Файл: Bogaturov_Tom_vtoroy_Dokumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2431

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

бесспорно принадлежащее всякому государству право привлечения к несению 
общественных повинностей и право распоряжения имуществом собственных и 
иностранных граждан, когда того требуют насущные интересы страны. 

      Интервенция и блокада со стороны союзных держав и поддерживаемая ими в 
течение более трех лет гражданская война причинили России убытки, далеко 
превосходящие возможные претензии к ней со стороны иностранцев, потерпевших 
от русской революции. Помимо секвестрованного за границей и вывезенного из 
России золота и целого ряда запасов и товаров, государство Российское требует 
возмещения за разрушенные военными действиями железные дороги, мосты, 
подвижной состав, портовые и другие сооружения, потопленные суда, а также 
фабрики, заводы и многочисленное имущество частных граждан - как дома в 
городах, так и крестьянские усадьбы в деревнях. Кроме того, оно предъявляет 
требование о возврате его военного и торгового флота, уведенного союзными 
державами непосредственно или белогвардейскими армиями под защитой союзных 
держав. Наряду с этими претензиями, выражающими непосредственный ущерб 
государственному и частному хозяйству России, подлежит удовлетворению и 
длинный список убытков как национализированной промышленности, так и 
частного хозяйства, нанесенных военными действиями на оккупированной 
иностранными и белогвардейскими армиями территории, и возмещению многим 
сотням тысяч инвалидов гражданской войны и семьям погибших. 

      Эти убытки русского народа и государства дают гораздо более бесспорное 
право на возмещение, чем претензии бывших владельцев имуществ в России и 
русских займов, принадлежащих к нациям, победившим в мировой войне и 
получившим с побежденных колоссальные контрибуции, тогда как их претензии 
предъявляются к стране, разоренной войной, иностранной интервенцией и 
отчаянно борющейся за собственное существование в тех государственных 
формах, которые она считает для себя единственно возможными. 

      Более всего странно слышать требование возмещения убытков, понесенных 
гражданами государств, безуспешно воевавших против России, из уст 
представителей правительств, применявших во время войны право конфискации 
частной собственности граждан противной стороны на своей территории и 
утвердивших это право Версальским договором даже для мирного времени, 
возлагая, кроме того, на все население побежденного государства имущественную 
ответственность за убытки, причиненные победителям военными действиями его 
правительства. 

  

Советская власть готова на взаимное возмещение убытков

 

      Тем не менее правительство РСФСР, желая найти почву для соглашения и 
восстановления деловых сношений с иностранным капиталом, готово признать за 
пострадавшими иностранными гражданами право на возмещение убытков, - однако 
при непременном условии соблюдения взаимности, как того требует цитированная 
уже заметка для печати от 11 января, говорящая о «признании всеми странами их 
публичных долгов и возмещения за потери и убытки, причиненные действием 


background image

правительства». Советское правительство, противопоставляя убыткам 
иностранных граждан от действий советской власти убытки России от разорения ее 
союзными войсками и поддерживающимися ими русскими белогвардейцами, 
согласно рассмотреть те и другие и возместить убытки, если счет будет не в его 
пользу. 

  

Так называемые «военные» долги русского правительства

 

      К сожалению, эксперты союзных держав, уклоняясь от провозглашенных в их 
меморандуме принципов справедливости и восстановления, а не эксплуатации 
России, отказываются от принятия этой точки зрения и предлагают 
компенсировать претензии России за разорение ее совершенно своеобразной 
категорией своих претензий, так называемыми военными долгами Русского 
правительства (см. ст.ст. 5 и 6 меморандума). 

      Это желание погасить бесспорные претензии русского народа к иностранным 
правительствам, нанесшим ему непосредственные убытки военной интервенцией, 
противопоставляя им так называемые военные долги, то есть ту категорию 
междусоюзных обязательств, о полном взаимном аннулировании которой самими 
же союзниками поднят вопрос, представляется российской делегации по меньшей 
мере странным. Она вынуждена самым категорическим образом отклонить вообще 
предъявление ей счета по этим долгам как недопустимую попытку взвалить на 
плечи разоренного русского народа значительную долю военных расходов 
союзных держав. То, что именуется военными долгами России, представляет 
собою запасы военного снабжения, изготовлявшегося на заводах союзных стран и 
посылавшегося на русский фронт для обеспечения успеха союзных армий. Русский 
народ принес в жертву общесоюзным военным интересам больше жизней, чем все 
остальные союзники вместе; он понес огромный имущественный ущерб и в 
результате войны потерял крупные и важные для его государственного развития 
территории. И после того, как остальные союзники получили по мирным 
договорам громадные приращения территорий, крупные контрибуции, с русского 
народа хотят взыскать издержки по операции, принесшей столь богатые плоды 
другим державам. Российская делегация призывает всех членов конференции 
оценить всю непоследовательность и необоснованность подобного требования. 

  

Обязательства России по Лондонскому меморандуму и ее национальный 

доход

 

      В меморандуме не упоминается возможная цифра долгов России, вытекающая 
из всех обязательств по старым долгам и частным претензиям. Но, согласно 
подсчетам, делавшимся в иностранной экономической печати, сумма долгов по 
всем перечисленным в меморандуме категориям должна равняться приблизительно 
18,5 млрд. золотых рублей. За вычетом военных долгов получается сумма 
довоенных долгов и частных претензий, с процентами по 1 декабря 1921 года в 


background image

цифре около 11 млрд., а с процентами по 1 ноября 1927 года - около 13 
миллиардов... 

      Насколько чудовищно велики предъявляемые нам к уплате требования, видно 
из следующих данных: царское правительство платило ежегодно перед войной по 
своим долгам сумму, равную 3,3 проц. всего чистого или ежегодного 
национального дохода и около 13 проц. всего государственного бюджета. 
Меморандум экспертов считает возможным требовать от России уплаты через 5 
лет такой суммы, которая равна 20 проц. всего возросшего на 30 проц. 
национального дохода и около 80 проц. всего теперешнего государственного 
бюджета России, причем уплата должна производиться странам, ежегодный 
национальный доход которых на душу населения в 7-8 раз больше национального 
дохода России. 

  

Оплата по старым обязательствам и восстановление России

 

      ...Если получение новых кредитов на восстановление хозяйства России будет 
обусловлено уплатой по старым обязательствам и весь положительный результат 
новых займов и связанного с ним более быстрого темпа восстановления хозяйства 
пойдет на уплату старых долгов, то для русского народа теряют всякий смысл 
новые кредиты, и ему придется продолжать начатое и естественно медленно 
идущее восстановление хозяйства страны собственными силами, не надеясь на 
помощь иностранного капитала. 

      Между тем не только русский народ, но и все народы Европы и Америки и даже 
подавляющее большинство промышленных и торговых кругов этих стран 
заинтересованы, в первую очередь, даже не в вознаграждении небольшой группы 
старых кредиторов, а в восстановлении новых экономических связей с Россией и в 
немедленном привлечении в Россию иностранного капитала на таких условиях, 
которые, обеспечивая достаточные выгоды этому капиталу, в то же время 
способствовали бы развитию всего народного хозяйства России. 

50. Из доклада Н.И.Бухарина на IV конгрессе Коминтерна 18 ноября 1922 г.

 

      Мы хотим ясно установить в программе, что пролетарское государство 
обязательно должно защищаться не только пролетариатом этой страны, но и 
пролетариями всех стран. Вот чем отличается нынешняя постановка вопроса от 
постановки ее до войны. 

      Затем мы должны оговорить еще один тактический вопрос: право на красную 
интервенцию. Этот вопрос является пробным камнем для всех коммунистических 
партий. Повсюду раздаются крики о красном милитаризме. Мы должны установить 
в программе, что каждое пролетарское государство имеет право на красную 
интервенцию. 

      В «Коммунистическом Манифесте» сказано, что пролетариат должен завоевать 
весь мир, но ведь этого не сделать же движением пальца. Тут необходимы штыки и 


background image

винтовки. Да, распространение Красной Армии является распространением 
социализма, пролетарской власти, революции. На этом основывается право 
красной интервенции при таких особых условиях, когда она только чисто 
технически облегчает осуществление социализма. 

51. Лозаннская конвенция касательно режима проливов от 24 июля 1923 г.

 

      

[На Лозаннской конференции, в работе которой принимали участие 

Великобритания, Франция, Италия, Япония, Греция, Турция, США (в качестве 
наблюдателя), была заключена конвенция о режиме проливов. В обсуждении 
вопроса о режиме черноморских проливов приняли также участие представители 
РСФСР, Украинской ССР и Грузинской ССР. Советский Союз не ратифицировал 
конвенцию как нарушающую его законные права и не гарантирующую 
безопасность черноморских стран.]

 

(Извлечение) 

      Британская империя, Франция, Италия, Япония, Болгария, Греция, Румыния, 
Россия, Сербо-Хорвато-Словенское государство и Турция, 

      заботясь об обеспечении в Проливах всем нациям свободы прохода и 
судоходства между Средиземным морем и Черным морем, согласно с принципом, 
освещенным статьей 23 Мирного Договора от сего дня, 

      и полагая, что сохранение этой свободы необходимо для общего мира и для 
мировой торговли, 

      решили заключить для этой цели Конвенцию... 

      Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны согласны признать и 
провозгласить принцип свободы прохода и судоходства по морю и в воздухе в 
Дарданелльском проливе, Мраморном море и Босфоре, значащихся ниже под 
общим наименованием «Проливы». 

      Статья 2. Проход и судоходство торговых кораблей и торговых воздушных 
судов и военных воздушных судов в Проливах в мирное время и в военное время 
будут впредь регулироваться постановлениями находящегося при сем Приложения. 

52-53. Установление дипломатических отношений между СССР и 
Великобританией

  

 

52. Нота британского официального агента в Москве Ходжсона на имя 
народного комиссара по иностранным делам Союза ССР Г.В.Чичерина от 2 
февраля 1924 г.

 

(Извлечение) 


background image

      1. Я имею честь, по указанию моего правительства, уведомить ваше 
превосходительство, что оно признает Союз ССР, как правительство де-юре тех 
территорий бывшей Российской империи, которые признают его власть. 

      2. Для того, однако, чтобы создать нормальные условия, вполне дружественные 
отношения и торговый обмен в полном объеме, будет необходимо заключить 
окончательные практические соглашения по целому ряду вопросов, некоторые из 
которых не имеют непосредственного отношения к вопросу о признании, 
некоторые же, с другой стороны, тесно связаны с фактом признания. 

      3. В последней категории может быть упомянут вопрос о существующих 
договорах. Правительство его величества полагает, что признание советского 
правительства России, согласно общепринятым принципам международного права, 
автоматически вводит в силу все договоры, заключенные между обеими странами 
до русской революции, кроме тех случаев, когда срок их формально истек. 
Очевидно, что в интересах обеих стран необходимо урегулировать одновременно с 
признанием отношение к этим договорам. 

      4. Технически не связанными с признанием, но представляющими большую 
важность являются проблемы урегулирования претензий, существующих у 
правительства и граждан одной Стороны к другой, и восстановление кредита 
России. 

      5. Является также очевидным, что истинно дружеские отношения не могут быть 
восстановлены полностью, пока одна Сторона будет иметь основания подозревать 
другую в ведении пропаганды против интересов первой и направленной к 
ниспровержению ее учреждений. 

      6. Ввиду этих обстоятельств правительство его величества приглашает 
Российское правительство послать в Лондон при первой возможности 
представителей, снабженных полномочиями для обсуждения этих вопросов и для 
выработки предварительных основ полного договора, имеющего целью 
урегулировать все вопросы, существующие между обеими странами. 

      7. В настоящее же время, впредь до назначения посла, мне придано качество 
поверенного в делах, и я уполномочен заявить, что правительство его величества 
будет равным образом радо принять российского поверенного в делах, 
представляющего советское правительство при Сент-Джемском дворе. 

53. Нота официального агента Союза ССР в Лондоне на имя британского 
Главного статс-секретаря по иностранным делам Р.Макдональда от 8 февраля 
1924 г.

 

      Имею честь по поручению правительства Союза ССР уведомить ваше 
превосходительство, что мое правительство с удовлетворением ознакомилось с 
содержанием британской ноты от 2 февраля 1924 года, в которой Британское 
правительство признает де-юре правительство Союза ССР, власть которого 
распространяется на все территории бывшей Российской империи, за исключением