Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в
Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
- военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР
вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
4) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил
СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо РФ за участие в обеспечении указанных боевых действий;
5) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря
1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при
12
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в
Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
- военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР
вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
4) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил
СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо РФ за участие в обеспечении указанных боевых действий;
5) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря
1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при
12
направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к Федеральному закону «О ветеранах». Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что на появление в правовом статусе ветеранов, являющемся родовым понятием, правового статуса ветеранов различных категорий оказала влияние, прежде всего,
специфика правового положения граждан, имеющих заслуги перед государством в различных сферах общественно-полезной деятельности.
1.2. Социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной
войны
Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как пора огромного противостояния фашистам, несравнимого мужества и героизма,
самоотверженности граждан, как на фронте, так и в тылу. Победа была достигнута ценой безмерного напряжения физических и духовных сил.
Исторический вклад старших поколений в достижение победы над фашизмом, укрепление авторитета оставшихся в живых участников войны и тружеников тыла военных лет требуют особого повышенного внимания к таким людям и их проблемам со стороны нашего государства .
6
Исходя из традиций народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость, принимая во внимание, что забота об участниках, о ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства, в ознаменование выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил
6
Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус., 2018. С. 219-235.
13
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к Федеральному закону «О ветеранах». Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что на появление в правовом статусе ветеранов, являющемся родовым понятием, правового статуса ветеранов различных категорий оказала влияние, прежде всего,
специфика правового положения граждан, имеющих заслуги перед государством в различных сферах общественно-полезной деятельности.
1.2. Социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной
войны
Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как пора огромного противостояния фашистам, несравнимого мужества и героизма,
самоотверженности граждан, как на фронте, так и в тылу. Победа была достигнута ценой безмерного напряжения физических и духовных сил.
Исторический вклад старших поколений в достижение победы над фашизмом, укрепление авторитета оставшихся в живых участников войны и тружеников тыла военных лет требуют особого повышенного внимания к таким людям и их проблемам со стороны нашего государства .
6
Исходя из традиций народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость, принимая во внимание, что забота об участниках, о ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства, в ознаменование выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил
6
Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус., 2018. С. 219-235.
13
СССР в Великой Отечественной войне и учитывая выполняемые ими особо важные задачи по охране мирного труда советского народа, а также заслуги работников оборонной промышленности, всегда уделялось повышенное внимание именно данной группе ветеранов. Большинство нормативных правовых актов направлено на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие различных категорий ветеранов
Великой
Отечественной
Войны,
а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.
В условиях складывающейся в настоящее время в нашей стране экономической системы, не позволяющей ветеранам Великой Отечественной
Войны в силу их возраста приспособиться к текущим жизненным ситуациям и преобразованиям, законодатель традиционно ставит во главу социальной политики правовые гарантии защиты рассматриваемой группы ветеранов,
подчеркивая тем самым их заслуги перед страной, ее очередными поколениями .
7
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной Войны;
- ветераны боевых действий;
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях,
учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями
СССР за службу в указанный период;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной Войны на объектах
7
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М., 2017 С. 16 14
противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной
Войны в портах других государств;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой
Отечественной Войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной Войны лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- инвалиды;
- дети-инвалиды.
Право на получение государственной социальной помощи реализуется в виде набора следующих социальных услуг:
- обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами,
изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же
15
Войны в портах других государств;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой
Отечественной Войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной Войны лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- инвалиды;
- дети-инвалиды.
Право на получение государственной социальной помощи реализуется в виде набора следующих социальных услуг:
- обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами,
изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же
15
условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Перечень лекарственных препаратов,
в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки,
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Длительность санаторно-курортного лечения в
рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в
санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов-
21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Закон устанавливает, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения,
обратившись с заявлением в территориальный орган ПФР, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
При этом гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной
16
Перечень лекарственных препаратов,
в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки,
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Длительность санаторно-курортного лечения в
рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в
санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов-
21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Закон устанавливает, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения,
обратившись с заявлением в территориальный орган ПФР, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
При этом гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной
16
услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг
(социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1
января года, следующего за годом подачи заявления.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов,
установленных для соответствующих социально-демографических групп населения .
8
В случае если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.
Отказ в назначении государственной социальной помощи:
В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье)
имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи:
Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения,
который назначил государственную социальную помощь, об изменениях,
являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его
8
Докторова Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики/Н.П. Докторова// В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики
Материалы VI международной научно-практической конференции: в 2 частях. Омский
17
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг
(социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1
января года, следующего за годом подачи заявления.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов,
установленных для соответствующих социально-демографических групп населения .
8
В случае если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.
Отказ в назначении государственной социальной помощи:
В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье)
имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи:
Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения,
который назначил государственную социальную помощь, об изменениях,
являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его
8
Докторова Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики/Н.П. Докторова// В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики
Материалы VI международной научно-практической конференции: в 2 частях. Омский
17
семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи,
доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение, которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Таким образом,
социальное обеспечение ветеранов
Великой
Отечественной войны является одним из важных направлений социальной политики российского государства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что на появление в правовом статусе ветеранов, являющемся родовым понятием,
правового статуса ветеранов различных категорий оказала влияние, прежде всего, специфика правового положения граждан, имеющих заслуги перед государством в различных сферах общественно - полезной деятельности.
1. Статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.
2. С точки зрения структуры, правовой статус ветерана в Российской
18
доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение, которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Таким образом,
социальное обеспечение ветеранов
Великой
Отечественной войны является одним из важных направлений социальной политики российского государства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что на появление в правовом статусе ветеранов, являющемся родовым понятием,
правового статуса ветеранов различных категорий оказала влияние, прежде всего, специфика правового положения граждан, имеющих заслуги перед государством в различных сферах общественно - полезной деятельности.
1. Статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.
2. С точки зрения структуры, правовой статус ветерана в Российской
18
Федерации состоит из общей части, относящейся к правовому статусу гражданина
России;
специальной части,
представляющей собой совокупность общих для всех категорий ветеранов мер социальной поддержки; особенной части, характеризующей правовое положение ветеранов определенной категории; единичной части, включающей в себя особенности правового положения конкретного ветерана.
19
Глава 2. Меры социального обеспечения, оказываемого ветеранам в
настоящее время
2.1. Льготы ветеранам боевых действий
Российским законодательством установлены льготы ветеранам боевых действий, но практика все, же показывает, что не все граждане, входящие в упомянутую категорию, знают полный перечень выплат и социальных программ, которыми они могут воспользоваться при поддержке государства.
К ветеранам боевых действий относятся следующие категории лиц:
1. Военнослужащие, а также ушедшие в отставку или уволенные в запас, призванные на сборы, сотрудники советских органов власти и сотрудники ОВД - во время исполнения своих служебных обязанностей принимавшие непосредственное участие в боевых действиях (в том числе и во время существования СССР).
2. Военнослужащие, а также ушедшие в отставку или уволенные в запас, призванные на сборы, сотрудники советских органов власти и сотрудники ОВД - принимавшие непосредственное участие в боевых заданиях по разминированию советских территорий (относится к периоду
СССР) с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года. А также военнослужащие,
задействованные в уничтожении или боевом тралении морских мин,
осуществляя подрывные работы в период с 10 мая 1945 года и до конца 1957
года.
3. Лица, находящиеся на военной службе и служившие в автомобильных батальонах, которые выполняли задачи по доставке направленных в Афганистан грузов в период боевых действий в
Демократической Республике Афганистан. Лица, обслуживающие в свое время воинские части СССР и РФ, дислоцирующиеся на территории иностранных государств, где осуществлялись боевые действия. Для признания упомянутых лиц ветеранами, необходимо, чтобы у них имелись
19
контузии, ранения или увечья.
К числу ветеранов боевых действий также относятся лица, которые получили медали или ордена (РФ/СССР), выданные за участие в обеспечении боевых действий.
Военнослужащие, которые входили в число летного состава,
совершавшего боевые вылеты с советской территории в Афганистан.
Упомянутые операции должны были осуществляться в период ведения боевых действий на территории Афганистана .
9
Граждане, направленные в период с декабря 1979 года по декабрь 1989
года на работу в Афганистан, причем они обязаны были отработать срок,
установленный в их отношении. Допускается также откомандирование указанных лиц до назначенного срока при наличии уважительных причин.
Если обратиться к разделам 1, 2, 3 приложения к Федеральному Закону
«О ветеранах», то там есть установленный перечень государств, городов,
территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан
Российской Федерации для отнесения граждан к числу ветеранов боевых действий.
В текущей редакции Федерального закона получение прав и льгот ветеранов боевых действий возможно для:
Граждан Российской Федерации;
Лиц, не имеющих гражданства, но проживающих на постоянной основе, на территории России;
Граждан иностранных государств, на постоянной основе живущие в
РФ.
Правительство предоставило значительный перечень льгот ветеранам боевых действий. Федеральным Законом «О ветеранах» № 5-ФЗ перечислены
9
Замараева
З.П.
Социальная защита населения:
ресурсный подход/
З.П.
Замараева//Отечественный журнал социальной работы. - 2019. - № 4. - С. 137-141.
20
К числу ветеранов боевых действий также относятся лица, которые получили медали или ордена (РФ/СССР), выданные за участие в обеспечении боевых действий.
Военнослужащие, которые входили в число летного состава,
совершавшего боевые вылеты с советской территории в Афганистан.
Упомянутые операции должны были осуществляться в период ведения боевых действий на территории Афганистана .
9
Граждане, направленные в период с декабря 1979 года по декабрь 1989
года на работу в Афганистан, причем они обязаны были отработать срок,
установленный в их отношении. Допускается также откомандирование указанных лиц до назначенного срока при наличии уважительных причин.
Если обратиться к разделам 1, 2, 3 приложения к Федеральному Закону
«О ветеранах», то там есть установленный перечень государств, городов,
территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан
Российской Федерации для отнесения граждан к числу ветеранов боевых действий.
В текущей редакции Федерального закона получение прав и льгот ветеранов боевых действий возможно для:
Граждан Российской Федерации;
Лиц, не имеющих гражданства, но проживающих на постоянной основе, на территории России;
Граждан иностранных государств, на постоянной основе живущие в
РФ.
Правительство предоставило значительный перечень льгот ветеранам боевых действий. Федеральным Законом «О ветеранах» № 5-ФЗ перечислены
9
Замараева
З.П.
Социальная защита населения:
ресурсный подход/
З.П.
Замараева//Отечественный журнал социальной работы. - 2019. - № 4. - С. 137-141.
20