Файл: Могилев А.В. Информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 6861

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

496 

участия, побуждают учителей (часто путем заполнения регистрационных форм) следовать опреде-
ленным руководствам. 

Телекоммуникационные  экскурсии.

  Ряд  телекоммуникационных  проектов,  проводимых 

в 

Internet

,

 построен на обмене учителей и учеников наблюдениями и впечатлениями от экскурсий 

в музеи, исторические места, парки, зоопарки и т.д. с учителями и учащимися из других мест, го-
родов и стран. В 

Internet

 составляется месячное расписание передачи информации об экскурсиях, 

пересылаемой из школ, и направляется заинтересованным учителям. Если экскурсия дала инфор-
мацию,  полезную  для  каких-либо  уроков,  можно  в  соответствии  с  расписанием  задать  вопросы 
детям, совершившим эту экскурсию, 

Путешествия  и  экспедиции,  совершаемые  специалистами,  также  обсуждаются  в 

Internet

.

 

Так, международный арктический поход через Северный Ледовитый Океан на собачьих упряжках 
и  каноэ  описывался  учителями  -  участниками  экспедиции  -  через  list-сервер.  Во  время  недавней 
экспедиции, предпринятой двумя исследователями из Великобритании, классы-участники ежене-
дельно получали детальное описание хода путешествия, наблюдений, впечатлений. По возвраще-
нии путешественников в Великобританию их ждало множество электронных писем с вопросами 
от детей со всего мира. 

Совместный  анализ  данных

  (в  том  числе  обзоры).  Информационный  обмен  особенно 

плодотворен, когда данные собираются в различных местах, а затем подвергаются сопоставлению 
и/или числовому анализу. Простейшие типы таких проектов привлекают учащихся к электронной 
подготовке  обзоров,  сбору  данных,  анализу  результатов,  отчетов  о  том,  что  было  обнаружено. 
Проекты по совместному сбору данных также могут включать: 

• проекты по определению кислотности воды (дождевая или грунтовая вода собирается на 

различных участках, проверяется на кислотность, а затем проводится анализ, в каком месте и ко-
гда вода была наиболее загрязненной); 

• проекты, проводимые несколькими различными организациями в месяцы, предшествую-

щие выборам; в этих проектах учащиеся голосуют электронным способом, а затем результаты со-
поставляются с реальными результатами голосования; 

•  проекты  определения  всемирной  потребительской  корзины  (учащиеся  сравнивают  цены 

стандартного набора товаров в различных регионах планеты, а затем пытаются обосновать причи-
ны различия цен); 

• телекоммуникационные олимпиады (учащиеся разных школ проводят соревнования типа 

олимпийских игр, а затем сопоставляют результаты соревнований, для того чтобы определить по-
бедителей каждого виртуального состязания); 

• эксперимент Эратосфена (учащиеся со всего мира повторяют геометрическую процедуру 

Эратосфена по оценке длины окружности Земли, измеряя угол тени вертикально установленной на 
земле палочки в полдень осеннего (или весеннего) равноденствия); 

•  проект  по  определению  миграции  бабочек  одного  вида  (наблюдается  и  прослеживается 

миграция бабочек с помощью их маркировки и отбора экземпляров из групп мигрирующих бабо-
чек). 

Очевидно, что этот тип проектов является очень многообещающим с точки зрения привле-

чения учащихся к крупномасштабным исследованиям для получения ответов на сложные и инте-
ресные вопросы. 

 

5.4. СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 

 

Совместное решение

 

задач может оказаться новым, очень перспективным наполнением об-

разовательной телекоммуникационной среды. Проекты могут быть основаны как на соревновании, 
так и на сотрудничестве, но примеры существующих проектов показывают, что учителя и учащие-
ся предпочитают сотрудничество. 

Поиск  информации.  В 

on-line

  проектах  этого  типа  учащиеся  должны  использовать  раз-

личные источники информации (электронные или бумажные) для решения задач. Им дается также 
ключ к решению. Известна географическая игра, в которой каждой из 20 участвующих групп уча-
щихся дается однотипный набор информации о месте размещения их школы (широта, долгота, ча-
совой пояс, численность населения, расстояние до столицы страны и т.д.). Координаторы игры пе-
ремешивают

 

эти

 

данные, а все учащиеся, используя справочную информацию (карты, атласы, гео-


background image

 

497 

графические справочники и т.д.) находят города и ставят им в соответствие информацию. Побеж-
дает тот класс, который установит наиболее точное соответствие. 

Электронное сочинение. Известны канадские проекты, в которых классы регулярно посы-

лают сочинения в телеконференции. Другие  учащиеся могут следить за работой такой электрон-
ной  литературной  секции.  К  проекту  привлекаются  профессиональные  писатели,  которые  дают 
свои критические конструктивные заметки, делятся секретами мастерства, публикуют отрывки из 
своих произведений, над которыми они работают. 

Одновременное  выполнение  заданий  (в  том  числе  конкурсы).

  В  этом  типе  проектов 

учащимся,  находящимся  в  разных  местах,  предлагают  одинаковые  задания  для  их  выполнения. 
Затем происходит электронный обмен решениями. Получили известность архитектурные проекты 
такого,  например,  типа:  «Какую  самую  высокую  конструкцию  вы  сможете  построить  из  спичек, 
чтобы она 

1) могла нести на себе яйцо; 
2) выдерживала, если на нее сильно подуют»? 
При этом можно использовать только определенный клей. Яйцо должно

 

быть

 

сварено вкру-

тую и не очищено. Для оценки высылаются описание и рисунок. 

Моделирование

On-line

  моделирование  -  это  такие  телекоммуникационные  проекты,  ко-

торые требуют, возможно, наибольшей координации и поддержки,. Однако эффективность обуче-
ния и  увлеченность участников вполне оправдывают дополнительные затраты времени и  усилий 
со  стороны  организаторов  проекта.  Среди  успешных  проектов 

on-line

  моделирования  назовем 

следующий. 

Моделируется космическая программа «Шаттл». Школы всего мира играют различные ро-

ли в моделируемом полете космического корабля «Шаттл». Исследование включает маневр сты-
ковки  с  другим  «Шаттлом»,  управление  полетом  с  наземного  пульта  управления,  приземление  в 
различных  местах,  наблюдение  обсерватории  солнечных  возмущений  и  т.д.  Координация  и  ком-
муникации между пультом  управления «Шаттла» и другими школами осуществляется через рас-
пределенную  конференцию  на  индивидуальных  интерактивных  сетевых  системах.  Электронная 
почта  пересылается  очень  быстро,  ежечасно  публикуются  отчеты,  даже  возможны  электронные 
переговоры в реальном масштабе времени между пультом управления, астронавтами и вспомога-
тельными подразделениями. 

Известна прекрасная серия проектов моделирования международных событий и проблем, а 

также разрешения глобальных конфликтов. Упомянем проект IDEALS, основанный на моделиро-
вании  учащимися  деятельности  и  поведения  высокопоставленных  дипломатов,  представляющих 
различные страны на международной конференции. Они должны, например, выработать текст до-
говора об использовании океанских ресурсов или о будущем Антарктиды. 

Социальные проекты

. У граждан мира. живущих в конце XX века, не должно вызывать 

удивления то, что 

Internet

 служит средой для гуманитарных межкультурных телекоммуникацион-

ных  проектов,  ориентированных  на  деятельность,  в  которых  участвуют  будущие  руководители 
планеты - наши дети. Так, проект 

Planet

 

использует консорциум шести связанных 

с 

Internet

 обра-

зовательных  сетей,  представители  которых  работают  вместе  над  созданием  проектов  полезной, 
важной общественной деятельности, в которой дети впервые ощущают ответственность за реше-
ние глобальных проблем огромной важности. 

В  течение  первых  месяцев  работы  проекта 

Planet

  его  участники  писали  в  ООН  петиции 

протеста против событий в Югославии, методом мозгового штурма разрешали политическую си-
туацию в Сомали, планировали и искали источники финансирования орошения засушливых мест-
ностей  Никарагуа.  Потенциал  таких  проектов  для  мультиднсциплинарного,  устремленного  в  бу-
дущее, построенного на истинном сотрудничестве обучения несомненен. 

К сожалению, большинство учебных компьютерных проектов, функционирующих в

 

Inter-

net

  и разработанных  в  США,  в  России неизвестно. Некоторую  известность  у  нас получили  учеб-

ные проекты сети KIDNET. Недостатком такого типа проектов является их ориентация на тради-
ции, сложившиеся в образовании США: прагматичность, поверхностность, бессистемность. Такие 
проекты с трудом вписываются в предметную систему российского образования. 

В ближайшие годы наилучшими перспективами обладают такие технологии обучения с ис-

пользованием  компьютерных  телекоммуникаций,  которые  основаны  на  телекоммуникационной 
поддержке традиционных форм обучения и носят характер коллективно выполняемых под руко-


background image

 

498 

водством педагога учебных проектов. 

Такой  характер  имеют,  в  частности,  получившие  известность  российские  телекоммуника-

ционные образовательные проекты, ориентированные на среднюю школу, такие как телекоммуни-
кационная олимпиада по программированию. проведенная в Переславле-Залесском, олимпиада по 
физике, поддерживаемая в Красноярске, экономические игры МЭМ ( моделирование экономики и 
менеджмента ), методическое обеспечение которых выполняется в КУДИЦ (Москва), телекомму-
никационные  викторины  (олимпиады)  по  ряду  школьных  предметов,  экономическая  бесконку-
рентная игра «экономические связи», проект изучения английского языка в переписке с американ-
скими школьниками, методика которых разработана в Воронежском госпедуниверситете. 

Очевидно, что на начальных этапах внедрения образовательных технологий

 

на

 

основе ком-

пьютерных телекоммуникаций могут возникнуть существенные трудности и помехи, среди кото-
рых 

• недостаточно насыщенный компьютерный парк учебных учреждений и индивидуальных 

пользователей, 

• недостаточное развитие компьютерных телекоммуникационных сетей в России, их неста-

бильность, 

•  недостаточная  компьютерная  грамотность  и  информационная  культура  населения,  что 

создает  дополнительные  психологические  барьеры  в  развитии  телекоммуникационных  методов 
обучения. 

Однако главной проблемой развития телекоммуникационного обучения является создание 

новых  методов  и  технологий  обучения,  отвечающих  телекоммуникационной  среде  общения.  В 
этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивно потребляют ин-
формацию,  в  процессе  обучения  они  создают  собственное  понимание  предметного  содержания 
обучения. В настоящее время требуется коррекция устаревшей модели обучения, которая характе-
ризовалась тем,что 

• в центре технологии обучения - учитель; 
• между учащимися идет негласное соревнование; 
• учащиеся играют пассивную роль на занятиях; 
• суть обучения - передача знаний (фактов). 
На  смену  устаревшей  модели  должна  прийти  новая  модель  обучения,  основанная  на  сле-

дующих положениях: 

• в центре технологии обучения - учащийся; 
• в основе учебной деятельности - сотрудничество; 
• учащиеся играют активною роль в обучении; 
•  суть  технологии  -  развитие  способности  к

 

самообучению.  Основные  группы  задач,  ре-

шаемых с помощью сети, включают

 

в себя 

• поддержку учебной работы учащихся; 
• обеспечение взаимодействия между педагогами,

 

обмен педагогическим опытом и дидак-

тическими материалами; 

•  обеспечение  доступа  всех  участников  учебно-воспитательного  процесса  к  быстро  расту-

щим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах; 

• информационное обеспечение решения задач управления. 
 

Контрольные вопросы и задания 

 
1. Каковы перспективы использования компьютерных сетей в образовании? 
2. В чем состоит учебное значение электронной почты? 
3. Что называется учебным телекоммуникационным проектом? 
4. Охарактеризуйте основные виды учебного использования Internet. 
5. С какими проблемами сталкивается учебное применение телекоммуникаций в России? 
6. Предложите идею своего собственного телекоммуникационного проекта. 
 

Дополнительная литература к главе 5 

 
1. 

ВеттигД.

 Novell Netware.-Киев: BHV, М., Бином, 1994. - 


background image

 

499 

2. Вычислительные комплексы, системы и сети. /А.М.Ларионов , С.А.Майоров., Г.И. Нови-

ков: Учеб. для вузов.-Л.: Энергоатомиздат, 1987. 

3. Глобальные сети: информация и средства доступа. - Пермь: ПГТУ, 1994. 
4. 

Гольц Г.

 Рабочие станции и информационные сети. - М.: Машиностроение, 1990. 

5.

Дансмур М., Дейвис Г.

 Операционная система UNIX и программирование на языке Си. М.: 

- Радио и связь, 1989. 

6.  Интернет.  Всемирная  компьютерная  сеть.  Практическое  пособие  и  путеводитель.  -  М.: 

Синтез, 1995. 

7. 

Каракозов С. Д. 

Введение в компьютерные сети. - Барнаул, БГПУ, 1996. 

8. Компьютерные сети. Учебный курс Microsoft Corporation/ Пер. с англ. - М.: Издательский 

отдел «Русская Редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.». - 1997. 

9. 

Kpoл Эд.

 Все об INTERNET. Руководство и каталог. - Киев: BHV, 1995. 

10

.Ларионов A.M.. Майоров С. А.. Новиков Г. И.

 Вычислительные комплексы, системы, се-

ти. - М.: Энергоатомиздат, 1987. 

11. 

Морозов  В.  К,  Долганов  А.  В.

  Основы  теории  информационных  сетей.  -  М.:  Высшая 

школа, 1987. 

12. 

Нанс Бэрри.

 Компьютерные сети. - М.: БИНОМ, 1996. 

13. 

Рассохин Д., Лебедев A.

  World  Wide  Web  -  всемирная  информационная  паутина в  сети 

Internet. - М.: МГУ, 1997. 

14. 

Самойленко С. И.

 Сети ЭВМ. - М.: Наука, 1986. 

15. 

Свириденко С. С.

 Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989. 

16. Сетевые средства Windows NT. - С.-Пб.: BHV-Санкт-Петербург, 1996. 
17.  Стандарты  по  локальным  вычислительным  сетям.  Справочник  /  Под  ред. 

С.И.Самойленко. - М.: Радио и связь, 1990. 

18. Телекоммуникационная сеть в системе образования Пермской области. Информацион-

но-справочное пособие. Часть 1. - Пермь: ОЦПИ, 1995. 

19. Телекоммуникация и информатизация общества. Серия «Информация. Наука. Общест-

во». - М.: ИНИОН, J990. 

20. 

Уваров  А.  Ю.

  Организация  и  проведение  учебных  телекоммуникационных  проектов.  - 

Барнаул, БГПУ, 1996. 

21. 

Уваров А.Ю.

 Учебные телекоммуникационные проекты в классе. - Барнаул, БГПУ, 1996. 

22. 

Хромцов П.

 Лабиринты Internet. - М.: Электронинформ. 1996 

23.  Электронная  почта  в  системе  MS-DOS.  Официальное  руководство  компании  Редком. 

1995г. 

24. Журнал «Компьютеруик-Москва», с 1995 г. 
 

ГЛАВА 6  

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 
В узком смысле, следуя традиции, под информационными понимают системы, предназна-

ченные  для  хранения  информации  в  специальным  образом  организованной  форме  и  обеспечи-
вающие ее ввод и различные манипуляции с ней, включая поиск по некоторым признакам, подго-
товку сводок (отчетов) и т.д. 

Сама  идея  информационных  систем  и  некоторые  принципы  их  организации  возникли  за-

долго до появления ЭВМ. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники, словари 
- все это информационные системы. 

В  современной  информатике  рассматриваются  такие  информационные  системы,  которые 

используют для хранения и обработки информации компьютерную технику. Именно компьютери-
зация придала информационным системам их современный облик, на  несколько порядков повы-
сила эффективность и расширила сферу их применения. 

К информационным системам относят, в частности, 
• информационно-справочные и информационно-поисковые системы; 


background image

 

500 

• системы, обеспечивающие автоматизацию

 

документооборота и учета, в том

 

числе бухгал-

терского; 

• автоматизированные

 

системы управления; 

• экспертные системы; 
•  системы  автоматизации  научных  исследований  и  автоматизированного  проектирования, 

геоинформационные системы. 

В последнее десятилетие большое развитие получил представляющий для нас особый инте-

рес класс программных средств, которые также можно отнести к информационным  - обучающие 
(информационно-обучающие) системы. Они также будут рассмотрены в этой главе. 

Общей функцией всех информационных систем является сбор, накопление и хранение ин-

формации, ее обработка (в частности, поиск) и выдача в той или иной форме. Важнейшими под-
системами информационных систем являются банки информации. Ведущее направление развития 
информационных систем - совершенствование их интеллектуальных функций, облегчающих рабо-
ту с ними, а также их сопровождение и развитие. Такими интеллектуальными функциями являют-
ся 

• интерфейс с информационной системой на естественном языке (речевой ввод и вывод ин-

формации, формирование запросов на естественном языке); 

•  поддержка  принятия  решений,  решения  задач  на  основе  информации,  имеющейся  в  ин-

формационной системе. 

В предыдущих главах мы остановились на таких аспектах представления и обработки дан-

ных  с  помощью  компьютера,  как  информационное  моделирование,  базы  данных  и  СУБД,  языки 
управления реляционными базами данных, понятия и системы искусственного интеллекта, а также 
кибернетические аспекты информатики. Эти вопросы часто относят к единому разделу информа-
тики  под  названием  «Информационные  системы»;  туда  же  можно  отнести  и  часть  функций  ло-
кальных и глобальных сетей. Таким образом, ниже внимание будет сосредоточено лишь на тех ас-
пектах информационных систем, которые не обсуждались ранее. 

 

§ 1. БАНКИ ИНФОРМАЦИИ  

 

1.1. БАНКИ ДАННЫХ 

 

Банк  данных  -  наиболее  характерный  пример  информационной  системы.  В  банке  данных 

хранится достаточно универсальная, необходимая для решения разнообразных прикладных задач, 
информация  об  определенной  предметной  области  в  специальном  представлении,  чаще  всего 
предполагающем хранение и обработку с помощью компьютеров. При этом сами данные образу-
ют базу данных, а банк, наряду с базой, содержит программные средства обработки данных и реа-
лизации запросов, т.е. систему управления базой данных (СУБД). Как правило, банки данных яв-
ляются системами коллективного пользования. К информации, хранимой в них, часто можно по-
лучить доступ по телекоммуникационным сетям. 

В современном мире существует огромное число банков данных. В них содержатся сведе-

ния  коммерческого  характера,  данные  по  библиотечным  фондам,  системам  здравоохранения, 
транспорта и т.д. Быстро развиваются банки, содержащие сведения о системах образования  - на-
циональных, региональных (в России они называются «банки педагогической информации»). 

Итак, основа банка - база данных. Определение базы данных, основные понятия, связанные с 

различными моделями данных, уже обсуждались в гл. 2 и это обсуждение будет продолжено ниже 
в этой главе. 

Остановимся на классификации банков информации. Эта классификация может быть про-

ведена  с  разных  точек  зрения.  По

  назначению

  можно  выделить  следующие  классы  банков  ин-

формации: 

• 

информационно-справочные

 системы (общего назначения и специализированные); 

• банки данных в 

автоматизированных системах управления

 (предприятий и организаций, 

технологическими процессами и т.д.); 

• банки данных в 

системах автоматизации научных исследований.  

Однако  такая  классификация  является  не  вполне  строгой  и  завершенной.  По

  режиму

 

функционирования

 можно рассматривать банки информации 

пакетного, диалогового

 и 

смешан-