Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 2 3
Заключение
В ходе проведения исследования, неоднократно было сказано, что основным нормативно-правовым актом, в котором закреплен правовой статус ветерана, является Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Данный закон в течение достаточно длительного времени не имел аналогов.
Действующая до его принятия система социального обеспечения ветеранов представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших разной ведомственной принадлежностью и принятых в различное время, что создавало определенные трудности при их применении и вызывало оправданное недовольство среди ветеранов, их постоянные жалобы и обращения в органы власти и управления.
Консолидация разрозненных правовых норм о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив - беспрецедентное явление в истории отечественной системы социального обеспечения. Федеральным законом «О ветеранах» было устранено большинство проблем и пробелов правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис правового регулирования общественных отношений, возникающих как следствие динамичного развития социума.
Законодатель особо подчеркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам,
обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Поставленные цели, по мнению разработчиков данного закона, должны достигаться посредством наделения различных категорий ветеранов определенным набором льгот и социальных гарантий, которые позволят компенсировать денежные потери,
вызванные возрастом,
изменением социального положения и т.д.
Вместе с тем вышеуказанный закон - типичный образец нормы
30
В ходе проведения исследования, неоднократно было сказано, что основным нормативно-правовым актом, в котором закреплен правовой статус ветерана, является Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Данный закон в течение достаточно длительного времени не имел аналогов.
Действующая до его принятия система социального обеспечения ветеранов представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших разной ведомственной принадлежностью и принятых в различное время, что создавало определенные трудности при их применении и вызывало оправданное недовольство среди ветеранов, их постоянные жалобы и обращения в органы власти и управления.
Консолидация разрозненных правовых норм о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив - беспрецедентное явление в истории отечественной системы социального обеспечения. Федеральным законом «О ветеранах» было устранено большинство проблем и пробелов правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис правового регулирования общественных отношений, возникающих как следствие динамичного развития социума.
Законодатель особо подчеркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам,
обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Поставленные цели, по мнению разработчиков данного закона, должны достигаться посредством наделения различных категорий ветеранов определенным набором льгот и социальных гарантий, которые позволят компенсировать денежные потери,
вызванные возрастом,
изменением социального положения и т.д.
Вместе с тем вышеуказанный закон - типичный образец нормы
30
материального права, декларирующий возможность получения разных гарантий, компенсаций и льгот, не раскрывая при этом механизма их реализации.
В основу построения рассматриваемого нормативного акта был положен принцип дифференцированного деления определенного набора льгот и социальных гарантий ветеранов между их категориями, которые формировались с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда и других обстоятельств.
Вместе с тем, являясь одним из элементов системы правового регулирования государственной социальной политики, Федеральный закон
«О ветеранах» как никакой другой подвергался частым изменениям, отражая как динамику регулируемых им общественных отношений, так и проводимые государством социальные преобразования. Наиболее серьезные изменения были внесены Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
так называемый Закон о монетизации льгот. Последний установил новый порядок финансирования и предоставления социальных льгот начиная с января 2005 г., а также разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере обеспечения ветеранов социальными льготами. Еще одним
31
В основу построения рассматриваемого нормативного акта был положен принцип дифференцированного деления определенного набора льгот и социальных гарантий ветеранов между их категориями, которые формировались с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда и других обстоятельств.
Вместе с тем, являясь одним из элементов системы правового регулирования государственной социальной политики, Федеральный закон
«О ветеранах» как никакой другой подвергался частым изменениям, отражая как динамику регулируемых им общественных отношений, так и проводимые государством социальные преобразования. Наиболее серьезные изменения были внесены Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
так называемый Закон о монетизации льгот. Последний установил новый порядок финансирования и предоставления социальных льгот начиная с января 2005 г., а также разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере обеспечения ветеранов социальными льготами. Еще одним
31
направлением реформы явился пересмотр всего комплекса действующих на период ее проведения льгот.
В новой редакции Федерального закона «О ветеранах» в настоящее время наметилось две основные тенденции: параллельно с количественным увеличением категорий лиц, на которых распространяется его действие,
качественно сокращаются основные льготы и социальные гарантии: в частности, так называемые «повседневные» льготы и компенсации
(медицинское обслуживание, транспортные льготы).
В
качестве основных последствий подобных изменений законодательства отмечаются:
понижение социально-экономических,
материально-бытовых, финансовых условий жизни отдельных категорий ветеранов и вместе с этим осложнение работы всего аппарата социальной помощи и
поддержки граждан,
объясняемое несвоевременностью реагирования последнего на изменения, отсутствие разнообразных правил применения отдельно взятых законодательных положений и т.п.
В сферу действия Федерального закона «О ветеранах» вовлечено значительное число граждан Российской Федерации. По данным последней переписи населения, в РФ проживают253 тысячи ветеранов Великой
Отечественной Войны. Если учесть, что многие права и льготы,
установленные для ветеранов, касаются и членов их семей, то число лиц, для которых данный закон является социально значимым, увеличивается в 2 - 3
раза.
В ходе работы были определены категории ветеранов, обозначена государственная политика в отношении ветеранов, меры социального обеспечения по каждой категории ветеранов и содержание законодательства
РФ, определяющего правовой статус ветерана.
Для примера существующих проблем в реализации статуса ветерана и предложений по их решению был взят на рассмотрение статус ветерана
32
В новой редакции Федерального закона «О ветеранах» в настоящее время наметилось две основные тенденции: параллельно с количественным увеличением категорий лиц, на которых распространяется его действие,
качественно сокращаются основные льготы и социальные гарантии: в частности, так называемые «повседневные» льготы и компенсации
(медицинское обслуживание, транспортные льготы).
В
качестве основных последствий подобных изменений законодательства отмечаются:
понижение социально-экономических,
материально-бытовых, финансовых условий жизни отдельных категорий ветеранов и вместе с этим осложнение работы всего аппарата социальной помощи и
поддержки граждан,
объясняемое несвоевременностью реагирования последнего на изменения, отсутствие разнообразных правил применения отдельно взятых законодательных положений и т.п.
В сферу действия Федерального закона «О ветеранах» вовлечено значительное число граждан Российской Федерации. По данным последней переписи населения, в РФ проживают253 тысячи ветеранов Великой
Отечественной Войны. Если учесть, что многие права и льготы,
установленные для ветеранов, касаются и членов их семей, то число лиц, для которых данный закон является социально значимым, увеличивается в 2 - 3
раза.
В ходе работы были определены категории ветеранов, обозначена государственная политика в отношении ветеранов, меры социального обеспечения по каждой категории ветеранов и содержание законодательства
РФ, определяющего правовой статус ветерана.
Для примера существующих проблем в реализации статуса ветерана и предложений по их решению был взят на рассмотрение статус ветерана
32
военной службы.
В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социального обеспечения (в том числе ветераны).
Целью государственной политики в отношении ветеранов и других социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих,
членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации,
созданию государственной системы медико-социальной и
медико-психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
33
В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социального обеспечения (в том числе ветераны).
Целью государственной политики в отношении ветеранов и других социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих,
членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации,
созданию государственной системы медико-социальной и
медико-психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
33
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием
12.12.1993
с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2.
Федеральный закон "О
ветеранах"
от
12.01.1995
N
5-ФЗ
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/
3.
Налоговый кодекс
Российской
Федерации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
4. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 22 декабря 1942
года Об учреждении медалей "За оборону Ленинграда" и о награждении этими медалями участников обороны Ленинграда (с изменениями на 18 июля
1980 года).
Учебная и учебно-методическая литература
5. Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. - М., 2018. С. 21.
6. Андреева Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня/Л.А.
Андреева//Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.- практ. конф. № 6(22). - Новосибирск: СибАК, - 2019. - С. 52-60.
7. Беребина О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы. - М., 2019. С.
8. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. С. 219-235.
9. Бихдрикер А.С. Информационное обеспечение управления сферой социальной защиты населения в
регионе/А.С.
Бихдрикер,
Т.В.
34
Лисицина//Социальная работа: современные проблемы и технологии. - 2020.
- № 1. - С. 30-37.
10. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 2017. С. 16.
11. Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. № 10. 2018. С. 6-16.
12. Докторова Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики/Н.П. Докторова// В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно-практической конференции: в 2 частях. Омский государственный университет путей сообщения. - 2018. - С. 161-166.
13 .Замараева З.П. Социальная защита населения: ресурсный подход/ З.П.
Замараева//Отечественный журнал социальной работы. - 2019. - № 4. - С.
137-141.
14. Зуй К.В. Социальная защита населения в регионе/К.В. Зуй//В сборнике:
Молодые экономисты - будущему России Сборник научных трудов по материалам ХI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - 2019. - С. 153-154.
15. Казеева Ю.Н. Местное самоуправление как гарант в сфере социальной защиты населения/Ю.Н. Казеева// В сборнике: Социально-экономическое и политическое развитие территории: проблемы и решения Сборник статей VII
Международной научно-практической конференции. Под редакцией Э.В.
Алёхина, А.В. Осташкова. 2019. С. 66-68.
16. Камышников А.И. Проблематика социальной защиты населения в современной
России/А.И.
Камышников//
В
сборнике:
Социально-политические процессы в современном мире: взгляд молодых
Материалы 4-й студенческой научно-практической конференции. - 2019. - С.
61-67. Киселев, И.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты
35
населения/ И.Н. Киселев// Вопросы российского и международного права. -
2019. - Т.
17. Кожухова Н.В. Реализация минимальных социальных стандартов в системе социальной защиты населения/Н.В. Кожухова//Проблемы развития предприятий: теория и практика. - 2018. - № 2. - С. 84-88.
18. Кострица Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты/Е.О. Кострица//В
сборнике:
Аспирантские тетради
Сборник научных статей научно-методического семинара молодых ученых. - 2020. - С. 94.
19. Палкина Д.С. Проблемы социальной защиты населения в условиях рынка/Д.С. Палкина//В сборнике: Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий Материалы региональной межвузовской научной студенческой конференции. - 2019. - С. 11-15.
20. Петрова А.А. Содержание, формы и принципы социальной защиты населения/А.А. Петрова//В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и
образования материалы
Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 326.
21. Разиньков
П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения/П.И. Разиньков//
Оригинальные исследования. - 2019. - Т. 9. - № 11. - С. 32-39.
22. Середа А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения/А.С. Середа//Научный электронный журнал Меридиан. -
2020. - № 5 (39). - С. 24-26.
23. Соснова А.В. Механизмы формирования социальной защиты населения в современном обществе/А.В. Соснова//Государство и общество: вчера,
сегодня, завтра. - 2018. - № 5. - С. 18-24.
24. Темавова Н.М. Состав и значение системы социальной защиты населения/Н.М. Теманова//В сборнике: Теоретический и практический
36
2019. - Т.
17. Кожухова Н.В. Реализация минимальных социальных стандартов в системе социальной защиты населения/Н.В. Кожухова//Проблемы развития предприятий: теория и практика. - 2018. - № 2. - С. 84-88.
18. Кострица Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты/Е.О. Кострица//В
сборнике:
Аспирантские тетради
Сборник научных статей научно-методического семинара молодых ученых. - 2020. - С. 94.
19. Палкина Д.С. Проблемы социальной защиты населения в условиях рынка/Д.С. Палкина//В сборнике: Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий Материалы региональной межвузовской научной студенческой конференции. - 2019. - С. 11-15.
20. Петрова А.А. Содержание, формы и принципы социальной защиты населения/А.А. Петрова//В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и
образования материалы
Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 326.
21. Разиньков
П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения/П.И. Разиньков//
Оригинальные исследования. - 2019. - Т. 9. - № 11. - С. 32-39.
22. Середа А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения/А.С. Середа//Научный электронный журнал Меридиан. -
2020. - № 5 (39). - С. 24-26.
23. Соснова А.В. Механизмы формирования социальной защиты населения в современном обществе/А.В. Соснова//Государство и общество: вчера,
сегодня, завтра. - 2018. - № 5. - С. 18-24.
24. Темавова Н.М. Состав и значение системы социальной защиты населения/Н.М. Теманова//В сборнике: Теоретический и практический
36
потенциал современной науки Сборник научных статей. Научный редактор
Д.В. Фурсова. Москва, - 2019. - С. 134-137.
25. Урусова А.Б. Перспективы развития социальной защиты населения в сельской местности/А.Б. Урусова//InternationalAgriculturalJournal. - 2020. - Т.
63. - № 1. - С. 16.
26. Федоренко П.А. Правовая природа и соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение»
Федоренко Е.В. Коваленко//В
сборнике: Проблемы и перспективы современной науки. Материалы
Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2019. - С.
179-182.
37
Д.В. Фурсова. Москва, - 2019. - С. 134-137.
25. Урусова А.Б. Перспективы развития социальной защиты населения в сельской местности/А.Б. Урусова//InternationalAgriculturalJournal. - 2020. - Т.
63. - № 1. - С. 16.
26. Федоренко П.А. Правовая природа и соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение»
Федоренко Е.В. Коваленко//В
сборнике: Проблемы и перспективы современной науки. Материалы
Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2019. - С.
179-182.
37
Приложение
Таблица размеров ЕДВ отдельным категориям граждан
Российской Федерации
№
Код
катего
рии
Наименование кода категории
ЕДВ с 01.02.2021,
размер индексации
1,049
с учетом
НСУ
без учета
НСУ
1 010
Инвалиды войны
5 838,02 4 626,36 2
011
Участники ВОВ, ставшие инвалидами
5 838,02 4 626,36 3
012
Военнослуж.и лица рядового и нач.состава,ставшие инвалидами при исполнении
5 838,02 4 626,36 4
020
Участники ВОВ
4 378,49 3 166,84 5
030
Ветераны боевых действий
3 212,04 2 000,38 6
040
Военнослужащие с 22.06.41 по 03.09.45
не вход.в состав действ.армии
1 752,52 540,86 7
050
Лица,награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда"
3 212,04 2 000,38 8
060
Члены семей погибших (умерших) ИВОВ
и УВОВ и ветеранов БД
1 752,52 540,86 9
061
Члены семей погибших в ВОВ из групп самозащиты и противовозд.обороны
1 752,52 540,86 10 062
Члены семей погибших при исполнении служебных обязанностей
1 752,52 540,86 11 063
Члены семей военнослужащих, погибших в плену
1 752,52 540,86 12 064
Родители и жены погибших военнослуж.,
приравн. к участникам ВОВ
4 378,49 3 166,84 13 120
Лица,работавшие в период ВОВ
1 752,52 540,86 14 081
Инвалиды ( III группа)
2 336,70 1 125,04 15 082
Инвалиды ( II группа)
2 919,02 1 707,36 16 083
Инвалиды ( I группа)
4 087,36 2 875,70 17 084
Дети-инвалиды
2 919,02 1 707,36 38