ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста (ДО)
Самостоятельная работа по теме 1.3
Цель: закрепить знания об особенностях педагогической диагностики форм общения детей дошкольного возраста со взрослым, сформировать умение применять полученные знания на практике.
Задание 1. Проведите диагностическое обследование одного ребенка дошкольного возраста с целью выявления личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми по предложенной методике:
Методика изучения личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми
В ходе исследования ребенку предлагается обсудить несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей.
1 ситуация: «Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались идти домой. Они надевали шапки, пальто, теплые ботинки, варежки. Первыми оделись дети из старшей группы. Когда они уже собирались выходить на улицу, девочка заметила малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал (а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?
2 ситуация: «Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял проволоку и отбросил ее в сторону, чтобы она никому не мешала». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал (а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?
3 ситуация: «Одна девочка сказала Тане: “У тебя такая красивая кукла! Дай мне — я поиграю”. “На, возьми”, — сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня попросила свою куклу, но девочка не вернула ее». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал (а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул (а) куклу?
IV ситуация. «Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был красный карандаш. Дима рисовал крокодила, ему нужен был зеленый карандаш. А один мальчик захотел нарисовать лето, ему нужно было много карандашей. Карандаши, которые дала ему воспитательница, поломались, и он стал забирать их у других детей». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал (а) ты? А папа? А если бы им все-таки сказали, что это сделал (а) ты?
Обработка данных:
Проанализируйте, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет их реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых — одобрения, порицания и т.д.
Если испытуемый от взрослого ожидает одобряющую оценку - высокий уровень, если мнения взрослых разделятся - средний уровень, если взрослый опровергнет - низкий уровень.
"+" - высокий.
"+ -" - средний.
"_" - низкий.
Для того чтобы увидеть результаты испытуемых занесём все данные в таблицу.
Ф.И.ребёнка. | 1 ситуация | 2ситуация | 3 ситуация | 4 ситуация |
Даниил Ш. | + | + | + | + |
Иван А. | + | + - | + | + |
Марк П. | - | + - | + | - |
Задание 2. Проведите диагностическое обследование ребенка дошкольного возраста с целью выявления уровня развития коммуникативной деятельности по предложенной методике. Результаты обследования оформите в предлагаемую ниже форму протокола.
Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности
детей 3-7 лет (М.И. Лисиной)
Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.
Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Материал: игрушки, книги.
Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности.
Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.
Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты опыта;
- характер активности по отношению к объекту внимания;
- уровень комфортности во время эксперимента;
- анализ речевых высказываний;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1 ситуация (совместная игра) - ситуативно-деловое общение;
2 ситуация (чтение книг) - внеситуативно-познавательное общение;
3 ситуация (беседа) - внеситуативно-личностное общение.
Обработка результатов:
Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми
№ | Показатели поведения | Баллы |
I | Порядок выбора ситуаций: Игры, занятия Чтение книги Беседа на личные темы | 1 2 3 |
II | Основной объект внимания в первые минуты опыта: Игрушки Книги Взрослый | 1 2 3 |
III | Характер активности по отношению к объекту внимания: не смотрит беглый взгляд приближение прикосновение речевые высказывания | 0 1 2 3 4 |
IV | Уровень комфортности во время эксперимента: напряжен, скован озабочен смущен спокоен раскован весел | 0 1 2 3 4 5 |
V | Анализ речевых высказываний детей: По форме: ситуативные внеситуативные По теме: несоциальные (животные, игрушки, предметы и т. д.) социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители) По функции: просьбы о помощи вопросы высказывания По содержанию: констатирующие высказывания высказывания о принадлежности оценка мнения | 1 2 1 2 1 2 3 1 2 3 |
VI | Продолжительность деятельности: минимальная — до 3 минут средняя — до 5 минут максимальная — до 10 минут и более | 1 2 3 |
Протокол обследования по определению ведущей формы общения
Фамилия, имя ребенка _____Погодаева Ева________________________________________
Возраст _5_________________________________________________________
Группа _средняя__________________________________________________________
Дата заполнения___23.06.2023___________________________
Предлагаемые ситуации | Порядок выбора ситуации | Объект внимания в 1-ые минуты опыта | Характер активности по отношению к объекту внимания | Уровень комфортности | Анализ речевых высказываний | Продолжительность деятельности | Общее количество баллов | |||
По форме | По теме | По функциям | По содержанию | |||||||
1. Деловое общение (совместная игра) | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 21 |
2. Познавательное общение (рассматривание и чтение книги) | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 19 |
3. Личностное общение (беседа на личные темы) | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 23 |
Вывод (какая форма общения была выявлена, соответствует ли она возрастным нормам): При обследовании была выявлена внеситуативно - познавательная форма общения. Соответствует возрастным нормам.
Рекомендации по развитию и коррекции общения:не нуждается в коррекции.