Файл: Программа вступительного испытания Основы психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
«Основы психологии»
для лиц, поступающих на базе среднего профессионального образования
Челябинск, 2021

Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………………….3 2. Содержание программы вступительного испытания………..……………..5 3. Перечень основной и дополнительной литературы……………………….7 4. Примерный перечень вопросов вступительного испытания…………….9 5. Критерии оценивания результатов вступительного испытания………….11 2

1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с направленностью (профилем)
образовательных программ среднего профессионального образования,
входящих в укрупненную группу специальностей: 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Цель вступительного испытания: определить уровень теоретической и практической подготовленности абитуриентов к освоению содержания образовательной программы бакалавриата по направлению 44.03.02 Психолого- педагогическое образование направленность (профиль) Психология образования, Психологическое консультирование.
Задачи вступительного испытания:
1. Выявить у абитуриентов сформированность понятийного аппарата в области психологии.
2. Определить характер представлений абитуриента о социальной значимости профессии педагога-психолога.
3. Диагностировать способность абитуриентов объяснять психологические факты и явления.
Требования к абитуриенту:
Должен знать:
1. Общую характеристику профессии педагога-психолога.
2. Категориальный аппарат психологии как науки.
3. Общую характеристику психических процессов, свойств,
состояний.
Должен уметь:
1. Анализировать особенности профессиональной деятельности педагога-психолога.
2. Использовать категории психологии для объяснения фактов и явлений реальной действительности.
Должен владеть:
3


1. Навыками психологической интерпретации ситуаций из педагогической практики.
2. Способностью объяснять психологические факты и явления с опорой на категориальный аппарат науки.
Программа вступительного испытания включает перечень тем,
выносимых на экзамен, перечень основной и дополнительной литературы,
примерный перечень вопросов и заданий вступительного испытания.
4

2. Содержание программы вступительного испытания
Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую деятельность
Психология как наука и профессиональная деятельность. Житейская,
научная, прикладная, академическая, практическая психология. Принципы и методы научной психологии. Психология как профессия: принципы, методы,
этика. Современные тенденции развития психологии. Психологическая профессия.
Научные исследования как вид деятельности психологов. Практическая психологическая работа. Сферы профессиональной деятельности психолога:
психодиагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и т.д. Психологический тренинг как профессиональное направление и как вид практической деятельности психолога. Обучение психологии. Профессиональные качества психолога. Этика профессиональной деятельности психолога. Личностные качества психолога.
Раздел 2. Общие основы психологии
Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Принципы пси- хологии. Отрасли психологии. Этапы развития психологической науки.
Методы исследования в психологии, их классификация. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии.
Общее понятие о деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь. Виды человеческой деятельности. Понятие ведущей деятель- ности.
Раздел 3. Психология познавательных процессов
Общая характеристика ощущений. Виды ощущений.
Общая характеристика восприятия. Классификация основных видов восприятия.
Общая характеристика мышления. Виды мышления. Мышление и речь.
Определение и функции процесса внимания. Виды внимания.
5


Общая характеристика памяти. Характеристика процессов памяти. Ха- рактеристика видов памяти.
Раздел 4. Основы психологии личности
Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Пси- хологическая структура личности. Понятие о направленности личности.
Потребности, интересы, установки, мировоззрение и идеалы личности. Понятие воли и волевого акта. Понятие мотива и мотивации. Потребности и их классификация.
Понятие об эмоциях и чувствах. Виды чувств и эмоциональные свойства личности. Эмоциональные проявления и их разновидности. Чувства и потребности, желания, влечения. Понятие об эмоционально-волевой сфере лич- ности.
Общая характеристика темперамента. Типы темперамента и их психо- логические характеристики.
Определение характера. Общие и частные свойства характера. Акцен- туации характера.
6

3. Перечень основной и дополнительной литературы
3.1. Основная литература
1)
Ефимова, Н.С. Основы общей психологии : учебное пособие / Н.С.
Ефимова. – Москва : ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
2)
Дубровина, И.В. и др. Психология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова,
А.М. Прихожан, А.Д. Андреева; под ред. И. В. Дубровиной. – Москва : Из- дательский центр «Академия», 2015. – 464 с.
3)
Макарова, И.В. Общая психология : учебное пособие для СПО / И.В.
Макарова.- Москва : Издательство Юрайт, 2016.-185 с.
3.2. Дополнительная литература
1)
Байбородова, Л. В. Организация психолого-педагогического исследова- ния: учебное пособие / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская, Н. П. Ансимова. –
Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – 331 c.
2)
Бордовская, Н. В. Психология и педагогика : Учебник для вузов / Н.В.
Бордовская, С.И.Розум. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 624 с.
3)
Вишняков, И. А. Введение в профессиональную деятельность педагога- психолога : учебное пособие по дисциплине «Введение в психолого-педагоги- ческую деятельность» / И. А. Вишняков. — Омск : Издательство ОмГПУ, 2017.
— 168 c. — ISBN 978-5-8268-2102-2. — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://
www.iprbookshop.ru/105280.html.
4)
Джакупов, С. М. Общая психология. Введение : учебное пособие / С. М.
Джакупов. — Алматы : Казахский национальный университет им. аль-Фараби,
2014. — 162 c. — ISBN 978-601-04-0912-5. — Текст : электронный // Элек- тронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://
www.iprbookshop.ru/58405.html.
5)
Резепов, И. Ш. Общая психология : учебное пособие для СПО / И. Ш. Ре- зепов, А. С. Гаврилова. — Саратов : Профобразование, 2018. — 75 c. — ISBN
7


978-5-4488-0192-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система
IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74503.html
6)
Челдышова, Н. Б. Общая психология : курс лекций / Н. Б. Челдышова. —
Москва : Экзамен, 2008. — 215 c. — Текст : электронный // Электронно-биб- лиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
1137.html
8

4. Примерный перечень вопросов вступительного испытания
1)
Профессия педагог-психолог.
2)
Житейская, научная, прикладная, академическая, практическая психо- логия.
3)
Научные исследования как вид деятельности психолога.
4)
Практическая психологическая работа.
5)
Психологическое консультирование как сфера профессиональной дея- тельности психолога.
6)
Психодиагностика как сфера профессиональной деятельности психолога.
7)
Психологический тренинг как профессиональное направление и как вид практической деятельности психолога.
8)
Психологическое просвещение как сфера профессиональной деятельно- сти психолога.
9)
Профессионально значимые качества личности психолога.
10)
Этика профессиональной деятельности психолога.
11)
Методы исследования в психологии, их классификация.
12)
Характеристика наблюдения как ведущего метода психологии.
13)
Характеристика основных видов экспериментального исследования в психологии.
14)
Отрасли психологии.
15)
Принципы психологии.
16)
Этапы развития психологической науки.
17)
Общее понятие о деятельности.
18)
Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.
19)
Виды человеческой деятельности.
20)
Понятие ведущей деятельности.
21)
Общая характеристика ощущений.
22)
Виды ощущений.
23)
Общая характеристика восприятия.
9

24)
Классификация основных видов восприятия.
25)
Общая характеристика мышления.
26)
Виды мышления.
27)
Мышление и речь.
28)
Определение и функции процесса внимания.
29)
Общая характеристика внимания.
30)
Виды внимания.
31)
Общая характеристика памяти.
32)
Характеристика процессов памяти.
33)
Характеристика видов памяти.
34)
Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
35)
Психологическая структура личности.
36)
Понятие о направленности личности.
37)
Потребности, интересы, установки, мировоззрение и идеалы личности.
38)
Понятие воли и волевого акта.
39)
Понятие мотива и мотивации.
40)
Потребности и их классификация.
41)
Понятие об эмоциях и чувствах.
42)
Виды чувств и эмоциональные свойства личности.
43)
Эмоциональные проявления и их разновидности.
44)
Чувства и потребности, желания, влечения.
45)
Понятие об эмоционально-волевой сфере личности.
46)
Общая характеристика темперамента.
47)
Типы темперамента и их психологические характеристики.
48)
Определение характера.
49)
Общие и частные свойства характера.
50)
Акцентуации характера.
10


5. Критерии оценивания результатов вступительного испытания
Вступительное испытание проводится в следующих формах:
− в форме письменного бланкового тестирования;
− в форме тестирования с применением дистанционных технологий при обязательной идентификации личности поступающего.
Шкала оценивания – 100-балльная.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохожде- ние вступительного испытания – 40. Время работы с тестом – 60 минут.
11