Файл: Программа вступительного испытания Основы психологопедагогического взаимодействия участников образовательного процесса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
«Основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса»
для лиц, поступающих на базе среднего профессионального образования
Челябинск, 2021

Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………………….3 2. Содержание программы вступительного испытания………..……………..5 3. Перечень основной и дополнительной литературы……………………….7 4. Примерный перечень вопросов вступительного испытания…………….9 5. Критерии оценивания результатов вступительного испытания………….11 2

1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с направленностью (профилем)
образовательных программ среднего профессионального образования,
входящих в укрупненную группу специальностей: 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Цель вступительного испытания: определить уровень теоретической и практической подготовленности абитуриентов к освоению содержания образовательной программы бакалавриата по направлению 44.03.02 Психолого- педагогическое образование направленность (профиль) Психология образования, Психологическое консультирование.
Задачи вступительного испытания:
1. Выявить у абитуриентов сформированность понятийного аппарата в области психологии.
2. Определить характер представлений абитуриента о содержании профессиональной деятельности педагога-психолога.
3. Диагностировать компетентность абитуриентов в психолого- педагогическом взаимодействии с участниками образовательного процесса.
Требования к абитуриенту:
Должен знать:
1. Сущность психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.
2.
Психологические особенности взаимодействия основных участников образовательного процесса.
Должен уметь:
1. Анализировать конкретные ситуации межличностного взаимодействия и поведения участников образовательного процесса, оценивать перспективы взаимодействия.
2. Использовать категории психологии для объяснения фактов и явлений реальной действительности.
3


Должен владеть:
1. Навыками психологической интерпретации ситуаций из педагогической практики.
2. Способностью объяснять психологические факты и явления с опорой на категориальный аппарат науки.
Программа вступительного испытания включает перечень тем,
выносимых на экзамен, перечень основной и дополнительной литературы,
примерный перечень вопросов и заданий вступительного испытания.
4

2. Содержание программы вступительного испытания
Раздел 1. Сущность психолого-педагогического взаимодействия
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образователь- ного процесса: понятие, цели и задачи. Межличностное и межгрупповое взаи- модействие. Стратегии психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательной среды. Уровни и типы психолого-педагогического взаимодей- ствия субъектов образовательной среды. Формы взаимодействия. Стили меж- личностного взаимодействия: авторитарный, демократический, попусти- тельский. Особенности субьект-субьектного взаимодействия. Соотношение вза- имодействия и общения.
Раздел 2. Психология общения
Общение: основные виды, субъекты и цели. Общение и деятельность.
Структура общения. Средства общения, их виды. Невербальные средства обще- ния. Вербальные средства общения. Психологические барьеры в общении. Пра- вила эффективного слушания. Основные принципы и правила делового обще- ния. Общение в структуре профессиональной деятельности педагога. Психо- логические особенности общения детей раннего возраста. Психологические особенности общения детей дошкольного возраста. Психологические особенно- сти общения детей младшего школьного возраста. Развитие форм общения ре- бенка и взрослого по М.И. Лисиной.
Раздел 3. Педагогическое общение
Педагогическое общение (понятие, особенности). Специфика педагогиче- ского общения. Стили педагогического общения, их характеристика. Коммуни- кативная культура (понятие, компоненты). Этика педагогического общения.
Раздел 4. Конфликт
Конфликтное взаимодействие. Структура конфликта. Функции конфлик- та. Динамика конфликта. Стратегии разрешения конфликта. Конфликтное взаи- модействие в образовательной среде. Способы разрешения конфликтов между субъектами образовательного процесса.
5


Раздел 5. Психолого-педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса
Участники психолого-педагогического взаимодействия в образователь- ном процессе. Этапы организации психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Педагог как субьект психолого- педагогического взаимодействия. Профессионально значимые качества лично- сти педагога. Взаимодействие в системах «учитель-класс» и «учитель-ученик».
Взаимодействие в системах «учитель-учитель» и «учитель-администрация».
Взаимодействие в системе «родители-педагоги».
Понятие межличностных отношений. Виды взаимоотношений педагога с учащимися. Детско-родительские отношения.
Совместная деятельность участников образовательного процесса как способ организации психолого-педагогического взаимодействия. Типы совместной деятельности взрослого и ребенка в образовательном процессе.
Типы совместной деятельности. Сотрудничество участников образо- вательного процесса. Коллективная творческая деятельность.
6

3. Перечень основной и дополнительной литературы
3.1. Основная литература
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология
[Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В.
Катарьян. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012. —
127 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6328.html
2. Дубровина, И.В. и др. Психология: учебник для студентов учрежде- ний среднего профессионального образования /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова,
А.М. Прихожан, А.Д. Андреева; под ред. И. В. Дубровиной. – Москва : Из- дательский центр «Академия», 2015. – 464 с.
3. Маслова, Т. А. Психология общения : учебное пособие для СПО / Т.
А. Маслова, С. И. Маслов. — Саратов : Профобразование, 2019. — 164 c. —
ISBN 978-5-4488-0299-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85787.html
4. Федотова, Е. О. Психолого-педагогическое взаимодействие участ- ников образовательного процесса : электронное учебное пособие.
Хрестоматия / Е. О. Федотова. — Пермь : Пермский государственный гумани- тарно-педагогический университет, 2013. — 170 c. — Текст : электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://
www.iprbookshop.ru/32087.html
3.2. Дополнительная литература
1. Бабынина Т.Ф. Взаимодействие воспитателей с родителями и сотрудниками образовательного учреждения [Электронный ресурс] : курс лекций по профессиональному модулю для студентов СПО отделения дошколь- ного образования / Т.Ф. Бабынина, Л.В. Гильманова. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Набережночелнинский государственный педагогический университет, РИЦ, 2014. — 112 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://
www.iprbookshop.ru/29883.html.
7


2. Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ре- бенка [Электронный ресурс] : сборник научных трудов / С.А. Козлова [и др.].
— Электрон. текстовые данные. — М. : Московский городской педагогический университет, 2011. — 160 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://
www.iprbookshop.ru/26457.htmll
3. Вишняков, И. А. Введение в профессиональную деятельность пе- дагога-психолога : учебное пособие по дисциплине «Введение в психолого- педагогическую деятельность» / И. А. Вишняков. — Омск : Издательство
ОмГПУ, 2017. — 168 c. — ISBN 978-5-8268-2102-2. — Текст : электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://
www.iprbookshop.ru/105280.html.
4. Богачкина Н.А. Психология [Электронный ресурс] : учебное по- собие / Н.А. Богачкина. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012. — 159 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://
www.iprbookshop.ru/8219.html.
5. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс] :
учебное пособие / Е.В. Есина. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: На- учная книга, 2012. — 158 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://
www.iprbookshop.ru/6321.html.
6. Зубова Л.В. Психология развития и возрастная психология [Элек- тронный ресурс] : учебное пособие / Л.В. Зубова, Е.В. Назаренко. — Электрон.
текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет,
ЭБС АСВ, 2016. — 190 c. — 978-5-7410-1574-2. — Режим доступа: http://
www.iprbookshop.ru/69940.html.
7. Смирнова Е.О. Детская психология [Электронный ресурс] : учебник
/ Е.О. Смирнова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа,
2017. — 278 c. — 978-5-4486-0087-6. — Режим доступа: http://
www.iprbookshop.ru/69228.html.
8

3. Примерный перечень вопросов вступительного испытания
1.
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образо- вательного процесса: понятие, цели и задачи.
2.
Сущность психолого-педагогического взаимодействия.
3.
Межличностное и межгрупповое взаимодействие.
4.
Стратегии психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательной среды.
5.
Уровни и типы психолого-педагогического взаимодействия субъек- тов образовательной среды.
6.
Формы взаимодействия.
7.
Стили межличностного взаимодействия: авторитарный, демократи- ческий, попустительский.
8.
Особенности субьект-субьектного взаимодействия.
9.
Участники психолого-педагогического взаимодействия в образо- вательном процессе.
10.
Этапы организации психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.
11.
Соотношение взаимодействия и общения.
12.
Общение: основные виды, субъекты и цели.
13.
Структура общения.
14.
Общение и деятельность.
15.
Средства общения, их виды.
16.
Невербальные средства общения.
17.
Вербальные средства общения.
18.
Психологические барьеры в общении.
19.
Правила эффективного слушания.
20.
Основные принципы и правила делового общения.
21.
Специфика педагогического общения.
22.
Общение в структуре профессиональной деятельности педагога.
9


23.
Стили педагогического общения, их характеристика.
24.
Педагогическое общение (понятие, особенности).
25.
Коммуникативная культура (понятие, компоненты).
26.
Этика педагогического общения.
27.
Конфликтное взаимодействие.
28.
Структура конфликта.
29.
Функции конфликта.
30.
Динамика конфликта.
31.
Стратегии разрешения конфликта.
32.
Конфликтное взаимодействие в образовательной среде.
33.
Способы разрешения конфликтов между субъектами образователь- ного процесса.
34.
Психологические особенности общения детей раннего возраста.
35.
Психологические особенности общения детей дошкольного возрас- та.
36.
Психологические особенности общения детей младшего школьного возраста.
37.
Развитие форм общения ребенка и взрослого по М.И. Лисиной.
38.
Педагог как субьект психолого-педагогического взаимодействия.
39.
Детско-родительские отношения.
40.
Профессионально значимые качества личности педагога.
41.
Понятие межличностных отношений.
42.
Виды взаимоотношений педагога с учащимися.
43.
Совместная деятельность участников образовательного процесса как способ организации психолого-педагогического взаимодействия.
44.
Типы совместной деятельности взрослого и ребенка в образователь- ном процессе.
45.
Типы совместной деятельности.
46.
Сотрудничество участников образовательного процесса.
47.
Коллективная творческая деятельность.
10

48.Взаимодействие в системах «учитель-класс» и «учитель-ученик».
49.Взаимодействие в системах «учитель-учитель» и «учитель-адми- нистрация».
50.Взаимодействие в системе «родители-педагоги».
11

4.
Критерии оценивания результатов вступительного испытания
Вступительное испытание проводится в следующих формах:
− в форме письменного бланкового тестирования;
− в форме тестирования с применением дистанционных технологий при обязательной идентификации личности поступающего.
Шкала оценивания – 100-балльная.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохожде- ние вступительного испытания – 40. Время работы с тестом – 60 минут.
12