Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
Факультет среднего профессионального образования
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Кафедра служебного и трудового права
Курсовая работа
По МДК: «Организация работы органов и учреждений социальной
защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
(ПФР)»
на тему: «Реализация социального обеспечения ветеранов»
Автор работы:
Студент 2 курса 24 группы очной формы обучения
Зиновьева Виктория Романовна подпись_________________
Руководитель работы:
Преподаватель СПО I категории
Садовничая Ирина Геннадьевна
Оценка ____________
Подпись_________________
«__» ___________ 20__ г.
Саратов 2022 г.
Содержание
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Реализация социального обеспечения ветеранов
1.1. Правовой статус и категории ветеранов........................................................5 1.2.
Социальное обеспечение ветеранов
Великой
Отечественной войны.................................................................................................................12
Глава 2. Меры социального обеспечения, оказываемого ветеранам в
настоящее время
2.1. Льготы ветеранам боевых действий.......................................................19 2.2. Получение и содержание жилых помещений для ветеранов.....................25
Заключение.......................................................................................................30
Библиографический список..........................................................................34
Приложение ………………………………………………………………….37 2
Введение
В последние годы в Российской Федерации происходят изменения в законодательстве о социальном обеспечении ветеранов. Появляются новые виды социального обеспечения, определенные современными потребностями и проблемами общества, продолжается процесс разграничения полномочий в сфере социального обеспечения между Российской Федерации и ее субъектами.
Государство в настоящее время делает многое для людей, которые внесли большой вклад в обеспечение процветания нашей страны. Ветеран - категория пожизненная,
и,
соответственно социальное обеспечение оказывается им в течение всей жизни. Тем не менее, до сих пор процесс оказания такой помощи несовершенен. Ветераны продолжают сталкиваться с материальными трудностями,
жилищными проблемами,
вопросами поддержания здоровья.
Действующее законодательство не всегда обеспечивает достойный размер выплат и пенсий, на которые может рассчитывать ветеран.
Современное российское общество отличается отсутствием отлаженной системы поддержки ветеранов. Проблемы социальной незащищенности данной категории граждан особенно актуальны в настоящее время, когда устаревшие формы и методы социальной поддержки населения оказались, по сути, для них непригодны.
Необходимость формирования новых подходов к управлению социальными процессами в обществе вызвана как неэффективностью сложившейся в настоящее время системы поддержки ветеранов так и отсутствием механизмов принятия управленческих решений по разрешению социальных проблем ветеранов, резким ростом затрат на социальное обеспечение ветеранов,
нестабильностью социально-экономического развития общества, ростом социальной напряженности.
3
Обобщая вышеуказанную категорию граждан,
объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель одновременно различает пять категорий, в основу деления которых положены заслуги ветеранов перед
Отечеством, идеальная военная или иная государственная служба,
продолжительный добросовестный труд.
Такой критерий играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий. В
качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступает степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства и общества в целом. Таким образом, оценивается вклад каждого гражданина, внесенный в обеспечение процветания нашей большой страны.
Объектом исследования курсовой работы - является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе социального обеспечения ветеранов в Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой работы являются - нормативные правовые акты о социальном обеспечении (Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления), а также судебная практика судов общей юрисдикции.
Цель курсовой работы - изучить и охарактеризовать меры социального обеспечения ветеранов.
Основными задачами курсовой работы является следующее:
1) Изучить правовое регулирование мер государственного социального обеспечения ветеранов;
3) Охарактеризовать меры государственного социального обеспечения ветеранов;
4) Определение права на льготы ветеранам;
4
Методы: общенаучные - исторический, сравнительный, системный анализ, сравнительно правовой, формально юридический и другие.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка, приложения.
Глава 1. Реализация социального обеспечения ветеранов
1.1. Правовой статус и категории ветеранов
Для того чтобы дать правильное определение понятия «правовой статус ветерана», необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1. Определить, какими нормативными правовыми актами регулируются данные правоотношения;
2. Выяснить, какие гарантии обеспечивают эффективность социального обеспечения ветеранов.
Гарантии представляю собой систему социально-экономических,
политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок,
условий, средств и способов, создающих равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов .
1
Внутри правового статуса ветеранов в Российской Федерации необходимо выделить четыре составных части:
- общая часть, относящаяся к правовому статусу гражданина Российской
Федерации;
- специальная часть, представляющая собой совокупность общих для всех категорий ветеранов прав, гарантий и мер социального обеспечения;
- особенная часть, характеризующая правовое положение ветеранов определенной категории;
- единичная часть, включающая в себя особенности правового положения конкретного ветерана.
1
Актуальные проблемы развития социальной работы в Вооруженных силах Российской
Федерации: Монография/Под ред. А.А. Чертополоха.-М., 2019. С-203 5
Как известно, в Конституции Российской Федерации правовой статус обозначен, как права и свободы, принадлежащие человеку и гражданину.
Вследствие этого, возникает вопрос о соотношении таких понятий, как личность, человек и гражданин. Советский и Российский юрист Воеводин
Л.Д. дает следующую характеристику данных понятий - личность - это обще социальное выражение человека как члена общества, выражение его социальной природы. Совокупность общественных отношений составляет сущность личности. Конкретный человек с большей или меньшей степенью приближенности может выражать эти типичные черты, но он всегда индивидуален и неповторим. Для обозначения этого качества обычно всегда используется термин «индивид».
Права и свободы ветерана как индивида - это его социальные возможности, определенные экономическими и культурными условиями жизни общества и закрепленные государством законодательно и главным образом закреплено в Федеральном законе «О ветеранах». В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для конкретного ветерана на определенном историческом этапе развития общества в целом.
Установленные в законодательстве о социальном обеспечении ветеранов юридические возможности выступают в качестве гарантий реализации статуса ветеранов. Такие гарантии являются необходимым условием осуществления прав ветеранов, то есть создания реального механизма перевода правовых норм и социальных стандартов в реальные блага и услуги, предоставляемые государством.
Политический деятель Калашников С.В. отмечает, что, объявляя ветеранов нуждающимися в получении социальных благ из государственного бюджета,
законодатель руководствуется,
как правило,
не социально-экономическими, а политическими целями. Вышеуказанная категория граждан, по мнению данного автора, является рецидивом
6
советского общества и не может быть объективно отнесена к объекту социальной поддержки.
На основании выше изложенного, обобщая категорию граждан,
объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством - это безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий. В
качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства и общества в целом. Таким образом, оценивается вклад каждого, внесенный в обеспечение процветания нашей страны .
2
Особо важно отметить, что в законе приводится не только систематизация ветеранов по отдельным группам, но и последующее распределение среди них всего набора социальных гарантий и компенсаций,
их качественная и количественная составляющая. Такое разделение по категориям отвечает требованиям комплексного разрешения возникающих проблем и целенаправленных действий в интересах ветеранов с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение.
Кроме того разделение ветеранов по категориям аргументируется также учетом их интересов во всех отраслях социальной сферы, что различной поддержки со стороны государства; выявления индивидуальных нужд и потребностей в услугах, предоставляемых социальной сферой; адресности при предоставлении социального обеспечения и
обслуживания с
приоритетом содействия ветеранам в ситуациях, угрожающих их здоровью и
2
Беребина
О.П.
Уровень пенсионного обеспечения:
современное состояние и перспективы:-М., 2019. С.9.
7
На основании выше изложенного, обобщая категорию граждан,
объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством - это безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий. В
качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства и общества в целом. Таким образом, оценивается вклад каждого, внесенный в обеспечение процветания нашей страны .
2
Особо важно отметить, что в законе приводится не только систематизация ветеранов по отдельным группам, но и последующее распределение среди них всего набора социальных гарантий и компенсаций,
их качественная и количественная составляющая. Такое разделение по категориям отвечает требованиям комплексного разрешения возникающих проблем и целенаправленных действий в интересах ветеранов с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение.
Кроме того разделение ветеранов по категориям аргументируется также учетом их интересов во всех отраслях социальной сферы, что различной поддержки со стороны государства; выявления индивидуальных нужд и потребностей в услугах, предоставляемых социальной сферой; адресности при предоставлении социального обеспечения и
обслуживания с
приоритетом содействия ветеранам в ситуациях, угрожающих их здоровью и
2
Беребина
О.П.
Уровень пенсионного обеспечения:
современное состояние и перспективы:-М., 2019. С.9.
7
жизни; обеспечения информированности всего населения о положении ветеранов в
обществе,
правовых гарантиях и
возможностях их жизнеобеспечения.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами
3
Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной Войны
1941 - 1945 годов не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой
Отечественной Войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
-Участники Великой Отечественной Войны:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной Войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период
Великой Отечественной Войны на временно оккупированных территориях
СССР;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности,
проходившие в
период
Великой
Отечественной Войны службу в городах, участие в обороне которых
3
Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ
8
обществе,
правовых гарантиях и
возможностях их жизнеобеспечения.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами
3
Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной Войны
1941 - 1945 годов не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой
Отечественной Войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
-Участники Великой Отечественной Войны:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной Войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период
Великой Отечественной Войны на временно оккупированных территориях
СССР;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности,
проходившие в
период
Великой
Отечественной Войны службу в городах, участие в обороне которых
3
Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ
8
засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях,
установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
3) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной Войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии,
либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях,
установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
4) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой
Отечественной Войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
5) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств,
переведенные в период Великой Отечественной Войны на положение лиц,
состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства),
корреспонденты центральных газет,
журналов,
ТАСС,
Советское информационное бюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период
Великой Отечественной Войны в действующую армию ;
4 6) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов
4
Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения//Право в
Вооруженных силах № 102018. С. 6-16 9
установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
3) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной Войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии,
либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях,
установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
4) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой
Отечественной Войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
5) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств,
переведенные в период Великой Отечественной Войны на положение лиц,
состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства),
корреспонденты центральных газет,
журналов,
ТАСС,
Советское информационное бюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период
Великой Отечественной Войны в действующую армию ;
4 6) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов
4
Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения//Право в
Вооруженных силах № 102018. С. 6-16 9
государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной Войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1
января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной Войны, а также привлекавшиеся организациями Общества содействия обороне авиации и химического строительства
СССР
и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;
7) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской
Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп,
других антифашистских формирований в период Великой Отечественной
Войны на территориях других государств;
8) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
проходившие военную службу в
воинских частях,
учреждениях,
военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев;
военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
9) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» , инвалиды с
5
детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми
5
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 22 декабря 1942 года
Об учреждении медалей "За оборону Ленинграда"
10
января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной Войны, а также привлекавшиеся организациями Общества содействия обороне авиации и химического строительства
СССР
и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;
7) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской
Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп,
других антифашистских формирований в период Великой Отечественной
Войны на территориях других государств;
8) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
проходившие военную службу в
воинских частях,
учреждениях,
военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев;
военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
9) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» , инвалиды с
5
детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми
5
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 22 декабря 1942 года
Об учреждении медалей "За оборону Ленинграда"
10
действиями в период Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов;
10) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений,
военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, в пределах тыловых границ действующих фронтов операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой
Отечественной Войны в портах других государств;
11) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
12) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая
1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной
Войны.
Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной Войны, определяется
Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии,
определяется законодательством
Российской
Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники
11
10) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений,
военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, в пределах тыловых границ действующих фронтов операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой
Отечественной Войны в портах других государств;
11) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
12) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая
1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной
Войны.
Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной Войны, определяется
Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии,
определяется законодательством
Российской
Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники
11