Файл: Содержание Введение Понятие занятости и безработицы Сущность, причины и вида безработицы Заключение Список использованной литературы Введение.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
1. Понятие занятости и безработицы
2. Сущность, причины и вида безработицы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема занятости и безработицы является одной из основных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества, а именно, рабочей силы; существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны; значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и невозможен никакой подъем экономики страны. Безработица имеет значимые социальные последствия, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.
1. Понятие занятости и безработицы
Основным понятием теорий занятости и безработицы является рынок труда, который является неотъемлемой частью рыночной экономики, и представляет собой совокупность социально-трудовых отношений, складывающихся в сфере обмена труда. Рынок труда представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от товарных рынков; он определяет поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы.
Рынок труда - это социально-экономическая система, которая включает в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей-продажей рабочей силы; также это экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; и, наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и других авторов, которые рассматривают рынок труда как внутренне неоднородную и динамичную систему связей, подчиняющуюся рыночным законам. Регулятором данной системы служит рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение, а также поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение: если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда. Таким образом, классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда.
Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, в условиях которой цена рабочей силы достаточно жёстко фиксирована. Основные параметры занятости (уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной зарплаты) устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда; однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объёмами производства и инвестиций. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. В связи с этим, государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведёт к увеличению занятости и снижению безработицы. В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но порядок распределения увеличения общего спроса между разными отраслями, то есть, структура совокупного спроса. Эффективным средством обеспечения достаточного уровня занятости является расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учётом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель базируется на государственном вмешательстве в управлении макроэкономическими процессами, а механизм её реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями.
Представители монетаристской школы (М. Фридмен, Э. Фелпс и другие) обосновывают положение о том, рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм, самостоятельно определяющий рациональный уровень занятости. В этой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие со стороны государства на совокупный спрос в конечном счёте приведёт к раскручиванию инфляционной спирали.
Монетаристы полагают, что в любой момент имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы, который получил название «естественная норма безработицы». Данное понятие отражает действительные структурные характеристики рынка труда и товаров, включая рыночные несовершенства, стохастические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих местах и об имеющейся рабочей силе, издержки мобильности. Отклонения занятости от «естественного уровня» могут быть только краткосрочными; если уровень занятости больше равновесного, то это приводит к ускоряющейся инфляции, если меньше - то к ускоряющейся дефляции. Таким образом, политика по стабилизации занятости должна быть направлена на борьбу с отклонениями уровня безработицы от её естественной нормы, с колебаниями объёмов производства и численности занятых. Для регулирования рынка труда монетаристы предлагают использовать в основном рычаги денежно-кредитной политики.
В основе институционально-социологической школы, представленной такими экономистами как Т. Веблен, Дж. Данлоп, Дж. Гэлбрейт, Л. Ульман, лежит положение о том, что проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ. Для представителей данной школы характерен отход от концентрации внимания только на макроэкономическом анализе, ими осуществлена попытка объяснить имеющиеся на рынке труда несоответствия особенностями социальных, профессиональных, отраслевых, половозрастных, этических и других различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровнях заработной платы.
Контрактная теория занятости (М. Бейли, Д. Гордон, К. Азариадис) представляет собой концепцию, в основе которой лежат синтезированные представления неоклассическов и кейнсианцев. С одной стороны, авторы поддерживают кейнсианский тезис о жестокости денежной заработной платы и полагают, что приспособления на рынке труда происходят за счёт изменений физических объёмов производства и занятости, а не цен. С другой стороны, сама эта жестокость выводится из оптимизирующего поведения индивидов, которые действуют в собственных экономических интересах. В Данная теория основана на предпроложении, что предприниматели и рабочие вступают между собой в долгосрочные договорные отношения. Другими словами, между работниками и предпринимателями возникает соглашение, так называемый, «имплицитный контракт», который соблюдается ими не потому, что этого требует юридический договор, а потому, что это экономически обоюдно выгодно. В период спада фирма не снижает оплату труда, а в период подъёма резко не повышает оплату труда квалифицированным работникам, в связи с чем динамика денежной заработной платы оказывается сглаженной. Во время падения производства она не опускается, а во время подъёма не слишком поднимается, возрастая плавно и равномерно; уровень заработной платы становится в определённой мере фиксированным, как экономически целесообразный результат оптимизированного поведения индивида.
В концепции гибкого рынка труда (Р. Буае, Г. Стэндинг) в основе лежит положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя). Такой подход направлен на обеспечение:
-
уменьшения издержек структурной перестройки экономики, что достигается за счёт многообразия и гибкости форм найма; -
гибкости регулирования рабочего времени, установление более подвижного режима работы с ненормируемым рабочим днём; -
гибкости в регулировании заработной платы на основе более дифференцированного подхода; -
гибкости методов и форм социальной защиты работников, а также адаптации объёма, структуры, качества и цены рабочей силы к колебаниям спроса и предложения на рынке труда.
В целом концепция гибкого рынка труда предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников, направлена на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и поддержание высокой динамики развития рынка труда. В общем под занятостью понимается деятельность трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода (заработной платы) и для удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны. Также существует понятие вторичной занятости, которая предполагает осуществление трудовой деятельности либо на основном месте работы путём удлинения рабочего дня (на том же предприятии), либо за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома). Самозанятость подразумевает самостоятельный поиск и осуществление трудовой деятельности с целью получения постоянного или временного дополнительного дохода.
Следует отметить, что количество незанятых всегда больше числа граждан, официально признанных безработными, на число лиц, которые по разным причинам не имеют работы, не ищут её и не готовы приступить к ней в ближайшее время. В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в РФ» различие между незанятыми и безработными осуществляется в соответствии с рядом следующих признаков: обращением неработающего гражданина в государственную службу занятости, регистрацией его и присвоением ему органами занятости официального статуса «безработный» с выплатой пособия по безработице.
Принято отдельно выделять численность и структуру той группы лиц, положение которой на рынке труда особенно неблагоприятно. Данная группа представляет особенно неустойчивый сегмент на рынке труда и является так называемой «критической зоной рынка труда», которая охватывает часть экономически активного населения, оказавшуюся в сложном материальном положении из-за полного или частичного отсутствия работы или низкого уровня её оплаты. В структуре данной группы выделяются следующие подгруппы:
-
лица, имеющие официальный статус безработного; -
неработающие лица, не имеющие официальный статус безработного, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума; -
лица, работающие в режиме неполной занятости и не имеющие дополнительного заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума; -
лица, занятые полный рабочий день, не имеющие дополнительного дохода, с заработной платой ниже прожиточного минимума.
При проведении государственной политики в области обеспечения занятости населения следует особое внимание уделять тем группам лиц, которые попадают в критическую зону рынка труда. Таким образом, были рассмотрены понятия занятости и безработицы, основные теории занятости. Далее рассмотрим характерные черты занятости и безработицы в Российской Федерации.
2. Сущность, причины и виды безработицы
Безработица является одной из важнейших макроэкономических проблем. Уровень безработицы непосредственно влияет на уровень цен и объём производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы. В рыночной экономике всегда существует определённое количество людей, не имеющих работы. Тем не менее, не всякий неработающий человек является безработным; например, очевидно, что дети, старики и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Таким образом, безработный - это человек, который не имеет работы или какого-то другого дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней. Для того, чтобы узнать количество безработных в каждой стране, следует все население разделить на группы по степени его трудовой активности. Вначале все лица подразделяются на две группы, первой из которых является экономически неактивное население - это жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. В эту группу входят: учащиеся и студенты дневных учебных заведений; пенсионеры (по старости и другим основаниям); лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными); отчаявшиеся найти работу; лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода). Второй группой является экономически активное население - часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения, под которой понимается доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень определяется по формуле (1.1)
занятость безработица рынок труд
Уа = (Эа/Н)?100, (1.1)
где
Уа - уровень экономически активного населения;
Н - численность населения;
Эа - численность экономически активного населения.
В свою очередь экономически активное население делится на следующие две группы: занятые, к которым относятся лица в возрасте 16 лет и старше (а также лицам младших возрастов), которые работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени), либо трудятся без оплаты на семейных предприятиях; а также безработные лица в возрасте 16 лет и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы, готовы приступить к работе, обучаются по направлению государственной службы занятости.