо должно
быть
сварено вкру-
тую и не очищено. Для оценки высылаются описание и рисунок.
Моделирование
.
On-line
моделирование - это такие телекоммуникационные проекты, ко-
торые требуют, возможно, наибольшей координации и поддержки,. Однако эффективность обуче-
ния и увлеченность участников вполне оправдывают дополнительные затраты времени и усилий
со стороны организаторов проекта. Среди успешных проектов
on-line
моделирования назовем
следующий.
Моделируется космическая программа «Шаттл». Школы всего мира играют различные ро-
ли в моделируемом полете космического корабля «Шаттл». Исследование включает маневр сты-
ковки с другим «Шаттлом», управление полетом с наземного пульта управления, приземление в
различных местах, наблюдение обсерватории солнечных возмущений и т.д. Координация и ком-
муникации между пультом управления «Шаттла» и другими школами осуществляется через рас-
пределенную конференцию на индивидуальных интерактивных сетевых системах. Электронная
почта пересылается очень быстро, ежечасно публикуются отчеты, даже возможны электронные
переговоры в реальном масштабе времени между пультом управления, астронавтами и вспомога-
тельными подразделениями.
Известна прекрасная серия проектов моделирования международных событий и проблем, а
также разрешения глобальных конфликтов. Упомянем проект IDEALS, основанный на моделиро-
вании учащимися деятельности и поведения высокопоставленных дипломатов, представляющих
различные страны на международной конференции. Они должны, например, выработать текст до-
говора об использовании океанских ресурсов или о будущем Антарктиды.
Социальные проекты
. У граждан мира. живущих в конце XX века, не должно вызывать
удивления то, что
Internet
служит средой для гуманитарных межкультурных телекоммуникацион-
ных проектов, ориентированных на деятельность, в которых участвуют будущие руководители
планеты - наши дети. Так, проект
Planet
использует консорциум шести связанных
с
Internet
обра-
зовательных сетей, представители которых работают вместе над созданием проектов полезной,
важной общественной деятельности, в которой дети впервые ощущают ответственность за реше-
ние глобальных проблем огромной важности.
В течение первых месяцев работы проекта
Planet
его участники писали в ООН петиции
протеста против событий в Югославии, методом мозгового штурма разрешали политическую си-
туацию в Сомали, планировали и искали источники финансирования орошения засушливых мест-
ностей Никарагуа. Потенциал таких проектов для мультиднсциплинарного, устремленного в бу-
дущее, построенного на истинном сотрудничестве обучения несомненен.
К сожалению, большинство учебных компьютерных проектов, функционирующих в
Inter-
net
и разработанных в США, в России неизвестно. Некоторую известность у нас получили учеб-
ные проекты сети KIDNET. Недостатком такого типа проектов является их ориентация на тради-
ции, сложившиеся в образовании США: прагматичность, поверхностность, бессистемность. Такие
проекты с трудом вписываются в предметную систему российского образования.
В ближайшие годы наилучшими перспективами обладают такие технологии обучения с ис-
пользованием компьютерных телекоммуникаций, которые основаны на телекоммуникационной
поддержке традиционных форм обучения и носят характер коллективно выполняемых под руко-
498
водством педагога учебных проектов.
Такой характер имеют, в частности, получившие известность российские телекоммуника-
ционные образовательные проекты, ориентированные на среднюю школу, такие как телекоммуни-
кационная олимпиада по программированию. проведенная в Переславле-Залесском, олимпиада по
физике, поддерживаемая в Красноярске, экономические игры МЭМ ( моделирование экономики и
менеджмента ), методическое обеспечение которых выполняется в КУДИЦ (Москва), телекомму-
никационные викторины (олимпиады) по ряду школьных предметов, экономическая бесконку-
рентная игра «экономические связи», проект изучения английского языка в переписке с американ-
скими школьниками, методика которых разработана в Воронежском госпедуниверситете.
Очевидно, что на начальных этапах внедрения образовательных технологий
на
основе ком-
пьютерных телекоммуникаций могут возникнуть существенные трудности и помехи, среди кото-
рых
• недостаточно насыщенный компьютерный парк учебных учреждений и индивидуальных
пользователей,
• недостаточное развитие компьютерных телекоммуникационных сетей в России, их неста-
бильность,
• недостаточная компьютерная грамотность и информационная культура населения, что
создает дополнительные психологические барьеры в развитии телекоммуникационных методов
обучения.
Однако главной проблемой развития телекоммуникационного обучения является создание
новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В
этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивно потребляют ин-
формацию, в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания
обучения. В настоящее время требуется коррекция устаревшей модели обучения, которая характе-
ризовалась тем,что
• в центре технологии обучения - учитель;
• между учащимися идет негласное соревнование;
• учащиеся играют пассивную роль на занятиях;
• суть обучения - передача знаний (фактов).
На смену устаревшей модели должна прийти новая модель обучения, основанная на сле-
дующих положениях:
• в центре технологии обучения - учащийся;
• в основе учебной деятельности - сотрудничество;
• учащиеся играют активною роль в обучении;
• суть технологии - развитие способности к
самообучению. Основные группы задач, ре-
шаемых с помощью сети, включают
в себя
• поддержку учебной работы учащихся;
• обеспечение взаимодействия между педагогами,
обмен педагогическим опытом и дидак-
тическими материалами;
• обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро расту-
щим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;
• информационное обеспечение решения задач управления.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы перспективы использования компьютерных сетей в образовании?
2. В чем состоит учебное значение электронной почты?
3. Что называется учебным телекоммуникационным проектом?
4. Охарактеризуйте основные виды учебного использования Internet.
5. С какими проблемами сталкивается учебное применение телекоммуникаций в России?
6. Предложите идею своего собственного телекоммуникационного проекта.
Дополнительная литература к главе 5
1.
ВеттигД.
Novell Netware.-Киев: BHV, М., Бином, 1994. -
499
2. Вычислительные комплексы, системы и сети. /А.М.Ларионов , С.А.Майоров., Г.И. Нови-
ков: Учеб. для вузов.-Л.: Энергоатомиздат, 1987.
3. Глобальные сети: информация и средства доступа. - Пермь: ПГТУ, 1994.
4.
Гольц Г.
Рабочие станции и информационные сети. - М.: Машиностроение, 1990.
5.
Дансмур М., Дейвис Г.
Операционная система UNIX и программирование на языке Си. М.:
- Радио и связь, 1989.
6. Интернет. Всемирная компьютерная сеть. Практическое пособие и путеводитель. - М.:
Синтез, 1995.
7.
Каракозов С. Д.
Введение в компьютерные сети. - Барнаул, БГПУ, 1996.
8. Компьютерные сети. Учебный курс Microsoft Corporation/ Пер. с англ. - М.: Издательский
отдел «Русская Редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.». - 1997.
9.
Kpoл Эд.
Все об INTERNET. Руководство и каталог. - Киев: BHV, 1995.
10
.Ларионов A.M.. Майоров С. А.. Новиков Г. И.
Вычислительные комплексы, системы, се-
ти. - М.: Энергоатомиздат, 1987.
11.
Морозов В. К, Долганов А. В.
Основы теории информационных сетей. - М.: Высшая
школа, 1987.
12.
Нанс Бэрри.
Компьютерные сети. - М.: БИНОМ, 1996.
13.
Рассохин Д., Лебедев A.
World Wide Web - всемирная информационная паутина в сети
Internet. - М.: МГУ, 1997.
14.
Самойленко С. И.
Сети ЭВМ. - М.: Наука, 1986.
15.
Свириденко С. С.
Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989.
16. Сетевые средства Windows NT. - С.-Пб.: BHV-Санкт-Петербург, 1996.
17. Стандарты по локальным вычислительным сетям. Справочник / Под ред.
С.И.Самойленко. - М.: Радио и связь, 1990.
18. Телекоммуникационная сеть в системе образования Пермской области. Информацион-
но-справочное пособие. Часть 1. - Пермь: ОЦПИ, 1995.
19. Телекоммуникация и информатизация общества. Серия «Информация. Наука. Общест-
во». - М.: ИНИОН, J990.
20.
Уваров А. Ю.
Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. -
Барнаул, БГПУ, 1996.
21.
Уваров А.Ю.
Учебные телекоммуникационные проекты в классе. - Барнаул, БГПУ, 1996.
22.
Хромцов П.
Лабиринты Internet. - М.: Электронинформ. 1996
23. Электронная почта в системе MS-DOS. Официальное руководство компании Редком.
1995г.
24. Журнал «Компьютеруик-Москва», с 1995 г.
ГЛАВА 6
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ВВЕДЕНИЕ
В узком смысле, следуя традиции, под информационными понимают системы, предназна-
ченные для хранения информации в специальным образом организованной форме и обеспечи-
вающие ее ввод и различные манипуляции с ней, включая поиск по некоторым признакам, подго-
товку сводок (отчетов) и т.д.
Сама идея информационных систем и некоторые принципы их организации возникли за-
долго до появления ЭВМ. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники, словари
- все это информационные системы.
В современной информатике рассматриваются такие информационные системы, которые
используют для хранения и обработки информации компьютерную технику. Именно компьютери-
зация придала информационным системам их современный облик, на несколько порядков повы-
сила эффективность и расширила сферу их применения.
К информационным системам относят, в частности,
• информационно-справочные и информационно-поисковые системы;
500
• системы, обеспечивающие автоматизацию
документооборота и учета, в том
числе бухгал-
терского;
• автоматизированные
системы управления;
• экспертные системы;
• системы автоматизации научных исследований и автоматизированного проектирования,
геоинформационные системы.
В последнее десятилетие большое развитие получил представляющий для нас особый инте-
рес класс программных средств, которые также можно отнести к информационным - обучающие
(информационно-обучающие) системы. Они также будут рассмотрены в этой главе.
Общей функцией всех информационных систем является сбор, накопление и хранение ин-
формации, ее обработка (в частности, поиск) и выдача в той или иной форме. Важнейшими под-
системами информационных систем являются банки информации. Ведущее направление развития
информационных систем - совершенствование их интеллектуальных функций, облегчающих рабо-
ту с ними, а также их сопровождение и развитие. Такими интеллектуальными функциями являют-
ся
• интерфейс с информационной системой на естественном языке (речевой ввод и вывод ин-
формации, формирование запросов на естественном языке);
• поддержка принятия решений, решения задач на основе информации, имеющейся в ин-
формационной системе.
В предыдущих главах мы остановились на таких аспектах представления и обработки дан-
ных с помощью компьютера, как информационное моделирование, базы данных и СУБД, языки
управления реляционными базами данных, понятия и системы искусственного интеллекта, а также
кибернетические аспекты информатики. Эти вопросы часто относят к единому разделу информа-
тики под названием «Информационные системы»; туда же можно отнести и часть функций ло-
кальных и глобальных сетей. Таким образом, ниже внимание будет сосредоточено лишь на тех ас-
пектах информационных систем, которые не обсуждались ранее.
§ 1. БАНКИ ИНФОРМАЦИИ
1.1. БАНКИ ДАННЫХ
Банк данных - наиболее характерный пример информационной системы. В банке данных
хранится достаточно универсальная, необходимая для решения разнообразных прикладных задач,
информация об определенной предметной области в специальном представлении, чаще всего
предполагающем хранение и обработку с помощью компьютеров. При этом сами данные образу-
ют базу данных, а банк, наряду с базой, содержит программные средства обработки данных и реа-
лизации запросов, т.е. систему управления базой данных (СУБД). Как правило, банки данных яв-
ляются системами коллективного пользования. К информации, хранимой в них, часто можно по-
лучить доступ по телекоммуникационным сетям.
В современном мире существует огромное число банков данных. В них содержатся сведе-
ния коммерческого характера, данные по библиотечным фондам, системам здравоохранения,
транспорта и т.д. Быстро развиваются банки, содержащие сведения о системах образования - на-
циональных, региональных (в России они называются «банки педагогической информации»).
Итак, основа банка - база данных. Определение базы данных, основные понятия, связанные с
различными моделями данных, уже обсуждались в гл. 2 и это обсуждение будет продолжено ниже
в этой главе.
Остановимся на классификации банков информации. Эта классификация может быть про-
ведена с разных точек зрения. По
назначению
можно выделить следующие классы банков ин-
формации:
•
информационно-справочные
системы (общего назначения и специализированные);
• банки данных в
автоматизированных системах управления
(предприятий и организаций,
технологическими процессами и т.д.);
• банки данных в
системах автоматизации научных исследований.
Однако такая классификация является не вполне строгой и завершенной. По
режиму
функционирования
можно рассматривать банки информации
пакетного, диалогового
и
смешан-