ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5584

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

борьбу из джунглей, а Китай их тайно поддерживал, несмотря на обещание этого не 
делать. Между тем, СССР сократил помощь Вьетнаму, и США уговорили Таиланд 
вытеснить «красных кхмеров» со своей территории. Стремясь не оказаться в изоляции по 
камбоджийскому вопросу, правительство КНР тоже начало оказывать сдерживающее 
влияние на «красных кхмеров».  

 

В октябре 1991 г. на второй Парижской конференции по Камбодже под эгидой ООН и 
сопредседательством Франции и Индонезии после трехмесячных обсуждений удалось 
подписать соглашение о комплексном урегулировании положения в Камбодже. Было 
принято решение передать власть в стране Высшему национальному совету и Временной 
администрации ООН по Камбодже. Временная администрация должна была провести 
свободные выборы, а Высший национальный совет – совместно с ней выработать 
формулу раздела власти таким образом, чтобы были учтены интересы всех партий. На 
1993 г. было намечено проведение в Камбодже первых всеобщих демократических 
выборов на многопартийной основе под наблюдением ООН. В стране были размещены 
воинские контингенты ООН.  

 

Выборы были проведены 28 мая 1993 г. По новой конституции, одобренной 21 сентября 
1993 г., в Камбодже было восстановлено королевское правление. Нородом Сианук был 
торжественно провозглашен королем, которому основной закон отводил роль символа 
единства нации. Правительство страны возглавили два премьер-министра, 
представлявшие прежнее провьетнамское правительство и группы Нородома Сианука. 
«Красные кхмеры», потерпев поражение на выборах, продолжали партизанскую борьбу.  

К содержанию главы 

 

Нормализация отношений Советского Союза с КНР 

 

Вывод вьетнамских войск из Камбоджи означал, что последнее из «четырех препятствий» 
для нормализации советско-китайских отношений было устранено. Численность 
советских войск в азиатской части страны быстро уменьшалась. Было списано около 
половины судового состава устаревших кораблей Тихоокеанского флота. Прошла 
реорганизация военных округов в восточных районах страны таким образом, чтобы они 
были сориентированы на сдерживание скорее американо-японской, а не китайской 
угрозы. Москва заявила об отказе от увеличения в азиатской части страны числа ядерных 
ударных средств наземного базирования и самолетов-носителей ядерного оружия. Войска 
из Монголии были полностью выведены. В условиях недофинансирования, испытывая 
трудности в ремонтном обслуживании, снабжении топливом и комплектовании боевым 
составом российский Тихоокеанский флот отказался от маневрирования на океанской 
волне и прекратил патрулирование отдаленных районов Тихого океана.  

 


background image

В 90-х годах произошло значительное укрепление региональных экономических и военно-
политических позиций КНР. Благодаря {♦} реформе, начатой в конце 1978 г. под 
руководством лидера компартии Китая Дэн Сяопина (1904-1997), китайская экономика 
вышла из кризиса. К середине 80-х годов в стране была решена продовольственная 
проблема, а к началу 90-х годов КНР стала одним из крупных мировых экспортеров. В 
стране осуществляется «очаговая модернизация» и индустриализация на современной 
технологической основе. По оценкам специалистов, Китай к концу столетия вышел на 
третье место в мире по объемам ВНП, уступая США и Японии.  

 

1989 г. был решающим для нормализации отношений Москвы и Пекина. В мае состоялся 
первый за много лет официальный визит высшего руководителя СССР в Китай. В ходе 
поездки М.С.Горбачева в Пекин были подписаны документы о нормализации советско-
китайских межгосударственных отношений. Одновременно состоялась встреча 
М.С.Горбачева с Дэн Сяопином, после которой руководство КПК заявило о том, что 
отношения между КПСС и КПК тоже считаются нормализованными. Вслед за тем, в 
апреле 1990 г. в ходе визита в Москву премьера Госсовета КНР Ли Пэна было подписано 
соглашение о демилитаризации советско-китайской границы, а в мае 1990 г. была 
достигнута первая за много лет договоренность о закупках Китаем в СССР истребителей 
МИГ-29 и СУ-27.  

 

При этом не прекращалось военное сотрудничество Китая с США. На территории 
Синьцзяна работали китайско-американские центры электронного слежения за 
советскими ракетами и испытаниями ядерного оружия в Средней Азии и Сибири, 
продолжался обмен разведывательной информацией о советских военных объектах и 
размещении вооруженных сил, своим ходом шли поставки отдельных видов 
компьютерной техники военного назначения. США стремились «компенсировать» свое 
сближение с СССР, предупредив возникновение у Китая подозрений по поводу того, что 
оно может идти за счет интересов КНР. Одним из шагов, умиротворяющих Пекин, было 
предоставление Китаю в 1988 г. статуса «дружественной, неприсоединившейся страны», 
что резко упростило ему доступ к высокосложным технологиям. Улучшение отношений 
США и СССР не повлекло за собой ухудшения отношений одной из этих держав с КНР.  

 

В июне 1989 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине произошли выступления китайской 
молодежи, требовавшей либерализации политической системы страны. Они были 
подавлены. В ответ США приостановили поставки вооружений в Китай, заморозили 
политический диалог и предоставление КНР кредитов на сумму 1,3 млрд долл. Однако, не 
желая отчуждения в отношениях, американская администрация в июле и декабре 1989 г. 
дважды направляла в Пекин с секретной консультационной миссией помощника 
президента по национальной безопасности Брента Скоукрофта. Чтобы не раздражать 
Китай, президент Дж.Буш наложил вето на законопроекты конгресса о представлении 
права на проживание в США всем китайским студентам, находившимся на обучении в 
стране, а также настоял на продлении для КНР режима наибольшего благоприятст-
{♦}вования в торговле. Со своей стороны КНР учла пожелания США в отношении 
соблюдения прав человека.  

К содержанию главы 


background image

 

Ослабление напряженности в Корее 

 

После владивостокской речи М.С.Горбачева изменился подход СССР ко многим странам 
азиатско-тихоокеанского региона. Советский Союз отказался от попыток расширить свое 
присутствие в южных районах Тихого океана. Стал возрастать интерес Москвы к 
нормализации отношений с Южной Кореей. Под давлением США в 1986-1987 гг. в этой 
стране началась либерализация. Глава режима Ч он Ду Хван принял решение провести 
новые президентские выборы в 1987 г. и, предварительно назначив нового кандидата 
правящих сил, ушел в отставку. В декабре 1987 г. президентом был избран Ро Дэ У – 
бывший военный, покинувший службу перед тем, как стать кандидатом на президентский 
пост. Это открыло путь к улучшению советско-южнокорейских отношений. В апреле 1989 
г. были установлены торговые связи Москвы и Сеула, а в октябре 1990 г. – 
дипломатические отношения. Со своей стороны, США объявили в январе 1990 г. о 
намерении сократить военное присутст вие в Корее с 45 до 43 тыс. человек. Это решение 
привело к ожив лению диалога между двумя частями Кореи, в центре которого ока залось 
превращение Корейского полуострова в безъядерную зону и заключение договора о 
ненападении между Пхеньяном и Сеулом (подписан в декабре 1991 г.).  

 

К 90-м годам стало ясно, что военно-политические отношения США с Японией и Южной 
Кореей не выросли в единый трехсторонний комплекс. Двустороннее начало осталось в 
отношениях между этими странами преобладающим, то есть Япония и Южная Корея 
строили свои военно-политические отношения с США независимо друг от друга. США 
сохранили свои военные гарантии безопасности Южной Кореи на случай конфликта с 
Севером. На территории Южной Кореи остался контингент американских войск.  

 

Южная Корея в 90-х годах добилась существенного укрепления своих международно-
политических позиций за счет установления дипломатических отношений с Советским 
Союзом (в январе 1990 г.), рядом других бывших социалистических стран, а затем и (в 
1992 г.) с КНР. Эти обстоятельства могли способствовать созданию более благоприятных 
внешних условий для сближения двух Корей и осуществления дипломатической формулы 
«перекрестного признания», в соответствии с которой Советский Союз и Китай как 
бывшие союзники КНДР по войне 1950-1953 гг. признали бы Сеул, а США и Япония 
установили бы дипломатические отношения с Пхеньяном. Шагом в этом направлении был 
одновременный прием 17 сентября 1991 г. обоих корейских государства в ООН.  

 

Вскоре вслед за тем, в декабре 1991 г., КНДР и РК подписали межправительственное 
соглашение о примирении, ненападении и сотрудничестве, а в феврале 1992 г. – 
совместную декларацию о {♦} безъядерной зоне на Корейском полуострове, согласно 
условиям которой обе стороны провозгласили отказ от производства, хранения, 
размещения, приобретения или испытания ядерного оружия. Однако на практике 
оздоровления на Корейском полуострове не происходило из-за высокого уровня 
взаимного недоверия между КНДР, с одной стороны, и Южной Кореей и США, с другой.  


background image

К содержанию главы 

 

«Доктрина невмешательства» М.С.Горбачева 

 

Подобно тому как к концу 80-х годов советское руководство пришло к выводу о 
нецелесообразности финансирования военной организации ОВД, оно стало считать 
ненужным бременем и экономический союз с восточноевропейскими союзниками – СЭВ. 
Внутри СЭВ к тому времени было много разногласий. Восточноевропейские страны 
полагали, что Советский Союз подчинил их своим интересам, заставив переориентировать 
на него их внешнеэкономические связи. СССР был главным покупателем 
потребительских товаров и продовольствия из восточноевропейских стран, которые те 
рассчитывали с большей выгодой сбыть на западноевропейских рынках за свободно 
конвертируемую валюту, а не на условиях оплаты по системе безвалютных расчетов в 
рамках СЭВ.  

 

Советское руководство тоже перестало считать связи с Восточной Европой выгодными, 
решив, что обеспечивать союзников поставками нефти и газа по ценам ниже мировых 
нецелесообразно. В Москве приняли решение перевести торговлю энергоносителями со 
странами СЭВ на расчеты в свободно конвертируемой валюте и начать поэтапный 
переход к договорам о поставках нефти в социалистические страны по мировым ценам. 
Это решение лишало сотрудничество восточноевропейских государств с Советским 
Союзом экономического смысла, так как поставки дешевых энергоносителей были для 
них главным стимулом к торговле с СССР.  

 

Начавшиеся в СССР перемены поначалу минимально отразились на восточноевропейских 
странах. Созданная в них по советскому образцу консервативная партийно-
номенклатурная модель власти не способствовала переменам. Восточноевропейские 
коммунисты с сомнением наблюдали за демократическими реформами в СССР, опасаясь 
следовать советскому примеру. Особенно настороженно на «перестройку» реагировали в 
ГДР, Румынии и Болгарии, где сложились режимы авторитарной власти партийных 
лидеров – соответственно, Эриха Хонеккера, Николае Чаушеску и Тодора Живкова. На 
фоне реформ М.С.Горбачева консерватизм восточноевропейских компартий выглядел 
одиозно. Их руководители в конце 80-х годов пыталось вводить ограничения на 
информацию о советских реформах.  

 

Наибольшая тревога по поводу событий в СССР ощущалась в Румынии. Эта страна 
занимала в «социалистическом мире» особое место. Она входила в Движение 
неприсоединения, а в 1967 г. была единственной из числа союзных Советскому Союзу 
стран, которая {♦} отказалась разорвать дипломатические отношения с Израилем из-за его 
агрессии против арабских стран. После отказа Румынии в 1968 г. поддержать 
интервенцию стран ОВД в Чехословакии коммунистический режим в Румынии стал 
считаться на Западе самым «либеральным» в Восточной Европе. Но с учетом 


background image

«перестройки» в СССР все изменилось. Улучшение отношений между СССР и Западом 
лишало смысла «румынскую фронду». В стране росло недовольство проводимой 
руководством Н.Чаушеску политикой жесткой экономии, злоупотреблениями, которые 
допускали члены его семьи, культом личности самого Н.Чаушеску, наконец, политикой 
«румынизации» в отношении венгерского населения Трансильвании и Баната. Румынский 
коммунистический режим «вдруг» оказался самым косным в социалистическом лагере.  

 

Придя к выводу о «нерентабельности» сохранения зоны влияния в Восточной Европе, 
советское руководство перестало считать себя ответственным за сохранение у власти в 
восточноевропейских странах коммунистических правительств. Либо страны Восточной 
Европы должны были реформироваться в соответствии с «моделью Горбачева», либо они 
должны были сами отвечать за свое будущее. В октябре 1989 г. во время официального 
визита в Финляндию М.С.Горбачеву был задан прямой вопрос о его мнении о ситуации в 
ГДР, где как раз в тот момент поднялась волна общественного недовольства под лозунгом 
отстранения от власти генерального секретаря ЦК СЕПГ Э.Хонеккера. Отвечая на вопрос, 
советский лидер впервые заявил о том, что Советский Союз не имеет намерения 
вмешиваться в дела восточноевропейских стран. Это означало отказ Москвы от доктрины 
«социалистического интернационализма» (или «доктрины ограниченного суверенитета», 
как ее называли на Западе).  

 

3 декабря 1989 г. на острове Мальта в Средиземном море состоялась встреча 
М.С.Горбачева с президентом США Джорджем Бушем (старшим), который был избран 
вместо Р.Рейгана в ноябре 1988 г. тоже от республиканской партии. В литературе можно 
встретить мнение о том, что во время встречи на Мальте советская сторона достигла 
договоренности с США о невмешательстве в происходившие в Восточной Европе 
события. Положение в социалистических странах действительно обсуждалось на Мальте, 
но сама встреча состоялась в конце осени 1989 г. – когда антикоммунистические 
трансформации в Восточной Европе фактически были завершены всюду, кроме Румынии. 
Поэтому советско-американские дискуссии не могли иметь решающего значения для 
развития восточноевропейской ситуации. Во время встречи на Мальте руководители 
СССР и США официально провозгласили окончание «холодной войны». Впоследствии 
эта символическая формула неоднократно повторялась лидерами России и США 
применительно к целому ряду международных ситуаций. {♦}   

К содержанию главы 

 

Антикоммунистические «революции» 

      в странах ВосточнойЕвропы 

 

Волны информации о «перестройке», несмотря на запреты, достигали социалистических 
государств и стимулировали антиправительственное брожение. Даже антироссийски и 
антисоветски настроенные политики видели в М.С.Горбачеве и «перестройке» знак 
обновления, перемен, отказа от того строя, который был создан в Восточной Европе после